Фрирайдєр в экономической политике




 

Фрирайдерство распространено и при создании коалиций в парламенте. Например, население страны - потребитель блага, поставляемого монополией, охотно пошло бы на некоторые расходы, чтобы снизить на него цену путем демонополизации рынка, который поставляет это благо. Но такая демонополизация - общественное благо, которым совместно пользуются все потребители этого блага. Поэтому каждый из них при потреблении блага может стремиться "проехаться" за счет других. В результате сумма, которую потребители тратят на поддержку в парламенте проекта по демонополизации рынка, оказывается недостаточной по сравнению с поддержкой со стороны лоббистов монополии.

Однако для монополиста сохранение статус-кво на рынке, позволяющее ему получать монопольные доходы, - это не общественное благо, а благо, потребляемое индивидуально, так же, как и присваиваемые им доходы. В результате монополист в целом может потратить на лоббирование своих интересов больше, чем потребители.

Приведем еще один пример фрирайдерства и противоборства групп специальных интересов в парламенте. В США относительно небольшая, но хорошо организованная и финансируемая организация "National Rifle Association" постоянно противодействует контролю за использованием оружия. В то же время этой организации противостоят широкие массы населения, выступающие за такой контроль. Однако формирование и поддержка политической группы, которая отстаивала бы их экономические интересы в парламенте, стоят дорого. Выгоды от формирования такой группы для каждого члена общества весьма невелики, а многими вообще не ощущаются. Поэтому политическая группа не создается, и в парламенте не принимается закон по контролю за использованием огнестрельного оружия.

 

6. Фрирайдерство на благоприятной бизнес-среде, принадлежности к организации, марке, брэнду

Еще одним проявлением проблемы фрирайдера является эксплуатация отдельными, недостаточно добросовестными бизнесменами благоприятной бизнес-среды, созданной честной и ответственной деловой практикой других предпринимателей. По сути, извлечение индивидуальной выгоды от несоблюдения такими бизнесменами условий контрактов ведет к подрыву взаимного доверия и ухудшает качество такого общественного блага, как бизнес-климат.

Фигура фрирайдера может возникать в том случае, когда физическое лицо, предприятие и т. д. работают под "вывеской" определенного учреждения, марки и др., не осуществляя адекватного вклада в поддержание данной марки. Например:

- доцент престижного вуза, который практически не прилагал и не прилагает своих усилий для поддержания его престижа, но пользуется всеми благами, которые дает такой престиж (высокая, стабильная зарплата, почет, уважение, возможность оказывать услуги по ходатайству за нерадивых студентов);

- солист балета Большого театра использует его имя, участвуя в индивидуальных гастролях, но при этом не работает над своим мастерством и, следовательно, не вносит свой вклад в поддержание всемирной славы театра, а лишь эксплуатирует его "вывеску".

Фигура фрирайдера может возникнуть при потреблении услуг соответствующего профсоюза. Выгодами от потребления такого коллективного общественного блага, как активное представление профсоюзом интересов работников при проведении коллективных переговоров (установление высокой зарплаты и других форм компенсации), пользуются все рядовые его члены. Однако некоторые из них могут отказаться поддержать своим участием забастовку, проводимую по инициативе профсоюза. В качестве фрирайдера может выступить и национальный профсоюз, отказавшийся поддержать инициативу по проведению забастовки международным объединением соответствующего отраслевого профсоюза (но при этом воспользовавшийся всеми выгодами этой акции).

Проблема фрирайдерства, связанная с маркой, брэндом, распространена в бизнесе, когда независимые фирмы-дистрибьюторы пытаются бесплатно "проехаться" за счет репутации известной компании, марки. Крупные компании инвестируют значительные суммы в свою репутацию, брэнд, а следовательно - и в лояльность своих клиентов. Такие инвестиции выгодны, поскольку способствуют увеличению спроса на продукцию компаний. Вместе с тем независимые фирмы-дистрибьюторы часто:

а) не инвестируют достаточных средств для поддержания соответствующего брэнда;

б) уклоняются от расходов на рекламу, используя для привлечения клиентов усилия других предприятий, находящихся в системе;

в) нанимают низкоквалифицированную и низкооплачиваемую рабочую силу.

Такие фирмы фактически являются "зайцами", поскольку, сполна пользуясь выгодами от принадлежности к соответствующей системе (брэнду, марке, крупной компании), несут лишь часть издержек по ее поддержанию. В результате ухудшения их работы, по сравнению с другими звеньями системы, страдает сам брэнд, качество данного общественного блага.

Эта проблема может быть решена через:

а) долговременные контракты с независимым дистрибьютором;

б) вертикальную интеграцию, в результате которой головная компания становится собственником независимого дистрибьютора.

Естественно, что у менеджеров подразделений, входящих в состав компании, меньше мотивов к фрирайдерству на ее репутации, чем у независимых дистрибьюторов.

Многие компании, прежде всего франчайзинговые, имеющие дело с независимыми дистрибьюторами, не переводят на франчайзинговую основу все операции. Часть дистрибьюторов сразу входят в состав компании, становятся ее собственностью. При этом крупные компании предпочитают владеть дистрибьюторами, у которых взаимоотношения с клиентами ограничиваются разовыми сделками (мотивы к фрирайдерству в этом случае особенно сильны). Например, известно, что рестораны быстрого питания в среднем чаще имеют дело со случайными клиентами, чем автосервисные фирмы. Поэтому в США компании, оперирующие ресторанами быстрого питания, владеют 30% своих подразделений, атипичная автосервисная франчайзинговая компания - только 13%.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: