Использование технологии проектной деятельности при подготовке конкурсных работ для участия в мероприятиях эколого-биологической направленности
Толстенко С.Н.,
методист
МБУ ДО «Станция юных натуралистов»
Красногвардейского района
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях. Формирование ключевых компетентностей, к коим относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность новым содержанием. В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Метод проектов (от греческого - путь исследования) - система учения, при которой «Технология» - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных н физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
В основе метода проектов лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др. американских ученых. Главные их идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутное увлечение детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения, (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Педагог осуществляет педагогическое руководство процессом выбора и выполнения обучаемыми проектов (ранее педоцентристский подход). Возможность использования в рамках отдельных учебных предметов (ранее универсализация метода). Используется в учебном процессе наряду с другими методами (ранее абсолютизация метода).
Учащиеся - участники проекта:
подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
участники проекта организуют себя на дело;
участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
участники проекта вступают в дискуссии и т.д.
В центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей; образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Суть проектного обучения заключается в следующем: ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он выполнен. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить».
Данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у учащихся, а на самореализацию их личности.
Предметная направленность проектов по экологии: эколого - биологическая направленность нацелена на добычу, усвоение, использование и передачу добытых знаний о взаимосвязях в живых системах и среды их обитания. Эколого-прикладная направленность - (природопользование и охрана природы)- это в основном воздействие промышленного производства на состояние живых систем, среду обитания, здоровье людей. эколого-социальная направленность - связь с социальными аспектами природопользования и охраны природы. Проекты биоэкологи подразделяют (при большом наличии проектов) на ряд секций - направлений: экология животных, экология растений, экология природных территорий.
Что работает на мотивацию?
Личная заинтересованность;
Проблемная ситуация – пробуждение интереса;
Ситуация успеха;
Знания становятся средством получения продукта;
Повышение социального статуса;
Ожидания совпадают с реальностью;
Комфортное эмоциональное состояние;
Коллективная (групповая) форма деятельности;
Личное участие педагога;
Демократичный стиль деятельности педагога.
Проект с точки зрения учащегося: это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Любой проект - будь то исследовательский, социальный, научный или инновационный - направлен на создание продукта, т.е того, чего еще не существует. Продуктом в этом случае в зависимости от типа реализуемого проекта может стать материальный объект, компьютерная программа, социальный эффект и т.д.
Проектирование является «взрослым» инструментом реализации поставленных задач и открывает для школьника «окно в большую жизнь», позволяя в процессе проектной деятельности освоить главные приемы, которыми пользуются в профессиональной деятельности специалисты.
Любой образовательный проект направлен на решение конкретных задач (разработка модели чего-либо, создание продукта, выработка определенного общественного мнения и т.п.), поэтому для учащихся важно уметь целенаправленно продвигаться к заранее намеченной цели, а по достижении результата - оценить практическую значимость и соответствие реального и планируемого продукта.
Проектные работы могут включать в себя этап исследования (исследовательскую составляющую). Для участия в конкурсе проектных работ учащиеся могут представить проект любого типа: исследовательский, информационный, практический, творческий. На конкурс можно представить также социальные проекты (социально-значимые проекты), а также проекты общественно-экологической направленности.