История развития дачного хозяйства включает следующие этапы:
I этап: XVIII – XIX века. На первом этапе дачи чаще всего выступали как дополнительное жилье, служащее для показания престижа и отдыха. Многие дворяне посещали свои вотчины нечасто, годами проживая за границей и в России бывая лишь наездами. Другие вельможи имели собственный дом или снимали квартиру в городе. В поместье (это не дача в современном понимании) наведывались время от времени, перебираясь на постоянное жительство только после выхода в отставку или в случае непредвиденных денежных, политических и иных затруднений. «После 1762 года (издание Манифеста вольности дворян) дворяне проживали в городе в связи с государственной и гражданской службой. Значительное число из них на зиму, раннюю весну и позднюю весну проводили в городе, а остальное время в деревне».
II этап: во второй трети XIX столетия с началом урбанизации и индустриализации увеличивается количество фабрик и заводов, появляются доходные дома. На лето и выходные все, кто мог себе это позволить, старались отправить семьи на природу. Одновременно произошло усовершенствование транспортной системы, так как появилось регулярное сообщение с пригородами. Таким образом, развитию дачного хозяйства способствовало развитие капитализма в России и некоторое ухудшение экологической обстановки.
III этап: в конце XIX – начале XX в. состоятельные люди по-прежнему отдыхали в родовых гнездах и за границей, но для большинства людей среднего достатка (чиновников, офицеров, представителей свободных профессий) дачи были единственной возможностью отдохнуть и побыть на природе. Они были не только собственные, но и снимаемые на определенный срок.
|
В 1900-1910-х гг. в дачных поселках России возникают и развиваются новые формы общественного самоуправления, так называемые Общества (комитеты) благоустройства местности. Подобные общества разрабатывали проекты оптимального использования отведенных участков, самостоятельно осуществляли управление поселениями, решали проблемы повседневной жизни и вопросы устройства инфраструктуры – осуществляли благоустройство, мощение дорог, вывоз мусора, проводили электрическое освещение улиц, водопровод, канализацию, строили учебные заведения, театры, библиотеки и т.д. Общества благоустройства местности публиковали ежегодные отчеты о своей работе, имели собственные периодические печатные издания. Общества активизировали самодеятельность населения, направляли его инициативы, осуществляли фактическое самоуправление поселениями.
IV этап: начало первой мировой войны – НЭП. Земля была национализирована государством и была признана объектом государственной собственности. Многие из дачевладельцев и дачесъемщиков погибли или эмигрировали. Дома были сожжены, разграблены, превращены в постоянное жилье, национализированы. Но жизнь на даче у людей уже вошла в привычку, и даже в первые послереволюционные годы дачная культура слабо, но продолжала существовать. Стремление интеллигентного городского населения куда-нибудь уехать на лето сохранилось. Дачное строительство продолжало развиваться и в 1920-х гг.
V этап: начало 20-х годов – 1945 г. С введением НЭПа в России дачная жизнь и дачное строительство не просто возродилось, но и приобрело большой размах. «Дачная идея» овладела широкими массами. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 14 июня 1927 г. «О дачных поселках»78 впервые было определено, что такое «дачный поселок». Так, дачными поселками признаются населенные пункты, расположенные вне городской черты и имеющие основным назначением обслуживание городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха, если притом сельское хозяйство является основным занятием не более чем для 25 % взрослого населения. Земли под существующими дачными поселками, отнесенными к этой категории на основании указанного постановления, а равно земли, необходимые для организации новых дачных поселков, отводились поселкам в порядке, установленном для отвода земель городам (ст.ст. 144-146 и ст. 153 ЗК РСФСР). Земельные отношения в дачных поселках регулировались на основании Положения о земельных распорядках в городах. Оформление отвода земельных участков дачно-строительным кооперативам производилось в соответствии с постановлением ЗЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1932 г. «О предоставлении учреждениям, предприятиям, и организациям обобществленного сектора земельных участков для строительства на праве бессрочного пользования».
|
Как правило, дачно-строительным кооперативам выделялись крупные земельные массивы, предназначенные для размещения целых кооперативных поселков, состоящих из многих (иногда несколько сотен) дачевладений. При этом в состав массивов, выделенных дачно-строительным кооперативам, включались не только усадебные участки, предназначенные для обслуживания отдельных дач, но и земли под хозяйственные и служебные постройки самого кооператива, а также под улицы, переулки и подъезды к дачам.
|
VI этап: 1945-1991 гг. После войны «дачная идея» охватила практически все слои городского населения. С 60-х гг. XX века во время действия Гражданского кодекса РСФСР от 11 июня 1964 г.80 земля, ее недра, воды и леса все еще находились в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование (ст.95). Земельный кодекс РСФСР (ст. 74, 75) предусматривал, что земельные участки для ведения коллективного садоводства, огородничества предоставлялись из земель сельскохозяйственного назначения, земель запаса, лесного фонда или временно неиспользуемых земель промышленных, транспортных и иных несельскохозяйственных предприятий и организаций и учреждений. Причем, хотя участки и не предоставлялись в собственность, дачные и садовые строения могли продаваться гражданами.
При Л.И. Брежневе садоводческие товарищества получили официальное разрешение на строительство «летнего садового домика». Дачное и садовое строительство приобретает большое распространение по всему Советскому Союзу. Более того, в 1960-е годы оно становится «одним из видов жилищной кооперации». Однако Постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1960 г. «Об индивидуальном строительстве дач» повсеместный отвод гражданам земельных участков под индивидуальное дачное строительство был запрещен, а также прекращена всякая продажа гражданам дачных строений государственными, кооперативными и общественными организациями. Нормативно-правовая база, определяющая порядок землепользования на дачных участках, приближенно схожих с современными, стала постепенно формироваться лишь во второй половине XX века.
С 1958 года основным нормативным актом после Декрета «О земле», регулирующим дачное строительство, стало Постановление Совета Министров СССР от 20 марта 1958 г. «О жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации». Данным актом устанавливалось, что дачно-строительные кооперативы (далее – ДСК) организуются по ходатайствам предприятий, учреждений и организаций, регистрируются в исполкомах местных Советов депутатов трудящихся по их решениям. К тому же Циркуляр министерства коммунального хозяйства РСФСР от 22 декабря 1953 г. № М-03-21442 «О порядке пользования земельными участками в дачах ДСК» дал разъяснения по вопросам об особом порядке пользования земельным участком двумя и более членами ДСК, проживающими в одном дачевладении.
Все земельные участки, отведенные в установленном порядке для строительства дач на праве кооперативной собственности, выдавались гражданам на основе членства и при условии полной выплаты пая. При этом члену кооператива запрещалось передавать другому лицу занимаемое строение и обслуживающий его земельный участок. Содержание и благоустройство земельного участка производились пайщиками на равных условиях независимо от размера пая и занимаемой жилой площади, с соблюдением всех противопожарных, санитарных и правил внешнего благоустройства.
Для отдельных категорий граждан (генералов, адмиралов, старших офицеров, прослуживших не менее 25 лет) отвод земельных участков производился в пределах 0,12- 0,15 га в зависимости от расположения участка.
Все дачно-строительные кооперативы формировались по производственному принципу, то есть при предприятиях, учреждениях, организациях с целью организованного отдыха их рабочих и служащих. Уставы дачно-строительных кооперативов должны были соответствовать Примерному уставу ДСК, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР № 1125 от 24 сентября 1958 г. Регистрация ДСК происходила в исполкомах городских (поселковых) Советов депутатов трудящихся по месту нахождения тех предприятий, учреждений или организаций, при которых организовывались эти кооперативы. Соответственно их деятельность была под наблюдением и контролем исполкомов тех городских (поселковых) Советов депутатов трудящихся, на территории которых расположены соответствующие предприятия, учреждения и организации (а не тех исполкомов, на территории которых находились выстроенные кооперативом дачи).
До 1958 года наряду с дачно-строительными кооперативами, организованными по производственному принципу, допускалось существование открытых дачно-строительных кооперативов, пайщикам которых могли состоять любые граждане. Дальнейшая судьба таких дачно-строительных кооперативов не известна. Допускалось существование ДСК для пенсионеров, однако такая форма также не получила дальнейшего развития.
Право землепользования дачно-строительных кооперативов регулировалось особым порядком. Свою уставную деятельность по строительству и эксплуатации дач кооперативы осуществляли на отведенной им для этой цели земле. В подавляющем большинстве случаев земля отводилась дачно-строительным кооперативам на территории дачных поселков. Отвод земли дачно-строительным кооперативам производился по решениям райисполкомов тех районов, в которых расположены дачные поселки, по согласованию с горисполкомами городов, в которых находились предприятия, учреждения и организации, при которых создавались эти кооперативы.
Из постановления Совета Министров СССР от 20 марта 1958 г. «О жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации» вытекает, что дачно-строительные кооперативы могли приступать к строительству дач только с момента внесения ими в банк собственных средств в размере полной стоимости строительства. Как правило, дачи строились по типовым проектам, разработанным органами Министерства коммунального хозяйства. Однако из этого правила допускались исключения: по желанию пайщиков, для которых предназначены дачи, последние строились по индивидуальным проектам, утвержденным в установленном порядке. Выстроенные дачи принадлежали кооперативам на праве кооперативной собственности. Они вместе с обслуживающими их земельными участками распределялись между пайщиками кооперативов по решению общих собраний их членов.
При этом дачно-строительные кооперативы распределяли между пайщиками не всю предоставленную им землю, а лишь большую часть этой земли. Некоторая часть земельных участков оставалась в непосредственном пользовании самих кооперативов. В частности, в пользовании кооперативов находились земельные участки, предназначенные для служебных и хозяйственных построек самого кооператива, общежитий для рабочих и служащих кооператива, хозяйственных дворов и пр. Кроме того, в непосредственном ведении кооператива находились территории улиц и проездов в кооперативном поселке, в отношении которых руководство ДСК было обязаны заботиться об их благоустройстве, уборке, освещении.
Размеры участков, предоставляемых пайщикам дачно-строительных кооперативов, законом не определялись. Они утверждались общим собранием кооператива, исходя из общей площади закрепленного за кооперативом земельного массива и числа пайщиков. В ст.1 циркуляра Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 22 декабря 1953 г. «О порядке пользования земельными участками в дачах ДСК» было указано, что право пайщика на пользование, как строением, так и обслуживающим его земельным участком основано на членстве кооператива. Из этого следует, что кооперативы могли предоставлять в пользование земельные участки, как свободные, так и с возведенными на них дачами, только своим пайщикам.
И если до 1960-го года государственные, кооперативные, общественные организации могли продавать гражданам дачные строения, то после издания Постановления Совета Министров СССР от 30 декабря 1960 г. отвод земельных участков под индивидуальное дачное строительство был запрещен вовсе. Это объясняется тем, что дачные особняки с мелким индивидуальным хозяйством отрицательно влияли на психологию рабочих. Индивидуальное дачное жилище не соответствовало идее коллективизма и противоречило производственному принципу организации дачных поселков.
Отвод земли для коллективного и индивидуального огородничества рабочих и служащих с начала и до середины XX века фактически не имел должного правового регулирования. Одним из первых нормативных актов в этой сфере стало Постановление Совета Министров СССР от 24 февраля 1949 года «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих». Чаще всего для нужд коллективного и индивидуального огородничества отводились городские земли сельскохозяйственного назначения. Кроме того, для этой цели могли быть предоставлены земли государственного земельного фонда, земли лесного фонда, а также свободные земли в полосе отвода железных и шоссейных дорог. Государственные сельскохозяйственные предприятия, в том числе подсобные хозяйства, расположенные как в городах, так и в сельских местностях, предоставляли часть закрепленных за ними земель под огороды своим рабочим и служащим.
Земли для нужд коллективного, и индивидуального огородничества отводились, как и дачные участки, по производственному принципу, то есть учреждениям, предприятиям, организациям и воинским частям. Были случаи отвода земель коллективам граждан (например, коллективам пенсионеров, коллективам жильцов какого-либо дома и т.п.). Предоставление земель государственных и иных сельскохозяйственных предприятий, расположенных в пределах города под огороды для их рабочих и служащих, производилось по распоряжениям администрации этих предприятий.
Когда земли отводились предприятиям, учреждениям, организациям, воинским частям и коллективам граждан по решениям исполкомов городских, районных или поселковых Советов, между этими предприятиями, учреждениями, организациями, воинскими частями и коллективами граждан, с одной стороны, и местными отделами коммунального хозяйства, другой стороны, заключались договоры на пользование землей по типовой форме, утвержденной Министерством коммунального хозяйства. Возникшее таким образом землепользование регистрировалось в установленном порядке.
В отличие от других видов права землепользования на городских землях сельскохозяйственного назначения, право предприятий, учреждений, организаций, воинских частей и коллективов граждан на пользование землями, отведенными для огородничества, являлось срочным.
Согласно ст. 1 постановления Совета Министров СССР от 24 февраля 1949 г. «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих» земли, отведенные для нужд огородничества до 1949 года или в течение 1949 года, закреплялись за соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями, воинскими частями и коллективами граждан на срок до пяти лет. В течение этого срока право землепользования не могло быть прекращено, кроме как в случае ликвидации указанных предприятий, учреждений, организаций и коллективов граждан или изъятия земель для государственных и общественных надобностей.
Земли, отведенные для нужд огородничества после 1949 года, считались предоставленными в пользование на срок до трех лет, если только специальным постановлением правительства не оговаривался более длительный срок.
Право предприятий, учреждений, организаций, воинских частей и коллективов граждан на пользование землями, отведенными для нужд огородничества, было безвозмездным. Они освобождались от платы за пользование землей, от обложения налогами доходов, полученных от огородничества с оговоркой, что ни для каких других целей использовать эти земли они не могли. Советское законодательство предусматривало две формы организации огородничества - коллективное и индивидуальное.
Как правило, предоставление земельных участков под огороды гражданам никакими специальными актами не оформлялось. Возникшее у граждан право пользования огородными участками регистрации не подлежало. Беглый анализ вышеприведенных документов, с которых начиналось дачное, садоводческое, огородническое движение свидетельствует о том, что уже в те годы под него была заложена «бомба замедленного действия», плоды которой мы наблюдаем в настоящий момент. Суть этой «бомбы» заключалась в том, что гражданам никаких документов на участок непосредственно не выдавалось, а землепользователем считалось товарищество (кооператив), имевшие статус юридического лица. Отметим это важное обстоятельство.
Земельные участки, предоставленные гражданам предприятиями, учреждениями, организациями и воинскими частями и коллективами огородников до 1949 года или в течение 1949 года, а также земельные участки, предоставленные гражданам непосредственно местными исполкомами (независимо от времени их предоставления), не подлежали перераспределению в течение всего срока, на который установлено право землепользования граждан.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 12 апреля 1965 г. «О коллективном огородничестве рабочих и служащих», отвод и закрепление земельных участков для данных целей осуществлялся также «за предприятиями, учреждениями и организациями на срок до пяти лет».
Аналогичная ситуация складывалась и с садоводством. Постановление Совета Министров РСФСР от 18 марта 1966 г. урегулировало отношения по ведению коллективного садоводства. Постановление «О коллективном садоводстве рабочих и служащих в РСФСР»87 предписывало Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, горисполкомам, райисполкомам и советам профсоюзов «принять меры к дальнейшему развитию коллективного садоводства рабочих и служащих, особенно вблизи городов, промышленных центров и рабочих поселков», оно установило и порядок создания таких садоводческих товариществ. Упомянутые выше органы власти должны были отводить предприятиям, учреждениям и организациям земельные участки для этих целей, а уже правление такого садоводческого товарищества по решению администрации предприятия, учреждения, организации и профсоюза выделяло членам товарищества такие участки размером до 6 соток. Тогда же был утвержден и первый Типовой устав садоводческого товарищества рабочих и служащих.
Ничего нового не внес в установленный ранее порядок Земельный кодекс РСФСР 1970 г. Согласно ст.ст.74-78 данного закона, земельные участки для садоводства предоставлялись «предприятиям, организациям и учреждениям», а не персонально гражданам, являющимся членами садоводческих товариществ.
К июню 1986 г. уже более 6,6 млн. трудящихся освоили 426 тыс. га земли, создав 44 тыс. садов. Ежегодно в коллективных садах проводили отпускное время, выходные дни или проживали летом свыше 20 млн. рабочих и членов их семей. 29 марта 1985 г. была опубликована информация о заседании Политбюро ЦК КПСС, на котором рассматривался вопрос об услугах по ремонту и строительству построек для садоводческих построек для садоводческих товариществ в 1986-1990 годах и на период до 2000 года. Политбюро ЦК КПСС одобрило меры по дальнейшему развитию коллективного садоводства и огородничества, и в том числе обеспечению прироста садовых участков в коллективных садах на миллион – миллион двести тысяч ежегодно.
Огромное влияние на развитие коллективного садоводства и огородничества оказали два постановления Совета Министров СССР этого периода: от 29 декабря 1984 г. № 1286 «Об упорядочении организации коллективного садоводства и огородничества» и от 15 мая 1986 г. № 562 «О мерах по дальнейшему развитию коллективного садоводства и огородничества». В первом из них отмечалось, что наряду с положительными моментами в развитии садоводства и огородничества имеются серьезные недостатки. В ряде республик, краев, областей наблюдались нарушения при отводе земли, бывали случаи самовольного захвата земельных участков. В некоторых районах страны под видом летних садовых домиков велось строительство особняков дачного типа с гаражами и банями. Это признавалось «серьезным отступлением от моральных и нравственных норм советского образа жизни», «извращением сущности коллективного садоводства и огородничества».90
Серьезные изменения в правовое положение садоводов, огородников и дачников внесла земельная реформа и ее первые нормативно-правовые акты. Так, ст. 66 ЗК РСФСР 1991 г. уже предусматривала, что земельные участки для коллективного садоводства и огородничества предоставляются местными Советами в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в собственности самих садоводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ. Данная статья действовала вплоть до вступления в силу нового ЗК РФ 2001 г.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 февраля 1991 г. № 110 было утверждено Положение о порядке предоставления гражданам земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, а также для ведения садоводства, огородничества и животноводства. Оно предусматривало, что участки для этих целей должны были предоставляться из специального земельного фонда. Заявления о предоставлении земельных участков для садоводства, огородничества подавались в рабочие комиссии. Они, в свою очередь, формировали товарищества и подбирали земельные участки. На основании решения комиссии соответствующий комитет по земельной реформе и земельным ресурсам подготавливал материалы о предоставлении земельного участка и вносил их на рассмотрение Совета народных депутатов, его президиума или исполнительного комитета при передаче им этих прав.
Таким образом, до 1991 г. участки предоставлялись садоводческим (огородническим, дачным) товариществам на праве постоянного (бессрочного) пользования, права самих граждан на земельные участки никак не фиксировались, а правоустанавливающие документы на них не выдавались.
VII этап: В период с 1991 г. по 1998 г. при создании садоводческих, огороднических и дачных объединений земельные участки предоставлялись гражданам сразу в собственность, а не на иных правах. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» предусматривал, что земельные участки могут быть объектами права частной собственности, а Закон РФ от 23 декабря 1992 г. № 4196-1 «О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» ограничивал права собственника целевым использованием участка. Закон непосредственно определял порядок и способ купли-продажи такого участка. Продажа разрешалась как посредством заключения договора, типовую форму которого утвердил Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, так и в форме аукциона или конкурса. На отношения по купле-продаже распространялось также Постановление Правительства РФ от 30 мая 1993 г. № 503 «Об утверждении порядка купли-продажи гражданами РФ земельных участков». В частности, п. 7 данного Постановления гласил, что право собственности на участок переходит от продавца к покупателю с момента регистрации районным (городским) комитетом по земельным ресурсам и землеустройству нотариально удостоверенной купчей.
В 1993 г. Указом Президента от 24 апреля 1993 года № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» органам исполнительной власти субъектов РФ было предписано выявлять потребность граждан в получении за плату и бесплатно участков для садоводства и дачного строительства и обеспечивать выделение таких земельных участков.
VIII этап: 1998-2001 гг. В 1998 г. был принят и вступил в силу Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Как следовало из его п.4 ст.14, после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, земельный участок ему бесплатно предоставлялся первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельные участки предоставлялись в собственность или на ином вещном праве. На тех же правах предоставлялись земли общего пользования садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу.
Обратим внимание, что с 1998 по 2001 г. при создании садоводческого (дачного, огороднического) некоммерческого объединения, земельные участки его членам могли предоставляться как на праве собственности, так и на «ином вещном праве». В ст. 216 ГК РФ насчет «иных» вещных прав на землю есть вполне определенная норма: под таковыми следует понимать право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения. Следовательно, в этот временной период предоставление гражданину – садоводу (дачнику) земельного участка, например, на праве постоянного (бессрочного) пользования (том самом «ином» вещном праве) четко фиксировалось в правоустанавливающих документах, либо должно было быть зафиксировано (с 31 января 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст.4 которого устанавливала обязательность государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество, включая земельные участки).
IХ этап: В октябре 2001 г. вступил в силу ЗК РФ, который в ст.ст.20,21 запретил предоставление гражданам участков на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения.
Анализ документов, с которых начиналось садоводческое, огородническое, дачное движение, свидетельствует о том, что изначально гражданам никаких документов на их земельные участки не выдавалось, и землепользователями считались товарищества (кооперативы), имевшие статус юридических лиц. До проведения земельной реформы для ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного строительства земельные участки выделялись по производственному принципу, и вопросу о правах граждан на пользование земельными участками не придавалось большого значения.
Социально-экономические реформы 90-х гг. XX в. создали условия для развития частных земельных отношений и изменили систему предоставления земельных участков. Приоритетным стало право частной собственности граждан на землю, требующее должного оформления. Вновь принятые нормативные акты в этой сфере дают надежду, что современное значение садоводства, огородничества, дачного строительства в России повысит интерес представителей власти к проблемам граждан и позволит выработать государству протекционистскую политику по отношению к данным проблемам.