Введение
В настоящей работе предлагается рассмотреть понятие качество жизни и пути его повышения через социальную активность и самореализацию личности.
В последнее время «качество жизни» как интегральный показатель состояния человека привлекает все большее внимание исследователей. В это понятие входит также физическая, творческая, социальная, эмоциональная, сексуальная, политическая активность личности.
Проблема качества жизни активно разрабатывается в социальных науках в силу стремления к целостному пониманию и изучению человека.
Понятие «качество жизни» возникло в 60-х гг. XX в. и воспринималось первоначально не как «…научное понятие с точно фиксированным содержанием и объемом», а как «всего лишь конгломерат различных проблем, начиная со смысла жизни и счастья человека и кончая проблемой утилизации отходов и очистки больших городов».
Цель работы – рассмотрение возможностей и предпосылок повышения качества жизни путем самореализации и социальной активности человека.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «качество жизни»;
2. Рассмотреть социальную активность как одну из составляющих качества жизни;
3. Показать пути и возможности повышения качества жизни через социальную активность и самореализацию личности.
1. Понятиеи содержание «качество жизни»
Качество жизни связывалось преимущественно с качеством окружающей среды, показателями динамики доходов населения и масштабов обретения им материальных благ, отождествлялось с понятиями стандарта жизни, уровнем жизни [3]. Сущность человека сводилась к «пяти основным потребностям» – в пище, одежде, жилье, здоровье, образовании.
|
Насыщение рынка товарами, рост производства и потребления и т.п. признавались основанием улучшения человеческой жизни [2, с. 167], т.е. предпочтение отдавалось количественным показателям. Однако уже в 60-е гг. признавалось, что человек еще и «существо духовное, и «диаграммы» его чувств и стремлений, рефлексии и счастья могут не совпадать с диаграммами экономического роста».
А. Тойнби утверждал, что «жизненный стандарт – это средства, а качество жизни – это цель человека». Р. Айер выделяет объективные (благосостояние, жизненный стандарт) и субъективные показатели качества жизни. Он отмечает, что это понятие обязательно должно включать все аспекты бытия, переживаемые именно индивидом, а не обществом в целом. Таким образом, с момента появления понятия «качество жизни» в нем наметилась дифференциация объективных (реально существующие условия жизни) и субъективных (отношение личности к различным аспектам жизни) показателей и выявилась возможность его использования не только в отношении сообществ людей, но и к отдельному человеку.
В 70-х гг. появляется концепция «человеческого развития» (Я. Майлз, С. Коул, Дж. Галтунг, А. Вирак и др.). По Я. Майлзу, «это процесс, включающий все стадии человеческой жизни и отражающий гармонию взаимоотношений между личностью, обществом и природой, то есть такой расцвет человеческого потенциала, который не сопровождается деградацией, порчей или разрушением общества и природы». В данная концепция акцентирует внимание на том, что «человек – в одно и то же время средство и цель мирового развития», и общественный прогресс не может оценивается только с экономических позиций.
|
К этому же периоду оформляется концепция «ощущаемого качества жизни», где «изучаются социально-психологические механизмы, опосредующие реальное удовлетворение потребностей людей».
В 70-е гг. исследователи «субъективного качества жизни», в частности А. Кемпбелл, применяют в измерениях триаду «обладание – отношение – существование», что предполагает наличие удовлетворенности материальным положением, межличностными отношениями, уровнем самооценки. В исследованиях А. Кемпбела было установлено, что наличие хороших межличностных отношений, позитивной самооценки, ощущения контроля над своей жизнью «играют более важную роль в общем благополучии, чем реальная жизненная ситуация», т.е. категории «отношения» и «существования» признаются столь же, если не более важным фактором качества жизни, как и категория «обладания» (удовлетворенность материальными условиями жизни).
Таким образом, понятие качество жизни эволюционировало от характеристики материальной стороны жизни человека к понятию, учитывающему и духовную комфортность существования людей. В настоящее время данное понятие рассматривается как интегральная характеристика жизнедеятельности человека.
Большинство исследователей отмечают объективный и субъективный аспект качества жизни. В отличие от объективных показателей функционирования человека в жизни, которые отражают социально приемлемые нормы жизни, субъективные индикаторы пытаются установить относительную важность различных сфер жизни для каждого индивида в терминах его собственных норм и предпочтений [1]. Качество жизни «по сути своей является социальным отношением как между личностью и обществом, так и между отдельными индивидами».
|
Таким образом, качество жизни в своих субъективных аспектах оказывается тесно связанным с понятиями «ценность», «потребности», «смысл», «жизненная стратегия» и т.д.
Социальная активность как один из показателей качества жизни
Социальная активность личности - совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. В качестве субъектов активности может выступать личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом.
Активность проявляется в различных сферах: трудовой, общественно политической, в сфере культуры и быта.
Социализация развивается под воздействием как внешних социально-контролируемых или стихийных процессов общественной жизни, так и благодаря внутренним энергийным силам самого индивидуума. Второй фактор не полностью зависит от первого, сохраняя некую природную уникальность.
Если бросить ретроспективный взгляд на историю России ХХ века, то легко обнаруживается ассиметрия в действии обоих факторов - сил. Первый абсолютно доминировал в годы Советской власти, подчиняя человека официальной идеологии. Второй преобладает в современной России, хотя постепенно государство и “партии при власти” усиливают целенаправленное воздействие на сознание, ценностные ориентации и поведение граждан. Процесс социализации носит в связи с этим неупорядоченный характер.
В реальной ситуации он может иметь как положительный, так и отрицательный смысл.
Первый вариант означает сублимацию витальной энергии вверх, т.е. возвышение личности, ее совершенствование.
Второй - движение вниз, отказ от нравственных ценностей, опускание на дно криминального и асоциального существования.
Иногда оба процесса могут сменять друг друга на протяжении жизни одного и того же индивидуума. Моральное падение нередко прикрывается показным благородством, а истинный талант и высокое одухотворение обречены прозябать в нищете и одиночестве. В жизни все случается, и ее бесчисленные коллизии неисповедимы. Многое зависит от условий, но кое-что находится в руках самого человека. Внешние и внутренние причины так переплетаются друг с другом, что подчас трудно определить их разделительную границу. И тем не менее можно провести их условное деление по признаку положительного или негативного воздействия на развитие личности.
Вопрос о роли объективных причин того или иного варианта мы оставляем за скобками, поскольку они сами являются плодами социальной активности людей. Однако, что даже и при схожих исходных условиях одни лица способны развиваться, а другие предпочитают довольствоваться достигнутым и не могут даже сохранить имеющееся. В обоих случаях человек должен все же преследовать какую-то цель, иметь какое-то представление о самом себе. Бессмысленность существования это рассеяние даже самого сильного энергетического потенциала. И, напротив, при желании и воле не очень сильная натура способна сублимировать свою энергию наилучшим образом, предпочитая даже жертвовать своим благополучием. Пример тому - многие художники, поэты, философы.
В современном мире, как, впрочем, и прежде, формы и пути реализации энергии весьма многообразны, поскольку зло и добро в посюстороннем мире часто представляются почти синонимами.
Если обратиться к современной России, то обнаружится принципиальное отличие новых ценностных ориентаций по сравнению с социалистическим образом жизни. В советское время этот образ формировался искусственно и целиком подчинялся официальной идеологии. В постсоветское время формирование личности проходит почти стихийно и в обстановке противостояния различных идейно-политических устремлений и принципов жизни. В настоящее время человека, как правило, интересуют следующие ориентации:
- тяга к прагматизму как главному принципу достижения личного и общего блага;
- стремление к власти и богатству;
- корпоративная солидарность;
- готовность к сотрудничеству с криминалом;
- терпимость к коррупции;
- использование демагогии и лжи;
- склонность к гедонизму;
- приспособленчество и потребительское отношение к политике;
- моральная эластичность;
- увлечение религиозным сектанством или оккультизмом;
- оскудение духовно-нравственных устремлений и т.д.
Эти ориентации относятся, так сказать, к негативным аспектам нынешней социализации. Но есть, конечно, и прямо противоположные положительные тенденции:
- трудовая мобильность и активность;
- гражданская активность и ответственность;
- духовно-этическое и эстетическое совершенствование личности;
- непримиримость к криминалу, коррупции, наркомании и другим отрицательным явлениям;
- рост требовательности к властям;
- опора на собственные физические и духовно-нравственные силы.
Оба направления в процессе социализации молодого поколения происходят одновременно. Иногда они противостоят друг другу, иногда тесно сплетаются в один клубок, что прямо воздействует на самоопределение личности. Разумеется, все перечисленные характеристики “нового” человека постсоветской России имеют характер относительных и условных категорий. Они могут сочетаться самым причудливым образом как между собой, так и в связи со старыми критериями. В итоге рождается крайне запутанная и противоречивая картина социализации. Буквально каждый человек мечется из стороны в сторону, склоняясь то в одну, то в другую сторону.
Зрелое поколение, надо сказать, в основном уже сделало свой выбор: одни остались на прежних позициях, другие перешли в лоно новомодного прагматизма. Сложнее обстоит дело с молодежью, которая не обладает достаточным опытом и не получает от общества четкой ориентации. В итоге весь процесс ее социализации происходит стихийно подобно “уличному” воспитанию подростка, лишенного постоянной родительской опеки. Веер предпочтений интересов и поведения в этой связи принимает широкий и разнообразный характер - от самых положительных до отрицательных.
Условно к позитивным формам социальной активности можно отнести общественно-полезный труд, творчество во всех его формах, науку, искусство, спорт, просвещение и др.
Есть и протестные формы социального поведения. Часто они выливаются в активные выступления в защиту своих интересов, как, например, забастовки, демонстрации и пр. Иногда протест принимает «пассивный» характер, выражаясь в отказе от участия в голосовании или голосовании “против всех”, эмиграции. Особую разновидность представляют собой такие явления как субкультура «андерграунда», движения типа хиппи, футбольных “фанатов” и пр.
Нельзя не отметить и деструктивные, разлагающие личность и наносящие вред обществу деяния, как, например, наркомания, алкоголизм, преступность, терроризм, экстремистская деятельность.
В реальной жизни разнонаправленные тенденции переплетаются или сменяют друг друга. Особая сложность их анализа обусловлена противоречивостью сознания и подсознания человека. Ведь иногда самые лучшие побуждения могут обернуться недостойными и просто преступными действиями.