Концепция. Развитие образовательных пространств сегодня




МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ДЛЯ КРУПНЫХ СПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ

Вступление

Одна из самых наболевших проблем Петербурга-неразвитые спортивная, социальная, образовательная инфраструктуры некоторых районов города. Возводимых сегодня комплексов недостаточно, чтобы обеспечить всех существующих потребностей населения. Особенно сильно нехватка ощущается в местах активного строительства, где жилищная застройка последних лет сильно опережает социальную. Больше всех в этом случае страдают дети и молодежь- самая активная часть населения спальных районов, которая часто при оцутствии полезного досуга находит более «злокачественные» увлечения.

Вариантом решения существующих проблем может стать создание многофункциональных детско-юношеских образовательно-досуговых центров нового типа, которые совместили бы в себе функции спорта, образования и полезного досуга, с опорой на мировой опыт детской архитектуры последних лет.

Цель моего проекта- на основе собранного материала сформулировать концепцию детско-юношеского многофункционального образовательного центра нового типа для крупных спальных районов, и в то же время предложить вариант реновации выбранной депрессивной территории. Далее-описание участка и описание концепции.

Описание участка

Участок суммарной площадью в 24га, расположенный в Приморском районе Санкт-Петербурга,в самом центре 65го округа. Ограничен ул Оптиков, ул Яхтенной, ул Мебельной, Полиграфмашевским проездом и ЗСД

Социальная инфраструктура непосредственно прилегающей территории неплохо развита: в радиусе 1,5 км открыты школы №655, №630, №661, гимназия №49 и проч. Также в пешей доступности находятся государственные и частные детские сады. Однако чувствуется нехватка мест для так называемого полезного досуга- спортивных секций, художественных школ и т.д. Культурные учреждения оцутствуют так таковые. К тому же, с учетом растущих обширных жилых комплексов количество школ на весь район не является удовлетворительным.

В левой части участка располагается бывшая законсервированная свалка- террикон, уже ставшая негативным «знаковым» объектом района. В правой- переехавшая с Карповки производственная площадка «Ленполиграфмаша». К югу от «полиграфмаша» за пределами участка возвышается барочное здание-новострой - остро напоминающий Воронцовский дворец бизнес-центр «Приморский дворец». Помимо этого, по соседству находятся еще три ангара. Там находятся, в частности, шоурум и производство мебельной фабрики, шиномонтаж и автотюнинг, продажа и ремонт сварочного оборудования.

Сама бывшая приморcкая свалка –террикон, получившая у местных жителей нелестное название «раодиоактивного холмика»- эксплуатировалась с 1933 по 1977 год, занимала площадь более 100 га. Тогда на нее, по данным комитета по природопользованию, свозились строительные, бытовые и промышленные отходы, но и после официального закрытия поток мусора не иссякал. В 1993-м ее локализовали, площадь уменьшилась, а в 2001 – 2006гг мусор собрали в отдельный террикон, укрыли и законсервировали. Несколько лет на холме гуляли все желающие, а дети катались зимой с горки, затем территорию огородили. Сам холм занимает 12,4 га (260х 477м), это двухъярусная усеченная пирамида, покрытая травой высотой от 27,2 до 29,5 метра. В результате последующей активной застройки террикон оказался посреди густонаселенного спального района.

С 2010 года и до сих пор к участку проявляют интерес разные девелоперы, предлагалось подвергнуть его вполне себе реализуемой рекультивации и устроить на этом месте парк, жилой район, горнолыжные трассы и тд. Это обусловлено его выгодным положением, хорошей инфраструктурой и транспортной доступностью, к тому же само нахождение законсервированной свалки в сердце жилого района является неприемлемым! В последние годы дело сдвинулось с мертвой точки. В 2018 году участок террикона в Генеральном плане был переведен в зону Д (общественно-деловую).

Таким образом, с большой долей вероятности участок рано или поздно подвергнется рекультивации и последующему развитию.

Мой проект предполагает рекультивацию территории террикона и перенос производств с территории Ленполиграфмаша. На участке террикона предлагается строительство районного многофункционального детско-юношеского центра, на территории Ленполиграфмаша- общественного сквера и административного/офисного здания. Таким образом, на месте депрессивной территории создается новая точка притяжения, наличие которой положительно скажется на всем районе.

 

Концепция. Развитие образовательных пространств сегодня

Главнаяфункция любого образовательного пространствасостоит в том, чтобы обеспечитьпереход человека от дома к социуму. Но есть одна проблема: мир сегодня меняется очень быстро. Количество существующих школьных программ колоссально, постоянно пишутся новые. Никто не знает наверняка, чему нужно учить детей в сегодняшнем мире, чтобы в будущем они были экономически и социально успешны. Можно лишь отметить, что в образовании наблюдается общая тенденция перехода от простого получения знаний и зубрежки к глобальным навыкам: критическое мышление, команда, творчество, работа с информацией, здоровый образ жизни.

В связи с этим у образовательных пространств появилось новое жизненно необходимое качество-адаптивность архитектуры, возможность учебных и игровых экспериментов, трансформации. Построить здание нужно таким образом, чтобы в быстроменяющемся мире оно не устарело через пару лет, а в его стенах можно было реализовывать разные обучающие программы. В том числе и те, которые будут написаны завтра. В мировой практике в каждом проекте данные задачи решаются индивидуально.

Опыт показал, что одних подвижных перегородок для устранения проблемы мало, нужны универсальные помещения, система разномасштабных классов, мастерских, помещения для индивидуальных занятий и тд. Отсюда в архитектуре появилось интересное направление: проектирование учебного заведения как «города». В планировке современной школы появились трансформируемая «центральная площадь» для проведения самых разных мероприятий, классы-«дома», тихие уединенные пространства в виде ниш и углублений и тд. Исключительно важными становятся универсальные общественные зоны между классами, совместившие в себе рекреационную и образовательную функции. Наиболее ярко направление проявилось в скандинавских странах.

Итогом всех педагогических и строительных экспериментов последних лет стал новый тип обучения, совместивший работу в малых группах, межклассовую работу, самостоятельную работу и работу в больших командах с упором на глобальные навыки. И он требует соотвествующей архитектуры.

Также следует отметить, что отнюдь не только образовательные центры позволяют сформировать представление о мире. Значительную роль играют спортивные заведения, или, например, неведомые для нашей страны детские музеи с возможностью «потрогать экспонаты». Новую жизнь сегодня получили библиотеки, причем в авангарде этого процесса- детские читальни, сочетающие использование бумажных книг и цифровых аналогов.

Проект

Проект центра совмещает в себе все перечисленные функции. Объемное решение центра- не одно огромное здание, но комплекс небольших зданий, своего рода интровертный «городок» с различным набором образовательных и досуговых функций. Закрытое пространство дополняется открытыми, с озеленением и площадками, с разнообразным художественным решением. Особое внимание отводится общественным зонам между основными помещениями.

Предварительно в комплекс предлагается включить следующие функции:

-Общеобразовательная начальная, средняя и старшая школы

-Художественная школа

-Музыкальная школа

-Универсальные пространства под различные кружки

-Спортивные залы

-Бассейн

-Детский музей

-Библиотека, в том числе с детской читальней

-Торговля

-Столовые и кафе

-Администрация. Офисы

-Открытые общественные пространства для досуга

-Открытые спортивные площадки

В процессе проектирования будут затрагиваться такие вопросы, как воспитание будущих поколений, социализация, формирование здоровой социокультурной среды, стрессоустойчивая архитектура, виды и требования учебных программ, естественно экология и т.д

Таким образом, цель проекта сводится к созданию многофункционального, яркого, мобильного, легко изменяемого пространства с запоминающимся обликом: к разработке образовательной среды нового поколения.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: