В настоящее время системы социальной защиты действуют более чем в 170 странах мира. Каждая из них имеет свою специфичную систему, соответствующую уровню ее экономического и политического развития, историческому опыту и традициям, отображающим роль индивидуальной ответственности, а также ответственности семьи, работодателей, общества в целом за благосостояние людей, попадающих в неблагоприятные условия.
Принцип социальной защищенности населения в мировой практике является фундаментом в политике государства.
От того, в какой стране живет человек, как он может себя реализовать и как о нем заботится государство, зависит будущее его и его детей. В любой ситуации, тем более в кризисной, каждый человек воспринимает мир через призму собственного бытия (социального положения, заработка, образования, потенциальных возможностей реализации себя как личности и т.д.).
Социальную защиту следует понимать, как определенные обязательства государства и общества перед своими гражданами, и в первую очередь, наиболее уязвимыми группами населения, населения с низкими доходами - детьми, престарелыми, инвалидами, многодетными и неполными семьями, молодежью[2].
Сегодня система социальной защиты населения охватывает все социально-демографические группы населения, обеспечивает социальные гарантии трудоспособным членам общества (медицинское обслуживание, образование, мероприятия в сфере занятости) и содержит меры социальной защиты для наиболее уязвимых слоев населения. Задача сегодняшнего и завтрашнего дня – поднять стандарты жизни людей на качественно новый уровень, опираясь на их собственные силы и возможности.
В настоящее время в большинстве промышленно развитых стран система социальной защиты населения – это совокупность социальных гарантий, устанавливаемых государством и обязательных для выполнения хозяйственными субъектами, независимо от вида деятельности или формы собственности. Термин «защита» или «социальная безопасность» впервые появился в США в середине 30-х гг. XX в. и постепенно распространился во всех странах с развитой рыночной экономикой. Он обозначает систему мер, защищающих любого гражданина (а в ряде случаев и любого жителя) страны от экономической и социальной деградации, вследствие безработицы, потери или резкого сокращения доходов, болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и тому подобных событий. Современная практика построения системы социальной защиты населения имеет определенную специфику в различных странах мира. Но в большинстве из них имеется общность следующих принципов реализации социальных программ:
1) всеобщность системы социальной защиты населения; означает охват социальными, экономическими и правовыми гарантиями всех граждан страны, независимо от уровня доходов, занятости и других социальных характеристик. Система социальной защиты должна охватывать весь жизненный путь человека, т. е. защищать его права и интересы на протяжении всей жизни;
2) дифференцированный подход к различным социально-демографическим группам и слоям населения, предусматривающий существование различий в формулировке целей и разработке конкретных мероприятий по комплексу социальной защиты в зависимости от экономической самостоятельности, уровня трудоспособности, способов получения доходов, которые могут существенно различаться как по группам населения, так и внутри них. Дифференциация мер социальной поддержки предполагает различный подход к трудоспособным гражданам и к гражданам, объективно слабым с точки зрения их конкурентоспособности на рынке труда в силу не зависящих от них причин[3].
Заключение
Конкретные меры социальной политики разрабатываются и реализуются на общегосударственном и региональном уровнях; на уровне фирмы. Максимальный эффект может быть достигнут при соблюдении согласованности и сбалансированности конкретных мероприятий в области социальной защиты, осуществляемых на различных уровнях. Практически это проявляется в том, что выплаты социального характера, входящие во многих фирмах в систему материального стимулирования, приносят наибольшую пользу с точки зрения трудовой мотивации тогда, когда ощутимо отличаются от общедоступных программ системы государственного социального обеспечения. С другой стороны, если практика социального партнерства гарантирует наемным работникам получение значительных по объему социальных льгот и выплат по месту работы, то государство может переориентировать свою социальную политику в пользу исключительно неработающего населения. При таком подходе существенно возрастает роль личных доходов трудоспособных граждан в поддержании достойного уровня жизни и удовлетворении основных материальных и социальных потребностей.
Особенно важным в построении системы социальной защиты населения является возможность адаптации ее отдельных элементов к изменениям социально-экономического положения страны. В зависимости от особенностей протекания различных этапов и фаз развития экономики, к наиболее уязвимым могут быть отнесены различные социально-демографические группы населения. В условиях экономической стабильности (а тем более экономического подъема) трудоспособное население самостоятельно решает большинство материальных проблем и практически не нуждается в дорогостоящих социальных программах. В условиях экономического кризиса именно трудоспособные граждане нуждаются в социальной защите, так как высокий уровень безработицы делает невозможным самостоятельный заработок для многих из них. Мероприятия в области социальной защиты могут носить упреждающий характер, т.е. действовать еще до того, как начнет действовать фактор социального риска. В таком случае получится минимизировать увеличение доли бедного населения в случае кризисов.
Список литературы
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник для студентов вузов, обуч. по напр. подг. «Экономика» / Т.А. Агапова, С. Ф. Серегина; под общ. ред. А.В. Сидоровича; [МГУ]. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дело и Сервис, 2010. - 459 с.
2. Финансы: учебник и практикум / под ред. Л.А. Чалдаевой. - М.: Юрайт, 2015.- 429 с.
3. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 384 с.
[1] Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник для студентов вузов, обуч. по напр. подг. «Экономика» / Т.А. Агапова, С. Ф. Серегина; под общ. ред. А.В. Сидоровича; [МГУ]. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дело и Сервис, 2010. - 459 с.
[2] Финансы: учебник и практикум / под ред. Л.А. Чалдаевой.- М.: Юрайт, 2015.- 429 с.
[3] Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 384 с.