Классицизм – ведущая стилевая система европейской культуры конца XVI века.
В странах, где произошли буржуазные революции, - в Голландии, Англии, - ведущей стилевой системой стал классицизм.
Особое место заняла Франция, где драматические испытания конца XVI в. поставили нацию перед угрозой распада и деградации. В этих условиях победа порядка абсолютной монархии над беспорядком феодального сепаратизма предопределила все дальнейшее развитие культуры. Восторженная религиозность была заменена политизированной религией, «верой без эксцессов». Идеалы абсолютизма требовали художественных форм, которые вызывали бы ассоциации с величием правителей древних греков и римлян. Но строгий рациональный классицизм казался недостаточно пышным и помпезным дня прославления Людовика XIV - короля-солнца, что никогда не заходит над Францией. Поэтому обратились к прихотливым, вычурным формам итальянского барокко, связанного с демонстрацией мощи католицизма. Сложился один из самых ярких художественных стилей - «большой», или «королевский», который наиболее полно выражал идеи торжества национального единства и сильной, абсолютной королевской власти. В нем соединились элементы классицизма и барокко.
Черты классицизма мы находим во всех видах искусства. Но, пожалуй, самым ярким проявлением классицизма стала архитектура. И если в Италии памятники архитектуры это прежде всего культовые постройки, то вершиной французской архитектуры той эпохи стали светские сооружения. Абсолютизм предоставил зодчеству возможность строить великолепные дворцы, создавать грандиозные и высокохудожественные регулярные дворцово-парковые и градостроительные ансамбли.
|
Новый облик Парижа.
Новый классицистический Париж возник не как очередное наслоение в архитектурной среде, а как начало коренного преобразования, продолженного в XVIII и XIX вв. В основу планировки города была положена возникшая еще в античности трехлучевая система улиц, исходящих из одной точки. Париже такой точкой являлся парк Тюильри с центральным лучом - Елисейскими полями, два крайних
проложены не были. В Версале эта идея была реализована полностью. Неотъемлемой частью классицистического ансамбля стал парк. Была предпринята первая в истории новоевропейской архитектуры попытка создать большой и универсальный «дворец - парк - город».
Интересным архитектурным ансамблем, который как бы открывал собой период регулярного градостроительства, явилась Королевская площадь, или площадь Вогезов, созданная Клодом Шантийоном. Абсолютно прямоугольная в плане, замкнутая похожими один на другой домами, площадь стала отображением нового способа организации городского пространства: она была разомкнута на улицу только с одного угла, и еще две улицы соединялись с ее прямоугольным пространством через аркады. Подобные площади стали появляться во многих европейских городах, из них наиболее интересными являются площадь Майор в Мадриде и площадь св. Марка в Венеции.
Коллонада Лувра – образец классичестической архитектуры
Классицизм XVII в. в чистом виде представлен немногими произведениями, и безусловным лидером стиля явился восточный фасад Лувра, называемый Коллон О да Лувра. Его авторами считаются К. Перро и Л. Лево. Фасад почти двухсотметровой протяженности расчленен центральным и двумя боковыми ризалитами, едва выступающими из плоскости стены. Между ними на монументальном гладком цоколе с редкими оконными проемами покоятся мощные сдвоенные колонны коринфского ордера, поддерживающие высокий антаблемент. Восточный фасад Лувра является единственной крупной постройкой, в которой явно угадывается античный образец.
|
Классицистические тенденции в архитектурном облике Версаля.
Наиболее полное и всестороннее развитие классицистические тенденции в архитектуре получили в самом грандиозном ансамбле - Версале. Строительство Версаля как главной королевской резиденции осуществлялось не одно десятилетие. В 1624 г. был выстроен охотничий дворец Людовика XIII в стиле раннего классицизма, т.е. с большим парадным двором, с башнями, увенчанными высокими кровлями.
Здесь на Мраморном дворе разыгрывались спектакли под открытым небом и сервировались знаменитые ужины при свете факелов.
С 1678 по 1687 г. Версаль становится официальным центром государства и воплощением в парадно-официальной архитектуре «великого царствования».
Все помещения совмещали функции жилья с «ритуальными». Главная «святыня » дворца - спальня короля располагалась на центральной планировочной оси восток-запад и обращена была окнами в сторону восходящего солнца. С восходом солнце освещало спальню, и король-солнце вставал. Затем вслед за солнцем жизнь перемещалась в «ритуальную зону» западной стороны. В Зеркальной галерее, залах Мира и Войны, образующих анфиладу, происходили церемониальные шествия. Приемы, представление королю знатных лиц, послов, простых дворян считались важнейшими государственно-историческими актами и оформлялись в виде долгого и пышного театрального действа, в котором главным действующим лицом был король-солнце.
При оформлении интерьеров использовались темы, связанные с солнцем -Аполлоном и прочими мифологическими образами, напоминающими о достоинствах личности Людовика XIV, При этом гобелены, живописные полотна, скульптуры, бронза, многоцветные мраморы полов и стен, драгоценная мебель образовывали среду, максимально удаленную от прозы жизни и приличествующую обитанию короля-солнца.