Проект «Литература и кино» (11 класс)
Кино и литература – виды искусства, неразрывно связанные друг с другом. Один из них зародился в глубокой древности. Другой – в конце девятнадцатого столетия. Тем не менее литература и кино имеют тесную связь, не слабеющую даже в век компьютерных технологий.
Кино было создано в XIX веке. Но первый звуковой фильм вышел много позже, в 1927 году.
Кино обрело массовую популярность. Экранизация художественного произведения, осуществляя связь таких видов искусства, как литература и кино, стала незаменимым жанром. Режиссеры и сценаристы обратились к творениям классиков. Одними из первых экранизаций стали работы основоположников игрового кинематографа Жоржа Мельеса, Викторена Жассе, Луи Фейада, перенёсших на экран работы Свифта, Дефо, Гёте. Первой в истории кинематографа экранизацией считается 5-минутный фильм «Западня» по роману Э. Золя, снятый в 1902 во Франции.
Первым жанром в творческой практике русской кинематографии исторически считается экранизация. Еще до появления звукового кино, режиссеры принялись экранизировать знаменитые творения русских писателей. В 1909 году Петр Чардынин представил зрителям свою интерпретацию поэмы «Мертвые души».
Экранизация – это не просто пересказ литературного источника, а интерпретация средствами кино произведений другого вида искусства (прозы, драматургии, поэзии, песен, оперных и балетных либретто). Это новое произведение искусства, которое не обязательно должно совпадать во всех подробностях со своим первоисточником, поскольку кинокартина имеет определенное время и не может вместить в себя все без исключения эпизоды литературного произведения. При экранизации режиссёр может отказаться от второстепенных сюжетных линий, деталей и эпизодических героев, или, наоборот, ввести в сценарий эпизоды, которых не было в оригинальном произведении, но которые лучше передают, по мнению режиссёра, основную идею произведения средствами кинематографа. Режиссер даёт литературному произведению свое истолкование. Иногда сценарий представляет собой адаптацию отдельного литературного произведения для кинематографа, в таких случаях автор бывает и автором сценария (сценаристом).
Именно литературные произведения стали основой экранных образов с начала существования кино.
|
Кинематографисты и сегодня обращаются к произведениям классической литературы.
Учащиеся 11 класса в течение 1 полугодия учебного года самостоятельно собирают и оформляют материалы по проекту.
Цель проекта:
- становление духовного мира ребенка;
- приобщение к систематическому чтению через увиденное на экране;
- воздействие на сознание учащихся через экранизацию;
- слияние читательского и зрительского вкуса;
- формирование умения сопоставлять литературные образы с кинообразами;
- развитие навыков экранного восприятия, нахождения общего и различного в литературном произведении и фильме.
Результатом проекта могут стать следующие виды работ:
1. презентация ppt. или pptx. с приложениями и гиперссылками об истории экранизации художественного произведения, об исполнителях роли одного из литературных героев;
2. видеофильм об истории экранизации художественного произведения, об исполнителях роли одного из литературных героев.
|
Итоговая работа должна сопровождаться
1. Защитой (устным выступлением авторов).
2. Печатным (текстовым) вариантом выступления, оформленным виде реферата.
3. Презентационной формой (см.выше)
Оценка за проект - сумма баллов за все три элемента (мах 150 баллов):
1. устное выступление – мах 45 баллов
2. презентация ppt, wmv, avi - мах 100 баллов
3. печатная форма (реферат) - мах 5 баллов
(критерии оценок прилагаются)
Этапы работы над проектом.
1 этап – выбор темы (сентябрь-октябрь)
2 этап – защита темы – октябрь
3 этап – сбор материала - октябрь-декабрь.
4 этап – оформление материала, консультации педагога — ноябрь-декабрь
5 этап – защита и сдача проекта – декабрь
За прохождение каждого этапа могут выставляться текущие отметки в журнал по системе зачет-незачет.
Пример тем работ:
1. История экранизации романа М.М. Булкакова «Мастер и Маргарита».
2. Гамлет в кино (рассказ об исполнителях роли Гамлета в киноверсиях трагедии Шекспира «Гамлет»).
3. Знаменитые сыщики в литературе и кино.
Источники:
1. Литература и кино - неразрывный союз двух видов искусства - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/271888/literatura-i-kino---nerazryivnyiy-soyuz-dvuh-vidov-iskusstva
2. Эрудит ресторан интеллектуальной кухни https://erudit-menu.ru/plugins/dif_news/dif_news.php?0.view.761