ОТЧЕТ
о прохождении производственной практики
по профессиональному модулю
ПМ01. - Преподавание по программа начального общего образования (практика пробных уроков, однодневная)
Студентка Лихитченко Александра Александровна
Ф.И.О.
Курс 3 группа 31 направление подготовки 4 4.02.02 Преподавание в начальных классах
Место прохождения практики Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Стахановская специализированная школа № 9 имени Алексея Стаханова» (ГОУ ЛНР ССШ № 9 им. А. Стаханова)
Результаты защиты _____________________
(оценка)
Руководитель практики _______________ __________________________
(база практики) (подпись) (Ф.И.О.)
Руководитель практики _______________ __________________________
(учебное заведение) (подпись) (Ф.И.О.)
г. Стаханов
С 1 сентября 2020 года до 30 декабря 2020 года я, Лихитченко Александра Александровна, проходила производственную практику по профессиональному модулю (практика пробных уроков) в ГОУ ЛНР ССШ № 9 им. А. Стаханова. Директором школы является Татарова Валентина Михайловна. Всего в школе работает 46 учителей.
Из материально-технического обеспечения школа имеет:
- Библиотеку
- Предметные кабинеты
- Лаборантские
- Спортзал
- Актовый зал
- Столовую
- Спортивные площадки
- Футбольное поле
Школа работает в режиме пятидневной недели. Начинается учебный год 1 сентября, заканчивается – 25 мая.
В своей педагогической практике я перенеслась из роли студента в непривычную мне роль педагога. Педагогическая практика, на мой взгляд, помогает студенту понять все те предметы, что он изучал и даёт возможность применить свои знания.
Одним из важнейших элементов педагогической практики является ознакомление с планированием и овладение основами методики организации воспитательной работы в учебном учреждении. Приобретение навыков самостоятельного ведения воспитательной работы с учащимися, при учёте их возрастных и индивидуальных особенностей, – необходимое условие профессионального становления будущего учителя. Только на практической работе могут быть сформированы умения педагогически правильно строить свои отношения с учащимися, их родителями, коллегами.
Для успешного прохождения практики, мною были поставлены определённые цели и задачи, которые я постаралась выполнить:
- Научиться анализировать уроки
- Научиться вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования
- Научиться выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочая программа, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учётом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся
- Научиться использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
- Научиться определять цели и задачи, планировать уроки
- Научиться организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
- Научиться осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения
- Научиться осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
- Научиться осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий
- Научиться оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений
- Научиться оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
- Научиться понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
- Научиться проводить уроки
- Научиться работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами
- Научиться самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
- Научиться систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
- Научиться ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса
Целью производственной практики является закрепление и расширение знаний, полученных студентами за время теоретического обучения, формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций организации и проведения образовательного процесса в школах различных типов.
Производственная практика проводится в форме профессиональной работы студентов в школах разного типа. Практика каждого студента проводится в разных классах, по предметам с учётом вариативности учебных программ.
В процессе прохождения производственной практики студенту рекомендуется:
- работа с дополнительной литературой и лекционным материалом;
- проведение экспертизы УМК по предметам на соответствующей базе практики;
- анализ методических требований к целевой установке урока;
- анализ способов определения дидактических целей урока;
- моделирование различных этапов урока;
- составление вариантов проверки знаний и умений учащихся по темам предмета в контексте инновационных технологий обучения;
- проведение анализа и самоанализа уроков в соответствии с изученным алгоритмом.
В первые дни практики было трудно, страшно проводить уроки, но после проведения первого урока я стала ходить на уроки с радостью. Учителя старались оказывать мне посильную помощь в проведении уроков.
В этой школе педагогический коллектив дружный, развито сотрудничество и взаимопомощь. Ещё раз я убедилась в том, что учитель должен придерживаться правильным манерам общения, быть уважительным не только со своими коллегами, но и с детьми.
Необходимо отметить и то, что дети помогли мне пройти эту практику, хорошо вели себя на уроках, обращались на «ВЫ», одним словом воспринимали нас как учителей.
Каждый проведённый день в школе, приносил мне уверенность в себе, что позволило мне поверить в себя.
План педагогической практики мной выполнен не в полном объёме: я провела 2 урока из 8:
- 1 урок окружающего мира
- 1 урок русского языка
Но к каждому уроку я тщательно готовилась. Неоценимую поддержку мне оказали методисты из колледжа. Именно они подсказывали мне, какой учебно-методической и справочной литературой воспользоваться, какие методы и приёмы выбрать, что понравится детям, а что, наоборот, испортит урок.
После проведения урока я проводила самоанализ. Он помог мне выявить отрицательные и положительные стороны в составленном мной конспекте урока и в самом проведении урока.
На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками старалась прежде всего находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным.
В день, когда я по графику не должна была проводить урок, я посещала уроки, которые проводили мои одногруппницы. Мне было очень интересно за этим наблюдать. После проведения урока я анализировала просмотренный урок. Было как много положительных моментов, так и отрицательных. Положительные моменты я дополнила в свою копилку знаний, большинство отрицательных моментов были такие же, как и у меня. Смотря на эти ситуации со стороны, я старалась в своей практике больше не допускать таких ошибок.
За время прохождения практики я познакомилась с профилем учебного заведения, его деятельностью, деятельностью учителя начальных классов, а также его руководителями и педагогическим коллективом. Изучила основные цели и задачи организации учебно-воспитательной деятельности. Изучила основные приёмы организации образовательного процесса. Исследовала уровень развития учебного коллектива, изучила особенности ученического коллектива.
За время практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, мне очень пригодится.
В данной работе были достигнуты все поставленные мной цели и задачи.