Тема: Спрос и предложение. Рыночное равновесие




Экономика. 15.02.2022

Вид практической работы: решение задач

Цель работы: Выработка умения применять знания на практике

Задачи: 1. Развивать коммуникативные компетенции (как способности работать с текстом);

2. Развивать предметные компетенции (умение делать обоснованный, правильный выбор, оформлять таблицы);

3.Формировать ключевые компетенции (информационная (систематизировать, анализировать, использовать и обрабатывать полученную информацию); социально- коммуникативная(соотносить свои устремления с интересами других людей))

Условия, оборудование: методические рекомендации, конспекты

Теоретическое обоснование:

Основные параметры, регулирующие поведение участников рынка: спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь.

Спрос — это желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в течение определённого периода времени, подкреплённое готовностью оплатить покупку.

Величина спроса — это объём (количество) товара определённого вида, который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести в течение определённого периода при определённом уровне цены на этот товар.

Рассмотрим типовой график с изображением кривой спроса (D). (рис. 1) На оси абсцисс откладывается количество товаров/услуг (Q), на оси ординат — цена на товар/услугу (Р). Спрос может изменяться под воздействием одного или нескольких различных факторов. Графики изменения спроса, рассматриваемые далее, отображают ситуации изменения спроса в связи с неценовыми факторами (например, мода, сезонность и т. д.), т. е. при постоянных ценах.

Рисунок 1

Спрос может изменяться: увеличиваться или уменьшаться. Графически изменение спроса отражается изменением положения кривой спроса (D), то есть её перемещением на плоскости (рис. 2) из позиции кривой D к D1. Если происходит движение вправо, дальше от осей координат, то речь идёт об увеличении спроса. Это легко проверить, выбрав точку на обеих кривых с одинаковой ценой и сравнив количество товаров/услуг, на которые есть спрос по такой цене.

Рисунок 2

Аналогично можно рассмотреть и уменьшение спроса:

Рисунок 3

Если происходит движение влево, ближе к осям координат, то речь идёт об уменьшении спроса, из позиции кривой D к D2 (рис. 3).

Линии спроса могут быть представлены и в виде прямых, никаких принципиальных отличий в данном случае это не имеет. (рис. 4):

Рисунок 4

Теперь можно рассмотреть графически изменение величины спроса (рис. 5).

Рисунок 5

Изменение величины спроса графически отображается не сдвигом всей кривой, а движением по кривой спроса (D), то есть перемещением, например, из точки D1 к D2. В данном случае, наоборот, учитывается ценовой фактор, а иные факторы рассматриваются как неизменные. Прослеживается закономерность: чем дороже товар/услуга, тем меньше желающих его/её приобрести. Цена Р1 высокая, количество товаров, приобретённых по такой цене — Q1, небольшое. Однако по невысокой цене Р2 количество покупок Q2 существенно выше.

Это действительно для большинства товаров/услуг, иначе называемых нормальными, спрос на которые увеличивается при увеличении доходов потребителя. Исключениями являются, например, низшие товары Гиффена, спрос на которые будет уменьшаться.

Взаимосвязь между изменением спроса и величины спроса проявляется в следующем: когда спрос увеличивается, повышаются объёмы спроса при всех ценах, и наоборот. Например, стоимость недорого вафельного стаканчика с мороженым 20 рублей, а эскимо — 100 рублей. В летний сезон, когда спрос на мороженое в целом повышается, покупают больше и стаканчиков, и эскимо.

Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Цена спроса — максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определённый период времени.

Этот график (рис. 5) иллюстрирует один из важнейших законов экономики: закон спроса.

Закон спроса: повышение цен обычно ведёт к снижению величины спроса, а снижение цен — к её увеличению.

Основные неценовые факторы спроса:

- цены на сопряжённые товары (товары-субституты и комплементы). Товары-субституты — взаимозаменяемые товары, повышение цены на один из которых ведет к повышению спроса на другой, и наоборот;

- цены на комплементарные товары — взаимодополняемые товары, повышение цены на один из которых ведет к уменьшению спроса на другой, и наоборот;

- число покупателей;

- ожидания изменения цены;

- потребительские предпочтения;

- мода;

- доход потребителя и др.

Предложение — это желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определённого периода времени.

Величина предложения — это объём (количество) товара определенного вида, который производители готовы (хотят и могут) предложить в течение определённого периода при определённом уровне цены на этот товар.

Аналогично рассмотрим типовой график с изображением кривой предложения (S). (рис. 6) На оси абсцисс откладывается количество товаров/услуг (Q), на оси ординат — цена на товар/услугу (Р). Предложение также может изменяться под воздействием одного или нескольких различных факторов. Графики изменения предложения, рассматриваемые далее, отображают ситуации изменения предложения в связи с неценовыми факторами (например, мода, количество производителей на рынке и т. д.), т. е. при постоянных ценах.

Рисунок 6

Предложение может изменяться: увеличиваться или уменьшаться. Изменение предложения отражается изменением положения кривой предложения (S), то есть её перемещением на плоскости (рис. 7) из позиции кривой S к S1. Если происходит движение вправо, дальше от осей координат, то речь идёт об увеличении предложения.

Рисунок 7

Аналогично можно рассмотреть и уменьшение предложения:

Рисунок 8

Если происходит движение влево, ближе к осям координат, то речь идёт об уменьшении предложения, из позиции кривой S к S2 (рис. 8).

Линии предложения также могут быть представлены и в виде прямых (рис. 9):

Рисунок 9

Теперь можно рассмотреть графически изменение величины предложения (рис. 10).

Рисунок 10

Изменение величины предложения есть движение вдоль кривой предложения (S) из позиции точки S1 к S2 при неизменности факторов предложения. В данном случае, наоборот, учитывается ценовой фактор, а иные факторы рассматриваются как неизменные. Прослеживается закономерность: чем дороже товар/услуга, тем больше желающих по такой цене его продать.

Взаимосвязь между изменением предложения и величины предложения проявляется в следующем: когда предложение увеличивается, повышаются объёмы предложения при всех ценах, и наоборот. Например, в сезон продажи фруктов предлагают больший ассортимент по самым разным ценам.

Цена предложения — минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определённый период времени.

Этот график (рис. 10) иллюстрирует один из важнейших законов экономики: закон предложения.

Закон предложения: повышение цен обычно ведёт к росту величины предложения, а снижение цен — к её уменьшению.

Основные неценовые факторы предложения:

- цены на ресурсы;

- технология производства;

- число продавцов на рынке;

- ожидания изменения цен;

- цены на другие товары;

- мода;

- налоги и дотации и др.

Неценовые факторы могут быть общими и для спроса, и для предложения, а могут относиться только к покупателям/производителям.

Рисунок 11

Графически пересечение кривых спроса и предложения происходит в некой точке А, называемой точкой равновесия. Это компромисс между желаниями и возможностями потребителя и производителя. Товар/услуга реализовывается по равновесной цене ( цене, по которой покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или оказать услугу).

Рассмотрим пример:

аРасавыпотфдылавжоптдлжявыфаСпрос представлен функцией Qd = 400 - 15Р;

предложение представлено функцией Qs= 200+5Р.

Алгебраически рассчитать равновесную цену и равновесный объем товара. Изобразить экономическую ситуацию графически.

Равновесная цена.

Найдем параметры равновесия на рынке.

Функция спроса: Qd = 400 -15 P.

Функция предложения: Qs = 200 + 5 P.

1. Параметры равновесия данного рынка.

При равновесии Qd = Qs

400 -15 P = 200 + 5 P

20P = 200

Pравн = 10 руб. - равновесная цена.

Qравн = 250 ед. - равновесный объем.

W = P*Q = 2500 руб. - доход продавца.

Максимальный доход, получаемый продавцом:

d(P*Qd)/dP = d(P(400 -15 P))/dP → max

 

 

Указания по выполнение практической работы:

На основании вышеизложенного материала выполнить практическую работу.

1) Как изменяется равновесная цена и равновесный объем товара, если спрос увеличился, а предложение осталось неизменным?

Ответ изобразить графически.

2) Назвать не менее 4-х факторов, способствующих движению кривой спроса на графике влево. Факторы раскрыть.

3) Сделать графическое изображение спроса и предложения на соль и найти равновесную цену и равновесный объем товара при следующих показателях:

Показатели Значения
Цена за 1 кг (руб.)          
Объем спроса (в кг)          
Объем предложения (в кг)          

 

Охарактеризовать экономическую ситуацию при цене 5 рублей и цене 2 рубля. Ситуацию отразить на графике.

4) Спрос представлен функцией Qd = 600 - 20Р;

предложение представлено функцией Qs= 150+10Р.

Изобразить экономическую ситуацию графически. Алгебраически рассчитать равновесную цену и равновесный объем товара. Проанализировать и охарактеризовать ситуацию при цене 15 рублей и 25 рублей (графическим и алгебраическим способом).

Работа с графиками

1.На графике отражена ситуация на рынке мобильных телефонов: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P – цена товара, Q – количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызывать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)усиление конкуренции производителей

2) увеличение числа производителей мобильных телефонов

3)совершенствование технологии производства

4)рост доходов потребителей

5)появление в широком доступе модной модели телефона

2. На графике отражены изменения, произошедшие с предложением изделий из натурального меха: линия предложения D переместилась в новое положение D1 (P – цена товара, Q – количество товара).

 

Какие из перечисленных факторов могут вызывать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)снижение цен на изделия из искусственного меха

2)увеличение доходов населения

3)окончание зимнего сезона

4)начало сезона охоты на пушных зверей

5)внедрение новых технологий производства изделий из натурального меха

 

3. На графике отражены изменения, произошедшие с предложением картофеля: линия предложения D переместилась в новое положение D1 (P – цена товара, Q – количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызывать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)приток населения в сельскую местность в период летних отпусков

2)засуха и неурожай

3)использование новых сельскохозяйственных технологий

4)изменение доходов потребителей

5)появление нового крупного производителя на рынке картофеля

4. На графике отражена ситуация на рынке обуви: линия предложения S переместилась в новое положение — S1 (P – цена товара, Q — количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)обострение конкуренции между производителями

2)вступление экономики в фазу подъема

3)рост цен на используемое сырье и фурнитуру

4)ослабление рекламной кампании по продвижению новых моделей

5)увеличение транспортных расходов по доставке товара в магазины

5. На графике отражена ситуация на рынке ремонтно-строительных услуг: линия предложения S переместилась в новое положение — S1 (P – цена товара, Q — количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)выдача льготных кредитов организациям, занимающимся строительством и ремонтом

2)увеличение доходов потребителей услуг рынка

3)развитие рынка жилищного строительства

4)рост налогов, уплачиваемых ремонтно-строительными организациями

5)повышение цен на строительные материалы

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: