ВВЕДЕНИЕ В ТЕИСТИЧЕСКУЮ ЭТИКУ 1 глава




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

 

«ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ЭТИКА»

 

Рецензент: Паднюк Сергей Сергеевич

 

 

Москва 2016


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ: Иисус и счастье……………………………………………………………9

Часть I. ТЕИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА ………………………………………………………19

1. Введение в теистическую этику ………………………………………………..21

1.1. Два подхода к термину «этика»………………………………………….…22

1.2. Два подхода в теологии: эссенциализм и волюнтаризм…….…………….24

1.3. Третий подход: персонально-субстанциональный…………….………….27

1.4. Четыре системы отношений к этике………………………….………...….30

1.4.1. Идеализм ……………..……….……………………………………..30

1.4.2. Иррационализм …………..…….……………………………………32

1.4.3. Теизм ……………...………...…………….…………………………35

1.4.4. Нихилизм …………..…………….……………………………….….38

 

2. История этики ……………………………………………………………………..41

2.1. Ранняя античность…………………………………………………………...41

2.1.1. Гомер ……………….………………………………………………42

2.1.2. Гераклит …………………………………………………………...43

2.1.3. Пифагор ……………………………………………………………45

2.1.4. Протагор ………….……...………………………………………..47

2.2. Классическая античность……………………………………………………51

2.2.1. Сократ …………………………………………………………….52

2.2.2. Платон …………………………………………………………….54

2.2.3. Аристотель ……………………………………………………….59

2.3. Поздняя античность……………….…………………………………………68

2.3.1. Эпикуреизм ……..………………………………………………...69

2.3.2. Стоицизм …………………………………………………………71

2.3.3. Неоплатонизм ……………………………………………………75

2.3.4. Христианство ……………………………………………………82

2.4. Средневековье………………………………….…………………………….86

2.4.1. Аскетическая традиция восточной церкви …….….………….88

2.4.2. Западное схоластическое церковное богословие ….…………..91

2.4.2.1. Августин………………………………………………93

2.4.2.2. Фома Аквинский…...…………………………………96

2.5. Новое время……………………………….………………………………….99

2.5.1. Мартин Лютер ………………………………………………..100

2.5.2. Жан Кальвин ………...…………………………………………102

2.5.3. Эразм Роттердамский ………………………………………..103

2.5.4. Маккиавелли ……………………………………………………105

2.5.5. Томас Гоббс …………...……………………………………….107

2.5.6. Декарт …………..……………………………………………...110

2.5.7. Спиноза …………………………….…………………………...111

2.5.8. Джон Локк …………….……………………………………….114

2.5.9. Дени Дидро ………….………………………………………….118

2.5.10. Жан Жак Руссо ……………………………………………….119

2.6. Немецкий классический идеализм…………………...…………………121

2.6.1. Кант ……………..……………………………………………..123

2.6.2. Гегель ………...…..……………………………………………..127

2.7. Постклассическая философия иррационализма……….………………130

2.7.1. Фейербах ………………………………………………………130

2.7.2. Шопенгауэр ……………………………………………………133

2.7.3. Ницше ………………………………………………………….135

2.7.4. Кьеркегор …………...…………………………………………141

2.7.5. Сартр, Камю, Хайдеггер ………………...…………………...142

2.7. Постмодерн……………………….………………………………………149

 

3. Мировоззрения этики ………………………………………………………………154

3.1. Идеализм………………………..………………………………............…155

3.1.1. Позитивизм …………………………..…………………..…156

3.1.2. Рационализм …………………………….…………….…….162

3.2. Иррационализм……………………………………………………………163

3.2.1. Волюнтаризм …………………………………………….….165

3.2.2. Мистицизм. ……………………………………….………...166

3.3. Нихилизм…………………………………………………………….……173

3.3.1. Материализм ………………………………………………..174

3.3.2. Нигилизм ……………………………..………………………181

3.4. Теизм ……...………………………………………………………………185

3.4.1. Основы теистического идеализма ………………………...188

3.4.2. Основы теистического иррационализма ……………….…193

3.4.3. Выводы по трансцендентности и имманентности ……..198

3.4.4. Теология этики ………………..…………….........………....202

3.4.4.1 Конфессиональная этика………………………...…202

3.4.4.2. Богословие этики…….……………...………..……205

3.4.4.3. Человек в теизме…….……………………………..213

 

4. Гносеология этики: Истина ……………….…………………………………219

4.1. Волюнтаристический подход………………………………………221

4.1.1. Отношение к разуму: бунтарское ………...……………...221

4.1.2. Критерии истины: сила, жизнь, традиция …….……...223

4.2 Эссенциальный подход………………..……………………………227

4.2.1. Отношение к разуму: дружеское ………...………………229

4.2.2. Критерии истины: правда, совесть, откровение ………231

4.3. Онтологический подход……………….…….……………………..236

4.3.1. Отношение к разуму: родственное ……………..……..…237

4.3.2. Критерии истины: практика, опыт, закон природы …...238

4.4. Гносеологический подход……………….…………………………241

4.4.1. Отношение к разуму: служебное ………………..………243

4.4.2. Критерии истины: реальность, логика, канон …………244

4.5. Духовно-персоналистический подход..………..………………….248

4.5.1. Отношение к разуму: преображение …….…….………..253

4.5.2. Критерии истины: Иисус Христос …….………………..256

 

Часть II. ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА …………….…………………………………265

1. Аксиология этики: Благо …………………………………………….……271

1.1. Гедонизм: эгоизм…………………………………………..………273

1.2. Утилитаризм: польза………………..…………………………..…277

1.3. Перфекционизм: совершенство………………………………..…278

1.4. Альтруизм: любовь………………………………………………..288

 

2. Онтология этики: Бытие ………………………..……………………….…294

2.1. Любовь……….…………………….……………..………………300

2.1.1 Онтология любви ………………….…………………..…300

2.1.2. Связи любви …………………….…………………..……302

2.1.3. Теология и любовь …………..…………...………………308

2.2. Справедливость………………………………..…………………310

2.2.1 Онтология справедливости ……………………………..310

2.2.2. Связи справедливости …………………………………..310

2.2.3. Теология и справедливость …..…………………………313

2.3. Сила…………………………...………………………………..…314

2.3.1 Онтология силы …………………………………………..314

2.3.2. Связи силы ………………………………………………..315

2.3.3. Теология и сила …………………………………………..320

2.4. Богатство……………..…………..……..…………………………321

2.4.1 Онтология богатства ………...………………………..321

2.4.2. Связи богатства ……………………………………..…322

2.4.3. Теология и богатство ……….………………………….323

 

3. Этика блаженства ……………………………………………………………327

3.1. Определение счастья в учении Иисуса …………….……….…327

3.2. Аспекты макаризма……………………………..……………….333

3.2.1. Гедонистические ………………..………………………334

3.2.1.1. Эгоизм…………………...….………………………334

3.2.1.2. Удовольствие……….………...……………………339

3.2.1.3. Эротизм………………………………………..…334

3.2.2. Утилитарные …………………………………….……353

3.2.2.1. Богатство ……………………………………...…353

3.2.2.2. Красота…………………………………………...367

3.2.2.3. Здоровье……………...……………………..……384

3.2.3. Перфекционистски-альтруистические ………...……389

3.2.3.1. Святость и любовь………………………………389

3.2.3.2. Ригоризм и милость……………………………..396

3.2.4. Субстанционально-персоналистический ………...…400

 

4. Апорриматология этики: Зло …………………..………………………..…411

4.1. Бытие и ничто……………………………………………….………414

4.1.1. Тождество: рационалистическое отношение …….……417

4.1.2. Аннигиляция: нихилистическое отношение ……………..418

4.1.3. Сверх-бытие: мистическое отношение ……...…………419

4.1.4. Трагедия: теистическое отношение ……………………424

4.2. Добро и зло…………………..………………………..………………427

4.2.1. Дуализм: языческое отношение …………………..…...…427

4.2.2. Иллюзия: рационалистическое отношение ……………..428

4.2.3. Наказание: ригористическое отношения ……….…...…431

4.2.4. Прогресс: космологическое отношение …………………436

4.2.5. Испытание: индивидуальное отношение ………...……...442

4.2.6. Любовь: социальное отношение ………………….....……450

4.2.7. Мученичество: христологическое отношение …….…....454

4.2.8. Тайна: теологическое отношение ………...……………..461

4.3. Жизнь и смерть…………………..………………………..……..…470

4.4. Рай и ад…………………..…………….…………..………………..480

 

5. Антропология этики: Человек …………………..………………………..…493

5.1. Душа…………………..………………………..…………………….496

5.1.1. Идеально - иррациональное измерение души ……..……496

5.1.2. Культура души …………………..…….…………………500

5.2. Дух…………………..………………………..……………………....508

5.2.1. Между духовным и душевным ………….……..………..509

5.2.2. Жизнь в духе …………………..………….…………...…513

5.2.3. Богатство «нищих духом» ………….……..………..…515

5.2.4. Значение трансцендентности ………………..………..526

5.3. Тело……………..……..………………………..……………………528

5.3.1. Между материальным и духовным ……………..…..…528

5.3.2. Еда, пост и аскеза ………………………………………534

5.3.3. Медицина, экология и наука ………….……….………..549

5.3.4. Вопрос «адиафоры» ………………..…………………..555

5.3.5. Значение имманентности ……..…………..…………..557

5.4. Плоть…………………..……………………..………………………560

5.4.1. Между плотским и материальным ……………………560

5.4.2. Грех и грехопадение …………………..…………………568

5.5. Человек среди других………………...…..…………………………576

5.6. Антигуманность гуманизма………….………..……………………588

5.7. Рабство свободы…………………..……….………………..……….605

5.7.1. Детерминизм …………………...…………………....…606

5.7.2. Отрицательная свобода ……….…………..………….608

5.7.3. Положительная свобода …………….…..………….…613

5.7.4. Творческая свобода ………………….….………...……616

5.7.5. Реализация свободы ……………....…..………………..619

5.7.5.1. Послушание…………………..…………….……619

5.7.5.2. Ответственность…………………..………..……621

5.7.5.3. Прощение…………..………..………………...…624

5.7.5.4. Искушение…………………..…………………...626

5.7.5.5. Воскресение………...…………..………………..629

5.7.5.6. Поклонение…………………..………………..…630

 

Часть III. Библейская этика ………………………..………………………..…631

1. Корпусы библейской этики …………………..………………………..…637

1.1. Моисей: закон и пророки……..……………..……………………638

1.2. Матфей: совершенство ……….…………..………………...…….645

1.3. Лука: возлюбить врагов…………………..……………………....648

1.4. Марк: несение креста ………...………..……………………..…..652

1.5. Павел: свобода во Христе……….…………..……………………654

1.6. Соборные послания……………...……..…………………………658

1.7. Иоанн: жизнь вечная……………….…..……………………....…660

2. Герменевтика библейской этики …………………..……………………668

2.1. Методология герменевтики ………………..……………………670

2.1.1. Метод …………………….………………………………670

2.1.2. Задача …………………..………………………..………..672

2.2. Структура герменевтики …………………...……………………674

2.2.1. Правило ……………….…..………………………..…...…674

2.2.2. Символ ………………….…….…………………..…..……675

2.2.3. Образец ……………………………………………………677

2.2.4. Принцип …………………..….…………….………………679

2.3. Содержание герменевтики…………..………...…………………683

2.3.1. Буква и дух …………………..….……………..………..…683

2.3.2. Казуистика и релятивизм ……….…..……..………….…694

 

Часть IV. БОГОСЛОВСКАЯ ЭТИКА …………………..………………………..…699

1. Этика компромисса …………………..………………………..…………702

1.1. Библейские компромиссы…………………..……..…………………702

1.1.1. Творения и грехопадения …………………..…………….702

1.1.2. Патриархи …………………..………………………..…..705

1.1.3. Закон …………………..……………..…………..……..…706

1.1.4. История …………………..………………………..…..…710

1.1.5. Мудрость …………………..……..………………..…..…711

1.1.6. Псалмы …………………..………..……………..………..712

1.1.7. Пророки ………….………..………………………..…..…713

1.1.8. Иисус …….……………..……………………..………..…714

1.1.9. Церковь ….………………..……………………..………..716

1.2. Методология компромисса…………………….……………………719

1.2.1. Рамки компромисса ………….……..……………………720

1.2.2. Реформация революции ………………..……………...…721

1.2.3. Принцип миротворчества …...……………..…………...732

1.3. Этические компромиссы современности……….…..……………..747

1.3.1. Компромиссы культуры …………………...……………747

1.3.2. Этические компромиссы правовых норм …...…………753

1.3.3. Екклесиологические компромиссы ……………..…..…..765

1.3.4. Компромиссы вопросов семьи и брака ………...………769

1.3.5. Биомедицинские компромиссы ……….…………...…....777

 

2. Этика Царства …………………..………………………..…………………786

2.1. Субъективность евангельской этики…………………..………..…786

2.2. Политика Царства…………………..…………..……………..……..792

2.2.1. Политика и Новый Завет …………….……..….…………794

2.2.2. Политика и Иисус …………………...….…………………796

2.2.3. Политика и христианство …………….……..………..…806

2.2.3.1. Крайности Царства…………………………...………807

2.2.3.1.1. Царство «Нового века» ………………………….808

2.2.3.1.2. Царство Церкви ……………………………..……810

2.2.3.1.3. Хилиазм Царства …………………………………811

2.2.3.1.4. Мистика Царства ………...………………..……813

2.2.3.2. Характер Царства………………………..……………817

2.2.3.2.1. Принцип поклонения ……….………..….………..817

2.2.3.2.2. Принцип управления ………………....…………..820

2.2.3.2.3. Принцип честности ………….……..…….……..822

2.2.3.2.4. Принцип конфронтации ……...………..………..824

2.2.3.2.5. Принцип служения ………..………...….…..……827

2.2.3.3. Программа Царства……………..……..…………..…829

 

3. Этика Церкви …………………..………………………..……………………832

3.1. Между семьей и церковью…………………..…………..………..833

3.2. Новозаветное учение общины……….……………………..……..841

3.2.1. Послания Павла ………………….………………………841

3.2.2. Синоптические Евангелия …………………..…………..844

3.2.3. Деяния Апостолов …………………….…………………848

3.2.4. Евангелие от Иоанна и его послания ……..……………853

3.3. Богословие общины…………………..………….……………..…856

3.3.1. Вместо личной и социальной этики …………………....856

3.3.2. Поместная и Вселенская Церковь ……...………………860

3.3.3. Дух Святой, Писание и церковь ………...…………..…..865

3.3.4. Миссия и церковь …………………..……….…………...868

3.3.4.1. Общение…………………..……………………869

3.3.4.2. Служение………………………………………872

3.3.4.3. Свидетельство………………..……………..…875

3.3.4.4. Ученичество……………….....……………..…878

3.3.4.5. Молитва …………………….…………………881

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Этика христианского счастья………………….………..………..889

БИБЛИОГРАФИЯ…………………..……………………………..…..………………..899


 

ВВЕДЕНИЕ: Иисус и счастье

Счастье. Наряду с двумя другими звездными пожеланиями – здоровья и удачи – оно по праву возглавляет хит-парад наиболее часто провозглашаемых пожеланий. Вопрос о счастье — это не просто вопрос о том, как быть удачливым, довольным или даже добродетель­ным, но прежде всего о том, в чем заключается хорошая жизнь и к чему человеку следует стремиться в первую очередь. С давних времен вопрос счастья относился к предмету этики.

Двадцать цивилизаций[1], сменявших друг друга, говорили людям, зачем они живут, и толь­ко наша, двадцать первая, молчит. Вернее, она отделывается эвфемизмами: «мы — не догматики», «мы сами творим свои ценности», «мы вольны выбирать», а по-честному выходит, что ответить нам нечего. Чем дальше, тем больше наше общество знает о мелком, и тем меньше — о главном. Так и вопрос о summum bonum[2] был списан в архив.

Аристотель в «Никомаховой этике»еще задолго до этого прецедента, настаивает на том, что смысл просто обязан быть: «Но возможно ли, чтобы у плотника и башмачника было определен­ное назначение и занятие, а у человека (ergon) не было бы никакого, и чтобы он по природе был бездельник (argos)? Если же подобно тому, как для глаза, руки, ноги и вообще каждой из частей [тела] обнаруживается определенное назначение, так и у челове­ка [в целом] можно предположить помимо всего этого опреде­ленное дело? Тогда что бы это могло быть?».[3] Следующее поколение в лице Хрисиппа, одного из основателей школы стоиков, вторило: «Как чехол сделан для щита, ножны для меча, так, …все вещи созданы для других вещей. Так, напр., злаки и плоды, которые родит земля, созданы ради живо­тных, животные — ради людей: лошадь — для перевозок, бык для землепашества, собака — для охоты и охраны».[4] Так как питание и рост присущи животным и растениям, их надо исключить из рассмотрения причин смысла жизни.

Вообще, для античной мысли жизнь без смыла - это и есть наказание Аида, греческого бога подземного царства. Так Сизиф был наказан тем, что должен был катить каменную глыбу на гору. И каждый раз, чуть не достигнув вершины, глыба срывалась вниз. И Сизиф снова и снова вынужден катить эту глыбу в гору, а та в свою очередь постоянно срывается вниз. И так никогда он не достигает цели, и труд его вечно напрасен. Порой Аид, действительно ужасно изобретателен. Жизнь без смысла, в сущности, — и не жизнь, а существование, прозябание.

Как-то друг Сократа спросил его: «Жениться мне или не жениться?» Сократ ему ответил: «Как ты ни поступишь, ты все равно будешь жалеть». В жизни возможны лишь две трагедии: первая - не осуществить свою страстную мечту, вторая - добиться ее осуществления (Оскар Уайльд). Похожий вопрос ставит Фрейд в работе «Цивилизация и недовольство». Он говорит, что с помощью техники мы удовлетворили большую часть желаний, которые в прежних обществах препоручали вымышленным богам, и стали как боги. А потом задает поразительно простой вопрос: «Почему же мы несчастны?» И дает поразительно простой ответ: «Не знаю».[5] Для полного человеческого счастья не хватает совсем немного, всего лишь какой-то мелочи. Но получив ее, он сразу же становится самым несчастным человеком на земле потому, что осознает, что ему опять не хватает какой-то мелочи. Между тем, что человек ищет и то, что находит, всегда есть несоответствие.

Виктор Франкл открыл в немецком лагере, что самая глубокая наша потребность — не наслаждение, как думал Фрейд, и не власть, как думал Адлер, а смысл и цель, «то, ради чего мы живем и ради чего умираем». Смысл жизни нужен нам больше, чем сама жизнь.[6] Эту же мысль подтверждает Достоевский в своих «Записках из Мертвого дома»: «Если бы заставить каторжника переливать воду из одного ушата в другой, а из другого в первый, толочь песок, перетаскивать кучу земли с одного места на другое и обратно — я думаю, арестант удавился бы через несколько дней или наделал бы тысячу преступлений, чтобы хоть умереть, да выйти из такого унижения, стыда и муки. Разумеется, такое наказание обратилось бы в пытку».[7] Воля к смыслу - наиболее человеческий феномен, т.к. только животное не бывает озабочено смыслом своего существования (В. Франкл).

Наше общество объявило человеку самому искать смысл жизни, а если честно, общество просто его не знает, хотя и шуму наводит. Как же это вышло? Как же общество, которое знает все обо всем, ничего не знает о самом важном? Почему «взрыв знания» уничтожил «высшее знание»? Почему мы выбросили карту, когда пустили поезд на полный ход? Надо пройти обратно путь, по которому мы зашли в тупик. Не напрасно в старые времена историю называли Magistra vitae — Учительница жизни, хотя к началу третьего тысячелетия стало очевидно, что история учит только тому, что она ничему не учит. Люди упрямо повторяют одни и те же ошибки, не внимая опыту прошлого и забывая его достижения. Даная работа предлагает совершить путешествия в древние цивилизации, современные мировоззрения, прислушаться к кафедре богословия. А чтобы спросить у мудрейших, у богов прилагается прогулка в древнюю Элладу.

В течение веков христиане руководствовались в повседневной жизни заповедями Христа и отдельными наставлениями апостолов; Церковь не пыталась систематизировать свое этическое учение (в отличие от своей теологии). Самые первые попытки донести христианскую мораль до античного мира представляли ее либо как завершение этической системы иудаизма, либо как кульминацию моральной философии язычества.

В современной философской мысли, как и тысячи лет назад, начиная с древнеиндийской философии, конечной проблемой и главным предметом исследования был и остается человек. О том, сколь грандиозна эта задача, свидетельствуют не только века, но и сама сущность философского подхода к изучению человека в мире, а мира - в человеке.[8] Мир на месте не стоял, и накопил тонны макулатуры, исписанные философскими трудами о том, что счастье есть. Сторонники эвдемонизма[9] говорят нам, что смысл жизни есть благо. Но в чем же оно? Так Паскаль насчитал 280 высших благ у философов.[10] В наше время эта цифра намного увеличилась, ведь весь наш меркантильный мир занят поисками сказочного источника счастья и изобилия. Сторонники гедонизма[11] говорят нам, что смысл жизни заключается в наслаждении: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем!». Да вот только проблема в том же, всякая попытка получить удовольствие не удовлетворяет в полном смысле, и стоит увеличить дозу - передозировка. Проповедники утилитаризма[12] видят смысл жизни в достижении пользы. Но в чем эта польза — абсолютная, вечная, всем доступная? И это не предел списка тех, кто предложил свой вариант ответов. Программы есть у медицины, психологии, математики, политики, религий и во многих других местах о которых пойдет речь в свое время.

Мы не станем никому присягать на верность, пройдя путями самих учителей. От комментариев отцов Церкви, к толкованиям православной, католической, многогранной протестантской традиций. В корпусе философско-этической проблематики одно из виднейших мест по праву занимает проблема человеческого счастья. В реестре имен ярчайших звезд научной, философской и богословской мысли, вряд ли можно обнаружить хотя бы одного мыслителя, который не высказался бы каким-либо образом на этот счет. Хотя немного остается добавить о предмете, на открытие претендовать не стану. Но сочту за честь, хотя бы повторить, и может тем самым сделать их мысли более убедительными. Но даже если предлагаемый очерк поможет читателю лучше понять Евангелие, пробудит к нему интерес или просто заставит задуматься, цель автора будет достигнута.

Личная принадлежность к деноминации евангельских христиан все же оказывает влияние на те вопросы и пер­спективы, которые будут рассмотрены и имеют какое-либо отношение к богословию. Тем не менее, за это не приношу извинения, поскольку уверен, что евангельская традиция в состоя­нии многое предложить как богословию, так и миру вообще.

Что касается понимания критерий счастья в учениях других религий, считаю нецелесообразным раскрывать в этой работе суть каждого в отдельности. Однако, они будут затронуты при непосредственном отношении к христианскому учению.[13] С пониманием «счастья» в школах психологии, немного сложнее, ведь оно всегда зависит от понимания того, что есть человек. Но дать 100% точное описание человека на сегодняшний день психологам не представляется возможным. Существует более двухсот моделей понимания людей, их проблем и методологии их решения[14]. Приняв это в учет, мы коснемся только основных школ в рамках предложенных выше.

Хотелось бы сразу отреагировать на некоторые возражения против подобных работ. Безусловно, ника­кой труд, посвященный жизни или учению Иисуса Христа, не в состоянии заменить своего первоисточника. И может возникнуть вопрос, зачем дубу ограждение из роз, не говорит ли рык льва сам за себя? Не претендуют ли авторы на то, что смыслят в этом предмете больше, чем Первоисточник и его свидетели? Позволю согласиться, рык льва властно «говорит сам за себя». Но только благодаря тому, что мы из предшествующе­го свидетельства знаем, на что способен лев. Без скорбных историй о свирепости льва его рык не был бы таким властным. Точно таким же образом, без свидетельст­ва, подтверждающего притязания источни­ка на авторитетность, нет разумных при­чин признавать эту авторитетность источ­ника. Да, Бог стремится достичь сердец, но на этом пути никогда не обходит головы (Быт 1:27. ср. Кол 3:10).[15] Бог Сам желает, чтобы мы не шагали в темноту, но смотрели куда идем, поэтому и велит «… будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ… » (1Пет 3:15). Желая, чтоб мы Его любили не только всем сердцем и силами, но и всем разумом (Вт. 6:5, Мф 22:37). Сократ сказал: «Жизнь, не обдуманная глубоко, не стоила того, чтобы жить».

Данная работа не ставит цели упростить понимание евангельской этики, но напротив, представить ее во всей сложности какова она и есть. «Искать простую религию - бессмысленно», - пишет Льюис. В конце концов, реальных вещей, которые были бы просты, нет. Иногда они выглядят простыми, напр., стол, за которым я сижу; но спросите ученого, из чего этот стол сделан, обо всех этих атомах, о световых волнах, которые отражаются от них и ударяют в мой глаз, воздействуя на мой оптический нерв, и как это воздействует на мой мозг. Тогда вы увидите, что процесс, который мы описываем в двух словах – «видеть стол», представляет собой сплетение таинственных и сложных явлений, сложных настолько, что вы едва ли когда-нибудь сможете проникнуть в них до конца. Когда ребенок произносит молитву, это выглядит очень просто. Если вас это вполне удовлетворяет, и вы готовы поставить на этом точку, - прекрасно. Однако, если вы не можете на этом остановиться, а современный мир обычно ни на чем или ни перед чем не останавливается так легко, если вы желаете продолжить и спрашиваете, что же происходит на самом деле, приготовьтесь к трудностям. Если мы ищем чего-то большего, чем предельно простое, глупо жаловаться, что «большее» - не просто».[16]

Человек, который берет смелость утверждать суть слова Бога, полного истины, уже вызывает иронию. Если мне не выдержать испытания, то ненавидящие пусть меня обвинят, а любящие — простят. Мне труднее защититься от тех, кто говорит, будто я неспособен для такого предприятия: если бы я считал себя равным, то, пожалуй, был бы нескромным, а если сочту себя неспособным, то буду казаться безрассудным и опрометчивым. Вы видите, в какие теснины я попал, в каком положении оказался, что не могу без вины обещать того, что затем не смогу дать без порицания. Скажу, однако, хотя это неблагоразумно и не в моем характере, но меня заставляют говорить недоброжелатели и критики, что я хочу убедить вас не столько в том, что знаю многое, сколько в том, что знаю, чего не знают многие. Итак, почтеннейшие, поскольку вам уже ясна суть дела, то, чтобы не томить вас, ибо я вижу, что вы, подготовленные и оснащенные, весьма жаждете битвы, — начнем схватку в добрый час.

История эта случилась давно. Уж не осталось на земле цветов, которые видели бы те цветы, которые помнили хотя бы предание о тех еще цветах, что в юности своей могли бы застать те давние времена, когда увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их. Матфея 5:3-12:

 

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

 

Один богослов и назвал Нагорную Проповедь «проповедью по случаю посвящения в сан Двенадцати».[17] Точно так же, как перед впервые приступающими к служению молодыми священниками должна быть поставлена задача, так и Иисус произнес Свою проповедь перед двенадцатью учениками, прежде чем они приступили к исполнению своей задачи. Разные богословы давали Нагорной Проповеди разные названия, ее называли «Основы Христова учения», «Великая хартия Царствия», «Манифест Царя». И все согласны с тем, что Нагорная Проповедь - это изложение Иисусом сути Своего учения близкому кругу Своих, которые должны ее распространить на весь мир. Говоря о Нагорной проповеди, мы говорим не об одной из проповедей, а скорее о конспекте многих проповедей Иисуса.[18] Даже многие либерально настроенные богословы, не посмели притронуться к заповедям блаженств, считая их аунтичными, ведь проще изложить их невозможно, работы редакторов вряд ли можно обнаружить в столь простом изложении (Бультман),[19] гениально простом изложении.[20] Уникален этот текст еще тем, что здесь Иисуса никто не спрашивает, у Него была возможность сказать то, что Он хочет сказать, а не то, что от Него хотят узнать. Именно эта проповедь и должна будет проповедана всем народам по поручению Христа (см. Мф 28:19-20).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: