Проблема кроликов в Австралии




Что такое «интродукция». Иноземные «гости»

 

Причины малы, а последствия велики.
Достаточно одного щелчка, чтобы
нарушить равновесие в природе.
Роже Гейм,
"Путешествие натуралиста
вокруг света"

 

Приветствую вас, друзья!

Вы уже знакомы с типами взаимоотношений между животными. Объясните, какой тип взаимоотношений существует между этими видами животных.

    Грифы доедают остатки трапезы львов   (нахлебничество)
    Дикобраз поселяется в норе, вырытой трубкозубом     (квартирантство)
Крокодиловый сторож склевывает остатки пищи между зубами крокодила   (нахлебничество)
Гадюка питается мышами и полёвками     хищничество
тля   Муравьи заботятся о тле, едят ее сладкие выделения («молочко»)   симбиоз (мутуализм)
Клещ питается кровью лисы (и не только лисы)   (паразитизм)

На рисунке вы видите примеры завезённых в наши края растений. Но мы сегодняостановимся на примерахосвоения новых территорий животными.

Нужно ли человеку задумываться о том, какие последствия может иметь непродуманное заселение территории новым видом?

Какие задачи мы поставим на занятии?

- Познакомиться с примерами интродукции животных.

- Проанализировать, какие последствия повлекла за собой интродукция разных видов животных в разных точках планеты (или может повлечь).

 

Интродукция всегда сопровождала деятельность человека. Например, ещё в древности расселялись человеческие племена и народы, вместе с собой они расселяли семена культурных растений, скот.

Пример непреднамеренной интродукции – это распространениесерых крыс (пасюков). Специально этому никто не способствовал, но крысы – вечные спутники человека, эти непрошенные соседи проникают всюду, где есть людские поселения. Их нет только в приполярных и полярных областях и в Антарктиде. (Красным цветом показаны территории, где встречается серая крыса. Да и сами вы их наверняка видели).

 

Также непреднамеренно попал в Евразию из Северной Америки колорадский жук. У себя на родине он жил в горах и питался дикими растениями из семейства пасленовые – родственниками картофеля. Но с грузами случайно попал в Европу. И там он начал самостоятельно расселяться, захватывая все новые и новые территории.

 

Подробнее об этом вы можете прочитать в приложении в конце файла.

 

 

А вот в Австралиюспециально завозили животных – овец, кроликов, кошек и других. Это происходило во время освоения Австралии англичанами в 19 веке. История с расселением кроликов известна всему миру.

Проблема кроликов в Австралии

Это случилось во времена освоения Австралии англичанами. 1859 году капитан судна «Молния» доставил в Австралию 24 кроликов. Белые переселенцы плакали от умиления, глядя на знакомых зверьков, напоминавших о родной Англии. Человек, который в том году застрелил кролика был наказан большим штрафом.

А через несколько лет австралийцам стало ясно, что в образе милого кролика они выпустили на волю чудовище. В Австралии не было естественных врагов кроликов, а климат и местные растения в качестве корма им отлично подошли. В результате произошел невиданный рост численности кроликов.

Уже через несколько лет они начали превращать австралийские территории буквально в пустыни, полностью уничтожая травяной покров. Австралийцы миллионами отстреливали их, травили разными ядами, в конце концов перегородили континент изгородью из проволочной сетки, чтобы хоть как-то ограничить распространение неожиданного врага. Ничто не помогало. Лишь в 1950 году, когда австралийские власти пошли на рискованный шаг и среди кроликов был распространен инфекционный вирус миксоматоза, удалось, кое-как решить «кроличью проблему». Только с этого момента началось возрождение равнин, превращенных, казалось бы, безобидными зверьками в пустыню без травы. Почти столетие длилась борьба, и сколько труда, энергии, средств они стоили людям! Известный английский физик, лауреат Нобелевской премии Дж. Томпсон метко назвал подобные случаи стрельбой, при которой ружье ранит стрелявшего. Видеофрагмент о нашествии кроликов https://www.youtube.com/watch?v=WybL2aNWjdA(до 02 мин. 05 сек.).

 

Итак, какие же последствия имело желание людей поселить на новом месте жительства милых животных со своей родины?

Одно из последствий – то, чтов результате нашествия кроликов пострадали местные австралийские виды. Ведь возникла острая конкуренция между травоядными животными. Так, несколько видов кенгуру не смогли выдержать такой конкуренции и вымерли. Это невосполнимая потеря.

Почему же кролики смогли заполонить целый континент?

Самка в среднем за год приносит 30 крольчат, причём старшие её дети, рождённые, например, в январе, к концу года уже способны давать потомство. Через три года в Австралии разразилось настоящее бедствие. Число кроликов доходило до 750 миллионов — в десятки раз больше, чем людское население континента. Дикие собаки динго охотились на овец и не наносили большого урона кроличьему поголовью. (Завезли лис, чтобы «заменить» не оправдавших надежд диких собак динго. Но лисы предпочитали ловить мелких грызунов, а не гоняться за шустрыми зверьками.)

 

И это не единственный удар, который постиг Австралию. Уж очень специфичны её местные флора и фауна. Ведь из млекопитающих, населяющих ее до приезда европейцев, там жили лишь сумчатые, к которым не относилось лишь два вида – австралийцы-аборигены и собака динго.

В приложении вы можете почитать историю про интродукцию в Австралию жабы ага. Это удивительная история. Вроде бы человек действовал в соответствии с принципами природы – завёз растение, завёз хищника для регуляции численности вредителя этого растения, но… не до конца продумал всю цепочку последствий и потерял контроль над ситуацией.

 

Ввоз животных проводился и в нашу страну. Например, для пушного промысла в нашу страну завезли ондатру из Северной Америки.

Это небольшой грызун, питающийся околоводными растениями и двустворчатыми моллюсками. Как вы считаете, с какими местными животными и как оно стало взаимодействовать? Представьте, что вы работаете по проекту переселения видов и вам надо решить, полезен ли будет природе такой новосёл?

 

В целом, ондатра не сильно повлияла на местную природу, например, выстроила отношения квартирантства с бобром.

Но она негативно влияет на выхухоль, которую вытесняет. Выхухоль – очень редкое животное, поэтому ее сохранение важнее сомнительной пользы охотничьего промысла ондатры. Поэтому, если бы сейчас стоял вопрос, интродуцировать ондатру или нет, однозначно стоило бы отказаться от такой идеи.

 

Но есть и мирные случаи интродукции. Например, с Дальнего Востока в Европейскую часть России завезли енотовидную собаку – интересное животное, внешне имеющее некоторое сходство с енотом. Это единственное животное из псовых, которое впадает на зиму в спячку!Познакомимся с этим животным поближе.

Излюбленные места обитания енотовидной собаки — влажные луга с заболоченными низинами, заросшие поймы рек и приречные леса с густым подлеском. Убежищами ей обычно служат норы барсуков и лисиц (зачастую жилые), реже - вырытые самостоятельно, а также ниши среди корней деревьев, расщелины скал и т. д.

Енотовидная собака всеядна. Питается животной и растительной пищей: летом - мышевидными грызунами, птицами и их яйцами, лягушками, жуками, осенью - зерном овса, ягодами, опавшими плодами и т. д. Не брезгует падалью, снулой (погибающей, задохнувшейся) рыбой и пищевыми отбросами. К зиме енотовидные собаки откармливаются, так что их масса увеличивается на 2 кг и более, и залегают в спячку.

На енотовидных собак охотятся волки и рыси, бродячие собаки. Енотовидные собаки могут погибать от эпидемий пироплазмоза (болезнь, передающаяся с укусом клеща) и переносить бешенство.

В потомстве у них 6-8 щенят, максимум - до 14-16. Новорождённые щенки весят 50-120 грамм – с шоколадку. Плодовитость самки сильно зависит от её упитанности и погодных условий. В выкармливании щенят принимают участие оба родителя. Молодые растут быстро и к концу осени (через 4,5 месяца) достигают размеров взрослых животных.Родившиеся весной щенки уже самостоятельны в начале осени, но многие погибают в первую зиму. Длительность жизни - 3 - 4 года в природе и 15 лет в неволе.

Интересно, что в Японии, где енотовидные собаки жили испокон веков, они – герои народных сказок, хитрые и находчивые, как лисы в наших сказках. Зовут их Тануки.

Встречались ли вам енотовидные собаки? Между тем, этот зверь в небольших количествах встречается на территории нашей области. Почему же не произошла вспышка численности этого животного? Как вы думаете, принесла ли пользу интродукция этого животного?

 

Происходит ли в наши дни интродукция? Да. Многие из вас знакомы с красноухими черепахами – их содержат дома в качестве экзотических питомцев. Но покупают их крошечными, размером чуть больше 5-рублевой монетки, а спустя пару-тройку лет они вырастают размером с суповую тарелку. Ухаживать за ними становится сложно, и некоторые несознательные люди выпускают их в наши местные водоемы. Летом они чувствуют себя привольно. По образу жизни и питанию они сходны с нашей местной болотной черепахой, но шустрее и немного крупнее нее. В не очень суровые зимы они могут выживать, в морозные гибнут. Но естественный отбор может сыграть свою роль – есть вероятность, что появятся морозоустойчивые виды. Какие это может иметь последствия? (Один из вариантов – красноухая черепаха полностью вытеснит болотную. Поэтому ни в коем случае нельзя выпускать красноухих черепах в наши водоёмы!).

Итак, мы с вами познакомились с несколькими примерами интродукции животных.

Большинство их них имеют отрицательные последствия для природы. Некоторые последствия бездумного, безответственного, грубо потребительского отношения к природе удаётся поправить быстро и полностью, другие частично, но немало и таких, которыевообще непоправимы. И чем дальше идет человек вперед по историческому пути, темглубже осознает, что он - часть природы. И стараться изменять ее - значит подрывать основы своего существования.

Какие выводы из примеров интродукции вы можете сделать?

1. Интродукция может быть намеренной и непреднамеренной.

2. Интродукция может иметь катастрофические последствия. Поэтому человечестводолжнохорошо продумывать, не повлечет ли то или иное его действие негативных последствий для природы.

3. Без биологических знанийневозможногармоничное существование человека и природы.

Вернемся к эпиграфу занятия. Подтвердил или опроверг материал занятия это мнение?

Ваше мнение и вопросы по занятию присылайте в комментарии или личные сообщения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: