Тема 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект Огюста Конта
1. Социально-политические учения Конфуция и Мо-цзы (вопрос можно разделить на 2 чел.)
2. Первые социальные философы: учения Платона и Аристотеля. (вопрос можно разделить на 2 чел.)
3. Социально-политические учения эпохи Возрождения: теория общества и государства Николо Макиавелли, теория общественного договора Томаса Гоббса. (вопрос можно разделить на 2 чел.)
4. Социально-политические учения эпохи Просвещения: концепция естественного порядка Ж.Ж. Руссо, идейно-теоретические основы социологической науки в работах Шарля Луи Монтескье. (вопрос можно разделить на 2 чел.)
5. Социологический проект Огюста Конта (социальная статика и социальная динамика. Учение о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества. Понятие позитивизма в социологии. Значение социологических идей О. Конта. Становление социологии как науки).
Тема 2,3. Классические и современные социологические теории
1. Органическая теория Г. Спенсера (общество как организм. Эволюционизм как главная особенность учения Г. Спенсера. Учение о социальных институтах).
2. Социология Э. Дюркгейма (учение о коллективном, бессознательном, концепции социальной солидарности и аномии, анализ форм религиозной жизни. Проблема самоубийства).
3. Формальная социология Г. Зиммеля.
4. М. Вебер и его понимающая социология (теория идеальных типов, понятие социального действия, концепции рациональности, ценностей, типология власти).
5. Социология XX в: общая характеристика, особенности, основные парадигмы, направления и периодизация.
6. Американская эмпирическая социология и ее развитие (чигагская школа социологии: ее основные этапы, достижения, кризис и значение для последующего развития социологии. Индустриальная социология и теория человеческих отношений. Хоторнский эксперимент. (вопрос можно разделить на 2 чел.)
|
7. Макросоциологические парадигмы: функциолизм (Т. Парсонс и Р. Мертон), теория социального конфликта (Л. Козер и Р. Дарендорф). (вопрос можно разделить на 2 чел.)
8. Микросоциологические парадигмы: символический интеракционизм (ДЖ. Г. Мид, Г. Блумер, Ф. Девис), феноменология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман), теория обмена (Дж. Хоманс и П. Блау), этнометодология (Г. Гарфинкель). (вопрос можно разделить на 4 чел.)
Тема 4. Культура как фактор социальных изменений
1. Социологическое понимание культуры. Структура и функции культуры.
2. Материальная и духовная культура. Феномен массовой культуры: ее признаки и черты. Народная, элитарная культуры. (Обязательно привести примеры по каждому пункту)
3. Ценности, нормы, обычаи и нравы как важнейшие элементы культуры. Социальная роль культуры. (После КРАТКОГО теоретического раскрытия содержания вопроса, следует обязательно привести примеры по различным странам. Например:
- ценности, нормы, обычаи современного и древнего Китая
- ценности, нормы, обычаи ОАЭ
- ценности, нормы, обычаи Франции и т.п., т.е. страны Вы выбираете сами, причем не обязательно брать те, которые предложены мной в качестве примера)
Таким образом, выступающий с докладом должен дополнить свой ответ примерами как минимум по двум странам. Приветствуется дополнение этого вопроса и со стороны остальных студентов)
|
4. Культурная традиция. Культурная интеграция. Субкультура и контркультура. Национальные культуры и этноцентризм. Диалог культур и межкультурное взаимодействие. (Обязательно привести примеры)
5. Характер социокультурных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Специфические черты и особенности российского национально-культурного типа. (Обязательно сопровождать свой ответ примерами)
6. Особенности западной и восточной культуры. (Обязательно привести примеры)
Тема 5. Социальные организации и социальные институты.
1. Организация как социальный феномен и как специфическая социальная система. Признаки организации. Соотношение понятий "организация" и "управление".
2. Типология организаций.
3. Понятие социального института как одной из базовых социальных дефиниций. (Социальные потребности как основа появления институтов. Процесс институционализации и развитие институтов. Институциональные признаки: установки и образцы поведения, символические культурные признаки, утилитарные культурные черты, кодекс устный и письменный, идеология. Институциональные функции: явные и латентные. Дисфункции социальных институтов). Классификация институтов.
4. Сущность института семьи и брака. (Понятия "брак" и "семья". Исторические формы и типы брачно-семейных отношений. Семья как социальный институт и как малая группа. Роль семьи и ее функции в современной жизни. Брак юридический и фактический. Мотивы вступления в брак. Развод как социальная проблема. Динамика, основные причины и мотивы расторжения браков. Последствия разводов. Регулирование семейно-брачных отношений в обществе. Тенденции развития современной семьи). (Этот вопрос рекомендуется разделить на 2-3 человека).
5. Сущность института религии. (Определение религии, ее элементов. Типы религий и формы религиозных организаций. Социальное значение и функции религии.)
6. Общественное мнение как институт гражданского общества.