Алгоритм действий для родителей
По раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети интернет
Деструктивное поведение — форма активности личности, связанная с разрушением субъектом структур, как «составляющих» его (организм), так и заключающих его в «себе» (общество). В зависимости от определенных ситуационных, социокультурных и индивидуально психологических факторов деструкция может быть направлена человеком на самого себя или вовне, выступать в виде импульсивного, неосознанного, рефлекторного или сознательного, расчетливого поступка.
Проявления у несовершеннолетнего деструктивного поведения могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих, общества в целом. Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у ребенка нередко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и иные).
За некоторые деструктивные действия несовершеннолетних законодательством Российской Федерации предусмотрена административная или уголовная ответственность.
Проявления деструктивного поведения
1. По отношению к окружающим и внешней среде:
· намеренное нарушение социальных отношений (революционные действия, террористические акты, протестные движения с агрессивными проявлениями, экстремизм);
· причинение физического ущерба другим людям (побои, драки, убийство);
· моральное унижение других людей, провоцирование конфликтов, участие в травле (буллинге);
|
· жестокость к животным (пытки, умерщвление, издевательства);
· вандализм (порча неодушевленных предметов, разрушение памятников архитектуры, произведений искусства и др.);
· сквернословие;
· экоцид (нанесение вреда объектам природы).
По отношению к себе
· действия с риском для жизни и (или) здоровья (паркур, зацепинг и иные);
· интернет- зависимость, патологическая страсть к азартным играм;
· суицидальное поведение, суицид;
· употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ;
· чрезмерное видоизменение собственного тела (татуировки, шрамирование, пирсинг).
Психологические признаки
· повышенная возбудимость (преувеличенная и/или несоответствующая эмоциональная реакция: смеется без повода или смеется над смертью, плачет без повода или плачет при позитивных сообщениях, агрессивно реагирует на незначительные замечания или шутки), тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию;
· зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессиям;
· утрата прежнего эмоционального контакта с близкими людьми;
· проявление навязчивых движений;
· избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги);
· неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям;
· стремление показать свое «бесстрашие» окружающим;
· стремление быть в центре внимания любой ценой;
· нелюдимость, отчужденность, отсутствие друзей, низкие навыки общения.
Изменения во внешнем виде
· использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную);
|
· нежелание следить за своим внешним видом;
· наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове;
· появление следов краски на одежде, руках (в случае нанесения на поверхности рекламы интернет-магазинов наркотиков часто используются аэрозольные баллоны);
· появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить (данный факт может свидетельствовать о получении дохода от наркоторговли).
Изменения в поведении (внешние признаки)
· конфликтное поведение (частые конфликты с преподавателями и сверстниками, участие в травле (буллинге);
· ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки;
· проявление интереса к неприятным зрелищам, «ужастикам», частый просмотр фильмов со сценами насилия, суицида;
· участие в неформальных асоциальных группах сверстников;
· трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»);
· навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины либо просто заштриховывает бумагу);
· коллекционирование и демонстрация оружия (чаще всего ножей);
· пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения);
· жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми;
|
· увлечение компьютерными играми, содержащими сцены насилия и жестокости;
· участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами;
· резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в секциях, пропуски занятий, потеря интереса к любимому учебному предмету);
· подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.);
· появление у несовершеннолетнего (приобретение) предметов и веществ, которые могут быть использованы для закладок наркотиков (перочинные складные ножи и иные предметы, используемые для создания отверстий в стенах домов, полостей в грунте под закладки (обычно на лезвии остаются следы земли, известки, бетона или краски); пластиковые пакеты малого размера; небольшие магниты; липкая лента или скотч; рабочие перчатки), для рекламы интернет-магазинов наркотиков (аэрозольные баллоны с краской, трафареты, кисти и валики);
· появление у ребенка информации, которую он пытается утаить от родителей (законных представителей) (ведет переписку (общается по телефону) с неизвестными взрослыми собеседниками; заводит на компьютере чаты и отдельные папки, на которые установлен пароль; хранит в смартфоне фотографии с участками местности, помещений, зданий или изображений с фрагментами карты населенного пункта без объяснений причин (это могут быть полученные от наркоторговца локации, где должна быть заложена закладка, или фотоотчеты несовершеннолетнего наркокурьера);
· ребенок срочно (внезапно) выходит из дома под различными предлогами в позднее время суток (обычно курьеры-закладчики наркотиков работают по внезапно появившимся заказам в темное время суток);
· использование в речи новых, нехарактерных для Вашего ребенка выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов.
Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.