Склонность к рискованному поведению на дороге




Занятие 4

ОП. 09 «Психофизиологические основы деятельности водителя»

Тема: Мотивация достижения успеха и избегания неудач. Склонность к рисковому поведению на дороге

Цель занятия: Рассмотреть мотивацию достижения успеха и избегания неудач. Склонность к рисковому поведению на дороге

Задание:

1. Изучить теоретический материал

2. Составить краткий конспект в рабочей тетради

3. Отправить фото конспекта на e-mail jeky840@gmail.com,
viber 0713687188

Содержание занятия: https://www.h5p.arve.ee/node/331

Мотивация достижения успеха и избегания неудач

И мотивация достижения (ориентация на успех) и мотивация избегания (боязнь неудач) направлены на получение результата, только вот способы, характер поведения, эмоций и состояний абсолютно разные.

Люди с выраженной ориентацией на успех (те, у кого преобладает мотивация достижения) предпочитают оптимистичный взгляд на жизнь, рассматривают задачи как стимул к движению вперед, к развитию, реагируют на появление препятствий с оптимизмом и энергией. Они опираются на свои способности (реально их оценивая и развивая), прилагают усилия к достижению цели, считают, что во многом только от них самих зависит успех. Присутствует также ощущение контроля над собственной жизнью – ты сам капитан своего корабля.

Другая категория людей – это как раз те, у кого преобладает боязнь неудач (мотивация избегания), концентрируются на возможных сложностях, стараются минимизировать потери в ситуации достижения своих целей. У них повышена тревожность из-за постоянных сомнений и неуверенности в своих силах решить проблемы и достичь успеха. Хотя такая стратегия заставляет работать больше, чем обычно, появление непредвиденных сложностей может значительно повлиять на эффективность их действий. Срабатывает парадоксальный механизм – препятствия рассматриваются как подтверждение их сомнений, что ничего не получится. «Я так и думал!» В результате часто не хватает просто настойчивости. Ключевым компонентом является страх оценки cебя другими, ощущение стыда.

И вот возникает вопрос: если и мотивация достижения и мотивация избегания помогают достичь желаемого, так почему же не остановиться на мотивации избегания, ведь она дает возможность продумать и заранее подготовиться к сложностям…

В некотором смысле избегание неудачи – это помощь и стимул для достижения результатов. Это сила, которая подталкивает человека, влияет на выбор направления движения и выбор способов поведения. С другой стороны, боязнь неудач приводит к частым эмоциональным спадам, тревожности, занижению собственной значимости и самоэффективности. В результате, это может выглядеть так: «вот Вася-сосед – у него все получается. И бизнес есть и жена красивая и дети воспитанные. А у меня ничего не получается, никто меня не замечает и вообще жизнь-жестянка».

Нельзя говорить о чистых типах ориентации либо только на успех либо на избегание неудач. Это именно преобладаение того или иного типа достижения

Склонность к рискованному поведению на дороге

Риск как понятие рассматривается современными исследователями в различных аспектах. В психологической среде широко обсуждается соотношение категорий "склонность к риску" и "готовность к риску". Готовность к риску как склонность к поиску сильных ощущений отличают от импульсивности, более тесно связанной с понятием "темперамента". Склонность к риску относится к личностным чертам, поскольку её проявление обусловлено как средовыми факторами, так и другими, личностными - уровень тревоги, агрессивности и т.п.

Критерий для ориентировки в свойствах субъективного риска: риск с точки зрения субъекта есть там, где им не только обнаружено несоответствие требуемых и наличных (или потенциальных) возможностей в управлении им ситуацией, но и где неопределённой является оценка самого потенциала этих возможностей. В понятие "готовность к риску" кроме устойчивых качеств индивида включают и ситуативные факторы трудовой задачи, по отношении к которым складывается такая готовность.

Рассмотрим понятие склонности к риску во время управления автомобилем. Несмотря на быструю езду, подрезание и прочие действия "на грани", случается, что плохие водители совершают поездку за поездкой без серьёзные последствий. Это возможно потому, что их ошибки на дороге компенсируются умелыми действиями других водителей. Однако для самого "лихача" данная компенсация не очевидна, ему кажется, что именно он - поскольку рискованно водит автомобиль и не попадает в ДТП - обладает исключительным мастерством вождения, следовательно - находится в безопасности. Перед нами - яркий пример расхождения личного опыта человека с реальной дорожной обстановкой вокруг него. Стоит упомянуть и косвенный опыт, получаемый посредством СМИ, из которого следует иллюзия "несчастные случаи происходят не со мной, а с другими людьми". Получая в совокупности вместо объективных знаний дорожной обстановки комплекс личного опыта, вводящего в заблуждение своего носителя, практически каждый человек почувствует себя достаточно спокойным и уверенным в собственной безопасности вплоть до отказа принимать защитные меры, например - такие как использование ремней безопасности в автомобиле. Рано или поздно такое пренебрежение защитными мерами и необоснованный риск при управлении автомобилем приведёт к трагическим последствиям.

Таким образом поведение субъекта в опасной ситуации зависит не только от ее объективных условий, но и от того, насколько адекватно эти условия отражаются в его сознании. Степень же адекватности отражения субъектом опасных ситуаций, как показывают исследования, в значительной мере зависит от его индивидуальных качеств.

Так люди, отличающиеся слабостью нервной системы, тревожностью, обычно завышают степень опасности и возможности ее реализации. Людям же, движимым сильным побуждением к достижению цели и получению выигрыша от этого, свойственно порой, наоборот, занижать уровень опасности и считать возможность ее проявления менее вероятной, чем на самом деле. Проявлению немотивированного риска, кроме того, способствуют и сложившиеся социальные установки, утверждающие ценность такой стратегии поведения (это подтверждают и поговорки: "риск - благородное дело", "трус не рискует" и т. п.).

Одним из способов повышения безопасности дорожного движения является выявление и своевременное отстранение от управления транспортными средствами лиц, имеющих опасную склонность к риску.

Более склонны к лихачеству водители с такими ярко выраженными типами акцентуации, как:

возбудимый тип (такие люди вспыльчивы, часто находятся в раздраженном состоянии);

демонстративный тип (таких людей увлекает риск и эмоционально насыщенные жизненные ситуации);

аффективно-экзальтированный тип (такие люди склонны к сильным переживаниям, вызванным как позитивными, так и негативными эмоциями).

Многое зависит и от ценностных ориентаций водителя. Люди, у которых на первом месте стоят исполнительность, воспитанность вряд ли будут нарушать правила дорожного движения, пытаться подрезать другие автомобили, в отличие от водителей с ценностями развлечения.

Так же при определении склонности к "лихачеству" можно рассматривать уровень субъективного контроля будущего водителя. Люди с низким уровнем субъективного контроля за все происшествия перекладывают вину на других, не пытаются анализировать и не приобретают опыт поведения в происходящих ситуациях.

С помощью данной методики можно рассмотреть такие личностные факторы как:

"самоконтроль -- импульсивность" (может ли водитель контролировать свое поведение, либо он подвержен сиюминутным желаниям и влечениям);

"беспечность -- серьезность" (указывает, насколько водитель сдержан и осмотрителен, способен ли он на необдуманные поступки во время вождения автомобиля);

"принципиальность и высокая мораль -- практичность и стремление к выгоде" (склонен ли водитель к соблюдению существующих правил или же он переменчив и может быть беспринципным, позволить себе нарушить правила дорожного движения ради собственного интереса);

"склонность к лидерству и неуступчивость -- склонность к подчинению и уступчивость" (способен ли автомобилист выскочить на встречную полосу, чтобы обогнать едущие впереди автомобили, или же он будет уступать другим и строго следовать правилам дорожного движения).

Получив данные по перечисленным методикам, следует обращать внимание на их соотношение. Например, если у будущего водителя наблюдается высокая склонность к риску, но также и высокий уровень самоконтроля, то вряд ли он будет рисковать во время вождения автомобиля. Скорее всего, такой человек ограничится экстремальными видами спорта. Если водитель холерик, то не надо торопиться ставить крест на его вождении, ведь стоит помнить о том, что свойства темперамента можно исправить воспитанием. Вполне возможно, что если главными ценностями человека являются не развлечения, а воспитанность и исполнительность, то он будет соблюдать правила дорожного движения, контролировать себя в нестандартных ситуациях.

Таким образом, при помощи психодиагностики, можно создать "макет" поведения будущего водителя в любой ситуации, определить, насколько он склонен к "лихачеству".

Домашнее задание: Рассмотреь мотивацию достижения успеха и избегания неудач. Склонность к рисковому поведению на дороге

2. Составит сжатый конспект.

 

Консультации: с вопросами обращаться в дистанционном режиме по электронной почте преподавателя Гусакова Е.С. Адрес электронной почты: jeky840@gmail.com

 

Выполненное домашнее задание направлять на адрес электронной почты.

Преподаватель: Гусаков Е.С.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: