Русский язык. 3 четверть
Календарно-тематическое планирование
Класс (40 уроков)
(Из них: на изучение языковых тем – 30 часов, на развитие речи - 9 часов + контрольное изложение – 1 час)
Контроль во 3 четверти:
- контрольный диктант;
- контрольная работа;
- контрольный словарный диктант;
- контрольное изложение.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Основные требования к знаниям учащихся | Развитие речи | Формы контроля | |
Тема 4. Лексикология (11 часов + 6 часов на развитие речи) | ||||||
Лексикология − раздел лингвистики. | - Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. | Написать историю своего имени. | Практикум | |||
Слово как единица языка. | Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. | Выполнить поисковое задание. | Практикум | |||
Развитие речи. Особенности перевода текста с украинского на русский язык. | Установить особенности перевода текста с одного языка на другой | Записать 2 – 3 совета самому себе. | Практикум | |||
Развитие речи. Перевод текста с украинского языка на русский. | Переводить текст с на русский язык, объяснять трудности перевода. | Перевести текст, дописать вывод о возникших трудностях. | Проверочная работа | |||
Лексическое и грамматическое значение слова. | Определять лексическое значение слов, разграничивать его с грамматическим значением слова. | - Прочитать текст, выписать ключевые слова, восстановить высказывание по ключевым словам, придумать счастливый конец прочитанной истории. | Практикум | |||
Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. | Извлекать из толкового словаря информацию о значении, употреблении слова, использовать для определения, уточнения его значения. | Подготовить сообщение о толковых словарях. | Практикум | |||
Развитие речи. Речевой этикет. | Установить особенности речевого общения. | Составить диалог/монолог на указанную тему | Практикум | |||
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. | Разграничивать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов. | Подобрать синонимы к определённому слову, составить предложения | Практикум | |||
Омонимы. Омографы, омофоны, омоформы. | Различать омонимы и многозначные слова. | - Составить сочинение-омофон. | Практикум | |||
Синонимы. Лексическая сочетаемость слова. | - Выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов. - Употреблять в речи словасинонимы с учётом их значения, смыслового различия, лексической сочетаемости, стилистической окраски. | - Написать диалог, использовать синонимы. | Практикум | |||
Антонимы. Словари синонимов, антонимов. | Извлекать необходимую информацию из словарей синонимов. | Придумать рассказ, озаглавить его пословицей, основанной на явлении антонимии. Поиграть в антонимы (придумать как можно больше антонимов к слову, похвалить победителя с помощью этикетных норм). | Тест | |||
Переносное значение слова в основе художественных тропов. | Использовать в речи слова в переносном значении. Оценивать свою и чужую речь с точки зрения использования синонимов в различных ситуациях общения, стилях речи. | - Найти в тексте постоянные эпитеты к данным словам, записать, составить собственный текст с их использованием | Практикум | |||
Основные виды тропов (эпитет, метафора, олицетворение). | Осознавать художественную выразительность тропов. Находить в текстах эпитеты, метафоры, олицетворения. Расширять свой лексический запас. | Составить словарик «Слова – средства художественной выразительности». | Практикум | |||
Контрольная работа | Проверить знания, умения, навыки по теме. | Контрольная работа | ||||
Развитие речи. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их строение, смысловые и языковые особенности. | Установить особенности типов речи. Использовать типы речи при составлении собственных текстов. | Составить собственный текст. | Практикум | |||
Развитие речи. Составление текстов разных типов и стилей речи. | Совершенствовать навык составления текстов | Выполнить послетексто-вые задания | Практикум | |||
Тема 5. Морфемика. Словообразование. Орфография (19 часов + 3 часа на развитие речи + 1 час - контрольное изложение) | ||||||
Морфемика − раздел лингвистики. Морфема — минимальная значимая единица языка. | - Осознавать морфемы как минимально значимые единицы языка. -Опознавать морфемы, членить слово на морфемы. | Придумать продолжение текста, дать оценку поступкам героев. | Практикум | |||
Словообразующие и формообразующие морфемы. Контрольный словарный диктант. | Различать словообразующие и формообразующие морфемы. Характеризовать морфемный состав слова, проводить морфемный анализ слова. | - Выполнить коммуникативно-ситуативные задания. | Проверочная работа | |||
Основа слова. Производящая основа. Словообразующие морфемы. | Выделять производящую основу слова и словообразующую морфему. Определять способ образования слова. | Придумать лингвистическую сказку. | Практикум | |||
Окончание — формообразующая морфема. | - Распознавать слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова. | Написать изложение текста, продолжить сюжет. | Практикум | |||
Контрольное изложение. | Контролировать навыки составления текста. | Работа с текстом | Изложение | |||
Развитие речи. Анализ изложений. | Совершенствовать написанное | Выполнить коррекционные задания | Коррекционная работа. | |||
Корень. Однокоренные слова. | Подбирать однокоренные слова, отличать их от форм слова. Определять общее лексическое значение корня. | Описать предмет, использовать однокоренные слова. | Тест. | |||
Правописание корней. Чередование гласных в корне слова. | Совершенствовать навык грамотного написания слов с чередованиями гласных в корне слова, находить изученные орфограммы и объяснять их; применять знания и умения по морфемике в практике правописания и в речи; пользоваться словарём морфем. | Найти пословицу в тексте, составить по ней собственный текст. | Практикум | |||
Буквы е, и в корнях с чередованием | Совершенствовать навык грамотного написания, находить изученные орфограммы и объяснять их. | Выполнить задания к тексту | Практикум | |||
Правописание чередующихся гласных о, а в корнях –кас-(-кос-) – лаг-(-лож-). | Совершенствовать навык грамотного написания, находить изученные орфограммы и объяснять их. | Написать памятку однокласснику «Говори правильно». | Практикум | |||
Буквы о, а в корне –раст- (-ращ-, -рос-). | Совершенствовать навык грамотного написания, находить изученные орфограммы и объяснять их. | Выполнить задания к тексту | Практикум | |||
Буквы о, а в корнях –зар- - -зор-, -гар- - -гор-, -клан- - -клон- | Совершенствовать навык грамотного написания, находить изученные орфограммы и объяснять их. | Выполнить задания к тексту | Практикум | |||
Повторение изученного. | Совершенствовать навык грамотного написания, находить изученные орфограммы и объяснять их. | Выполнить задания к тексту | Тест | |||
Контрольный диктант. | Проверить уровень грамотности | Контрольный диктант | ||||
Развитие речи. Сочетание разных типов речи в тексте. | Повторить особенности типов речи | Составить продолжение данного текста | Практикум | |||
Развитие речи. Изобразительно выразительные средства языка в тексте. Сравнение. | Находить ИВС в данном тексте. Уметь использовать ИВС в собственном тексте | Составить небольшой текст на свободную тему | Практикум | |||
Буквы е и о после шипящих в корне. | Совершенствовать навык грамотного написания, находить изученные орфограммы и объяснять их. | Составить несколько предложений о своём увлечении. | Тест | |||
Буквы ы и и после ц. | Совершенствовать навык грамотного написания, находить изученные орфограммы и объяснять их. | Прочитать текст, составить план в повествовательной форме. | Тест | |||
Приставка. Правописание гласных и согласных в приставках. | Определять значение префикса, сопоставлять произношение и написание слов. Находить сходные и отличительные признаки русского и украинского языков. | Спросить одноклассника о его любимой книге. | Тест | |||
Буквы з и сна конце приставок. | Совершенствовать навык грамотного написания, находить изученные орфограммы и объяснять их. | Составить план в повествовательной форме. | Тест | |||
Русский язык. 4 четверть
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
Класс (36 уроков)
(Из них: на изучение языковых тем – 31 час, на развитие речи - 4 (2) часа + контрольное сочинение – 1 час)
Контроль в 4 четверти:
- контрольный диктант с грамматическим заданием;
- контрольный словарный диктант;
- контрольное сочинение.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Основные требования к знаниям учащихся | Развитие речи | Формы контроля | |
Тема 5. Морфемика. Словообразование. Орфография (7 часов) | ||||||
Правописание приставок пре-, при-. | Осуществлять сознательный выбор морфем при образовании слов с определённым значением. | Написать сочинение по картине. | Тест | |||
Суффикс − словообразующая морфема. Правописание о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях. | Определять значение суффикса. Совершенствовать навык грамотного письма. | Выполнить коммуникативно-ситуативные задания. | Тест | |||
Словообразование — раздел языкознания. Основные способы образования слов. | Определять способы образования слов, делать словообразовательный анализ слов. | Пересказать текст, сочинить продолжение истории. | Практикум | |||
Словообразовательный анализ слов. | Уметь проводить словообразовательный анализ слова. | Прочитать текст, выполнить словообразовательный анализ нескольких слов. | Практикум | |||
Сложные и сложносокращённые слова, их правописание. | Определять способы образования слов, делать словообразовательный анализ слов. | - Рассказать о замечательном человеке, использовать сложные слова. | Практикум | |||
Сложные и сложносокращённые слова, их правописание. | Совершенствовать навык грамотного написания, находить изученные орфограммы и объяснять их. | Пересказать текст. | Практикум | |||
Повторение изученного. Контрольный словарный диктант. | Повторить изученное. Контролировать уровень грамотного письма. | Практикум Контрольный словарный диктант | ||||
Тема 6. Общее представление о морфологии как системе частей речи. Орфография (с опорой на ранее изученное) (20 часов + 3 (2) часа на развитие речи + 1 час – контрольное сочинение) | ||||||
Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в начальной школе сведения о частях речи. - Опознавать различные части речи по их существенным признакам. | Составить диалог-благодарность за помощь. | Практикум | |||
Имя существительное. Общее значение существительных. | Расширить представление о существительном. Выявлять его грамматическое значение, синтаксическую роль. | Прочитать внимательно текст, посчитать количество существительных, сделать вывод о функции указанной части речи. | Практикум | |||
Изменение по числам, падежам. | Образовывать нужные падежные, предложно-падежные формы существительных и употреблять их в речи. | Составить текст-описание картины, выразить своё отношение к ней, употребить как можно больше существительных. | Тест | |||
Развитие речи. Типы речи. | Совершенствовать навык определения особенностей каждого типа речи. | Выполнить послетексто-вые задания | Практикум | |||
Род существительных. | Определять род имён существительных по значению, по различным формальным признакам. Определять род имён существительных с ь на конце по словам, с которыми они связаны. | Написать объявление о приёме на работу, разобрать по составу существительные со значением лица по роду занятий, профессии. | Практикум | |||
Синтаксическая роль. Цель употребления существительного в речи. | Опознавать имена существительные среди слов других частей речи по значению. Правильно определять цель употребления существительных в речи. | Рассмотреть иллюстрацию, назвать существительные, которые обозначают род занятий человека; составить пять предложений об одной профессии. | Практикум | |||
Имя прилагательное. Общее значение прилагательных. Изменение по родам, падежам, числам. | Расширить знания о значении прилагательного. -Определять синтаксическую роль прилагательных в предложении. | Ответить устно и письменно на вопросы после знакомства с репродукцией картины. | Практикум | |||
Особенности употребления прилагательных в речи. Развитие речи. Русский речевой этикет в сравнении с украинской культурой. | Наблюдать и выявлять роль прилагательных в речи. Установить особенности русского речевого этикета. | - Поговорить с родителями о важности их профессии, записать полученный текст. Описать вкус, цвет, форму выбранного предмета. | Практикум | |||
Имя числительное. Понятие о числительном. Цель употребления в речи. | Устанавливать общее значение числительного. Определять цель употребления в речи. | - Сочинить фантазию: существительное пропало. | Практикум | |||
Местоимение. Понятие о местоимении. Особенности употребления в речи. | Иметь представление о местоимении. Определять цель употребления в речи. | Поразмышлять о том, где лучше жить – в городе или деревне; определить тип речи, который использовался | Практикум | |||
Глагол. Общее значение действия. Неопределённая форма. | Расширить и систематизировать знания о значении и признаках глаголов. - Определять синтаксическую роль глагола в предложении. | Пересказать текст, включить оценку поступков героя. | Практикум | |||
Развитие речи. Типы речи. | Совершенствовать навык определения особенностей каждого типа речи. | Выполнить послетексто-вые задания | Практикум | |||
Время глагола. | Определять времена глагола. - Употреблять глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи в соответствии с ситуацией общения. | Рассмотреть сюжетные рисунки, перечислить, какие действия изобразиислить, какие действия изобразпречислить, какие действия изобразпл художник; ти диалоголовка (письменно) ласкательными суффикл художник; описать одно из действий. | Практикум | |||
Правописание и произношение -тся (-ться). Употребление глаголов в речи. | Овладеть алгоритмом правописания -тся и -ться в глаголах. | Сочинить историю по данному началу (Если бы …; использовать глаголы условного наклонения). | Практикум | |||
Контрольное сочинение. | Проверить навык составление текста. | Контроль | ||||
Развитие речи. Анализ сочинений. | Работать над ошибками. | Пересказать текст, дописать продолжение | Коррекционные задания | |||
Наречие. Общее понятие о наречии. | - Знать общее значение наречия. | Составить план рассказа, написать изложение (с использованием наречий). | Практикум | |||
Особенности ударения некоторых наречий. Употребление в речи. | Правильно произносить и употреблять рассмотренные наречия. | Выполнить коммуникативно-ситуативные задания. | Практикум | |||
Служебные части речи. Предлог. Понятие о предлоге. Правописание предлога с самостоятельными частями речи. Цель употребления в речи. | - Различать значения рассмотренных предлогов. - Усвоить цели употребления предлог. | Разыграть диалог, поблагодарить партнёра. | Практикум | |||
Союз. Понятие о союзе. Союзы И, А, НО. Цель употребления союзов в речи. Развитие речи. Типы речи. | - Различать значения рассмотренных союзов. - Усвоить цели употребления союза. | Прочитать вслух сказочную историю, написать продолжение, сравнить с авторской версией. | Практикум | |||
Частица НЕ Употребление частицы НЕ. | - Повторить и закрепить правописание НЕ с изученными ранее словами. | Составить диалог-шутку. | Практикум | |||
Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами. | - Повторить и закрепить правописание НЕ с изученными ранее словами. | Написать лингвистиче-скую сказку. | Практикум | |||
Общее понятие о междометии. | Сформировать понятие о междометии. | Составить текст с использованием междометий. | Практикум | |||
Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Контролировать уровень изучения темы. | Контроль | ||||
Тема 7. Повторение в конце года (4 часа + 1 час на развитие речи) | ||||||
Повторение и обобщение изученного. | Совершенствовать полученные знания, умения и навыки. | Выполнить коммуникативно-ситуативные задания. - Прочитать сочинение одноклассника, исправить недочёты. - Составить текст, использовать образные выражения. | Тест Практикум | |||
Развитие речи. Составление монолога/диалога. | Составлять собственные тексты. | Практикум | ||||