ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИЙ




Результатом инновационной деятельности являются ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера.

Ноу-хау могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по производству изделий; проведению научных исследований и разработок, а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.

Ноу-хау — термин, применяемый для обозначения обязательства по передаче на коммерческой основе другой организации выраженных в форме документации технических знаний, опыта, навыков, включая инжиниринговые услуги; это совокупность знаний и навыков, которые носят конфиденциальный характер. Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.

В отличие от секретов производства «ноу-хау» не патентуются, поскольку в значительной своей части состоят из определенных приемов и навыков и, поэтому не пользуются патентной защитой.

Первоначально «ноу-хау» понималось как информация, необходимая для осуществления изобретения и специально упущенная заявителем в патентном описании (смысл – «знать, как применить патент»), с течением времени термин «ноу-хау» утратил первоначальное значение и стал обозначать «знать, как сделать». Под «ноу-хау» обычно понимают [7]:

- технологические, конструкторские решения и секреты, не охраняемые патентами (комплекс технических знаний) или нововведения, которые могли бы быть защищены патентами, но незапатентованы по тем или иным причинам;

- конфиденциальные сведения различного характера (коммерческие секреты).

Ноу-хау технического характера кроме незарегистрированных образцов включают также техническую документацию, инструкции, производственный опыт и описание технологий, знания и навыки в области статистической, финансовой отчетности, правовой и экономической работы. Под “ноу-хау” коммерческого характера подразумевают адресные бланки данных, картотеки клиентов, данные об организации и эффективности производства, данные об обучении персонала и другие сведения [7].

Основные признаки «ноу-хау»:

- неизвестность неопределенному кругу лиц и отсутствие свободного доступа к информации;

- наличие явных усилий владельца «ноу-хау» по его сохранению в секрете;

- коммерческая и промышленная ценность соответствующей информации.

Права обладателей конфиденциальной информации закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации [2]. Неправомерное использование «ноу-хау» влечет за собой имущественную ответственность, которая включает в себя компенсацию его владельцу прямого ущерба, упущенной выгоды и моральных издержек (в соответствии с гражданским законодательством РФ). При передаче прав на использование «ноу-хау» оговаривается конфиденциальность информации, и предусматриваются санкции за ее нарушение.

Передача ноу-хау – один из видов передачи объектов инновационной деятельности. Сделка по передаче ноу-хау — предоставление беспатентной лицензии. Основные особенности передачи ноу-хау [8]:

- большой риск, связанный с раскрытием конфиденциального существа ноу-хау до заключения контракта и утечкой ноу-хау от получателя третьим лицам после заключения контракта;

- необратимый характер передачи ноу-хау;

- постоянно присутствующий временной фактор;

- неопределенность периода сохранения конфиденциальности ноу-хау.

Коммерческая передача ноу-хау оформляется лицензионными отношениями (договорами, соглашениями), предусматривающими не только передачу соответствующей документации, но также и подготовку персонала и оказание иной технической помощи импортеру. Лицензионные соглашения – это соглашения о передаче прав на использование лицензий, «ноу-хау», товарных знаков [9].

Права на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией. Лицензии различаются по характеру и объему прав, по наличию правовой охраны, по способам передачи и условиям использования и другим признакам [3].

Лицензия – это разрешение, выдаваемое патентовладельцем (лицензиаром) юридическим и физическим лицам (лицензиатам) на коммерческое использование изобретения, защищенного патентом, в течение определенного срока и за определенное вознаграждение. Право собственности на него остается за лицензиаром. Предоставление лицензии регулируется лицензионным соглашением между лицензиатом и лицензиаром.

Различают три основных вида лицензий:

- неисключительная (простая) лицензия позволяет лицензиару самому использовать изобретения или технические знания или выдавать лицензию другим лицам

- исключительная лицензия лишает лицензиара права использовать изобретение или технические знания в пределах определенной территории и предоставлять ее на данное изобретение другим лицам для использования в пределах территории, на которой действует лицензиат (разновидность данной лицензии – ограниченная исключительная лицензия – сужает возможность лицензиата по использованию лицензии за пределами обозначенной в лицензионном соглашении территории)

- полная лицензия предполагает полный отказ лицензиара от самостоятельного использования изобретения.

Продажа (передача) инновации — акт распространения (диффузии) в различных формах, разными способами и по разным каналам. Может передаваться на коммерческой или некоммерческой основе, быть внутриорганизационной, внутрирегиональной, внутригосударственной и международной.

Передача лицензий – один из видов передачи объектов инновационной деятельности [8]. Является наиболее распространенным способом коммерческого трансферта технологий и осуществляется в тех случаях, когда доход от продажи лицензии превышает издержки по контролю использования лицензии и упущенную выгоду при отказе от монополии на передаваемую технологию на данном рынке. Часто по лицензиям передаются не самые новые технологии, а так называемые «технологии промежуточного поколения».

Эффективность инновационной деятельности можно оценить через конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках. Представление результатов инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынке может происходить путем передачи научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, новых технологий.

Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с выходом на лицензионный рынок. Передача технологий может происходить как в пределах одной страны, так и на международном уровне.

Лицензионная торговля представляет собой основную форму международной торговли. Она охватывает сделки с "ноу-хау", патентами на изобретения. Кроме того, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего «ноу-хау». В международной торговле широко распространены лицензионные соглашения, которые предусматривают комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними "ноу-хау". Могут быть беспатентные изобретения и "ноу-хау".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: