Вопросы для подготовки к экзамену
Для студентов магистратуры заочного отделения кафедры логопедии
по дисциплине «Логопедия (раздел «Нарушения письменной речи»)
Преподаватель: Лебедева И.Н.
1. Аспекты рассмотрения письменной речи. Основные принципы русской орфографии.
2. Структура процесса письма.
3. Предпосылки формирования письменной речи.
4. Структура процесса чтения.
5. История изучения нарушений письменной речи.
6. Дисграфия, определение, этиология.
7. Симтоматика дисграфии.
8. Классификации дисграфии О.А.Токаревой, М.Е Хватцева. А.Н Корнева
9. Классификация дисграфии кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена
10.Характеристика дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания (механизм, симптоматика)
11.Характеристика оптической дисграфии (механизм, симптоматика)
12.Характеристика артикуляторно-акустической дисграфии (механизм, симптоматика)
13. Характеристика дисграфии на почве недоразвития языкового анализа и синтеза (механизм, симптоматика)
14. Характеристика аграмматической дисграфии (механизм, симптоматика).
15. Дислексия, определение, этиология.
16. Симтоматика дислексии.
17. Классификация дислексии по внешним проявлениям, С Борель-Мезони, Н Гранжона
18. Классификация дислексии О А Токаревой. М К Хватцева
19. Классификация дислексии Р.И Лалаевой
20. Характеристика фонематической дислексии (механизм, симптоматика)
21. Характеристика оптической дислексии 9механизм, симптоматика)
22. Характеристика аграмматической,семантической и мнестической дислексии (механизмы, симптоматика)
23. Обследование детей с нарушениями чтения и письма.
24. Принципы логопедической работы по устранению нарушений письменной речи
|
25.Коррекция фонематической дислексии и дисграфии. обусловленной нарушением фонемного распознавания. План-конспект занятия.
26.Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии.
27. Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза. План-конспект занятия.
28. Коррекция аграмматической дисграфии и дислексии. План-конспект занятия.
29. Коррекция семантической и мнестической дислексии
30. Коррекция оптической дисграфии и дислексии
31. Исследование процессов чтения и письма у школьников.
32. Схема логопедического обследования школьников с нарушением письменной речи.
33. Исследование языкового анализа и синтеза у учащихся с дисграфией.
34. Исследование грамматического строя речи у учащихся с дисграфией.
35. Исследование зрительно-пространственных функций у учащихся с дисграфией.
36.Профилактика нарушений письма и чтения у дошкольников.
37.Анализ карты обследования мл.школьника.
Литература для подготовки к экзамену:
Обязательная литература:
1. Логопедия. Учебник под ред. Л.С. Волковой (любой год издания)
2. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998.
3. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. — СПб., 1997.
Дополнительная литература:
Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. Учебн. пособие. — М.; Воронеж, 2001.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб, 1997.
|
Гурьянов Е. В. Психология обучения письму. — М., 1959 (было переиздание)
Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М., 2000 (было переиздание)
Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. — М., 1953; СПб.,
Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. — М., 1984 (было переиздание)
ЗиндерЛ. Р. Очерк общей теории письма. — Л., 1987.
Иванова В. Ф. Принципы русской орфографии. — Л., 1977.
Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. — СПб., 2005.
Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб., 2003.
Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В.. Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. — М., 2002.
Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: Избр. труды. — М.,
Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. — СПб., 2004
Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.
Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. •— М., 1950 (было переиздание)
Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. — М., 1985.
Ляудис В. И., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. — М., 1994.
Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. проф. Г. В. Чиркиной. — М., 2003.
Мисаренко Г. Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. — М., 2004.
Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. —Ярославль, 1999.
|
Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб., 2006.
Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. — СПб., 2001.
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М., 1995 (было переиздание)
Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М., 2002.
Токарева О. А. Расстройства чтения и письма. — М., 1969.
Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьником г использованием нейропсихологических методов. — М., 2002.
Хватцев М. Е. Логопедия. — М., 1951 и др.
Хрестоматия по логопедии. Т. 2 — М., 1997.
Худик В. А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования.— Киев. 1992.
Цветкова Л. С. Нейропсихология счега, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 1997.
Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. — М., 1997.