Ремонт подшипников качения.
Основные неисправности подшипников качения.
Работоспособность узла с подшипником качения постепенно ухудшается вследствие увеличения радиального и аксиального (осевого) зазора (разбега) в подшипнике, выкрашивания тел качения и поверхности беговых дорожек, износа, образования трещин и излома сепараторов, ослабления заклепок сепараторов, а также вследствие ослабления колец подшипника в посадке. Кроме того, у подшипника, совершающего колебательное движение, возможно местное углубление беговых дорожек. В процессе работы механизма наличие неисправностей в подшипнике можно определить по характерному шуму с помощью специального диафрагменного щупа или фонендоскопа, по повышенному нагреву и вибрации на ощупь.
После очистки в специальной моечной машине подшипники дополнительно промывают в бензине с добавлением 4—6% минерального масла или в керосине в двух ваннах. Промывку во второй ванне производят с применением жесткой волосяной щетки. Вымытые подшипники промывают сухим сжатым воздухом и осматривают.
Допускаются к дальнейшей эксплуатации подшипники, имеющие следующие малозначительные дефекты: царапины или риски на посадочных поверхностях колец, появляющиеся вследствие слабой посадки подшипников; забоины, вмятины и следы коррозии на сепараторе; темные пятна коррозионного характера на беговых дорожках и телах качения, устранимые зачисткой; матовая поверхность тел качения и беговых дорожек как следствие нормального износа; деформация и небольшой износ гнезда сепаратора сферического роликоподшипника, устраняемого обжатием сепаратора; выработка торца наружного или внутреннего кольца шарикоподшипника на глубину до 0,3 мм. При монтаже такие подшипники ставят обратной стороной.
Подшипники заменяют при наличии следующих критических дефектов: сколы металла или трещины на кольцах, роликах и шариках; цвета побежалости и следы заклинивания на роликах или шариках и беговых дорожках как следствие перегрева подшипника; выбоины и вмятины на беговых дорожках как следствие ударной нагрузки или тугой посадки; выкрашивание или шелушение металла, мелкие раковины, большое количество черных точек на беговых дорожках, шариках и роликах как следствие контактно-усталостного изнашивания; раковины коррозионного характера; глубокие риски, забоины на беговых дорожках, на шариках и роликах как следствие попадания в подшипник абразивных частиц; надломы, сквозные трещины на сепараторах, обрыв и ослабление заклепок, выработка гнезд сепаратора до выпадения роликов; износ торцов наружного или внутреннего кольца на глубину более 0,3 мм у шарикоподшипников.
Контроль состояния подшипников качения.
У годных после осмотра подшипников производят проверку «хода», т. е. легкости и равномерности вращения, и определение износа. О «ходе» подшипника судят по издаваемому шуму при вращении от руки, степени торможения и «отдаче в руку». В случае ненормального вращения подшипник вторично промывают и вновь проверяют. «Ход» проверяемого подшипника сравнивают с вращением эталонного (нового) подшипника. Замеряют зазоры в подшипнике: радиальный — щупом или индикатором, а осевой (осевую игру) — индикатором (рис. 19).
Ремонт подшипников качения.
При ремонте роликовых подшипников производят восстановление посадочных натягов, исправление отдельных дефектов, перекомплектовку с заменой отдельных деталей. В зависимости от характера дефектов и объема работы ремонт подшипников делят на ремонт без переборки роликов и ремонт с переборкой роликов. При ремонте без переборки роликов заменяют съемное (внутреннее или наружное) кольцо для восстановления радиального зазора, восстанавливают наращиванием посадочных поверхностей колец натяги на валу или в гнезде корпуса, восстанавливают плотность посадки ослабших заклепок с заменой оборванных.
При ремонте с переборкой подшипники разбирают, заменяют дефектные ролики, ремонтируют сепараторы. Ролики сортируют на специальном приборе с миниметром с измерением в трех поясах: в середине и по краям, на расстоянии 10—15 мм от торцов. Разность диаметров роликов в одном подшипнике (выпуклость в средней части) допускается не более 6 мк. Седлообразность не допускается. Овальность и разность диаметров по краям цилиндрической части допускаются не более 3 мк. Разность по высоте — не более 20 мк. После сборки и контроля на внутреннем кольце отремонтированного подшипника (после номера) электрографом наносят клеймо, например Р1118008, где Р1 — вид ремонта без переборки (Р2 — с переборкой); II — месяц ремонта, 80 — год ремонта, 08 — шифр предприятия. Затем подшипники, предназначенные для хранения, подвергают консервации в техническом вазелине.
При комплектовке деталей узла проверяют обмером состояние геометрии сопряжений подшипника с корпусом и валом. Посадку наружного кольца выполняют по системе вала, а внутреннего — по системе отверстия, что обеспечивает полную взаимозаменяемость подшипников по привязочным геометрическим размерам. При капитальных ремонтах это требование выполняют восстановлением нормальных размеров гнезд корпуса и вала различными технологическими способами. При нормальных размерах колец подшипника при выбранной посадке это гарантирует нормальный натяг (зазор) в сопряжениях. Однако при текущих ремонтах разрешается восстанавливать посадки в сопряжениях за счет изменения размеров колец подшипника цинкованием или нанесением клея ГЭН-150 (В). Поверхности гнезд и валов, сопрягаемые с кольцами подшипников, должны иметь правильную геометрическую форму.