ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Этап Содержание Деятельность учителя Деятельность




 

   
Этап Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. А) - Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь.   Дан звонок, и все мы смело Принимаемся за дело Путь нелегкий предстоит В даль дорога побежит Мы промчимся чрез века Через многие года Пронесемся над лесами И окажемся мы с вами… Далеко за много лет… В том истории секрет. - Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока. Подготовка к восприятию нового материала. Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: поиск и выделение информации.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. К сегодняшнему уроку вы, ребята, получили индивидуальные и групповые задания по сказке А.С.Пушкина «О золотом петушке». Дома вы прочитали эту сказку. А сейчас на уроке мы с вами погрузимся в текст сказки более внимательно и попробуем порассуждать о её героях и проблемах, которые поставил перед читателем автор. В 1834 году в последний свой приезд в имение Болдино Пушкин, уже умудренный жизненными испытаниями, опытом, закончил эту сказку. В это время он много размышляет об историческом пути России, об ответственности людей, находящихся у власти, за судьбы других людей, о том, есть ли нравственность в каждом из нас и что есть для каждого человека Бог. А это значит, какими моральными и просто человеческими качествами должен обладать каждый человек, а уж особенно человек, облеченный высшей властью в государстве. ? к учащимся: А как по-вашему? Какими качествами должен обладать человек, от которого зависят судьбы многих других людей? (Мудрый, ответственный, патриот, ставящий интересы государства и его граждан выше своих личных, тот, которого не обуял грех гордыни) 15 октября 1906 года Н.А. Римский - Корсаков записывает первые такты новой оперы - "Золотой петушок". А в августе 1907 года и художник И. Билибин и композитор Римский - Корсаков заканчивают свои шедевры на сюжеты последней сказки Пушкина. Каждый из них пришёл к сказке самостоятельно. Добрый юмор, звучавший в "Сказке о царе Салтане" перерождается в сарказм и сатиру. Адрес сатиры в то время был понятен всем. Не случайно современники указывали на сходство образа царя Дадона с российскими монархами: Александром I, Николаем I, Николаем II. Да и сам композитор не скрывал этого. "Дадона надеюся осрамить окончательно",- заявлял он. Цензура оперу на сцену не пропустила, пушкинские стихи яростно вычёркивались из либретто. Только после смерти композитора, 24 сентября 1909 года, в частном театре Зимина состоялась премьера "крамольной оперы" Актуализация знаний учащихся: определение уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач. Выполнение игрового задания, фиксация знаний и не знаний, затруднений. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка. Познавательные УУД. Общеучебные универсальные действия: умение внимательно слушать. Логические универсальные действия: анализ материала; вывод-ответ. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и желания ее решить.
3.Постановка учебной задачи. Вы, наверное, заметили, что это слова, которыми заканчивается «Сказка о золотом петушке»: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Очень интересные слова. ?: А к кому эти слова обращены? (к читателям) То есть к нам, ко многим и многим поколениям людей. ?: А цель Пушкин нам поставил очень определенную. Какую? (извлечь урок из намёков) А значит нам придется разгадать намёки автора и извлечь из них уроки на всю оставшуюся жизнь. ?: Давайте сначала определимся: кто же является главным героем этой сказки? (царь Дадон). Значит, о нем сейчас и пойдет речь. Мы определили его общественное положение – царь, т.е. человек, от которого зависит судьба государства и его народа. Вот вам и первый намёк: от того, какие цари Дадоны будут управлять государством, во многом зависит его судьба, а значит, и наша с вами судьба. Итак, обратимся к нашему главному герою – царю Дадону, постараемся понять его поведение и всё, что произошло с ним, а также подумаем, почему всё сложилось именно так, а не иначе. физминутка Создание проблемной ситуации. Уточнение темы урока. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).
4. Построение проекта выхода из затруднения. Слово I группе, получившей опережающее задание: Дадон и мудрец?: А теперь творческая группа разыграет перед вами ситуацию встречи Дадона с восточным мудрецом и подарок золотого петушка. Обратим внимание на эту очень важную сцену и попробуем затем её проанализировать. ?: Правильно ли поступил Дадон, обратившись за решением проблемы к такому человеку?Можно ли было предвидеть будущие несчастья после того, как мудрец появился внезапно, подарил такой странный подарок, заключил С Дадоном такой неконкретный договор? Вывод: Дадон должен был понять, что перед ним колдун, который может обратить во зло всё, ведь интересы государства Дадона ему безразличны. Дадон безрассудно согласился на такой сговор, не подумав о последствиях, ведь награда не была определена вообще, а значит, наградой за временный покой могло стать всё, что угодно, даже то, что несет и самому царю, и его народу зло! ?: Попробуйте извлечь из этого пушкинского намёка урок? (Человек, которому доверена судьба его государства, его народа, не может быть таким безрассудным и доверяться первому встречному, полагаться на советы колдуна, раздавать обещания, в выполнении которых он не уверен) ?: А теперь докажите, какие эпизоды сказки свидетельствуют о том, что дар колдуна оказался действительно странным. Посмотрите внимательно, что происходит после того, как петушок был установлен на спицу и «стал стеречь столицу»? - 2 года петушок вел себя смирно. - затем 2 войска (огромное количество народа) по указке петушка отправляются не куда-нибудь, а на восток. А ведь колдун родом оттуда! Слушание оперы 2 группа: Дадон и сыновья - двое сыновей царя отправляются с войском и пропадают без вести. Итак, третью рать собирает сам Дадон. ?: Легко ли это было сделать и почему? (он уже стар, да и людей осталось не так много). А тогда зачем он отправляется в поход? (2 войска и 2 сына пропали, нужно хотя бы узнать их судьбу) ?: Что интересного заметил Дадон на пути? (ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана) II группа читают выразительно эпизод и отвечают на вопросы. ?: Куда пришло войско и можно ли было догадаться, что это ловушка? ?: Что там увидел царь и как себя повел? Сочувствуете ли вы ему? ?: Какой намек дает нам Пушкин, рисуя картину побоища? В чем же настоящая причина гибели сыновей Дадона? ?: И вот распахивается шатер и показывается шамаханская царица. Можно ли было догадаться, что она и есть виновница горя Дадона? А как ведет себя царь? А теперь вы все, ребята, оцените поведение Дадона не как царя, а как человека, отца. Вывод: Дадон быстро утешился. Видимо, смерть сыновей для него не такое уж горе, он даже не похоронил их, не предал земле, зато предался сам утехам, веселью, ухаживал за Ш.Ц. Он поступил безнравственно ?: Какой же нравственный урок должны мы извлечь? Безнравственное поведение Дадона заключается в том, что смерть, потеря близких людей его ничему не научила, потому что он предается греху. А ведь это, ребята, тоже своеобразные проявления греха не только чревоугодия и прелюбодеяния, но и гордыни. О грехе гордыни мы с вами уже упоминали в связи с личностью Дадона. А выражается гордыня в следующем: мои интересы и сиюминутные желания важнее всего остального! Обратим внимание на то, что именно в этом эпизоде появилась ещё одна героиня, которая не произносит в сказке ни одного слова, но при этом её роль в судьбе других героев очень важна. Слушание оперы Слово ребятам III группы. Дадон и Шамаханская царица ?: Как вы поняли: безобидна ли прекрасная царица? Как её характеризует автор? АВ что вы можете сказать об этом персонаже? (Красивая, но с черной душой. Из-за неё убивают друг друга родные братья, и это уже страшно, но она не останавливается на этом. Очарован Дадон, да так, что забывает обо всём (может, она тоже колдунья). Ей неприятен Дадон, но она соглашается поехать с ним, стать царицей. Видимо, это и был определенный коварный план. Она никак не реагирует на то, что Дадон забыл о погибших детях, а потом хохочет, когда умирают звездочет и сам Дадон. И наконец исчезает так же внезапно, как и появилась). И вот последний эпизод. Вместе с Шамаханской царицей Дадон въезжает в свою столицу. И здесь он доходит до последней точки своего нравственного падения. Ребята из творческой группы разыграют последнюю сцену. Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений. Выполнение заданий. Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция. Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы. Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
5.Первичное закрепление. ?: Какой страшный грех совершает Дадон? (Отказывается от данного обещания выполнить любую просьбу и в порыве гнева убивает звездочета) ?: А за что так страшно был наказан сам Дадон? (Сначала, не подумав, дает обещание, а затем отказывается его выполнять). ?: А как вы считаете: отказ от выполнения обещания является безнравственным поступком? В какой русской народной пословице обозначено мнение народа по поводу этого? (Не давши слова – крепись, а давши – держись. Если не уверен, что сможешь выполнить обещание, не давай его, а если дал, неси ответственность за свои слова и поступки. ?: Кто же виноват в том, что произошло с Дадоном? (он сам) ?: Когда он имел возможность задуматься над тем, что и как он делает? (после гибели сыновей) ?: Каких же качеств характера не хватило царю? (мудрости, ответственности, разумных поступков и решений). Совершая целую череду безнравственных поступков, царь Дадон нарушил общечеловеческие нормы морали и оказался плохим правителем. А раскаялся ли он, задумался ли над своими поступками? – нет. Но Дадон совершает и еще одно преступление – преступление против веры. В чем оно состоит? (связь с колдуном, которому он доверился и дал возможность управлять им). ?: Какова была роль этого звездочета в судьбе Дадона? (Вошел в доверие в трудную минуту, обеспечил покой, но только на 2 года, царь стал слепо доверять подарку колдуна и в результате потерял войско, двух сыновей, а затем и свою жизнь) Слушание оперы Последняя встреча колдуна и Дадона основа на точном расчете злых сил на то, как поведет себя в такой ситуации ослепленный любовью старик. Обратим внимание на сцену последней встречи. Счастливый царь сначала радушно встерает колдуна, но не задумывается, что он появился именно в эту минуту не случайно. Он предлагает звездочету щедрые подарки, но тот настойчиво требует именно шамаханскую царицу. Но самое интересное в том, что Пушкин упоминает, что звездочет – скопец, принадлежит к особой секте, ему вообще никакая женщина не нужна. Царица – это только предлог для других требований. Попробуем догадаться, что же на самом деле нужно было сектанту-чернокнижнику, зачем была подослана царица? Отв.: Сыновей у царя уже нет, сам он стар, значит главное, что нужно – это власть над целой страной, стремление силой колдовства и обмана подчинить себе целое государство. Поэтому правитель и должен был быть особенно мудр и осторожен. Но Дадон был эгоист и думал только о своих интересах. В этом и кроется основной урок сказки Пушкина. Установление осознанного восприятия. Обобщение. Разрешение проблемной ситуации.   Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)
6. Подведение итогов и выводы. Актуализация знаний, полученных на уроке. Слушание оперы Попробуем теперь подвести итоги и вспомнить все уроки пушкинской сказки: - Человеку важно думать над тем, что он говорит и что делает, потому что ответственность человека заключается в том, что за всё, что мы говорим и делаем мы обязательно расплатимся. - Ответственность человека становится ещё больше, если он облечен властью. Значит, он несет её не только за себя, но и за других. - Человек, который на виду у людей должен помнить, что его поступки должны стать для окружающих примером нравственности. Организация деятельности по применению полученныхзнаний. Аналитическое слушание. Вывод. Ответ на проблемный вопрос. Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: самоопределение.
7.Рефлексия деятельности (итог урока) (У каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги петушок.) – У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги петушок. Напишите, какие вы хотели бы сделать добрые дела в своей жизни. – Итог урока хочу подвести вашими мыслями. (Зачитываются детские пожелания и вкладываю петушков в нарисованный замок.) – Чему научила вас эта сказка? – Закончить наш урок я хочу словами Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: