Из литературы XVIII века




Примерная программа по учебному предмету

«Родная литература (русская)»

Для образовательных организаций Архангельской области,

Реализующих программы основного общего образования

Пояснительная записка

Нормативные документы. Примерная программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций Архангельской области разработана с учётом

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1577);

Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 03-510 «О методических рекомендациях по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, в том числе русского как родного»;

Письма министерства образования и науки Архангельской области от 6 июня 2019 года № 209/02-10/4863 «О программах».

Организация изучения учебного предмета «Родная литература (русская)». Настоящая примерная программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» предназначена для реализации предметной области «Родной язык и родная литература» в 9 классе общеобразовательных организаций Архангельской области. На основании данной примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» на уровне образовательной организации могут быть разработаны и утверждены соответствующие рабочие программы.

Обращаем внимание на то, что программно-методическое обеспечение учебного предмета «Родная литература (русская)» на региональном уровне разрабатывается последовательно. Выбранный – последовательный – подход обусловлен тем, что разработка программ и методического обеспечения по данной предметной области, по нашему глубокому убеждению, должна соотноситься не только с постоянным обновлением / реализацией нормативных документов по русскому языку и литературе, но и с бережным, вдумчивым отношением и к содержанию, методике преподавания русского языка и литературы в регионе, с особым уважением к сложившейся, эффективной и достаточно успешной практике работы школьных учителей русского языка и литературы в Архангельской области.

Примерная программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» рассчитана на 17 учебных часов[1]. Образовательная организация вправе устанавливать большее количество учебных часов, отводимых на изучение этого предмета; меньшее количество учебных часов не позволит в необходимой мере реализовать содержание, поэтому устанавливать меньшее количество часов не рекомендуется.

Общее количество учебных часов по учебному предмету «Родная литература (русская)», предлагаемое в примерной программе, включает в себя все учебные часы и основные содержательные идеи, традиционно реализуемые в общеобразовательных организациях Архангельской области как региональное содержание по учебному предмету «Литература». Исходя из этого, в том случае, если в 9 классе общеобразовательных организаций Архангельской области предусмотрено изучение учебного предмета «Родная литература (русская)», нецелесообразно дополнительно включать региональное содержание в содержание рабочих программ по учебному предмету «Литература» в 9 классе.

Также изучение предмета «Родная литература (русская)» в 9 классе не предполагает «дублирования» / углублённого изучения иного учебного содержания из основного курса литературы. Например, не предусматривается «перенос» уроков внеклассного чтения или развития речи, уроков по теории литературы, аудиторных контрольных, творческих работ по литературе из одной дисциплины в другую. Учебный предмет «Родная литература (русская)» в Архангельской области, согласно настоящей программе, ориентирован прежде всего на изучение литературы Севера, а не на реализацию дополнительных часов для изучения учебного предмета «Литература».

При этом способы изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» определяются образовательной организацией / учителем самостоятельно. Содержание этой дисциплины можно изучать отдельным «блоком», подразумевающим реализацию всех 17-ти учебных часов сразу, можно выбирать сквозное («рассредоточенное») изучение курса в течение всего учебного года, «увязывая» содержание учебного предмета «Родная литература (русская)» с тематикой основного курса литературы, можно выбрать иной способ, который представляется учителю более целесообразным, исходя из предлагаемых образовательной организацией условий. При любом способе изучения количество отведённых примерной программой учебных часов выдерживается полностью.

Цель учебного предмета «Родная литература (русская)». Комплексная цель литературного образования обучающихся в контексте ФГОС в настоящее время раскрывается в примерной основной образовательной программе основного общего образования[2]. В этом смысле целевые установки учебного предмета «Родная литература (русская)» напрямую коррелируются с целями изучения литературы в целом. Таким образом, изучение литературы Севера на уровне основного общего образования направлено прежде всего на «формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов» регионального содержания.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родная литература (русская)»

 

Система результатов литературного образования обучающихся в контексте ФГОС, как и целевые установки, раскрывается в примерной основной образовательной программе основного общего образования[3]. В этом смысле планируемые результаты учебного предмета «Родная литература (русская)» соотносятся с предметными результатами изучения литературы в целом, с общими личностными и метапредметными результатами освоения примерной основной образовательной программы основного общего образования.

Отметим, что из системы планируемых результатов, предлагаемых далее, учитель может выбирать те результаты, которые представляются ему наиболее значимыми, исходя из условий реализации курса в 9 классе. При проектировании собственной рабочей программы система результатов при необходимости может быть расширена / дополнена / уточнена учителем самостоятельно.

К личностным результатам освоения учебного предмета «Родная литература (русская)» относятся следующие результаты:

– российская гражданская идентичность, формируемая через понимание родной литературы как одной из культурных ценностей народа;

– воспитание и развитие нравственных ценностей личности (патриотизма, любви к малой родине, уважительного отношения к культурному наследию и культуре Русского Севера);

– развитие потребности в самовыражении и самореализации обучающихся и создание условий для этого в процессе изучения литературы Севера;

– формирование эстетического вкуса и развитие умения эстетически воспринимать произведения литературы Севера;

– развитие умения использовать для решения познавательных задач различные источники информации (в том числе региональные);

– развитие умения понимать русское слово в его эстетической функции;

– развитие умения осмысленно читать и адекватно воспринимать литературное произведение.

К метапредметным результатам освоения учебного предмета «Родная литература (русская)» относятся следующие результаты:

– развитие умения оценивать и определять сферу своих литературных интересов на основе изучения литературы Севера;

– развитие умения самостоятельно организовывать собственную интеллектуальную и творческую деятельность на основе изучения литературы Севера;

– развитие умения понимать проблему, тему, идею текста, устанавливать причинно-следственные связи в процессе чтения и анализа произведений литературы Севера;

– развитие умения работать с различными источниками информации: находить её, анализировать, использовать в процессе самостоятельного чтения произведений;

– развитие умения выдвигать гипотезы и проверять их по ходу чтения и анализа литературного произведения, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

– развитие умения использовать в самостоятельной деятельности полученную информацию.

К предметным результатам освоения учебного предмета «Родная литература (русская)» относятся следующие результаты:

– осознание значимости чтения и изучения родной литературы / литературы Севера для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении (в том числе региональной литературы) как средстве познания мира и себя в этом мире;

– восприятие родной литературы / литературы Севера как одной из культурных ценностей, отражающей в том числе менталитет, историю, мировосприятие северян;

– обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения произведений родной литературы / литературы Севера;

– воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

– развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие этнокультурные традиции Русского Севера;

– овладение процедурами смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., развитие умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в изучаемом литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Подчеркнём, что у обучающихся 9 класса общеобразовательной школы должны формироваться элементы так называемого третьего уровня читательской культуры[4]. Этот уровень «определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: ʺПочему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?ʺ»[5]. В этой связи к «основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших третьего уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.»[6] Всё вышесказанное и обусловливает систему планируемых результатов освоения учебного предмета «Родная литература (русская)».

В этой связи, конкретизируя результаты, учитель вправе, например, включить в систему результатов по учебному предмету «Родная литература (русская)» наиболее важные предметные умения, характерные для 9 класса. К таким предметным умениям относятся следующие умения[7]:

– выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

– определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

– объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);

– анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);

– выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

– пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

– представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

– собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

– выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

– выразительно читать с листа и наизусть произведения / фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

– ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

Содержание программы

 

Содержание примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» базируется на традиционном для Архангельской области региональном содержании по учебному предмету «Литература» для 9 класса[8]. Региональное содержание в настоящей программе незначительно расширено и дополнено с учётом результатов государственной итоговой аттестации по литературе в форме основного государственного экзамена. В основе содержания учебного предмета «Родная литература (русская)» – чтение и текстуальное изучение художественных произведений литературы Севера.

 

Девятый класс (17 часов)

 

Протопоп Аввакум на Севере. Литературная и публицистическая деятельность Аввакума и других узников пустозёрской тюрьмы в период «пустозёрского сидения».

Беломорский Север – родина М.В. Ломоносова. Природные и социальные условия формирования личности М.В. Ломоносова. Особенности развития экономики и культуры Поморья.

А.Н. Радищев на Севере. Брат Моисей Николаевич и старшие сыновья А.Н. Радищева в Архангельске.

Ф.А. Абрамов. Повести «Пелагея», «Алька». Жизнь северной деревни. Образы Пелагеи и Альки. Сложность и противоречивость характеров Пелагеи и Альки Амосовых. Повесть «Деревянные кони». Василиса Мелентьевна – из «светоносных людей» (Ф.А. Абрамов). Рассказы по выбору учителя и обучающихся. Способы раскрытия характеров героев в прозаических произведениях. Способы выражения авторской позиции. Значение и функции средств художественной выразительности в прозаическом тексте.

В.И. Белов. Очерки о народной эстетике «Лад» (главы по выбору учителя и обучающихся). Проблема сохранения народной культуры, северных традиций. Труд как первооснова мастерства и искусства. А.И. Солженицын о книге В. Белова «Лад» (фрагмент из «Литературной коллекции» А.И. Солженицына). Жанровая природа произведения. Очерк как литературный жанр. Основные особенности очерка. Отличие очерка от других жанров малой формы (рассказа, новеллы и др.).

К.П. Гемп. Жизнь и творчество. «Сказ о Беломорье» (главы по выбору учителя и обучающихся). Книга «Сказ о Беломорье» как «энциклопедия народной культуры» (Ф.А. Абрамов), «грандиозная картина поморской и крестьянской культуры Русского Севера» (Д.С. Лихачёв). Жизнь и традиции поморов. Словарь поморских речений. Жанровая природа произведения. Сказ как литературный жанр / принцип повествования и образная природа названия литературного произведения.

Из поэзии Севера XX века. А. Яшин. О.Фокина. Н. Рубцов. В. Ледков. Стихотворения и персоналии по выбору учителя и обучающихся. Краткий очерк жизни и творчества поэтов. Штрихи к портретам. Анализ лирического текста. Лирический герой. Значение и функции средств художественной выразительности.

Примерное тематическое планирование

 

Исходя из современных подходов к преподаванию литературы в школе, обусловленных реализацией ФГОС, содержание настоящей программы предусматривает реализацию принципа вариативности.

Учитель русского языка и литературы вправе разрабатывать свой вариант тематического планирования с учетом условий реализации учебного предмета «Родная литература (русская)» в образовательной организации. При этом рекомендуется по возможности сохранять персоналии, смысловые акценты и произведения, заявленные в содержании программы. В том случае, если количество часов на изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в образовательной организации увеличено, то есть составляет более 17-ти часов, комплектование части содержания программы, превышающей этот объём часов, находится в компетенции учителя.

 

№ урока Содержание
  Протопоп Аввакум на Севере. Литературная и публицистическая деятельность Аввакума и других узников пустозёрской тюрьмы в период «пустозёрского сидения».
  Беломорский Север – родина М.В. Ломоносова. Природные и социальные условия формирования личности М.В. Ломоносова. Особенности развития экономики и культуры Поморья.
  А.Н. Радищев на Севере. Брат Моисей Николаевич и старшие сыновья А.Н. Радищева в Архангельске.
4 – 5 Ф.А. Абрамов. Повести «Пелагея», «Алька». Жизнь северной деревни. Образы Пелагеи и Альки. Сложность и противоречивость характеров Пелагеи и Альки Амосовых. Способы раскрытия характеров героев в прозаических произведениях.
  Ф.А. Абрамов. Повесть «Деревянные кони». Василиса Мелентьевна – из «светоносных людей» (Ф.А. Абрамов). Способы раскрытия характеров героев в прозаических произведениях. Значение и функции средств художественной выразительности в прозаическом тексте.
7 – 8 Ф.А. Абрамов. Рассказы по выбору учителя и обучающихся.. Способы выражения авторской позиции. Значение и функции средств художественной выразительности в прозаическом тексте.
9 – 11 В.И. Белов. Очерки о народной эстетике «Лад» (главы по выбору учителя и обучающихся). Проблема сохранения народной культуры, северных традиций. Труд как первооснова мастерства и искусства. А.И. Солженицын о книге В. Белова «Лад» (фрагмент из «Литературной коллекции» А.И. Солженицына). Жанровая природа произведения. Очерк как литературный жанр. Основные особенности очерка. Отличие очерка от других жанров малой формы (рассказа, новеллы и др.).
12 – 14 К.П. Гемп. Жизнь и творчество. «Сказ о Беломорье» (главы по выбору учителя и обучающихся). Книга «Сказ о Беломорье» как «энциклопедия народной культуры» (Ф.А. Абрамов), «грандиозная картина поморской и крестьянской культуры Русского Севера» (Д.С. Лихачёв). Жизнь и традиции поморов. Словарь поморских речений. Жанровая природа произведения. Сказ как литературный жанр / принцип повествования и образная природа названия литературного произведения.
15 – 16 Из поэзии Севера XX века. А. Яшин. О.Фокина. Н. Рубцов. В. Ледков. Стихотворения и персоналии по выбору учителя и обучающихся. Краткий очерк жизни и творчества поэтов. Штрихи к портретам. Анализ лирического текста. Лирический герой. Значение и функции средств художественной выразительности.
  Резервный урок

 

Обращаем внимание учителей на следующие аспекты, связанные с тематическим распределением часов в процессе реализации учебного предмета «Родная литература (русская)».

1. Методической основой учебного предмета «Родная литература (русская)» являются анализ и интерпретация художественного текста (с обязательным акцентом на авторской позиции).

2. Поскольку в 9 классе зачастую начинается системное изучение общего курса литературы (в том числе с учётом хронологического принципа), целесообразно начинать изучение родной литературы / литературы Севера также с учётом хронологического принципа и посвятить первые три урока реализации указанного в программе содержания. Уровень освоения этого содержания обзорный. При этом стоит особым образом учитывать сложность восприятия девятиклассниками (и не только!) языка произведений, достаточно далёких от современности. Отсюда следует, что на уроках должно преобладать только подготовленное, фрагментарное чтение (с дополнительными пояснениями).

3. В тематическом планировании предусматривается увеличение количества часов на изучение произведений Ф.А. Абрамова. При этом реализация принципа вариативности предполагает в том числе свободный выбор произведений для изучения. Исходя из этого, в содержание программы включены рассказы Ф.А. Абрамова; выбор художественных текстов (рассказов) остаётся за учителем и обучающимися. В 9 классе в рамках учебного предмета «Родная литература (русская)» стоит рассмотреть небольшие произведения писателя, которые можно прочитать непосредственно на уроке. В этой связи мы бы рекомендовали обратить внимание, безусловно, на рассказы из цикла «Трава-мурава» и на рассказ Ф.А. Абрамова «Белые туфельки».

4. Содержание программы также предусматривает смысловые акценты, связанные с теоретико-литературным аспектом изучения произведений. В тематических планированиях рабочих программ учителей этот смысловой акцент рекомендуется учитывать (при формулировании тем и проектировании содержания уроков). В этой связи необходимо обратить внимание на то, что, с точки зрения жанровой природы, в содержании программы для 9 класса представлены абсолютно разные произведения. Поэтому рекомендуется выделить отдельные уроки, направленные на актуализацию теоретико-литературных сведений в заданном программой контексте.

5. При реализации учебного содержания по предмету «Родная литература (русская)» также стоит обратить внимание на развитие умения неподготовленного чтения небольших фрагментов прозаических произведений Ф.А. Абрамова, К.П. Гемп, В.И. Белова, что особенно актуально в процессе подготовки девятиклассников к итоговому собеседованию.

6. В качестве ведущей формы контроля (промежуточного или итогового) по учебному предмету «Родная литература (русская)» в 9 классе рекомендуется использовать создание собственного высказывания в устной или письменной форме (ответ ограниченного объёма на проблемный вопрос). Содержание и частотность контроляопределяются учителем самостоятельно. Для проведения итогового контроля в примерном тематическом планировании предусмотрен резервный урок.

 

Приложение

 

Список литературы для подготовки к урокам по учебному предмету

«Родная литература (русская)» в 9 классе [9]

Большая любовь к малой родине: литературные тропы Поморья [Текст]: сб. материалов / Арханг. обл. ин-т открытого образования; [сост. Н. Н. Нечай; отв. за вып. В. В. Кононова]. – Архангельск: АО ИОО, 2016. - 66 с.: ил. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - Библиогр. в тексте.

Галимова Е. Ш. Современная поэзия Архангельского Севера (творчество А. Роскова, И. Яшиной, А. Логинова, Е. Кузьминой) [Текст]: кн. для учителей и учащихся 9-11 кл. / Е. Ш. Галимова; Департамент образования и науки адм. Арханг. обл.; Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования. – Архангельск: АО ИППК РО, 2005. – 72 с.

 

Пономарев Б. С. Литературный Архангельск [Текст]: события, имена, факты: 1920-1988 / Б. С. Пономарев. – [2-е изд., доп. и испр.]. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1989. – 288 с.

 

Региональное содержание образования в контексте ФГОС основного общего образования: литература, математика, география, обществознание, биология. Архангельская область [Текст] / Арханг. обл. ин-т открытого образования; [авт.-сост. Т. В. Молодцова [и др.]]. – Архангельск: АО ИОО, 2014. - 30 с.: ил.

Региональный компонент в преподавании литературы в 9 классе общеобразовательной школы [Текст]: метод. пособие / Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; [сост. Т. Ю. Артюгина, Г. Г. Бутакова]. – Архангельск: АО ИППК РО, 2011. – 88 с.: ил. - Библиогр. в тексте.

Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области [Текст] / Департамент образования и науки адм. Арханг. обл.; ПГУ им. М.В. Ломоносова; Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; [под ред. Т. А. Спиричевой, Л. И. Уваровой]. – Архангельск: АО ИППК РО, 2005. - 96 с.

Региональный компонент общего образования Архангельской области [Текст]: (литература) / Департамент образования и науки адм. Арханг. обл.; ПГУ им. М.В. Ломоносова; Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; [сост. Л. С. Скепнер [и др.]]. – Архангельск: АО ИППК РО, 2005. - 72 с.: ил. - Библиогр. в тексте.

Скепнер Л. С. Словесное искусство Русского Севера в литературном образовании и развитии школьников [Текст]: кн. для учителя: монография / Л. С. Скепнер. – Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. - 239 с.: ил. - Библиогр. в тексте.

Художественной мир русской деревни [Текст]: спец. выпуск / Е. Медкова [и др.] // Искусство: прил. к газ. "Первое сент.". - 2010. - 1-15 сент. (№ 17). - Библиогр.: с. 4, 7, 9, 11, 13, 15, 17. В номере рассматривается народная культура Русского Севера, в том числе былины, обряды.

Древнерусская литература. Протопоп Аввакум

Ванюшева Н. Уроки по "Житию протопопа Аввакума, им самим написанному" [Текст] / Н. Ванюшева // Литература: прил. к газ. "Первое сент.". - 2006. - 16-30 сентября (№ 18). - С. 13-17.

Гагаев П. А. О слоге протопопа Аввакума [Текст]: (на материале "Жития...") / П. А. Гагаев // Рус. яз. в шк. - 2012. - № 12. - С. 47-51.

 

Гемп К. П. В памяти поморской [Текст] / К. П. Гемп // Сказ о Беломорье / К. П. Гемп. - Москва: [Фонд поддержки экономического развития стран СНГ], 2008. – С. 180-213. Поморы об Аввакуме.

Григорьева Е. П. Видения протопопа Аввакума: реальное в ирреальном [Электронный ресурс] / Е. П. Григорьева // Рус. яз.: Первое сент. - 2017. - № 5-6. - С. 36-38.

 

Дружинина Т. В. Протопоп Аввакум на Севере [Текст] / Т. В. Дружинина // Региональный компонент в преподавании литературы в 9 классе общеобразовательной школы: метод. пособие / Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; [сост. Т. Ю. Артюгина, Г. Г. Бутакова]. - Архангельск: АО ИППК РО, 2011. – С. 22-36.

 

Дудина Н. Урок-размышление по "Житию протопопа Аввакума, им самим написанному" [Текст] / Н. Дудина // Литература: прил. к газ. "Первое сент.". - 2006. - 16-30 сентября (№ 18). - С. 17-20.

Маркина Е. И. Читаем "Житие Аввакума, им самим написанное" [Текст] / Е. И. Маркина // Литература: прил. к газ. "Первое сент.". - 2006. - 16-31 мая (№ 10). - С. 19-20.

Марьина З. Найти точки соприкосновения [Текст] / З. Марьина // Одар. ребенок. - 2009. - № 1. - С. 153-156. - Библиогр.: с. 156.

Исследовательская работа на тему "Стилистические особенности челобитных протопопа Аввакума и их влияние на творчество А.С. Пушкина" ученицы 11 класса ОГОУ "Ненецкая школа-интернат им. А.П. Пырерки" в г. Нарьян-Маре Архангельской области.

 

Окладников Н. А. Пустозерские страдальцы [Текст]: (из истории пустозерской ссылки XVII-XVIII вв.) / Н. А. Окладников. - Архангельск: [б.и.], 1992. - 90 с.

 

Скепнер Л. С. «За великие на царский дом хулы» [Текст]: (протопоп Аввакум на Севере) / Л. С. Скепнер // Словесное искусство Русского Севера в литературном образовании и развитии школьников: кн. для учителя: монография / Л. С. Скепнер. - Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. - С. 88-95.

Из литературы XVIII века

Бонди С. М. Поэтический язык и жанровая система М.В. Ломоносова [Текст] / С. М. Бонди // Рус. яз.: Первое сент. - 2011. - № 15. - С. 10-15.

Дружинина Т. В. Литературный Север. Кто есть кто? [Текст]: литературная игра для учащихся 7-11 кл. / Т. В. Дружинина // Литературная игра - 2: из опыта работы / Т. В. Дружинина; Арханг. обл. ин-т открытого образования. – Архангельск: АО ИОО, 2014. - С. 64-78.

М. В. Ломоносов.

Дурягина М. В. Архангельский Радищев [Текст] / М. В. Дурягина // Региональный компонент в преподавании литературы в 9 классе общеобразовательной школы: метод. пособие / Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; [сост. Т. Ю. Артюгина, Г. Г. Бутакова]. - Архангельск: АО ИППК РО, 2011. – С. 37-49.

 

Николенко Л. Е. "Языка нашего небесна красота..." [Текст] / Л. Е. Николенко // Читаем, учимся, играем. - 2011. - № 8. - С. 4-9. - Библиогр.: с. 9.

Час познания, посвященный филологической и поэтической деятельности М.В. Ломоносова, для старшеклассников.

 

Скепнер Л. С. Архангельский Радищев [Текст] / Л.С. Скепнер // Словесное искусство Русского Севера в литературном образовании и развитии школьников: кн. для учителя: монография / Л. С. Скепнер. – Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. - С. 109-116.

Скепнер Л. С. На родину Ломоносова [Текст] / Л. С. Скепнер // Словесное искусство Русского Севера в литературном образовании и развитии школьников: кн. для учителя: монография / Л. С. Скепнер. – Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. - С. 96-108.

Яшина И. Первый русский поэт [Текст] / И. Яшина // Двина. - 2006. - № 3. - С. 5-6. М.В. Ломоносов.

Абрамов Ф.А.

Абрамов Ф. А. "Мука творчества! Где взять слова..." [Текст]: дневник начала 1954 года / Ф. А. Абрамов // Двина. - 2010. - № 1. - С. 20-27.

 

Абрамов Ф. А. «Работа – самое большое счастье» [Текст]: юбилейное слово / Ф. А. Абрамов // Двина. - 2010. - № 1. - С. 3-4.

 

Буторина Н. А. Федор Абрамов. Дилогия "Пелагея" и "Алька" [Текст]: XI кл. / Н. А. Буторина // Лит. в шк. - 2010. - № 1. - С. 31-34. - Библиогр.: с. 34.

 

Власова В. И. Василиса Милентьевна – из «светоносных» людей. Способы раскрытия характера [Текст]: (по произведению Ф.А. Абрамова «Деревянные кони») / В. И. Власова // Региональный компонент в преподавании литературы в 9 классе общеобразовательной школы: метод. пособие / Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; [сост. Т. Ю. Артюгина, Г. Г. Бутакова]. - Архангельск: АО ИППК РО, 2011. – С. 50-57.

Гилева К. В. "По-своему она была счастлива..." [Текст]: повесть Ф. Абрамова "Пелагея", 11 кл. / К. В. Гилева // Лит. в шк. - 2010. - № 1. - С. 34-37.

Груша С. А. Праведники и праведницы Федора Абрамова [Текст]: XI кл. / С. А. Груша // Лит. в шк. - 2011. - № 12. - С. 23-26.

Герои-праведники в рассказах Ф.А. Абрамова.

Денисова А. Б. Ф. Абрамов. Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Япония, Америка [Текст]: познавательный час / А. Б. Денисова // Большая любовь к малой родине: литературные тропы Поморья: сб. материалов / Арханг. обл. ин-т открытого образования; [сост. Н. Н. Нечай; отв. за вып. В. В. Кононова]. - Архангельск: АО ИОО, 2016. – С. 5-11.: ил. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

 

Дождикова Н. И. На урок - с рассказами Ф. Абрамова [Текст] / Н. И. Дождикова // Рус. яз. в шк. и дома. - 2010. - № 1. - С. 20-23.

Использование краеведческого материала, связанного с жизнью и творчеством Ф.А. Абрамова, на уроках русского языка.

 

Дождикова Н. И. Уроки по творчеству Ф.А. Абрамова [Текст] / Н. И. Дождикова // Уроки лит. - 2010. - № 12. - С. 8-12.

8-9 классы. Повести «Алька» и «Деревянные кони».

Дождикова Н. И. Ф.А. Абрамов. "Пролетали лебеди" [Текст]: VIII кл. / Н. И. Дождикова // Лит. в шк. - 2012. - № 1. - С. 34-35. - Библиогр.: с. 35.

Дружинина Т. В. Верите ли вы, что... [Текст]: литературная игра, посвящённая жизни и творчеству Ф.А. Абрамова / Т. В. Дружинина // Литературная игра - 2: из опыта работы / Т. В. Дружинина; Арханг. обл. ин-т открытого образования. – Архангельск: АО ИОО, 2014. – С. 34-38.

Дружинина Т. В. Верите ли вы, что... [Текст]: литературная игра, посвящённая жизни и творчеству Ф.А. Абрамова / Т. В. Дружинина // Уроки лит. - 2015. - № 2. - С. 12-14. - Библиогр.: с. 14.

 

Дружинина Т. В. «Поездка в прошлое» - это путь… к прозрению [Текст]: на материале повести Ф.А. Абрамова «Поездка в прошлое»: урок внеклас. чтения в 8-10 кл. / Т. В. Дружинина // Региональный компонент в преподавании литературы в 8 классе общеобразовательной школы: метод. пособие / Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; [сост. Т. Ю. Артюгина, Г. Г. Бутакова]. – Архангельск: АО ИППК РО, 2010. - С. 55-64.

 

Дружинина Т. В. Федор Абрамов и герои цикла рассказов «Трава-мурава» [Текст] / Т. В. Дружинина // Региональный компонент в преподавании литературы в 7 классе общеобразовательной школы: метод. пособие / Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; [сост. Т. Ю. Артюгина, Г. Г. Бутакова]. - Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – С. 16-22.

Дюжев Ю. Свет "Чистой книги" [Текст]: архангельская составляющая литературного обзора "Русская проза Европейского Севера 1990-х годов" / Ю. Дюжев // Двина. - 2008. - № 3. - С. 15-17, 30-33.

К 25-летию со дня кончины Федора Абрамова.

Изучение творчества Ф. Абрамова в 5-11 классах [Текст]: метод. рекомендации / Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; сост. Н. В. Суденко, Л. М. Курдюкова. – Архангельск: АО ИППК РО, 2001. – 71 с. - Библиогр.: с. 68-70

 

Кожевникова Т. Н. Эволюция героя в повестях Ф.А. Абрамова «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька» [Текст] / Т. Н. Кожевникова // Региональный компонент в преподавании литературы в 9 классе общеобразовательной школы: метод. пособие / Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; [сост. Т. Ю. Артюгина, Г. Г. Бутакова]. - Архангельск: АО ИППК РО, 2011. – С. 58-65.

 

Козьмина Н. В. Конкурс на лучшего чтеца прозы Ф. А. Абрамова [Текст]: (по циклу рассказов Ф. А. Абрамова "Трава - мурава"): разработка внеклас. мероприятия для учащихся 7-9 кл. / Н. В. Козьмина // Сев. Двина. - 2015. - № 4. - С. 20-24.

Кононова О. Кабинет Абрамова [Текст] / О. Кононова // Известия Рус. Севера. - 2013. - № 2. - С. 52-53.

Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова.

Коняев Н. Житие Федора Абрамова [Текст] / Н. Коняев // Двина. - 2010. - № 1. - С. 6-19.

Котомина Г. В. "О слово русское, родное!." [Текст] / Г. В. Котомина // Рус. яз. в шк. - 2008. - № 1. - С. 28-31.

Объектом наблюдения на уроке русского языка стал рассказ Ф. Абрамова "По ребячьему крику соскучилась".

Крутикова-Абрамова Л. В. В поисках истины [Текст]: воспоминания и размышления о прожитой жизни / Л. В. Крутикова-Абрамова. – Архангельск: Лоция, 2015. - 327 с.: ил.

 

Кузнецова Т.В. Абрамовские уроки в 5-11 классах [Текст]: метод. рекомендации / Т. В. Кузнецова // Региональный компонент общего образования Архангельской области: (литература) / Департамент образования и науки адм. Арханг. обл.; ПГУ им. М. В. Ломоносова; Арханг. обл. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; [сост. Л. С. Скепнер [и др.]]. - Архангельск: АО ИППК РО, 2005. – С. 29-71.

 

Ларина Т. А. Щепная птица из Верколы [Текст]: из опыта педагога / Т. А. Ларина // Двина. - 2008. - № 3. - С. 19-20.

Краеведческая экспедиция учеников школы № 51 Архангельска в Верколу.

Маурина Л. А.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: