Учет нематериальных активов. (НМА)




Учет основных средств.

15.02.2011

1. Хар-ка и оценка основных средств.

2. Учет поступлений основных средств.

3. Амортизация основных средств.

4. Учет восстановления основных средств.

5. Учет выбытия О.С.

6. Учет переоценки О.С.

1. Значительный удельный вес в составе необоротных активов занимают О.С. они образуют производственно-техническую базу и определяют производственный потенциал организации. Методические основы учета О.С. изложены в положении по б.у. 6.01 Учет О.С. утвержденные приказом мин финна Р.Ф. от 30.03.2001 №26н в соответствии с ПБУ 6.01 актив принимается к б.у. в качестве О.С. при выполнении следующих условий:

1. Объект предназначен для использования в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг для управленческих нужд или для предоставления за плату во временное владение и пользование;

2. Объект предназначен для использования в течении длительного периода, т.е. срока более 12 месяцев;

3. Организации не предполагают последующую перепродажу данного объекта;

4. Объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем;

К О.С. относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги, прочие соответствующие объекты.

В качестве О.С. также учитываются: капитальные вложения на коренное улучшение земель, капитальные вложения в арендованные объекты О.С., земельные участки, объекты природопользования.

Примечание: О.С. предназначенные для предоставления организации за плату за временное владение и пользования с целью получения дохода отражаются в составе доходных вложений в материальные ценности.

В соответствии со статьей 256 НКРФ для цели налогового учета О.С. относится в разряд амортизируемых, если его П.С. больше 40 000 рублей.

Необходимым условием правильного учета О.С. является единый принцип их оценки. Различают следующие виды оценок О.С.:

- первоначальная;

- восстановительная;

- остаточная.

Первоначальная (балансовая) определяется в момент передачи объекта в эксплуатацию, она зависит от способа поступления объекта в организацию.

Способы поступления О.С.:

· Покупка О.С.

· Поступление безвозмездно

· Вклад в У.К.

· Исполнение обязательств неденежными средствами.

1.П.С. определяется сумой фактических затрат, связанный с приобретением данного объекта за исключением НДС и других возмещаемых налогов. К фактическим затратам относятся суммы уплачиваемые в соответствии с договором поставщику или продавцу, а также суммы уплачиваемые за доставку объекта и привидение его в состояние пригодное для использования, суммы уплачиваемые за осуществление работ по договору строительного подряда, суммы уплачиваемые за информационные, консультационные услуги, связанные с приобретением О.С., таможенные пошлины и сборы, невозмещаемые налоги, государственная пошлина, и в связи с приобретением объекта О.С., вознаграждение посреднической организации.

Примечание: в бух и налоговом учете П.С., купленных О.С. формируется по-разному, например: % по кредиту, полученному для покупки О.С. для целей налогового учета отражают как внереализационные расходы, платежи связанные с регистрацией прав на недвижимое имущество в налоговом учете учитываются как прочие расходы.

2.Безвозмездно полученные О.С. оцениваются по рыночной стоимости. Для целей налогового учета стоимость безвозмездно полученного имущества е может быть меньше остаточной стоимости предающей стороны.

3. Вклад в У.К. в б.у. такие объекты отражаются по согласованной стоимости, приходуют по стоимости согласованной между акционерами или участниками орг-ии. В налоговом учета такие объекты оцениваются по остаточной стоимости передающей стороны.

4. Получение объекта по договорам предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, в этом случае П.С.= стоимости ценностей преданных или подлежащих передачи.

П.С. не подлежит изменению кроме следующих случаев:

· Достройки;

· Дооборудования;

· Реконструкции;

· Модернизации;

· Частичной ликвидации;

· Переоценки О.С.

Коммерческие орг-ии могут не чаще 1 раза в год на начало отчетного периода переоценивать группы однородных объектов О.С. по восстановительной или текущей рыночной стоимости.

Остаточная стоимость определяется как первоначальная или восстановительная минус начисленная амортизации.

2. О.С. принимаются в б.у. по П.С., приобретение О.С. является одним из видов вложений во внеоборотные активы. Учет затрат связанных с поступлением О.С. отражается на 08 счете «Вложение во внеоборотные активы» счет активный сальдо характеризует затраты по незаконченному строительству или приобретениям. Оборот по дебиту отражает сумму фактических затрат включаемых в состав П.С. объектов О.С. оборот по кредиту отражает П.С. О.С. переданных в эксплуатацию.

1. Покупка О.С.

Д-68

К-60 - получен объект

Д-69

К-60 - НДС по О.С.

Д-60

К-51 - Оплачен счет поставщика

Д-08

К-10, 02,70,69,

Безвозмездно полученные ценности

Д-08

К-98.2

3. Д-75

К-80 сформирована задолженность учредителей по вкладам в У.К.

Д-08

К-75 - полученные О.С. по вкладам в У.К.

4.Д-62

К-90.1 – сформирована дебиторская задолженность за отгруженную готовую продукцию.

Д-08

К-60 получен объект О.С.(кредиторская задолженность)

Д-60

К-62 произведен взаимозачет

Учет наличия и движения О.С. осуществляется на активном инвентарном счете 01.О.С. при утверждении учетной политики к счету 01. Целесообразно открыть следующие субсчета: 01.1.Собственные О.С. 01.2.арендованные О.С. по договору лизинга 01.3; 01.4; 01.5. при передачи объекта в эксплуатацию все затраты собранные на счете 08 списываются проводкой

Д-01

К-08

Принятие к учету О.С. оформляется актом накладной приемки передачи О.С. типовая форма ОС1. Акт составляется на каждый объект к нему прилагается техническая документация, затем на основании акта в бухгалтерии отрывается инвентарная карточка учета О.С. типовая форма ОС6

Задача: Журнал регистрации хоз операций

Хоз операция Сумма Дебит Кредит
1. Приобретено оборудование 500 000    
2. Отражен НДС по приобретенному оборудованию      
3. Задолженность перед транспортной орг-ей за доставку 20 000    
Отражен НДС по услугам транспортной орг-ии      
4. Погашена задолженность перед поставщиком оборудования      
5. Погашена задолженность перед транспортной орг-ей      
6. Оборудование введено в эксплуатацию      
7. НДС принят к зачету        

 

5 вопрос: Причины выбытия:

- ликвидация инвентарного объекта

- продажа

- ликвидации при аварии

- стихийное бедствие

- иное Ч.С.

- передача в виде вклада в У.К.

- передача по договору мены или дарение

- выявление недостачи и порчи объектов О.С. при инвентаризации

Учет выбытия отражается на счете 91. Прочие доходы и расходы. По дебиту счета 91 отражается остаточная стоимость выбывших объектов и расходы связанные с выбытием. Про кредиту 91 отражается выручка от реализации О.С., а также стоимость материалов, полученных при ликвидации объектов.

Д – 01.5

К – 01.1 – списана П.С. выбывшего объекта

Д-02

К-01.5 – списана начисленная амортизация по выбывшему объекту

Д-91.2

К-01.5 – списана О.С. выбывшего объекта

Д-91.2.

К-70, 69, 76 – списаны расходы, связанные с ликвидацией объекта

Д-10

К-91.1 – оприходованы материалы, полученные при ликвидации

При продаже объектов:

Д-62

К-91.1 – сформирована задолженность покупателей

Д-51

К-62 – полученная выручка от покупателей

Д-91

К-68 – начислен Н.Д.С. за проданный объект

Затем на счете 91 определяется финансовый результат от выбытия объекта О.С.. прибыль отражается проводкой Д-91 К-99, убыток Д-99 К-91. Указанный результат включается в форму №2 и подлежит налогообложению налогом на прибыль в обычном порядке. Решения о списании О.С. в результате морального или физического износа принимает руководитель организации. Данное решение оформляется приказом руководителя. На основании данного приказа оформляется акт на списание О.С. типовая форма ОС4. Специально созданная ликвидационная комиссия определяет степень пригодности объекта к дальнейшему использованию. В том числе комиссия приняла решение о целесообразности дальнейшего использования, но объект с баланса не списывается. Если же по объекту не полностью начислены амортизационные начисления, но комиссия решила, что он морально изношен, то объект списывается с баланса.

6. Коммерческая организация может не чаще 1 раза в год на начало отчетного года переоценивать группы однородных объектов О.С. по текущей восстановительной стоимости. Результаты переоценки отражаются в балансе на начало отчетного года. Сумма дооценки отражается проводкой Д-01 К-83. Д-83 К-02 – переоценка начисленное амортизации. Уценка – Д-84 К-01 – отражается сумма уценки. Д-02 К-84 – уценка начисленной амортизации.

При выбытии объекта О.С. сумма дооценки списывается на нераспределенную прибыль. Д-83 К-84.

В бухгалтерской отчетности раскрывается как минимум, следующая информация об О.С.:

1. О П.С.

2. О сумме начисленной амортизации на начало и конец года

3. О движении О.С. в течение года

4. О способах оценки О.С. полученных по договорам, предусматривающих исполнения обязательств не денежными средствами

5. Об изменениях стоимости О.С. (достройка, дооборудование)

6. О принятых сроках полезного использования

7. Об объектах, стоимость которых, не погашается, т.е. сразу списывается на издержки производства

8. Об объектах предоставленных или полученных по договору аренды

9. Об объектах учитываемых в составе доходных вложений в материальные ценности

10. О способах начисления амортизации

11. Об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию фактически используемых, но находящихся в процессе гос регистрации

Учет нематериальных активов. (НМА)

1. Понятие, классификация и оценка НМА

2. Учет поступления и создания НМА

3. Учет амортизации НМА

4. Учет выбытия НМА

 

1. Порядок организации бух учета НМА регулируется ПБУ 14/07 и ПБУ 17/02 учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы. В соответствии с ПБУ 14/07 к НМА относятся объекты при единовременном выполнении следующих условий:

1. Объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, предназначен при использовании производства продукции, выполнении работ, оказании услуг

2. Организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект принесет в будущем

3. Возможность идентификации объекта от других активов

4. Объект предназначен для использования в течении длительного времени более 12 месяцев

5. Фактическая, П.С. объекта может быть достоверно определена

6. Отсутствие у объекта материально-вещественной формы, в силу этого организация должна надлежаще оформить документы подтверждающее существования НМА, к таким документам относятся: патенты, лицензии, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности

К НМА относятся:

· Произведения науки, литературы, искусства

· Программы для ЭВМ

· Изобретения

· Секреты производства

· Товарные знаки

· Знаки обслуживания

· Деловая репутация (GOODVIL, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса)

См. оценку О.С.!!!!!!!

2. Синтетический учет операций по приобретению, амортизации и выбытию НМА аналогичен учету О.С. для учету затрат по приобретенным или созданным НМА используют счет 08. Вложения во внеоборотные активы. При наличии соответствующих документов НМА принимаются на баланс:

Д-04

К-08

3. Амортизация. Стоимость НМА погашается по средствам амортизации, но в отличие от О.С. используется только 3 способа:

- линейный

- способ уменьшаемого остатка

- способ списания стоимости пропорционально объему

Амортизация учитывается на пассивном счете 05.

Д-20,26,44

К-05

Действующим законодательством разрешен вариант учета начисления амортизации без использования счета 05.

Д-20,26,44

К-04

4. Выбытие имеет место в следующих случаях:

- прекращение срока действия права организации на результат интеллектуальной деятельности

- передача по договору об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности

- прекращение использования в следствие морального износа

- передача в виде вклада в У.К.

- передача по договору мены, дарения

Доходы и расходы организации связанные с выбытием НМА признаются в бух учете в составе прочих доходов и расходов и учитываются на счете 91 аналогично учету О.С.

Бух учет материалов.

1. Понятие, классификация и оценка материально-произв запасов (МПЗ)

2. Синтетический учет поступления материалов

3. Бух учет списания материалов

4. Первичные документы по учету движения материалов

1.Методические вопросы учета МПЗ изложены в ПБУ 5/01. Учет ПМЗ.

Из ПБУ определение МПЗ –

Частью МПЗ является Г.П., НЗП к МПЗ не относится. МПЗ принимаются к бух учету по фактической себестоимости.

1. Фактическая себестоимость материалов приобретенных за плату складывается из всех фактических затрат на приобретение, за исключением НДС и других возмещаемых налогов. К фактическим затратам относятся:

- суммы уплачиваемые поставщику в соответствии с договором

- суммы уплачиваемые за информационно-консультационные услуги

- таможенные пошлины

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением материалов

- вознаграждения посреднической организации, через которую приобретены материалы

- затраты по заготовке и доставке материала, включая расходы на страхование

- иные затраты связанные с приобретением

2. фактическая себестоимость материалов при изготовлении организации, определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.

3. фактическая себестоимость запасов, внесенных в счет вкладов в У.К. определяется как денежная оценка согласованная учредителями.

4. фактическая себестоимость запасов, полученных по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия О.С. определяется исходя из текущей рыночной стоимости.

5. фактическая себестоимость запасов, полученная по договора предусматривающем исполнении обязательств не денежными средствами, признается стоимость активов переданных или подлежащих передаче организации.

Фактическая себестоимость запасов, по которой они приняты к бух учету не подлежит изменению.

14.03.2012

2. Учет движения материалов ведется на активном инвентарном счете 10 «Материалы». К данному счету открываются следующие субсчета 10.1 сырье и мат-лы, 10.2 покупные п.ф. комплектующие изделия конструкции и детали, 10.3 топливо, 10.4. тара и тарные мат-лы, 10.5 зап части, 10.6. прочие мат-лы, 10.7. мат-лы переданные в переработку на сторону, 10.8. строительные мат-лы, 10.9. инвентарь и хоз принадлежности, 10.10. специальная оснаска и спец одежда на складе, 10.11. специи оснаска и спец одежда в эксплуатации

Счет 10 – активный, отражает остаток мат-лов на складе на начало месяца, оборот дебитовый отражает поступление мат-лов на склад в отчетном периоде. Оборот кредитовый отражает списание или расход мат-лов в отчетном периоде, сальдо конечное отражает остаток мат-лов на складе на конец отчетного периода, в б.у. возможны 2 варианта учета поступления мат-лов:

1 вариант: поступление отражается на счет 10 по фактической себестоимости;

2 вариант: поступление отражается с поступлением счетов 15 – поступление мат ценностей, 16 – отклонение с-сти. С отражением на счете 10 по учетной цене.

Учетная цена.

Для оперативного управления производством, используются учетные цены, которые обязательно закрепляются в учетной политике организации в качестве учетной цены может выступать плановая (нормативная себестоимость).

1. Д-10, К-19, 76 – поступили мат-лы от поставщиков по фактической стоимости

Д-19, К-78 – отражен НДС

Д-60 (76), К-51 (50) оплачены поступившие мат-лы

2. Д-10, К-15 – оприходованы мат-лы по учетной цене 100 у.е.

Д-15,К-60 (76) – отражена фактическая себестоимость поступивших материалов 120 у.е. 80 у.е.

Д-19, К-60 (76) - отражена сумма НДС по поступившим мат-лам.

По окончаниям отчетного периода на счет 15 появляется отклонение фактической себестоимости от учетной цены и выявленное отклонение списывается на счет 16. Если фактическая себестоимость оказалась больше учетной цены, то: Д-16,К-15. Если фактич себестоимость меньше учетной цены, то: Д-15,К-16.

Пример:1. поступили материалы учетная цена которых=100 у.е., а фактическая себестоимость=120 у.е. Д К 15

120 100

20 20

 

2. Уч. Цена=100 у.е., фактич себетсоимость=80 у.е. Д К 15

80 100

Списано отклонение Д-15,К-16

При составлении бух. баланса к остатку по счету 10 добавляется остаток по счету 16, если фактическая себестоимость больше учетной цены, ели фактич себ-ть ниже учетной цены, то из остатка по счет 10 вычитается остаток по счету 16.

Если фактически поступившие материалы на предприятие не совпадают по качеству или по количеству указанных в сопроводительных документах (счет-фактура, товарно-транспортная накладная) в этом случае составляется акт на предъявление претензии поставщику, либо для возврата мат-лов, либо для уценки. По запасам, по которым предусмотрены нормы естественной убыли недостача в пределах этих норм списывается на затратные счета: Д-20,25,26,44; К-10, 15 – недостача мат-лов сверх норма естественной убыли возмещается организации перевозчиком, либо страховой компанией, либо физическими лицами в зависимости от условий поставки. Стоимость этой части груза списывается на расчеты по претензиям счет 76.2. Д-76.2, К-60(76); Д-76.2, К-10. Д-10, К-76.2. – возмещение претензий, Д-51(50), К-76.2 возмещение ден средствами.

Невозмещенные претензии списываются на финансовый результат организации как прочие расходы бух проводок. Д -91, К-76.2. Запасы непригодные для использования из-за ненадлежащего качества учитываются на забалансовом счете 002. Т.М.Ц. принятые на ответственное хранение.

Пример: предприятие приобрело материалы на сумму 59 000 руб, в т.ч. НДС. Счет поставщика оплачен, НДС принят к зачету.

Хозяйственная операция Сумма Дебит Кредит
1. Поступили материалы от поставщиком 50 000    
2. Отражен НДС 9 000    
3. Счет поставщика оплачен 59 000    
4. НДС принят к зачету 9 000    

 

Учет расчета с поставщиками.

Ведется на счете 60. По отношению к бух балансу данный счет активно-пассивный. Сальдо дебитовое отражает суммы авансов и предоплат перечисленных поставщикам. Сальдо кредитовое отражает задолженность организации по неоплаченным счетам.

Ведется в разрезе каждого поставщика, при этом отдельно выделяют расчеты по авансовым. При использовании журнально-ордерной формы учета расчеты с поставщиками ведутся в журнале-ордере №6. Это комбинированный регистр, аналитический учет в котором организуется в разрезе каждого платежного документа приходного ордера или приемного акта. Журнал-ордер ведется линейно-позиционным способом, что даёт возможность определить состояние расчетов с каждым поставщиком. Отметка об оплате делается на основании выписки банка.

Учет неотфактурованных поставок.

Неотфактурованными считаются поставки, по которым материальные ценности поступили без платежных документов. Материалы приходуют, выписывая приемный акт, где материалы отражаются по учетной цене.

Пример: в марте имела место неотфактурованная поставка на сумму 12 000 рублей, в апреле предъявлен расчетный документ на оплату в сумме 16 000 рублей. НДС от 16 000*18%=2 880

Март Д-10, К-60 – 12 000 рублей

Апрель Д-10, К-60 – 1 000 рублей Д-1, К-60 – 2 880 рублей

Учет материалов в пути.

Материалами в пути считаются поставки по которым организация акцептовала товаро-сопроводительные документы поставщикам, права собственности на товары перешло покупателю, но товары на склад ещё не поступили. В этом случае учету принимаются акцептованные документы не зависимо от того оплачены они или нет, а материальные ценности приходуются условно по фактурной стоимости.

Пример: в марте стоимость материалов в пути составила 8 000 рублей, НДС1 440, в апреле материалы поступили Д-10 (19), К-60 – 1 440

В следующем месяце до момента поставки материалов на счете 60 восстанавливается дебиторская задолженность.

НДС

Поставщик в счете-фактуре товаро-транспортной накладной отдельной строкой выделяют сумму НДС, который у покупателя отражается на 19 счете. 19 счет – активный, сальдо дебитовое отражает невозмещенную сумму НДС. НК РФ предусмотрены случаи, когда НДС уплаченный поставщикам к вычету не принимается, а включается в себестоимость приобретенных материалов.

1. приобретенные материалы используются при производстве и реализации продукции, освобожденной от НДС.

2. Предприятие которое приобрело материалы не является плательщиком НДС или использовало своё право на освобождение от уплаты налога.

3. Приобретенные материалы используются для осуществления операции, которые не облагаются НДС.

4. Приобретенные материалы используются для операций местом реализации, которых не является территория РФ. Если организация выпускает 2 вида продукции, причем 1 из низ облагается НДС, другой нет, в этом случае чтобы принять НДС к вычету необходимо вести раздельный учет.

5. Организация может принять к вычету входной НДС, уплаченный поставщикам на основании счета-фактуры.

Полученный счет-фактура регистрируется в книге покупок, листы которой должны быть пронумерованы, прошнурованный – хранится 5 лет

Списание материалов.

Использование ТМЦ в производстве отражается на затратных счетах по кредиту счета 10 корреспонденции по дебиту 20, отражается информация о затратах на производство продукции. Дебит 23 – вспомогательное производство отражается информация о затратах, производств, обслуживающих основной производственный процесс. Дебит 25 общепроизводственные расходы – отражается информация о расходах по производственным структурным подразделениям, например по цехам. Дебит 26 – общехозяйственные расходы – отражается информация об административно-управленческих расходах. Дебит 44 расходы на продажу – отражается информация о затратах на продажу продукции. Дебит 91. Прочие доходы и расходы, отражается себестоимость проданных ТМЦ. При отпуске материалов в производство, а так же при ином выбытии, например при продаже. Их оценивают одним из следующих методов:

1. По себестоимости каждой единицы

2. По средней себестоимости

3. По себестоимости первых, по времени приобретения производственных запасов (способ FIFO)

Каждый из методов является важным элементом учетной политики организации и влияет на формирование финансовых результатов.

Пример: на складе предприятия на 1 марта текущего года числилось 5 000 ед. материала по цене 15 рублей за штуку, в течении марта было приобретено ещё 2 партии материалов. 10 марта – 1000 штук по цене 20 рублей за штуку. 20 марта – 7 000 штук по цене 22 рубля за штуку. За месяц было израсходовано 8 000 ед. материала

Наименование Количество Цена, рубль за шт. Сумма
Остаток на начало месяца 5 000   75 000
Поступила первая поставка     20 000
Вторая поставка 7 000   154 000
Итого поступило     174 000
Израсходовано 8 000    

 

2 способ: оценка материалов по методу средней стоимости.

1. Определяем общую стоимость материала поступившего за месяц с учетом остатка на начало месяца. 75 000+174 000= 249 000 рублей

2. Определяем количество материалов 5 000 +8 000= 13 000 штук

3. Рассчитаем среднюю стоимость единицы материала 249 000 /13 000= 19, 15 рублей за штуку

4. Определяем стоимость израсходованных материалов 8 000*19,15=153 200 рублей Д-20,25,23,44,91 К-10

3 способ (ФИФО):

5 000*15+2 000*20+2 000*22=139 000

Выгоден 2 способ для налогообложения.

Переоценка производственных запасов.

При составлении годового бух баланса сопоставляется фактическая себестоимость остатков производственных запасов с текущей рыночной стоимостью. Если МПЗ морально устарели полностью или частично потерли свои первоначальные качества или снизилась их текущая рыночная стоимость, то создается резерв под снижение стоимости материальных ценностей – счет 14. Резерв образуется за счет финансового результата организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью. Д-91, К-14.

Пример: в текущем году на складе предприятия хранилось 100 единиц материалов, стоимость единицы 3 300, к концу года рыночная стоимость единицы материала снизилась до 3 000 рублей, в данной ситуации предприятию необходимо создать резерв под снижение стоимости материальных ценностей на сумму: 30 000 рублей.

4 вопрос: поступление материалов оформляется приходным ордером по складу, который составляется на основе договора с поставщиком, счета-фактуры и товаро-транспортной накладной. Отпуск материалов со склада оформляется лимитно-заборной картой, разовый отпуск материалов или отпуск материалов сверх установленных лимитов оформляется требованием накладной, которая обязательно подписывается руководителем организации.

Раскрытии информации в бухгалтерской отчетности.

В б. отчетности о производственных запасах раскрывается следующая информация:

1. О способах оценки производственных запасов по группам и видам.

2. О последствиях изменений в учетной политике способов оценки производственных запасов

3. О стоимости производственных запасов переданных в залог

4. О величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей

5. О стоимости производственных запасов находящихся в пути

6. О стоимости производственных запасов находящихся в организации, но не являющихся собственностью данной организации.

Бух. учет оплаты труда

1. Организация оплаты труда

2. Учет начисления з.п.

3. Учет удержаний из з.п.

4. Порядок выплаты з.п., депонирование з.п.

1.Основные принципы организации оплаты труда определены в ТК РФ. В соответствии со статьей 129 ТК в состав з.п. входят такие элементы как: вознаграждение за труд (оклад), компенсационные выплаты (доплаты и надбавки), стимулирующие выплаты (премии)

Выплата з.п. обычно производится денежной форме, в валюте РФ в соответствии с коллективным или трудовым договором. По письменному заявлению работника оплата может производится и в других формах, например в натуральной. В бух учете различают основную и дополнительную з.п. к основной з.п. относятся: оплата, начисляемая работником за отработанное время, за кол-во и качество выполненных работ, оплата по сдельным расценкам, премии, доплаты в связи с отклонением от нормальных условий труда за работу в ночное время, оплата простоев не по вине работников. К дополнительной з.п. относятся выплаты за неотработанное врем, предусмотренные действующим законодательством. К ним относятся: оплата очередных отпусков, оплата льготных часов подростков, оплата за время выполнения гос и общественных обязанностей, выходное пособие при увольнении, и др аналогичные выплаты. Основными формами оплаты труда являются: повременная, сдельная и аккордная. В настоящее время широкое распространение получила работа за комиссию, т.е. процент от полученного дохода.

2.Учет начисления з.п. синтетический учет расчетов с работниками по оплате труда ведется на пассивном счете 70 расчеты с персоналом по оплате труда. Начисления з.п. отражается по кредиту счета 70. Сальдо кредитовое свидетельствует о сумме невыданной з.п. по дебиту счета отражаются удержания из з.п.

Д-20

К-70 – начислена з.п. рабочим основного производства

Д-23

К-70 – начислена зп работникам вспомогательных производств

Д-25, 26

К-70 – начислена зп административно-управленческого персонала

Д-29

К-70 – начислена зп работникам занятым в обслуживающем производствах и хозяйствах

Д-91

К-70 – начислена зп работникам не занятым основным видом деятельности

Д-44

К-70 – начислена зп работникам, работающим на предприятии торговли

28.03.2012

Учет личного состава и использования рабочего времени ведется в первичных документах, к которым относятся: приказы (распоряжения о приеме, увольнении, переводе работников на другую работу, о предоставлении отпусков), табели и личные карточки. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утверждены постановлением госкомстата России от 5 января 2004 года за №1. При приеме работника на работу по трудовому договору составляется приказ (распоряжение) о приеме работника на работу типовая форма №Т1. При оформление приказа указываются следующие сведения: наименование структурного подразделения, профессия (должность). Испытательный срок. Условия при приеме на работу: указываются: оклад, тарифная ставка, характер предстоящей работы, порядок перевода из другой организации. На основании приказа о приеме на работу заполняются: трудовая книжка работника, личная карточка работника типовая форма Т2, лицевой счет работника типовая форма Т-54. В соответствии со статьей 68 трудового кодекса, содержание приказа о приеме на работу должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Личная карточка заполняется сотрудником отдела кадров в одном экземпляре, подписывается лицом принимаемым на работу. Прием на работу осуществляется согласно утвержденному штатному расписанию. Штатное расписание типовая форма Т3 содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведений о количестве штатных единиц и должностных окладов, и надбавках. Перевод работника на другую работу оформляется приказом (распоряжением) о переводе работника на другую работу типовая форма Т5. Предоставление работнику отпуска оформляется приказом (распоряжением) о предоставлении отпуска работнику типовая форма Т6. Отпуск предоставляется в соответствии с составленным графиком отпусков типовая форма Т7. И при увольнении составляется приказ (распоряжение) о прекращение (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) типовая форма Т8.

На основании первичных документов на работника открывается в течение года. В счете отражается следующая информация: год рождения, количество иждивенцев, паспортные данные, номер страхового пенсионного свидетельства, адрес местожительства. Помесячно приводятся все виды начислений и удержаний. По данным лицевого счета составляется налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физ лиц по форме 1-НДФЛ. Налоговая карточка является основанием для составления справки о доходах физического лица, которая предоставляется до 1 апреля.

Учет использования рабочего времени ведется в табеле рабочего времени типовая форма Т-13. Табель служит основанием для начисления заработной платы при повременной форме оплаты труда. При сдельной оплате учет труда производится на основании карточки учета выработки, маршрутного листа, наряда на работу и других документов. Основным регистром используемым для оформления расчетов с работниками по з.п. является расчетно-платежная ведомость, это регистр аналитического учета, составляется в разрезе каждого работника по категориям работников, по видам оплат и удержаниям. В соответствии с ПБУ 10/99 Расходы организации, расходы на оплату труда работников, формируют расходы по обычным видам деятельности. Заработок рабочих определяют умножением часовой или дневной тарифной ставки его разряда на количество отработанных часов или дней. Заработок работников для которых установлены оклады определяется следующим образом:

1. Если работники отработали все рабочие дни месяца, их оплата составляет установленный оклад.

2. Если отработали неполное число рабочих дней, то заработок определяют делением установленной ставки на календарное количество рабочих дней и умножают на количество отработанных рабочих дней.

Пример: учетной политикой организации и трудовым договором определенна повременная форма О.Т. в штате организации 5 работников. В октябре количество рабочих дней 23.

 

Начисления работникам з.п.

ФИО Оклад Количество дней Начиисленно за отработанное время оплата Материальные поощрения Оплата больничных Всего начисленно Удержания   Сумма к выдаче сальдо
                НДФЛ Материальный ущерб   Дебит Кредит
киселев 12 000 23 дня 12 000       12 000     10 908   10 908
миронов 12 000   9 391       9 391     8 222   8 22
веселова 10 000   10 000       10 000     8 791   8 791
                        6 930

Оплата отпуска.

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск относится к числу основных трудовых прав работника. Отпуска подразделяются на основные и дополнительные. Основной отпуск гарантирован работнику не зависимо от того где он работает и какую работу он выполняет. Работник имеет право. Расчет отпускных выплат производится в сумме средней заработной платы за последний год работы. Для этого необходимо просуммировать всю з.п. работника полученную за год, разделить за 12 месяцев и разделить на среднее число дней в месяце 29,4.

Пример: необходимо рассчитать сумму отпускных работнику, который уходит в отпуск с 1 апреля 2012 года. Средняя з.п. составит 20 000 рублей.

В соответствии со статьей 127 ТК РФ, при увольнении сотрудник имеет право на материальную компенсацию, за все неиспользуемые им отпуска за всю продолжительность работы.

Пособие по временной нетрудоспособности.

В соответствии с действующим законодательством все работники. Из средств этого фонда выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, данные пособия выплачиваются. От 5-8 лет 80%, от 8 лет – 100%.

04.04.2012

Бухгалтерский и налоговый учет, социальные взносы.

Тариф – 30%: применяется в пределах 512 000 рублей.

П.Ф. – 22%, ФСС – 2,9%, ФОМС – 5,1%

До 1967 г. – 6% - солидарная часть взноса, 16% - индивидуальная.

После 1967 г. – 6% -



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: