Тема: «Политическая карта мира и место на ней стран
В условиях «холодной войны» происходило моральное сплочение Западной и Северной Европы, которое подкреплялось большими достижениями в экономической интеграции. Политики и промышленники сразу после войны выдвигали мысль о необходимости создания в Европе общего рынка, в рамках которого координировалась бы финансовая и экономическая политика.
Толчок в этом направлении исходил от французов. 9 мая 1951 г. по предложению французского министра иностранных дел М. Шумана было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Этим соглашением немецкая тяжёлая промышленность была поставлена под совместный контроль. Взамен немцы получили доступ на рынки европейских стран. Центр европейской тяжёлой и военной промышленности, сконцентрированный в Руре, Саарской области, Лимбурге, Валлонии, Люксембурге и Лотарингии, перестал быть постоянным источником войн, беспокойства, потрясений, конфликтов и превратился в место, где развивалось экономическое сотрудничество.
Распад двухполюсного мира вызвал довольно противоречивые настроения в политической жизни Западной Европы. Вместо угрозы глобального столкновения двух сверхдержав, СССР и США, появилось множество локальных военных противостояний, в которых западноевропейские государства принимали непосредственное участие.
Основными политическими организациями, которые ориентировали политическую жизнь Западной Европы, были ООН, НАТО и ЕС. В 1995 году 52 государствами, входящими в состав ОБСЕ был подписан пакт «О стабильности в Европе», в котором закреплялись добрососедские отношения в виду положений Совета Европы и ООН.
|
Членство западноевропейских государств в НАТО определило их участие в Коссовском конфликте в 1999 году.
В конце 20 века политическая роль Европейского Союза в жизни Западной Европы значительно увеличилась. Начиная с 1996 года по 2004 год, количество стран-участников увеличилось на 10 государств. Именно в этот период Европейский союз изменил статус исключительно экономической организации на экономико-политическое образование.
Послевоенному восстановлению народного хозяйства развитых европейских стран, который занял 5–6 лет, весьма способствовала американская экономическая помощь в рамках плана «Маршала».
По этому плану в 1948–1951 гг. 77 странам Европы были поставлены на сумму около 17 млрд. долларов (частично взаймы, частично как дотации) американское довольствие, сырье, одежда, промышленное оборудование, запчасти и другие товары. Местная валюта, вырученная от продажи на внутренних рынках потребительских американских стран, способствовала снижению инфляции, превращалась в инвестиции для отечественной тяжелой индустрии.
План Маршала оказал благотворное воздействие и на европейскую, и на американскую экономику. За 1947–1950 гг. объем продукции основных отраслей в Западное Европе увеличился более чем наполовину, а по таким видам, как минеральные удобрения, цемент, сталь, транспортные средства, нефтепродукты, – от 65 до 200 %, это все означало быстрое развитие земледелия, строительства, путей сообщения.
Оживилась внешняя торговля: за 1948–1952 гг. экспорт из Западной Европы возрос наполовину, а из Канады и США – еще больше.
|
За 1950–1980 гг. энергетика, а с ней весь хозяйственный комплекс Запада, сделали новый взлет: душевое производство электричества в Англии в 1990 г. составило 5543, во Франции – 7442, в Германии – 7213, в Японии – 6478, в США – 12659 кВт/ч. Эти данные говорят о том, что произошла технологическая модернизация Франции, Англии и Японии.
В 1957 г. возникло Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), в которое первоначально вошли Франция, ФРГ, Италия, страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). В 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Ирландия, Дания, в январе 1981 г. Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия. Уровень интеграции и интенсивность экономических связей в ЕЭС были несравненно выше, чем в странах, присоединившихся к Совету экономической взаимопомощи.
Внешнеполитическая жизнь стран Западной Европы после Второй мировой войны складывалась исключительно благоприятно. Европейские демократии, в межвоенный период не находившие согласия, под давлением настоящей или мнимой советской угрозы смогли довольно быстро договориться о принципах взаимоотношений. Огромную роль в этой стабилизации сыграла скорая и полная интеграция побеждённых Германии и Италии.
С государствами, находившимися вне ЕЭС, произошла метаморфоза, приблизившая их по уровню экономического развития к передовым европейским странам. Самым поразительным примером такой метаморфозы стала Испания.Особенно важным явлением европейской истории периода «государства благоденствия» было франко-германское примирение и обращение к взаимной открытости, доверию друг к другу. Не только во франко-германском сближении, но и в целом на Западе весьма значимым фактором примирения и консолидации стало создание нового морального климата, отказ от старых взаимных претензий и ненависти, обращение к христианскому прощению, в чём большую роль сыграло Движение Морального Перевооружения (МПВ). Христианское прощение было особенно актуально после войны, годы которой были перенасыщены взаимной ненавистью воевавших народов. Инициатором создания МПВ в 1938 г. был американец Фрэнсис Букман (1878-1961), который наряду с сочувствующими движению канцлером ФРГ К. Аденауэром и министром иностранных дел Франции М. Шуманом является одной из ключевых фигур послевоенного развития Европы. Этим людям Европа обязана диалогу и сотрудничеству в решающие послевоенные годы. В рамках Движения практиковался школьный и студенческий обмен.
|
Американская администрация была очень озабочена мощью коммунистических партий во Франции и в Италии. Такие основания у неё имелись не только в отношении этих стран. После войны в Европе коммунисты приняли участие в правительствах Бельгии, Дании, большинстве немецких земель. В Норвегии даже обсуждался проект объединения социал-демократов и коммунистов, правда не реализованный на деле. Советская пропаганда утверждала, что коммунистов из правительств в Бельгии, во Франции вытеснили по указке Вашингтона, но их уход был связан с обычной демократической политической игрой. Единственным исключением стала Италия: госсекретарь США Маршалл в мае 1947 г. оказал давление на де Гаспери, чтобы тот удалил коммунистов. США широко вмешивались в ход выборов в Италии в апреле 1948 г. На тех выборах победила ХДП, набрав 48,5 % голосов, что обеспечило ей 305 из 574 мест в парламенте.
4 апреля 1949 г., 12 государствами (США, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Исландия, Норвегия, Дания, Голландия, Бельгия, Люксембург и Португалия) был заключён договор о создании блока стран Североатлантического договора (НАТО), который хотя и не предусматривал оказания военной помощи, однако делал США союзником европейских стран против советской угрозы. После ратификации договора сенатом линия обороны США стала пролегать в Европе, а безопасность Америки теперь напрямую зависела от мировой безопасности.
Во второй половине ХХ в. интеграционные процессы получили
развитие в различных регионах мира. Заключая региональные торгово-экономические соглашения, государства брали курс на устранение ограничений в движении товаров, услуг, капиталов, людских
ресурсов, на создание надгосударственных механизмов управления
хозяйственным взаимодействием, на гармонизацию национальных
законодательств.
В 1990-е гг., после распада социалистической системы, сформировалась так называемая «Вышеградская группа». В феврале
1991 г. в венгерском городе Вышеграде была подписана Декларация о сотрудничестве между Польшей, Чехословакией и Венгрией с
целью последующей интеграции в структуры Европейских сообществ / Европейского Союза. В декабре 1992 г. в Кракове Венгрия,
Польша, Словакия и Чехия подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), которое вступило в силу
1 марта 1993 г. В данном случае субрегиональная интеграция рассматривалась как промежуточный этап, предшествующий вступлению в ЕС и позволяющий государствам-кандидатам подготовить
необходимую экономическую, законодательную, институциональную
основу для принятия соответствующих обязательств.
Круг участников практически всех объединений, рассмотренных
в рамках пяти моделей, на определенных этапах расширялся. Но в
долгосрочной перспективе наиболее эффективной и избранной
большинством европейских государств оказалась интеграционная
модель Европейских сообществ. К первоначальному однородному «ядру», состоящему из шести государствучредителей, присоединились Великобритания, Ирландия и Дания
(1973), Греция (1981), Испания и Португалия (1986), Австрия, Швеция и Финляндия (1995). Последнее расширение Европейского
Cоюза стало наиболее масштабным – в 2004 г. новыми членами организации стали сразу десять государств. Данная тенденция не
могла не оказать влияние на характер европейской интеграции.
Различия в уровнях экономического развития государств-участников
и степени стабильности демократии, особенности политической
культуры и специфика социального законодательства, несовпадение взглядов на допустимую степень ограничения национального
суверенитета, – эти и другие проявления нарастающей внутренней
неоднородности Европейского Союза обусловили возникновение
феномена дифференцированной интеграции. Как справедливо отмечают исследователи, «дифференцирован не только сам процесс,
но и его обозначение – в современном политическом и научном лексиконе Западной Европы можно встретить свыше десятка самых
различных его наименований». Вопрос о том, в какой мере
каждый из этих терминов («Европа разных скоростей», «Европа a la
carte», «более тесное сотрудничество», «концентрические круги»,
«вариабельная конфигурация» и др.) отражает идею дифференцированной интеграции, является дискуссионным.
Дифференцированная интеграция, на наш взгляд, предполагает
существование особых режимов, представляющих собой исключения из единых правил, установленных источниками европейского
коммунитарного права для государств-участников. Необходимость
подобных исключений возникает в следующих случаях:
1) когда государство не соответствует критериям, позволяющим осуществлять наднациональное регулирование;
2) когда государство не заинтересовано в расширении компетенций наднациональных институтов;
3) когда группа государств, напротив, готова сделать шаг вперед и
делегировать наднациональным институтам дополнительные полномочия, не дожидаясь согласия всех государств-участников. Рассмотрим соответствующие примеры.
В первом случае классической иллюстрацией могут служить
«переходные периоды», устанавливаемые для новых государствчленов, в течение которых они обязаны создать у себя необходимые условия для применения всего комплекса норм права Европейского Союза (так называемого «acquis communautaire»), до тех пор, пока эти условия не будут созданы, выполнение соответствующих обязательств, связанных с членством в Европейском Сообществе, допустимо в ограниченном объеме. Так, например, были случаи поэтапного включения в общий рынок таких отраслей, как энергетика, телекоммуникации и сельское хозяйство.
Особые условия, регламентирующие доступ к единому рынку рабочей силы, предусмотрены в рамках последнего расширения Европейского Союза. Следует подчеркнуть, что договоры о присоединении строго фиксируют сроки «переходных периодов». Соответственно, исключения носят временный характер и не представляют опасности для стабильности интеграционного объединения. Можно вспомнить также опыт создания Экономического и валютного союза. Право участвовать в его третьем этапе, в ходе которого была введена единая валюта – евро, получили лишь те
государства, которые соответствовали так называемым «критериям
конвергенции». Эти критерии, перечисленные в Маастрихтском договоре 1992 г. (в ст.104 Договора о Европейском Сообществе и Протоколах № 5, 6), установили допустимые пределы дефицита государственного бюджета, общего государственного долга, курсовых колебаний, уровня инфляции и долгосрочных процентных ставок. Греция, которой потребовалось более длительное время для
выполнения этой комплексной задачи, вошла в «зону евро» 1 января 2001 г., на два года позже других участников.
Оба примера свидетельствуют о возможности достижения единых целей различными темпами, и к ним может быть также применен термин «разноскоростная интеграция».
В случае, когда обнаруживается противодействие одного или
нескольких государств расширению компетенций наднациональных
институтов, возникает гораздо больше вопросов и проблем. Наиболее осторожную политику, в силу ряда причин [14; 12], здесь проводит Великобритания. Она, в частности, заняла особую позицию по
вопросам обеспечения внутренней безопасности, введения единой
валюты, выработки социальной политики (правительство консерваторов не поддержало в начале 1990-х гг. положения, регламентирующие отношения профсоюзов и предпринимателей, а также
условия труда [15, с. 177]). Препятствием на пути развития интеграционного процесса стала и позиция Дании. Если датский парламент в мае 1992 г. одобрил Маастрихтский договор, в соответствии с которым был создан Европейский Союз, то на референдуме в июне 1992 г. был дан отрицательный ответ. 50,7 % его участников высказалось против расширения компетенций институтов ЕС, особенно в области иммиграции, гражданства, общей оборонной политики, введения единой валюты.
25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 года — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997 года). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998 года.
Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):
экономического;
внутренней безопасности и правосудия;
внешней безопасности;
науки и образования.
Идею общеевропейского экономического пространства предложил Романо Проди на саммите ЕС — Россия (2001). Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зоны свободной торговли.
В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.
Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.
В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий. Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.