Психодиагностическое изучение отдельных параметров личности.




ЦЕЛЬ: закрепить представления студентов о методах диагностики индивидуально-типологических черт личности, самосознания, мотивационно-потребностной сферы, эмоциональной сферы (состояний); формировать умение анализировать и интерпретировать материалы, полученные при диагностике с помощью личностных опросников и графических проективных методик. ВОПРОСЫДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1.Систематизация методов психодиагностики личности. 2.Личностные опросники. 3.Проективные методики.

4.Графические методики в исследовании личности детей. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТ У ДЕНТОВ:

1) На основе изучения литературы, текстов лекций раскрыть понятия: «личностные опросники; 'опросники черт личности, типологические, мотивов, интересов, ценностей, установок,

состояний и настроений; самоотчеты стандартизированные и не стандартизированные; проекция; проективные методики аддитивные,

интерпретативные, конструктивные, контитутивные, катартические, экспрессивные, импрессивные ».

2) Провести диагностику с использованием методики «Рисунок семьи». Представить интерпретацию результатов.

3) На основе изучения литературы (сборников диагностических методик) выбрать 1 личностный опросник, провести автодиагностику » представить протокол (с интерпретацией результатов).

4) Разработать презентации:

1.Применение графических методов для исследования личности детей.

2.Возможности использования проективных методик при изучении личности детей с особенностями психофизического развития. ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1.Обсуждение вопроса № I.

2.Обсуждение вопроса № 2.

3.Собеседование по результатам аутодиагностики.

4.Обсуждение вопроса № з. Графический диктант.

5.Обсуждение вопроса № 4.

6.Экспертиза интерпретаций рисунков.

7.Оценочный анализ разработанных презентаций.

ЛИТЕРАТУРА: Основная:

ГБурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической -диагностике. - СПб.: ПитерКом. 1999. - 528 с.

2.Детская психодиагностика и профориентация: Учеб пособие / Ред. - сост. Л.Д.Столяренко. - Ростов-н/Д: «Феникс», 1999. - 384 с.

3.Общая психодиагностика: Учеб. пособие / Под ред. Н.А.Бодалева, В.В.Столина. -М.:Изд-воМГУ, 1987.-304 с.

4.Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М.Гуревича. Е.М.Борисовой. -М.: УРАО, 1997. - 304 с. Дополнительная:

1. Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1996. - 400 с.

2. Елисеев О.П Практикум по психологии личности. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000. - 560 с. 3.Непомнящая НИ Психодиагностика личности. Теория и практика. - М: ВЛАДОС, 2001. 4.Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

5.Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2-х тт. - М.: Гуманит. изд

центр ВЛАДОС, 2002.-Т. 1 - 312 с. - Т. 2.-248 с.

6.Психологические тесты / Сост. Э.Р.Ахмеджанов. - М: Светотон, 1995.- 320 с.

7.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М. ВЛАДОС, 1998.-512с.


ЗАНЯТИЕ № 4 (2 ч)

ТЕМА: Методы диагностики умственного развития, общих и специальных способностей.

ЦЕЛЬ, закрепить представления студентов о методах диагностики общих и специальных

способностях; формировать умение анализировать методики диагностики общих умственных и

специальных способностей.

ВОПРОСЫДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Теоретические проблемы психодиагностики интеллекта, умственного развития.

2.Диагностика общих способностей.

З.Диагностика специальных способностей.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ:

1) На основе изучения литературы, текстов лекций раскрыть понятия «способности общие, специальные (сенсорные, моторные, технические профессионализированные и др.); факторный анализ, факторы G и S; социально психологический норматив; профессиограмма, психограмма; тесты общих и специальные способностей, креативности ",

2) На основе изучения литературы (сборников диагностических методик) выбрать i тест общих и 1 тест специальных способностей (по выбору студента), провести аутод и агностику, представить протокол тестирования (с интерпретацией результатов).

3) Разработка презентаций:

1. Применение графических методов для диагностики уровня интеллектуального развития детей.

2. Проблема исследования интеллекта детей в современной психолого-педагогической диагностике.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

I. Собеседование по результатам аутодиагностики. 2.Тест-контроль знаний студентов по теме. ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1.Анастази А, УрбинаС. Психологическое тестирование. -СПб.: Питер, 2001. -688с,

2.Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической

диагностике. - СПб.: ПитерКом, 1999. - 528 с.

3.Общая психодиагностика: Учеб. пособие / Под ред. Н.А.Бодалева, В.В.Столина. -

М: Изд-во МГУ, 1987.-304 с.

4.Основы психодиагностики: Учеб. пособие для студентов педвузов / Под общ. Ред.

А.Г.Шмелева. - Ростов-н/Д.: «Феникс», 1996. - 544 с.

5.Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М.Гуревича,

Е.М.Борисовой. -М: УРАО. 1997. - 304 с.

6.Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие / под ред. И.Ю. Левченко.

С.Д. Забрамной. -М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 320 с.

Дополнительная:

7. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. - М.: Педагогика, 1992. - 176с.

8. Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1996. - 400 с.

9. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: Академия, 1996. - 224 с.

10. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000. - 56С с.

I1. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с,

12. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2-х тт. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002.-Т. 1 - 312 с. - Т. 2.-248 с.

13. Психологические тесты / Сост. Э.Р.Ахмеджанов. — М.: Светотон. 1995.- 320 с.

14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2001. - 672 с.

15. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М: ВЛАДОС. 1998,-512 с.

ЗАНЯТИЕ № 5 (2 ч)

ТЕМА: Возраст ные аспект ы психодиагностики.

Цель: закрепить знания студентов об особенностях проведения диагностики у детей дошкольного и младшего школьного возраста, нормативах оценки готовности к обучению в школе; формировать умения определять возможности методик диагностики познавательной сферы детей разноге возраста.

ВОПРОСЫДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1.Диагностика развития дошкольников. 2.Диагностика готовности к школьному обучению. 3.Диагностика развития младших школьников. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬН ОЙ РАБ ОТ ЫСТУДЕНТОВ:

На основе изучения литературы по возрастной и педагогической психологии раск рыть понятия, «развитие ребенка и его периодизация, возрастные особенности, ведущая деятельность, готовность к школьному обучению и сё критерии».

2) На основе изучения литературы изготов ить стимульный материа л к методикам (7 - 10) диагностики развития детей дошкольного или младшего школьного возрастов. По каждой методике сделать описание по плану:

1.Название методики. 2.Назначение. 3. Диапазон применения. 4.Техника предъявления. 5.Критерии для анализа. б.Литературный источник описания методики. Перечень методик:

Методика «Классификация предметов»

Методика «Классификация объектов по двум признакам (таблица Когана)

Методика «Разрезные картинки» ■{; С>3 <:

Методика «Кубики Кооса»

• Методика исследования способности формирования искусственных понятий (методика Вы готского-Сахаров а)

Методика опосредованного запоминания по А. Н. Леонтьеву (Занкову) Методика «Установление последовательности событий» Методика «Исключение предмета»

Понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыслом

Методика «Нелепицы» Методика «Парные картинки» Методика «Сравнение понятий», Методика Головиной

Методика «Нахождение недостающих деталей»

• Методика «Аналогии» (простые и сложные) Методика Б. И. Пинского

Методика «Выделение существенных признаков» Методика «10 слов» Лурия

• Методика «Образная память» Графический диктант

Тест Бендер

3) Изучить образовательный стандарт «Дошкольное образование. Готовность к школе» (2001) и законсп ектиро вать нормативы, касающиеся диагностики готовности к школе.

3) Разработать презентации

1. Диагностика готовности детей с особенностями психофизического развития к школе.

2. Диагностика развития детей.

3. Описание методик (см № 2)

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1.Обсуждение вопроса № 1.

2.Защита изготовленных пособий.

3.Собеседование по образовательному стандарту.

4. Оценочное обсуждение презентаций.\

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Анастази. А, Урбина С Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001. - 688с.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. - СПб.: ПитерКом, 1999. - 528 с.

3. Детская психодиагностика и профориентация: Учеб пособие / Ред. - сост. Л.Д.Столяренко. - Ростов-н/Д: «Феникс», 1999. - 384 с.

4. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. -М: УРАО, 1997.-304 с.

5. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забранной. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 320 с.

Дополнительная:

1. Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1996. - 400 с.

2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.: Роспедагенство, 1994. - 69 с.

3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников.

- М.: ВЛАДОС-ПРЕС Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под

ред.

Я.Л.Коломинского, Е.А.Данько. -Минск: «Ушверсггэцкае", 1997. -237 с.

4. Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. -М.: 1978 с.

5. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов: Диагностический комплект / Авт. - сост. Н. -Я. Семаго, ММ.Семаго. -М.: АРКТИ, 1999.

6. Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в дошкольном и школьном возрасте, - Петрозаводск, 1992. - 180 с.

7. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к школе. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -256 с.

8. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И.Кочетова. - Минск: Народная асвета, 1987.-224 с.

9. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб': Речь, 2002. - 694 с.

10. Психолог в дошкольном учреждении: Метод, рекомендации к практич. Деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой. - М.; Изд-во «Гном и Д»> 2002. - 144 с.

11. Психологические тесты /Под ред. А,А.Карелина: В 2-х тт. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Т. 1 - 312 с. - Т. 2.- 248 с.

12. Руководство практического психолога: Готовность к школе: Развивающие программы /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Изд. центр «Академия», 1995. - 128с.

13. Шеваидрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М: ВЛАДОС, 1998,-512 с.

14. С, 2001.- 160 с.

15. Галанов А.С. Психодиагностика детей. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.


 

ЗАНЯТИЕ №6 (2 ч)

ТЕМА; Педагогическая диагностика. Диагностика учебных достижений.

ВОПРОСЫДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1.Виды проверки учебных ЗУН. Сущность контроля обучения как дидактического понятия.

2, Тесты достижений, их специфика и сферы применения.

3, Типы тестов учебных достижений (по форме и направлению).

4, Технология составления тестов учебных достижений. З АДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ:

1. Законсп ектировать статью «Педагогическая диагностика» II Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Ел. ред. В.В.Давыдов. - М: Большая Российская Энциклопедия, 1998. Написать рецензию к статье.

2, На основе изучения литературы (в т. ч. современных учебников по педагогике), методических разработок «Диагностика учебных достижений» (Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.-метод, пособие / Сост. Н.Н.Баль, И.Н. Логинова.) раскрыть п онятия, «диагностика обучеииосты, тесты достижений; широко ориентированные, предметные, специализированные {узконаправленные) тесты учебных достижении; тесты открытого и закрытого типа, их разновидности; тематическая репрезентативность; пилотирование трудности заданий; психологика испытуемого; ответ ы-дистракторы ».

-^ Составить 10 заданий для тестирования учебных достижений студентов по одной

из тем курса «Психолого-педагогическая диагностика».

4. Разработать презентации;

Диагностика педагогической деятельности.

Этические аспекта диагностической деятельности.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:. __--

1. Обсуждение вопросов № 1 - 3.

2. Экспертиза составленных тестовых заданий.

3. Оценочное обсуждение презентаций. ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1.Анастази. А, УрбинаС. Психологическое тестирование. -СПб.: Питер, 2001. ~688с.

2: Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологическо

диагностике. - СПб.: ПитерКом, 1999. - 528 с.

3. Основы психодиагностики: Учеб. пособие для студентов педвузов / Под общ. Ред А.Г.Шмелева. - Ростов-н/Д.: «Феникс», 1996. - 544 с.

4. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.-метод, пособие / Сост. Н.Н.Бал! И.Н. Логинова. - Минск: БГПУ5 2004. - 29 с.

1. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М.: Педагогика, 1991. - 240 с.

2. Максимов ВТ. Педагогическая диагностика в школе. - М.: Академия, 2002. - 272 с

3. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И.Кочетова. - Минск: Народна асвета, 1987.-224 с.

4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М ВЛАДОС, 1998,-512 с.

5. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детско: саду. - М: Просвещение, 2003. - 144 с.


 

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ - 12 часов ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № I (4 ч)

ТЕМА: Методы диагностики умственного развития. Шкала Д. Векслера

(WISC).

ЦЕЛЬ: формировать умение фиксировать, обрабатывать и интерпретировать данные, полученные во время тестирования по WISC.

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЮ:

1) На основе изучения литературы, текстов лекций раскрыть понятия: «тест, тест интеллекта, тестовая батарея, субтест, 1Q,».

2) На основе изучения справочной литературы, методической разработки «Тест Д.Векслера», альбома «Стимульный материал к тесту Д.Векслера» (ауд. 408) ознакомиться с общей характеристикой шкалы Д.Векслера и законспектировать: характеристику структуры W1SC; образец регистрационного

листа к методике WISC; алгоритм интерпретации результатов тестирования. ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Обсуждение назначения, структуры, специфики шкалы ДВекслер; адаптивного алгоритма тестирования по WISC.

2. Наблюдение студентов за тестированием ребенка, ведение протокола.

3. Проведение процедуры обработки и интерпретации результатов тестирования.

4. Обсуждение результатов обследования, диагностической и прогностическс ценности шкалы.

5. Обсуждение результатов самоконтроля знаний.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ: протокол тестирования, материалы самоконтроля знаний. ЛИТЕРАТУРА:

1. Анастази. А, Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001.

2. Бурлачу к Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по'психологической диагностике. СПб.:ПитерКом, 1999.

3. Детская психодиагностика и профориентация: Учеб пособие /Ред. - сое Л.Д.С.толяренко. -Ростов-н/Д.: «Феникс», 1999.

4. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М.Гуревич Е.М.Борисовой. -М: УРАО, 1997.

5. Психологопедагогическая диагностика: учеб. пособие / под ред. И.Ю. Левченко, С] Забрамной. -М.: Изд. центр «Академия», 2005.


 

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 (4 ч)

ТЕМА: Психодиагностическое изучение отдельных параметров личности и межличностных отношений. Социометрия, методика Р.Жиля.

ЦЕЛЬ: формировать умение фиксировать, обрабатывать и интерпретировать данные, полученные во время обследования с помощью методики Р.Жиля; умение проводить и обрабатывать результаты социометрического обследования группы детей, составлять сошоматрицу и социограмму, определять социометрические статусы детей. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЮ:

l.Ha основе изучения литературы, текстов лекций раскрыть понятия: «межличностные отношения, методы изучения внутригрупповых, внутрисемейных отношений, индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения: формальная и неформальная структуры группы, социально-психологический статус, социометрия, социометрические критерии, социоматрыца, социограмма». 2.На основе изучения справочной литературы, методической разработки «Социометрия» (ауд, 408) изучить назначение, диагностическую процедуру и схему интерпретации методики «Социометрия» и подготовить к занятию:

бланк социометрического опроса,

бланк социоматрицы,

бланк социограммы.

3) На основе изучения справочной литературы, методической разработки «Методика Рене Жиля» (ауд. 408) изучить назначение, стимульный материал, общую характеристику методики Р.Жиля и законспектировать образец регистрационного листа. ПЛАН ЗАНЯТИЯ: "

1. Обсуждение возможностей психодиагностики межличностных отношений, критериев систематизации методик.

2. Диагностика с использованием методики Р.Жиля:

♦ обсуждение назначения, структуры диагностической процедуры методики,

♦ наблюдение студентов за обследованием ребенка,

♦ проведение процедуры обработки и интерпретации результатов и их обсуждение.

3. Социометрическое исследование:

♦".. обсуждение назначения социометрии, выбор социометрических критериев, уточнение процедурных вопросов (инструкции, ведения бланка опроса),

♦ проведение студентами социометрического обследования группы детей,

♦ обработка результатов, составление социоматрицы и социограмм, определение социометрических статусов детей.

4. Обсуждение результатов самоконтроля знаний.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ: протоколы обследования, социоматрица, социограммы, материалы самоконтроля знаний.

ЛИТЕРАТУРА: Методика Р.Жиля:

1. Альманах психологических тестов. -М.: «КСП», 1996.

2. Бурлачу к Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. -СПб.:ПитерКом, 1999.

3. Детская психодиагностика и профориентация: Учеб пособие /Ред. - сост Л.Д.Столяренко. -Ростов-н/Д.: «Феникс», 1999.

4. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2-х тт. - М.: Гуманит. изд. цент] В ЛАД ОС, 2002. Психологические тесты / Сост. Э.Р.Ахмеджанов. -М.: Светотон, 1995.

Социометрия:

1. Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1996.

2. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб пособие. - М. Генезис, 2000.

3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под Я Л ТСпппминскпгп Е А Панько — Минск: «Ушвепсгпэикае". 1997.

4. Основы психодиагностики: Учеб. пособие для студентов педвузов / Под общ. Ред. А.Г.Шмелева. - Ростов-н/Д.: «Феникс», 1996.

5. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2-х тт. - М.: Гуманит. Изд.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 3 (4 ч)

ТЕМА: Возрастные аспекты психодиагностики. Методика АЛ.Ивановой «Классификация геометрических фигур», методика диагностики словесно-логического мышления Э. Замбацявичене.

ЦЕЛЬ: формировать умение фиксировать, обрабатывать и интерпретировать данные, полученные во время обследования с помощью методики А.Я. Ивановой; умение проводить и обрабатывать результаты стандартизированной методика диагностики словесно-логического мышления младших школьников. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЮ:

1) На основе изучения литературы, текстов лекций раскрыть понятия: «умствеююе развитие, словесно-логическое мышление, обучающий эксперимент».

2) На основе изучения справочной литературы, методической разработки «Методика классификации геометрических фигур А.Я. Ивановой» (ауд. 408) изучить назначение, диагностическую процедуру и схему интерпретации методики и подготовить к занятию:

стимульный материал,

бланк протокола.

3) На основе изучения справочной литературы изучить назначение, диагностическую процедуру и схему интерпретации методики диагностики вербально-логического мышления младших школьников и подготовить к занятию: стимульный материал к 4 субтестам. ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1.Обсуждение возможностей психодиагностики мышления младших школьников. 2.Диагностика с использованием методики А.Я. Ивановой:

♦ обсуждение назначения, структуры диагностической процедуры методики,

♦ наблюдение студентов за обследованием ребенка,

♦ проведение процедуры обработки и интерпретации результатов и их обсуждение.

3. Диагностика с использованием методики Э. Ф. Замбацявичене:

♦ обсуждение назначения методики и ее субтестов, уточнение процедурных вопросов (инструкции, ведения протокола),

♦ проведение студентами диагностического изучения вербально-логического мышления у младших школьников,

♦ обработка и обсуждение результатов.

4. Сравнительная характеристика применения данных 2 диагностических методик. ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ: протоколы обследования.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб пособие. - М.: Генезис, 2000. - 248 с.

2. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. -М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 320 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: