Темы контрольных работ по курсу «Социология»
№ | Тема контрольной работы | Основные тезисы работы |
Социальная реальность как объект изучения социологии | Теории социальной реальности Э.Дюркгейма, М.Вебера, Т.Парсонса. Сферный подход к анализу социальной реальности. Социологические методы изучения социальной реальности. | |
Эволюция традиций познания в социологии | «Закон трех стадий» и парадигма научного позитивизма О.Конта. Традиции социологического реализма и социологического номинализма. Традиции структурализма и конструктивизма в современной социологии. | |
Социальная структура и социальная стратификация общества | Понятие социальной структуры общества. Социальное неравенство как основание социальной стратификации. Функционалистская и конфликтологическая интерпретации социального неравенства. Структура и динамика социального неравенства в теории М.Вебера. Исторические типы социальной стратификации. | |
Классовая стратификация общества | Теория социального класса К Маркса. Теории классовой стратификации XIX и XX вв.: К.Маркса, М.Вебера, У.Уорнера, Р.Дарендорфа. Современные тенденции изменения классовых отношений и классовой структуры. | |
Возрастная стратификация общества | Возраст как категория научного анализа. Виды возраста. Возрастная структура общества. Возраст как категория трудоспособности. Проблема демографического старения. Возрастная дискриминация на рынке труда. | |
Гендерная стратификация общества | Понятия пола и гендера. Половой диморфизм и половая идентификация. Историческая динамика полового состава общества. Феномены женской и мужской «сверхсметрности». Проблема гендерного неравенства и дискриминации по половому признаку. | |
Этническая стратификация общества | Признаки этничности. Происхождение этничности. Исторические формы этносов. Процессы этногенеза. Проблемы межэтнических отношений. |
|
Регионально-поселенческая стратификация общества | Понятие поселенческой структуры общества и ее историческая динамика. Фазы и формы мировой урбанизации. Город как объект социологического анализа. Теории города. Село как поселенческая структура и социальная общность. Региональный уровень социально-территориальных общностей. | |
Социальная мобильность | Теория социальных перемещений П.А. Сорокина. Типология социальной мобильности. Факторы, каналы и механизмы социальной мобильности. Маргинальность как социальный феномен и социальный статус. | |
Социальная регуляция естественного воспроизводства населения | Естественное движение населения как социально-демографическая категория. Социальная регуляция рождаемости. Социальная регуляция смертности. Социальная регуляция и динамика продолжительности жизни. Исторические типы воспроизводства населения. Проблема демографического старения. | |
Социальные отношения и социальные институты в общественной структуре. | Типология социальных связей. Разновидности социальных общностей. Понятие, типология и функции социальных институтов. Процесс институциализации общественных отношений. | |
Семья как социальный институт | Семья как социальный институт и малая группа. Семьеобразующие основания. Теория происхождения семьи Ф.Энгельса. Теория эволюции семейных структур Л.Стоуна. Типология семьи. Эволюция семейных отношений и функций. Функции современной семьи. | |
Брак как социальный институт | Понятие и исторические типы брачных отношений. Формы брака. Брачное поведение. Принципы брачного отбора. Современные тенденции развития института брака. | |
Образование как социальный институт | Система образования как предмет изучения социологии. Роль института образования в формировании социальных отношений (функционалистский и конфликтологический подходы). Эволюция института образования. Уровни и формы современной системы образования. Проблема эффективности и тенденции развития образования в современном обществе. Понятие непрерывного образования. |
|
Социализация как процесс формирования личности | Социализация как категория социологии. Функциональные этапы социализации. Понятия десоциализации и ресоциализации. Агенты социализации и эволюция их влияния. Социализация личности на разных возрастных этапах. | |
Личность как предмет социологического изучения | Личность как объект научного познания. Теоретико-методологические интерпретации личности. Интеракционистские теории личности (Дж.Мид, Ч.Кули). Статусно-ролевая теория личности М.Морено. Теория габитусов П.Бурдье. Диспозиционная теория личности В.А.Ядова. | |
Общество как социокультурная система | Культура как категория научного анализа. Культурный комплекс. Ценности, нормы, символы, язык как базисные элементы культуры. Культурный релятивизм. Формы и разновидности культуры. Субкультура и контркультура. | |
Социальный контроль и девиантное поведение | Социальный контроль: понятие, виды. Социальные нормы как основа социального контроля. Типология социальных норм. Сущность и типология девиантного поведения. Объяснительные концепции девиации (Ч.Ломброзо, хромосомная теория, психоаналитическая теория З.Фрейда, теория аномии Э.Дюркгейма, теория аномии Р.Мертона, теория Э.Сазерленда, теория стигматизации). | |
Труд как форма жизнедеятельности | Признаки труда как вида человеческой деятельности. Виды труда. Историческая эволюция труда и структуры занятого населения. Отношение к труду как социологическая категория. Теории мотивации трудовой деятельности. | |
Бытовая форма жизнедеятельности | Сущность и функции бытовой формы жизнедеятельности. Структура бытовой жизнедеятельности. Домашний труд как форма бытового самообслуживания. Экономика домашнего труда. Историческая эволюция быта. | |
Досуг как форма жизнедеятельности | Понятие и функции досуга. Формы и виды досуговой деятельности. Социальная дифференциация досуга. Развитие отечественной социологии досуга в ХХ в. | |
Сексуальная форма жизнедеятельности | Подходы к интерпретации сущности сексуального поведения: прокреативный, инструментальный, психореакционный. Социальная детерминация и регуляция сексуальной активности личности. Функции секса. Разновидности сексуальных отношений. Сексуальная культура общества. | |
Методология социологических исследований | Объект и предмет социологического исследования. Разновидности социологических исследований. Построение выборки и принцип репрезентативности в социологии. Программа социологического исследования. Методы сбора эмпирической информации. Методы анализа эмпирической информации. | |
Опросные методы в социологических исследованиях | Разновидности опросных методов в социологии. Специфика письменных опросов: типы вопросов, правила составления анкет, правила проведения анкетного опроса. Специфика устных опросов: разновидности социологических интервью (формализованное, полуформализованное, нарративное), правила проведения интервью. | |
Наблюдение и эксперимент как методы сбора эмпирических данных в социологии. | Сущность и типология социологических наблюдений. Полевое и лабораторное, включенное и невключенное, контролируемое и неконтролируемое наблюдение. Метод эксперимента в социологии: особенности использования, правила проведения. История применения экспериментов в социологии. |
|
Требования к написанию и оформлению контрольной работы:
Работа должна включать: титульный лист с указанием темы, специальности и фамилии студента; план работы; введение; основная часть; заключение; список использованных источников.
Минимальное количество источников: 5.
Обязательно использование источников из списка литературы, а также материалов с сайтов социологических журналов и образовательных порталов, указанных в списке литературы.
В тексте работы обязательно должны быть ссылки на использованные источники.
В основной части работы должны раскрываться основные тезисы, перечисленные в таблице. Очередность раскрытия тезисов может быть изменена. Также допускается произвольная компановка тезисов при построении структуры работы (например, объединение нескольких тезисов в одном параграфе).
Объем работы – 20-25 листов.
Готовые работы можно присылать по адресу: n-chernova@yandex.ru, указав название специальности, курс, форму обучения и предмет.