Предпринимательство как социально-личностная, организационно-управленческая и экономическая деятельность.




Предмет и задачи курса.

 

Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления, и представляется очень трудным, если вообще возможным, кристаллизировать ее абсолютно начальные результаты.

Истоками считают и папирусы Древнего Египта, и законы царя Хаммурапи, и древнеиндийский трактат «Артхашастра».

Интересные и весьма поучительные экономические заповеди содержатся в Библии. В сочинениях Аристотеля, Ксенофонта, Платона можно увидеть различные варианты теоретического осмысления экономического бытия.

Происхождение слова «экономия» берет начало от «ойкономия» («ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — правило, закон) и в начале рассматривалось как наука о домашнем хозяйстве. Аристотель, оперируя термином «экономия» и производным от него «экономика», рассмотрел основные экономические закономерности общества своего времени. Философ и экономист, Аристотель исследовал основание пропорций обмена, происхождение и функции денег, значение торговли и т.п.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод и сказать, что Экономика — это наука хозяйствования.

Понятие экономики дифференцируется в 3-х аспектах:

1) совокупность производственных отношений

2) хозяйство страны, региона, отрасли, вида производства

3) экономические науки

Экономика — это наука о том, как общества используют ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяют их среди различных групп людей.

Существует два аспекта экономики:

1) теоретический

2) практический

Теоретический аспект изучается микро- и макроэкономикой, а практический аспект — экономикой бизнеса и предпринимательства. Отдельным направлением изучения экономики является экономика бизнеса, которая с точки зрения теории, относится к микроэкономике и вместе с тем выполняет роль моста соединяющего экономическую теорию с многообразной хозяйственной деятельностью.

Чтобы конкретное представление давайте посмотрим на схему рис.1 на следующей странице (пояснение к схеме: 1* - саморегулирование системы, а 2* - интегративные качества бизнеса).

В содержание предмета экономика бизнеса входит:

n формы конкретного проявления экономических закономерностей и способы их использования в различных хозяйственных структурах;

n система, объекты, субъекты, цели, задачи и функции бизнеса;

n экономические и организационно-хозяйственные особенности сфер бизнеса, отраслей, видов производств, форм хозяйствования, типов предприятий;

n практические механизмы, модели, показатели экономических процессов предприятий;

n вопросы организации, планирования и реализации бизнес деятельности;

n конкретные методы ценообразования, финансирование и использование ресурсов, инвестирование, управление эффективностью предприятия;

n процедуры и технологии хозяйственной деятельности;

n инструменты экономической работы: анализ, моделирование, планирование, прогнозирование, учет и т. д.

Экономика бизнеса — комплексная дисциплина и дифференцируется она по объектам, субъектам и функциям бизнеса.

1) По объектам бизнеса выделяют экономику:

n отраслей производства (подотраслей)

n сферы услуг

Например: экономика промышленности - это экономика отрасли, а химической промышленности - подотрасль.

2) По субъектам бизнеса выделяют экономику:

n федеральных предприятий

n муниципальных хозяйственных структур

n предприятий различных сфер хозяйственности

3) В зависимости от функций бизнеса формируются дисциплины конкретной экономики, таких как:

n ценообразование

n маркетинг

n менеджмент

n финансы

n бухучет

n другие...

Экономика предпринимательства — составная часть экономики бизнеса. Для того чтобы ее выделить, нужны четкие определения.

Дифференцируя понятие бизнеса как системы деловых отношений и определенного вида деятельности (смотреть рис.1) даем определение:

БИЗНЕС — это система экономических, организационных, хозяйственно-правовых, деловых отношений осуществляемых частными лицами, предпринимателями, организациями, государством при создании или приобретении и продаже ценностей в обмен на товары, услуги, основные факторы производства (труд, земля, капитал), денежные средства с целью получения взаимных экономических и социальныхвыгод.

Деловые отношения в данном случае нельзя путать с производственными отношениями.

Система деловых отношений базируется на организационно-экономических отношениях экономического базиса общества, который помимо ОЭО включает в себя СЭО /смотреть рис.2/.

СЭО
Рис.2
по
ОЭО
БИЗНЕС

Примечание к рисунку:

ПО — это производственные отношения

ОЭО — организационно экономические отношения

СЭО — система деловых отношений

Основополагающая характеристика бизнеса — это обмен, только в процессе обмена, сделки реализуется бизнес деятельность и достигается выгода.

Главной целевой характеристикой бизнеса является получение экономической выгоды (это и получение прибыли и дохода и снижение издержек, и расширение производства и т.д.).

Взаимовыгодность обмена — другая характеристика. Взаимовыгодность обеспечивается тем, что в сделке есть всегда контрагент.

Государство всей своей мощью прикрывает, обеспечивает взаимовыгодность сделки законами, финансовыми органами, в противном же случае оно не получит налоги.

Социальные выгоды — это имидж фирмы, статус как партнера, марка фирмы.

Бизнес — это вид непосредственной или опосредованной через капитал организационно-экономической деятельности в системе деловых отношений с целью получения дохода и достижения социального результата.

Предпринимательство — это элемент системы деловых отношений, а предпринимательская деятельность — составная и неотъемлемая часть бизнес деятельности (см. Схему /рис.1/).

Предпринимательская деятельность — это инициативная, хозяйственно-самостоятельная, систематическая, имеющая, как правило определенный организационно-правовойстатус, бизнес деятельность физических и юридическихили осуществляющих вложение капитала, производство и обмен сверх нужд собственного потребления, с целью получения прибыли и достижения социального эффекта.

Идем дальше по схеме:

Подчеркнутые характеристики в данном определении реализуются как в рамках предприятий, фирм, так и вне их, но систематическая предпринимательская деятельность становится лишь тогда, когда производство и обмен осуществляется сверх нужд собственного потребления постоянно. Разовые сделки — это еще не предпринимательская деятельность.

Предприниматель обязательно должен быть распорядителем капитала, но необязательно его владельцем. Такая вышеуказанная систематическая деятельность обычно осуществляется в рамках фирм.

Предпринимательская фирма является основным субъектом предпринимательской деятельности. Она составляет основу объекта изучения экономики предпринимательства.

Экономика предпринимательства является теоретической базой и инструментом изучения курса предпринимательства. Она выделяется из комплексной научной дисциплины — экономика бизнеса, путем концентрации микро- и макроэкономических знаний, а также научно-практического аспекта самой экономики бизнеса относительно субъекта предпринимательской деятельности, т.е. фирм (см. рис.1).

Предмет экономики предпринимательства включает 3 раздела (программа):

1) Экономическая сущность, среда и основные модели предпринимательского бизнеса.

2) Формирование и использование ресурсов фирмы.

3) Функциональное обеспечение и эффективность предпринимательской деятельности фирмы. (Функциональное обеспечение — это организация, управление, планирование)

Формула формирования предмета экономика предпринимательства:

n предпринимательская деятельность как объект изучения дает практический опыт, материал по реализации экономических механизмов.

n экономика фирмы, научный раздел экономики бизнеса дает научное обеспечение организации предпринимательства (смотреть кружок на схеме «экономика фирмы»)

n интегрирование первого и второго вышеуказанного формирует экономику предпринимательства (см. рис.1)

 

2. Бизнес — как вид экономической и организационной деятельности в системе рыночных отношений.

Необходимо выделить два слоя характеризующих бизнес:

n экономический

n организационный

Бизнес как вид экономической деятельности в свою очередь дифференцируется в макро- и микроэкономическом аспекте. Основная функция структур бизнеса на макроуровне — это производство всей массы товаров и услуг для домашних хозяйств и правительств.

Теперь, исходя из этого построим схему:

«Схема экономической активности основных субъектов экономики (домохозяйство, правительство, бизнес)», которую увидим на следующей странице в рисунке 3.

Главное условие сбалансированности потоков доходов и расходов хозяйственных субъектов экономики в целом следующее:

Валовый национальный доход зарабатываемые домашними хозяйствами (ДХ) в сфере бизнеса равен совокупным расходам ДХ (C,Ls в год), государства (G, Ls в год) на оплату конечных продуктов и услуг производимых бизнесом в форме ВНП (Vвнп). Это доходы бизнеса:

V внп= C + G + J + (E - M)

ВНП кроме того формируется за счет потока инвестиций (J, Ls в год) и результирующего сальдо доходов от внешнеэкономической деятельности:

X = E - M, где:

E — это экспорт, а М — импорт.

Чтоже касается расходов домашних хозяйств {ДХ или (С)}, то они определяются как:

С = P * g дх, где:

P — это цена, а gдх — объем конечных продуктов и услуг.

Отсюда расходы государства определяются как:

G = P * g г-ва

 

S (нак)
C
Т,(налоги)
Правительство
Рынок ФП W (Ls/ед.ФП)
Конечные продукты и услуги, g(ед)
%, за кредит
V
а,(ед. ФП)
G
Цена p, Ls/1
L
Бизнес
Зарплата, рента, % на капитал, прибыль
Рис.3 «Схема экономической активности основных субъектов экономики (ДХ, правительство, бизнес)»
ДХ (конечные потребители)

Т.к. бизнес — это сфера экономической активности всего населения, то в конечном итоге доходы бизнеса трансформируются на рынке факторов производства в форме доходов населения (зарплата — доход). Этот доход ДХ представляется в виде ВНП:

V внп = C + S + T

Поток доходов формируется умножением объема факторов производства на цену:

V внп = а * W, где

a — объем факторов производства (ФП)

W — цена факторов производства (Ls/ед.ФП)

Доход ДХ распределяется на выплату налогов:

DJ = V внп - T

Доходы после выплаты налогов делятся на 2 части:

DJ = C + S, где

C — поток текущих доходов на потребление

S — сбережения

Сбережения делятся на поток валовых инвестиций плюс поток займов правительству:

S = J + L

Макроэкономический аспект бизнеса как вида экономической деятельности в системе определяется экономикой фирмы, отраслей и регионов хозяйствования, но фокус этого аспекта именно в экономике фирмы.

Методически имеют место 2 подхода к экономике предприятия:

1) экономика предприятия регулируется с позиций микро- и макроэкономической теории. Здесь постулируется основополагающая роль внешних рыночных сил по отношению к фирме: рынки, сферы, отрасли бизнеса в которых работает фирма;

2) второй подход регулируется с позиций экономики субъектов бизнеса, внешние факторы рассматриваются как силы ограничивающие деятельность фирмы;

Предмет экономики фирмы выстраивается на основе второго методического подхода по направлению вектора от фирмы (субъекта) к внешней среде. А именно:

1) во внутренней среде фирмы реализуются основные микроэкономические функции предприятий (экономика, производство, снабжение и др.);

2) во внешней среде ближайшего окружения фирмы рассматриваются экономические процессы при взаимодействии с конкурентами, поставщиками, потребителями. Здесь выбираются типы поведения, технология, модели поведения на рынках товаров, труда;

3) во внешней среде дальнего окружения рассматривается деятельность фирмы с учетом макроэкономических воздействий (учет информации, ставки банковского процента, налоговая политика государства;

Внутренняя и внешняя среда ближайшего окружения формируют микросреду фирмы, которая и определяет содержание экономики фирмы.

 

Бизнес как вид организационной деятельности:

1) на макроуровне его определяют составляющие и сама система бизнеса, а именно субъекты, компоненты и то, что их объединяет — интегративные качества (рис.1);

2) на микроуровне — это организационно-управленческие основы предпринимательской деятельности (рис.1);

 

Предпринимательство как социально-личностная, организационно-управленческая и экономическая деятельность.

Сущность предпринимательства отражается по трем основным составляющим (рис.1): социально-личностная, организационно-управленческая и экономическая.

Эти три составляющие находятся в неразрывном единстве. Социально-личностные характеристики предпринимательства сложились сейчас в определенную философию предпринимательства. Понятие предприниматель рассматривалось и стало относится не только к профессии, но и к определенному типу поведения людей, который характеризуется как:

1) инициативная деятельность. Инициация изначально определена неустойчивостью и конкуренцией со стороны бизнеса. Это формирует особый стиль поведения связанный с навязыванием воли, проявлением быстроты, а также сбором максимума информации.

2) инновационная поисковая деятельность. Лидирующая роль этой черты сейчас определена доминированием информационных технологий, плотностью заполнения хозяйственных ниш требующих поискового поведения.

3) ключевым качеством является способность к коммерциализации продукта (создание потребителя). Это реализация всего цикла прохождения продукта от распознавания потребностей к конструированию продукта. Создание серийных образцов, налаживание массового производства и нахождения рынков сбыта.

Указанные личностные характеристики в современной развитой экономике обязательно носит социальный характер, а именно увеличивают число рабочих мест, формируют особую предпринимательскую этику, обеспечивают социальный консенсус между работодателями и наемными рабочими, реализуется благотворительность и др.

Философия предпринимательства — это практическая философия, ее реализация обречена в конкретные организационно-управленческие и экономические формы. Поэтому на рис.1 мы выделили два соответствующих блока помимо философии. Организационно-управленческий аспект предпринимательства определен по следующим направлениям:

n собственность и законоуложение по формам и субъектам предпринимательства, например: «закон о предпринимательской деятельности», «закон о приватизации», «закон об акционерных обществах» и т.д.;

n организационно-правовые отношения предпринимательских фирм с государством, такие как порядок регистрации, юридическая ответственность, лицензирование, антимонопольные действия;

n комплексы организационных процедур создания, расширения, ликвидации предпринимательских фирм, например: слияние предприятий, выкуп, ликвидация, банкротство и др.;

n не регламентируемые организационные аспекты предпринимательской деятельности во внешней среде фирмы, таких как хозяйственные связи, конкурентное поведение, создание новых финансово-коммерческих структур;

n внутрифирменная организация предпринимательской деятельности, например: создание производственных структур, менеджмент, организационные технологии и т.п.;

Экономический блок предпринимательства определяется следующими пунктами:

1) собственность и экономические принципы формирования форм предпринимательства (альтернативы передачи собственности, ее формирование, экономические стимулы и степень хозяйственной самостоятельности);

2) экономическая мотивация или стимулы различных форм предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприятия — это одна мотивация, другая — партнерство, венчурные компании;

3) экономические взаимоотношения с государством, т.е. налогообложение, кредитование, льготы;

4) финансовая ответственность различных видов предприятий перед государством, с контрагентами, с потребителями и т.д.;

5) формы хозяйственного контроля и внутрифирменных экономических отношений (полный контроль со стороны владельца или менеджера, отношения полных и неполных собственников, менеджеров;

6) система стоимостных распределительных отношений (прибыль фирмы, структура расходов, социальные фонды, механизмы распределения прибыли и убытков)

 

4. Система бизнеса

Стратегическая цель бизнеса — максимизация выгоды. Она реализуется тактикой поведения сделок повседневно в каждой сделке. Бизнес как система имеет три составляющие:

1) субъекты бизнеса;

2) компоненты;

3) интегративные качества;

Субъектами бизнеса выступают:

1) предприниматели или их объединения. Деловой интерес предпринимателей — извлечение прибыли через производство и услуги. Предприниматели вступают в деловые отношения со всеми субъектами бизнеса;

2) потребители. Их деловой интерес — потребление товаров по наиболее низкой цене. Потребительский бизнес осуществляется всеми видами граждан. Он отражает заинтересованность в конечных результатах производства, он является уравновешивающей силой и стимулятором по отношению к предпринимательскому бизнесу. Участниками потребительского бизнеса являются и сами предприниматели.

3) Работники по найму. Трудовой бизнес наемных работников заключается в получении доходов в виде зарплаты, нахождение наилучших вариантов.

4) государственные структуры. Деловой интерес государства отличается от других субъектов бизнеса. Государственные структуры призваны решать общегосударственные задачи (экология, содержание убыточных предприятий и целых отраслей). Государственные предприятиястремятся получмть прибыль, но это не обязательное условие их бизнеса.

 

Практика 1.

 

1) Предмет и задачи курса.

 

ЭКОНОМИКА

 

 

МАКРО МИКРО
Изучает результаты и последствия деятельности хозяйственных субъектов в целом Изучает деятельность отдельных субъектов рыночной экономики
   
Предмет исследования Предмет исследования
ВНП, безработица, инфляция, занятость, ВНД, общий уровень спроса и предложения, платежный баланс, темпы экономического роста Фирмы, корпорации, производители и потребители, отдельные рынки
 
Теории макроэкономики Теории микроэкономики
Теории денег, информации, занятости, экономического роста и т. д. Теории спроса и предложения, теории производства, теории конкуренции, теории распределения доходов и др.
 
Результатом изучения теории является возможность прогнозирования и моделирования возможных экономических явлений Результатом этих теорий является получение теоретических основ рационального поведения субъектов рыночной экономики в тех? условиях экономики
- отношения собственности - тип экономики - тип общественно-экономической формации
-формы отношений собственности
ОЭС
СЭС
ПО

 

ОЭО
Организационно-технические отношения надстроенные
- информация - технологии - организация производства - техника - правовые отношения - политические отношения - идеологические отношения - нравственные
Базис общества
 
 
Деловые отношения

 


Помимо субъектов система бизнеса характеризуется тремя основными компонентами:

1) производство продукции

2) торговля

3) коммерческое посредничество

Система бизнеса обладает необходимыми системными свойствами (интегративными качествами) в составе двух составляющих:

1) социально-экономический суверенитет двух всех субъектов деловых отношений

2) консенсус интересов субъектов деловых отношений

Суверенитет позволяет идти на самостоятельный поиск предмета сделок, рисковать, проявлять инициативу, нести юридическую и экономическую ответственность.

Суверенитет не означает полную независимость. Он означает в рамках установленных законами самостоятельность предприятия.

Степени самостоятельности различны. Консенсус означает взаимное обязательство не нарушать суверенитета участников бизнеса.

Консенсус - плод эволюции предпринимательства.

Бизнес как система обладает собственными внутренними импульсами развития: конкуренция, системы обеспечения и воспроизведения хозяйственных связей, инфраструктуры, системы менеджмента, система изучения контрагентов, системы оценки деятельности (деньги).

Бизнес – это саморегулирующаяся система. Существует три вида регуляторов:

1) законодательный (разграничение теневого и нормального бизнеса, защита, налоги, таможня)

2) нормативно-ориентирующие регуляторы (принятые в стране экономические стимуляторы, рычаги поддержки бизнеса, макроэкономические инструменты)

3) регуляторы свободного предпринимательства (свободное ценообразование, производство, производство, действие закона спроса и предложения)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: