Положение
О региональном фестивале творческого чтения для младших школьников
«Живое слово. Прислушайтесь»
IX-ый региональный фестиваль творческого чтения для младших школьников «Живое слово. Прислушайтесь» (далее – Фестиваль) в 2021-2022 учебном году проводится в период с 04 октября 2021 года по 29 апреля 2022 года.
- Школьный этап – 18.10. 2021 - 28. 02.2022 г.
- Муниципальный этап /праздники, панорама/ – март 2022 г.
- Региональный праздник «Учусь читать – научусь летать» в апреле
2022 г.
Тема Фестиваля на учебный год определяется участниками Фестиваля.
Общие положения
Фестиваль творческого чтения«Живое слово. Прислушайтесь» (в дальнейшем — Фестиваль) — мероприятие по чтению вслух фольклорных, поэтических и прозаических произведений (отрывков) российских и зарубежных писателей. Участие в Фестивале добровольное.
В рамках Фестиваля предлагается организовать работу по подготовке грамотных исполнителей и слушателей произведений литературного творчества, способных находить смысл и удовольствие в творческом соавторстве с художниками слова.
Организаторы Фестиваля:
· бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования»,
· бюджетное учреждение культуры Орловской области «Орловская детская библиотека им. М. М. Пришвина».
Руководство организацией и проведением Фестиваля осуществляет Оргкомитет.
Задачи Фестиваля
Для детей и взрослых участие в Фестивале – это возможность познакомиться с интересными фольклорными и художественными произведениями, развить умение публичного выступления, включиться в организацию интересной жизни вокруг чтения художественного произведения.
Включение в фестивальное движение поможет решить следующие образовательные задачи:
· развивать интерес к чтению художественной литературы среди детей и взрослых, как базовой основы внимания к окружающему миру и людям; развивать и поддерживать взаимодействие всех участников образовательного процесса для многогранного восприятия художественного текста;
· углублять понимание педагогических задач развития смыслового чтения, расширять читательский кругозор, возрождать традиции семейного чтения, укреплять позитивный общественный интерес к школам и библиотекам;
· через погружение в смысловое пространство художественного текста обеспечить сотрудничество и участие в проектировании и создании развивающей безопасной образовательной среды для взрослых и детей;
· создавать наиболее естественные условия для достижения и закрепления личностных и метапредметных образовательных результатов;
· развивать межкультурную компетентность и толерантность через участие в мероприятиях, содействующих позитивной социализации и несущих духовно-нравственный заряд;
· создавать условия для поддержки и реализации потенциала одарённых детей, обогащения их познавательных интересов и мотивов, формирования универсальных способов познания мира;
· создавать психолого-педагогические условия для профилактики социального сиротства, ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов; коррекции отклоняющегося поведения детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
·
Участники Фестиваля
В Фестивале могут принять участие обучающиеся 1-4 классов, их родители и педагоги (в том числе педагоги-библиотекари и педагоги дополнительного образования) образовательных организаций Орловской области.
Учителям, педагогам-библиотекарям, педагогам дополнительного образования и родителям в рамках Фестиваля предлагается принять участие во всех номинациях.
Оргкомитет Фестиваля приветствует включение взрослых участников в отчётные материалы по итогам Фестиваля, особенно поощряется творческие работы по осмыслению событий Фестиваля (сочинения, эссе, фото и видео материалы, освещающие сами мероприятия или их подготовку).
Номинации Фестиваля творческого чтения
1. «Праздники календаря». Чтение произведений, посвящённых событиям, связанным с традиционными праздниками нашего народа, это не только прикосновение к художественным источникам информации, но, главным образом, работа по организации такого чтения поможет в созидании эмоционального, трепетного чувства сопричастности истории Родной земли.
2. «Мне интересно – я читаю». Эта номинация предполагает чтение (наизусть или с листа) того произведения (отрывка), которое вызвало у чтеца личную заинтересованность.
3. «Читаю и вот что думаю». Номинация позволяет включить в репертуар выступления не только художественный текст (отрывок), но и небольшое рассуждение, высказывание (ассоциации-размышления) собственного сочинения.
4. «Заповедный мир сказки» позволит слушателям и чтецам обратиться к народной мудрости, закодированной в метафорах фольклорных и авторских сказок.
5. « Уроки внеурочного чтения» помогут найти интересные художественные тексты среди уже прочитанных, в том числе писателей и поэтов-земляков.
6. «Послушайте, как я научился читать!» (не только для первоклассников). Опыт участия в такой номинации окрыляет начинающих читателей, вдохновляет их педагогов, помогает усовершенствовать навыки чтения для пользы и удовольствия слушателей.
5. Порядок проведения Фестиваля
Специалисты муниципальных органов, осуществляющих полномочия в сфере образования (далее – Кураторы), уведомляют образовательные организации о проведении фестиваля творческого чтения «Живое слово. Прислушайтесь» и способствуют формированию оргкомитетов на местах (школах, библиотеках, домах творчества). Выделяют образовательную организацию (муниципального организатора, в крупных районах - несколько), которая будет координировать проведение Фестиваля в муниципалитете, включая определение темы, организацию и проведение заключительного праздника, подводящего итоги Фестиваля на муниципальном уровне.
Завершая Фестиваль, специалисты муниципальных органов собирают информацию о проведении фестивальных мероприятий в образовательных организациях (заявка-отчёт) и в обобщённой форме отсылают её в региональный оргкомитет (см. 6.2, п. Б).
Школьные и муниципальные организаторы Фестиваля самостоятельно определяют участников, номинации и формы проведения мероприятий.
Место проведения школьного этапа – школы, учреждения дополнительного образования, библиотеки.
Школьный этап – мероприятия по плану школьных организаторов, включает творческое чтение внутри одного класса, одной параллели или всей школы. Особый интерес будут иметь «выездные» мероприятия с фестивальной программой (при необходимости в режиме онлайн): в гости в соседний класс, к малышам или старшеклассникам, в соседнюю школу, интернат, библиотеку и т.п.
Место и формат проведения муниципального этапа определяет муниципальный организатор (Желательно, чтобы муниципальный праздник, этап, завершающий Фестиваль на муниципальном уровне, организовывался и проводился профессионалами, педагогическими работниками системы дополнительного образования детей. В больших городах праздник необходимо проводить по районам, чтобы зрители и слушатели чувствовали себя значимыми людьми).
Муниципальный (районный) этап предполагает не только конкурсы, а, главным образом, масштабные праздники (при необходимости в режиме онлайн), знакомящие участников друг с другом, общественность и жителей населённых пунктов, входящих в муниципалитет, с просветительской работой образовательных учреждений и библиотек: развитие эстетического вкуса и этического чувства через творческое соприкосновение с искусством художественного слова.
Завершает Фестиваль региональный праздник «Учусь читать – научусь летать» в г. Орле. Праздник может проводиться в онлайн-формате и включать в себя трансляцию упорядоченных видеоматериалов, присланных из муниципалитетов, на официальных сайтах или в официальных группах организаторов в соцсетях.
Все вопросы по организации, содержанию и психолого-педагогическому сопровождению мероприятий Фестиваля рассматриваются и обсуждаются на консультациях, проведение которых сопровождает весь срок фестивального движения во время учебного года. Консультации проводятся членами оргкомитета, как правило, на базе Орловской детской библиотеки имени М. М. Пришвина или в онлайн-формате.
6. Документы для участия в Фестивале и представление результатов
6.1. Участники школьного этапа Фестиваля оформляют заявки с указанием учреждения (школы, библиотеки, дома творчества) и сайта, где будет отражаться ход Фестиваля: планы, участники, мероприятия, в том числе, и межшкольное творческое взаимодействие, заполняют таблицу и передают ее организатору муниципального этапа (Куратору):
Форма заявки-отчёта о проведении в школе Фестиваля:
Образовательная организация Адрес сайта |
Номинация №
Класс | Количество участников. Кто слушатель? | Произведение (название, автор) | ФИО педагогов | Форма мероприятия | ФИО взрослых участников с творческими работами |
6.2. По окончании муниципального этапа Куратором [1] в Оргкомитет направляются:
А) М атериалы:
– три лучшие творческие работы взрослых участников (педагоги, родители, библиотекари),
– видеозапись (фото, презентация) чтецов, праздников или др. (длительность общей записи – 15-20 мин., формат видеофайлов -.avi;.mp4;.mpg4),
– фотографии участников заключительных районных (муниципальных) мероприятий;
– адреса сайтов учреждений, принимавших участие в Фестивале и отразивших там свою работу.
Б) Информация по следующей форме:
Район (город) ___________________________
Количество образователь-ных организаций, принявших участие в Фестивале | Количество участников по классам (исполнители и слушатели) | Количество педагогов, принявших участие в подготовке фестивальных мероприятий | Форма и место проведения заключительно го районного (муници-пального) мероприятия | Фамилии взрослых участников, предоставивших творческие работы |
Документы (в том числе, заявки на электронный вариант свидетельства участников фестиваля) подаются на электронную почту Оргкомитета festtch@yandex.ru с пометкой «Фестиваль». Видеозаписи можно присылать по этому же адресу через Яндекс-Диск или передавать на электронных носителях по адресу: г. Орел, ул. Герцена, д. 19. БУ ОО ДПО «Институт развития образования», отдел начального общего образования, каб. № 31а.
Списки рекомендуемой литературы для чтения детьми размещены на сайте Орловской детской библиотеки имени М. М. Пришвина:www.prishvinka.ru
Информация об итогах проведения Фестиваля размещается на сайте института: www.oиpo.pф.
Награждение победителей
Участники Фестиваля отмечаются свидетельствами по решению школьных и муниципальных организаторов. Электронный макет свидетельства будет предложен Оргкомитетом и выслан по заявкам организаторов.
Наиболее активные образовательные организации (библиотеки, учреждения дополнительного образования), принявшие участие в различных номинациях Фестиваля и отразившие свою работу на школьных сайтах, будут награждены дипломами.
[1] Образовательные организации областного подчинения или частные, в том числе религиозные, материалы и информацию направляют на электронный адрес регионального оргкомитета.