Тема 2 лекция 4 (2 часа) . Роль медицинской сестры в сборе информации о пациенте. Пропаганда. Медикосоциальные-исследования.




 

Профилактическое консультирование – это процесс информирования и обучения пациента для повышения его приверженности к выполнению врачебных назначений и формированию поведенческих навыков, способствующих снижению риска заболевания (при отсутствии заболеваний) и осложнений заболеваний (при их наличии). Эти особенности принципиально отличают процесс профилактического консультирования от методов санитарного просвещения. Санитарное просвещение — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни. Профилактическое консультирование должно носить адресный характер. Вот почему именно врачи-терапевты участковые, врачи общей практики (семейные врачи) (далее – участковый врач), знающие особенности образа жизни своих пациентов, их семейные отношения, бытовые проблемы могут быть наиболее успешными в достижении целей профилактического консультирования. В процессе профилактического консультирования советы следует давать в четкой форме и обязательно интересоваться как пациент понял тот или иной совет, особенно при обучении конкретным действиям (обратная связь).

Санитарное просвещение - деятельность по пропаганде научных медицинских знаний с целью обеспечения здоро­вого образа жизни; гигиеническое воспитание и санитарное просвещение. Цель — формирование сознательно активного гигиенического поведения населения, базирующегося на на­учно обоснованных медицинских рекомендациях, нормативах и традициях.

Медико-санитарное просвещение населения — комплекс мероприятий, направленный на: повышение информирован­ности населения в области здорового образа жизни, борьбы с факторами риска, профилактики и лечения заболеваний; мотивирование населения к ведению здорового образа жизни, борьбу с факторами риска, осознанное соблюдение врачебных рекомендаций.

Медико-санитарное просвещение населения предполагает наличие единого информационного пространства как для на­селения, так и для медицинских работников, вовлеченных в обучение пациентов.

К информационно-образовательным материалам для систе­мы медико-санитарного просвещения населения и обучения здоровому образу жизни предъявляются следующие требования:

1) современность и достоверность приводимых сведений, соответствие отечественным и зарубежным клиническим рекомендациям, соотнесение с рекомендациями ВОЗ;

2) преемственность и взаимосогласованность различных компонентов системы информационных, методических и образовательных материалов для медико-санитарного про­свещения населения;

3) жесткая методология создания материалов, использова­ние при работе только качественных источников информации (согласно утвержденному перечню);

4) утверждение ключевыми профессиональными меди­цинскими обществами, Ассоциацией медицинских обществ по качеству, Минздравсоцразвития России; привлечение к работе в качестве авторов и редакторов ведущих специалистов в различных областях медицины;

5) единство дизайна, подчеркивающее преемственность и системность всех информационных, методических и образо­вательных материалов для медико-санитарного просвещения населения;

6) стиль изложения в материалах для населения должен быть четким, понятным, без узкоспециальной медицинской терминологии, кратким; изложение должно быть эмоциональ­но окрашено и убедительно. Для адаптации текста к общему образовательному уровню пациентов следует привлекать по­пуляризатора. Необходимо достаточное количество наглядных иллюстраций, предоставляющих нужную информацию и вы­зывающих эмоциональные реакции. Желательно приведение в тексте интересных для населения фактов, удерживающих внимание целевой аудитории;

7) обновляемость: система должна предусматривать обнов­ление включенных сведений в соответствии с достижениями медицинской науки не реже 1 раза в 2 года.

Состояние рынка научно-популярной информации (как печатной, так и электронной в рамках интернет-ресурсов) позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время со­временные и достоверные медицинские знания для населе­ния практически недоступны, поскольку рынок наводнен большим количеством научно-популярной литературы и интернет-порталов низкого качества.

Поэтому к созданию материалов необходимо привлекать лучших специалистов профессиональных медицинских обществ, при условии жестко соблюдаемой методологии, утвержденной Министерством здравоохранения и медицин­скими ассоциациями.

Факторы риска (физические, психические, экологиче­ские, этнические, социальные) — потенциально опасные для здоровья факторы экологического и социального характера, окружающей и производственной среды, поведенческие, био­логические, генетические (индивидуальные), повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.

К факторам внешней среды относятся: физические (дав­ление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорга­низмы, животные), психологические (воздействующие на эмо­циональную сферу через зрение, слух, обоняние, осязание).

Образ жизни человека зависит от пола, возраста, состояния здоровья, условий обитания (климат, жилище), экологических условий (питание, одежда, работа, отдых), наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание), отсутствия вредных привычек (курение, пьянство, гиподинамия).

ИНФОРМАЦИЯ

В формировании ЗОЖ имеются три компо­нента:

• когнитивный (наличие необходимых знаний);

• эмоциональный (положительное отношение к инф);

• поведенческий (убеждение в необходимости ЗОЖ).

Механизм превращения получаемой информации в знания, а затем в убеждения складывается из ряда действий.

Если информация соответствует ин­формационным потребностям реципиента, то она способству­ет и систематизации полученных знаний.

Отрицательное или нейтральное отношение к сообще­нию не влияет на убедительность в желаемом направлении и даже может способствовать формированию неправильных убеждений.

На формирование убежденности большое влияние оказы­вает общественное мнение, а также мнение микросоциально­го окружения человека.

Одним из факторов, влияющих на превращение знаний в убеждения, является качество самих материалов пропаганды.

Для повышения убедительности сообщения необходимо со­четание двух методов: убеждения (логические выводы, аргумен­ты, факты, цифры и др.) и внушение (положительные приме­ры, высказывания авторитетных людей, цитаты и др.). При этом рациональные компоненты сообщения воздействуют на разум человека, а эмоциональные — на его чувства.

Установлено, что в аудитории лиц с высоким уровнем ин­теллекта и большими познавательными способностями лучше воспринимается информация убеждающего характера. Лица с невысоким интеллектом лучше воспринимают информацию, основанную на внушении.

Большое значение имеют условия восприятия информации (индивидуально или в коллективе). При коллективном вос­приятии повышается внимание, усиливается интерес к сооб­щению, появляются коллективные оценки и суждения по пропагандируемой проблеме.

Для пропаганды здорового образа жизни в настоящее время используются различные методы (устный, письменный, наглядный, изобразительный и их комбинации).

Устный метод (лекция, беседа, вечер вопросов и ответов, дискуссия, занятие, конференция, викторина и др.). Возмож­ны два способа устной пропаганды ЗОЖ: при непосредствен­ном контакте с населением (беседа, лекция, дискуссия, викто­рина и др.) и при отсутствии непосредственного контакта (выступления по радио и др.).

Лекция — наиболее распространенное средство устной про­паганды, освещающее какую-либо одну тему, один вопрос в определенный отрезок времени и имеющее форму монолога.

Беседа — эффективное средство устной пропаганды. По­зволяет установить тесный контакт с аудиторией за счет не­большого числа участников (до 25—30 человек). В процессе беседы в обсуждение темы вовлекается возможно большее число слушателей.

Устный метод пропаганды — один из наиболее простых, дешевых, доступных и эффективных.

Метод печатной пропаганды включает следующие средства:

Листовка- печатный или pукописный листок с текстом (изобpажением) агитационно-пpопагандистского или инфоpмационного хаpактеpа. В пpопаганде и агитации инфоpмационным считается такой матеpиал, котоpый отвечает хотя бы на такие вопpосы: кто? где? когда? сколько? каким обpазом? Поэтому содеpжание пpопагандистских и агитационных сообщений в листовках должно быть связано с отpажением pеальности. В тех случаях, когда пpопаганда носит агитационный хаpактеp, она должна быстpо и эмоционально pазьяснять текущие события, ставить задачи, пpизывать к pеальному действию, фоpмиpовать настpоение людей.

Листовки и памятки имеют pяд пpеимуществ пеpед дpугими сpедствами пpопаганды. Они воздействуют на конкpетные гpуппы людей. Экспеpименты психологов показывают, что человек, даже пpи пpоизвольном (заинтеpесованном) внимании с одного пpочтения может запомнить 9 чисел или 7 букв алфавита, pасположенных в pазличной последовательности, 5 односложных слов или 1 фpазу, содеpжащую не более 7 слов. Hе следует pассчитывать на то, что человек станет неоднокpатно читать листовку или памятку с целью запоминания. Стpуктуpно текст листовки пpедставляет следующие блоки: 1. Заголовок. Точен, кpаток, набиpается большими буквами. Его цель — пpивлечь внимание. Здесь же может быть обpащение к конкpетной гpуппе людей. 2. Ведущий абзац. Заставляет читателя читать текст дальше, интpигует. 3. Сpедний абзац. Развивает понимание и оценку пpедмета, отвечает на все вопpосы. 4. Заключительный абзац. Дает понять, какое действие от читателя желательно.

Формат а4 содержит 1 сгиб или не содержит сгибов.

Брошюра — малоформатное текстовое издание, в популяр­ной форме освещающее различные вопросы охраны и укреп­ления здоровья, профилактики заболеваний.

Буклет (лифлет) иллюстрированное издание, в котором текст и иллюстрации располагаются на одном листе, сложенном по вертикальным или горизонтальным сгибам. Читать буклет можно не разрезая, а раскрыв, как ширму.

Брошюру или буклет можно назвать памяткой.

Календарь — справочно-информационное издание с учетом сезонных, климатографических факторов.

Метод изобразительной (наглядной) пропаганды включает в себя плоскостные (плакат, рисунок, схема, чертеж, план, диа­грамма, картограмма, картодиаграмма, фотография, фотовы­ставка, слайд-серия, крупномасштабный слайд, диапозитив, диафильм, кинофильм, видеофильм) и объемные средства (муляж, макет, модель, фантом, скульптура, чучело).

Муляж — точная копия натуры по форме, размерам, окра­ске.

Модель — уменьшенная или увеличенная копия натуры, однако менее точно отображающая ее детали.

Фантом — это чаще всего учебное пособие (например, фантом женского таза для показа механизма родов).

Медицинские муляжи и фантомы требуются для отработки навыков студентам.

Натуральные объекты (используемые как наглядные посо­бия и как экспонаты для выставок): макропрепарат, микро­препарат, образец (растительного, животного мира, изделия и т.д.).

 

МЕДИКОСОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В медико-социальных исследованиях ис­пользуются различные классификации факторов в зависимо­сти от признака, положенного в основу их группировки (со­циально-экономические, социально-биологические, природ­но-климатические, медицинские и др.).

В зависимости от пол­ноты охвата факториальных и результативных признаков мож­но выделить четыре типа медико-социальных исследований:

• изучение влияния одного фактора на один результатив­ный признак (влияние продолжительности естественно­го вскармливания на массу тела);

• изучение влияния комплекса факторов на один резуль­тативный признак (влияние условий жизни детей на ин­декс здоровья);

• изучение влияния одного фактора на комплекс резуль­тативных признаков (влияние продолжительности тре­нировок на физическое развитие спортсменов);

• изучение влияния комплекса факторов на комплекс ре­зультативных показателей (влияние условий жизни на физическое развитие).

Независимо от типа медико-социальных исследований их целесообразно проводить в определенной последовательности, по этапам, которые, в свою очередь, состоят из отдельных операций.

Принято различать следующие этапы медико-социальных исследований:

I. Подготовительный (организационный) этап.

II. Этап сбора информации и формирования баз данных

III. Этап обработки, анализа, визуализации данных, их ли­тературного и графического оформления.

IV. Этап разработки рекомендаций и управленческих реше­ний, внедрения в практику и оценки эффективности.

• На первом этапе тщательно продумывается дизайн будущего исследования, который включает в себя разработку программы и рабочего плана исследования.

• Программа включает в себя формулировку цели, задач и те­мы исследования, определение объекта, единиц и объема на­блюдения, уточнение или составления глоссария терминов и основных понятий, формулировку гипотез, определение мето­дов формирования выборочной совокупности, описание мето­дики сбора, хранения, обработки и анализа информации.

• Цель опре­деляет предметную область исследования, от которой зависит вся дальнейшая логика его проведения. Целью медико-социальных исследований может быть разработка мер по улучшению различных сторон здоровья на­селения, подготовка рекомендаций по оптимизации деятель­ности системы здравоохранения и т. д. Цель должна быть сформулирована четко и недвусмысленно.

Для раскрытия поставленной цели необходимо определить задачи исследования. Задачи формулируются в соответствии с целью исследования и могут быть разделены на основные и второстепенные. Основных задач обычно бывает несколько (3—6), и они полностью соответствуют цели исследования. На первом эта­пе исследования необходимо определить, какими методами будет осуществляться сбор статистической информации.

2 этап – сбор данных. Для получения информации об условиях и образе жизни применяются социологические методики, адаптированные к задачам социально-гигиенических исследований. Основные сведения об условиях и образе жизни могут быть получены следующими способами:

• анкетирование (заочный опрос);

• интервьюирование (очный опрос);

• комбинация этих методов (анкета-интервью);

• метод наблюдения;

Наиболее часто в медико-социальных исследованиях ис­пользуются методы анкетирования, интервью и их комбина­ция. В основе этих методов лежит опрос.

Методика составления анкеты медико-социального исследо­вания общественного здоровья. Анкеты медико-социального исследования должны быть ориентированы на задачи данного исследования, обеспечивать надежность, достоверность и ре­презентативность регистрируемых в них данных.

Все во­просы, используемые в анкете, можно условно разделить на несколько основных групп: по содержанию (вопросы о фак­тах, поведении, о мотивах, оценках, мнении); по форме (пря­мые и косвенные). Следует остановиться на значении понятий: открытые и за­крытые, а также прямые и косвенные вопросы. Открытый вопрос не предусматривает каких-либо под­сказок возможных вариантов ответов. Ответ на него может быть дан в любой форме и объеме. Для этой цели в анкете обычно оставляют свободное место для записи ответа. Ответы на открытые вопросы требуют определенного напряжения со стороны отвечающего, что значительно повышает затраты времени на опрос. Примером открытого вопроса может слу­жить вопрос о профессии и занимаемой должности: "Ваша ос­новная врачебная специальность", "Занимаемая должность". В приведенном примере "открытость" вопросов связана с чис­то техническими трудностями, поскольку приводить в анкете подробные списки всех врачебных должностей и специально­стей нецелесообразно из-за значительного увеличения объема анкеты и неудобства использования их при ответах и обработ­ке. Другим наиболее распространенным примером открытого вопроса является вопрос о дополнительных пожеланиях и предложениях: "Что, по Вашему мнению, следует сделать для улучшения работы поликлиники?.

Закрытыми вопросами называются такие, которые в своей формулировке содержат варианты возможных ответов. Напри­мер, опрашиваемому предлагают выбрать одну из оценок ("удовлетворительно", "неудовлетворительно", «скорее удовлетворительно, чем неудовлетворительно», «скорее неудовлетворительно, чем удовлетворительно»), выразив тем самым свое мнение о событии или явлении, которому посвя­щен вопрос: "Как Вы оцениваете работу поликлиники в це­лом?". При составлении закрытых вопросов необходимо, что­бы все возможные варианты ответов были исчерпаны, при этом первыми должны идти наименее вероятные варианты от­ветов; перечни положительных и отрицательных вариантов ответов должны быть равной длины.

Закрытые вопросы можно разделить на две группы: альтер­нативные и вопросы-наборы. Альтернативным вопросом назы­вается такой закрытый вопрос, ответ на который должен быть дан однозначно: "Во всех случаях заболевания Вы обращае­тесь к врачу? да, нет". Вопросом-набором называется такой во­прос, при ответе на который респондент может выбрать одну или несколько подсказок, которые не исключают, а дополня­ют друг друга: "Если в случае Вашего заболевания Вы не все­гда обращаетесь к врачу, то что является причиной этого?" (подчеркните один или несколько вариантов ответов): "долгое ожидание приема врача — 1; занятость по дому и на работе — 2; далеко до поликлиники — 3; неудобное время приема — 4; сами знаете, чем болеете — 5; вас не удовлетворяет врач по причине его невнимательности — 6; не удовлетворены лече­нием — 7; надежда на то, что болезнь сама пройдет — 8; за­трудняюсь ответить — 9". Опрашиваемый может при ответе на данный вопрос указать как один из вариантов ответов, так и некоторый набор.

Закрытые варианты вопросов предпочтительнее формули­ровать для выявления различных фактов, отношений. Однако заранее предлагаемый набор ответов освобождает отвечающе­го от самостоятельной работы над возможными вариантами ответов. При составлении анкет нередко используется и промежуточная форма вопроса — полузакрытая, когда после перечня вариантов ответов оставляется свободное место для записи, позволяющее опрашиваемому высказать и другую точку зрения, например, на вопрос: "Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для улучшения Вашего здоровья?" можно дать следующие варианты ответов: "улучшить жилищные ус­ловия — 1; улучшить качество питания — 2; увеличить сво­бодное время, включая время на отдых — 3; улучшить качест­во медицинского обслуживания — 4; улучшить условия труда — 5; избавиться от вредных привычек — 6; другие мероприятия (указать какие) — 7".

Опыт показывает, что большинство респондентов ограни­чиваются предложенными вариантами ответов. Умелый под­бор и сочетание всех типов вопросов — открытых, закрытых и полузакрытых — позволяют в значительной мере увеличить точность, полноту и надежность получаемой информации.

Вопрос, который нацелен на получение прямой, непосред­ственной информации, называется прямым. Он формулирует­ся в личной форме: "Знаете ли Вы...", "Что Вы думаете о..." и т. д. Если же нет уверенности в том, что опрашиваемый по какому-либо из вопросов захочет дать прямо определенную информацию, то ставится косвенный вопрос. Чаще косвенные вопросы формулируются в безличной или полубезличной форме: "Некоторые люди считают, что... А как Вы думаете?".

Качество опроса и его результаты в значительной степени зависят от того, соблюдены ли основные требования по кон­струированию и графическому оформлению анкеты. Основ­ные правила построения анкеты таковы:

• в анкету необходимо включать только наиболее значи­мые вопросы,

• формулировка вопросов и все слова в них должны быть понятны респонденту и соответствовать его уровню зна­ний и образования;

• в анкете не должно содержаться вопросов, вызывающих нежелание ответить на них: следует стремиться к тому, чтобы все вопросы вызывали положительную реакцию опрашиваемого и его желание дать полную и истинную информацию;

• организация и последовательность вопросов должна быть подчинена получению самой необходимой инфор­мации для достижения цели и решения задач, постав­ленных в исследовании.

Композиция анкеты характеризуется определенной после­довательностью смысловых разделов: вводная часть, основная часть, социально-демографическая часть ("паспортичка").

Вводная часть анкеты представляет собой не что иное, как "обращение к опрашиваемому", в котором указывается, какая организация или научное учреждение проводит анкетный оп­рос. В простой и ясной форме объясняется цель опроса и ка­ким образом в дальнейшем будут использованы его результа­ты, гарантируется анонимность ответов, дается четкое изло­жение правил и техники заполнения анкеты, способа ее воз­врата. Назначение вводной части состоит в том, чтобы макси­мально расположить к себе опрашиваемого, заинтересовать его темой опроса и побудить в нем желание участвовать в проводимом исследовании.

Основная часть анкеты включает в себя собственно вопро­сы, в последовательности которых постепенно раскрывается содержание изучаемой темы. Эта часть анкеты является самой большой и по объему и самой сложной по содержанию. Делится на 3 части: Глав­ная цель начальных вопросов основной части анкеты - способствовать постепенному и полному включению респондента в процесс работы с анкетой (вопросы на получение какой-то фактической, событийной информации). Второй раздел основной части содержит, как правило, наибо­лее трудные вопросы, направленные чаще всего на выяснение установок, мнений, оценок индивида, т. е. той информации, которая имеет прямое отношение к основной теме исследова­ния. Заключительная треть текста содержит вопросы для углубления и уточнения полученной информации. Ведь, большинство опрашивае­мых преодолевает свою подозрительность при ответах на слишком щекотливые для них вопросы, когда они ставятся в конец анкеты. Когда опрашиваемым уже проделана значи­тельная часть работы по заполнению анкеты, он психологиче­ски становится готов довести дело до конца и ответить даже на те вопросы, которые, быть может, ранее его бы смутили.

В социально-демографической части анкеты ("паспортичке") содержатся вопросы, касающиеся объективного положения и статуса опрашиваемого (пол, возраст, семейное положение, профессия и т. д.). Как правило, они лаконичны, понятны, не требуют от опрашиваемого особого напряжения.

3. Этап обработки, анализа, визуализации данных,

их литературного и графического оформления

После обработки данные анализируются и представляются в виде графиков, диаграмм.

4. Этап разработки рекомендаций и управленческих

решений, внедрения их в практику и оценки

эффективности

Медико-социальные исследования заканчиваются внедре­нием их результатов в практику здравоохранения. В зависимо­сти от цели и задач исследования возможны различные вари­анты практического использования результатов работ:

• ознакомление с результатами (через СМИ) обществен­ности;

• подготовка проектов законов, постановлений органов законодательной и исполнительной власти;

• подготовка проектов приказов, методических указаний, инструкций и т. п. органов управления здравоохранени­ем (на уровне учреждения, района, города, области, рес­публики);

• публикация в печати (статьи, монографии и т. п.) и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: