В книге «Геометрия и искусство» Д. Пидоу рассматривает ставший традиционным вопрос: «Могут ли чисто формальные соотношения в планировке здания доставлять зрителю эстетическое наслаждение?» Рассуждения на эту тему да еще в связи с экономикой архитектурного проектирования и строительного дела потребовали бы специальной книги. Поэтому ограничимся цитатой из Д. Пидоу, которая хотя и не относится непосредственно к проблемам экономики, но вплотную подводит к мысли о них. «Утверждают даже,— пишет Пидоу,— что всю проблему пропорций в архитектуре можно свести к механике несущих конструкций и диктуемой ее законами структуре здания и что, кроме этого, инженерное искусство способно дать единственное, безупречное и изящное решение любой проблемы, связанной с планировкой и проектированием здания. Иначе говоря, структура плюс удобство пользования порождают целесообразность, которой отводилась столь важная роль в дискуссиях XVIII века по эстетике и теории пропорций». Вот здесь как раз проблема геометрии в архитектуре и смыкается с проблемой экономики. Известно, что самая экономичная геометрическая фигура — шар. При одинаковом объеме площадь наружной поверхности (а значит, строительный материал на наружные стены и теплопотери) меньше, чем у любой другой фигуры. Поэтому... французские архитекторы разработали проект шарообразного кинотеатра диаметром 36,5 м со зрительным залом на 363 места. Поэтому по проекту голландского архитектора Дриса Крейкампа на окраине города Хертогенбас в 1984 г. было построено 50 одноквартирных домов в форме шара на ножке. В его цилиндрической опоре размещается лестница и под ней — кладовка, в нижнем полушарии — спальня, кабинет и санузел с душем, в верхнем — жилая комната с уголком, отгороженным для кухни. Диаметр шара 5,5 м. Поэтому арабский профессор М. Хаммад предложил проект города будущего в виде гигантского шара, рассчитанного на 2000 квартир. Автор считает, что такой шарообразный дом с тридцатью сдвоенными этажами является идеальным решением для специфических условий североафриканского климата. Диаметр шара — 180 м, толщина стен 15 м, в них-то и разместятся квартиры. В свободном пространстве внутри дома, диаметром около 165 м, будет создаваться искусственный климат...
|
Впрочем, объективности ради следует сказать, что эстетическая оценка, как и оценка удобства, нередко зависит от привычек, традиций, обычаев, моды. Здесь можно было бы рассмотреть еще одну близкую нашей теме, но самостоятельную «экономическую» проблему, а именно предложение и спрос в искусстве архитектуры, причем рассмотреть эту проблему в историческом аспекте и наверняка увидеть, как одни и те же сооружения переживали стадии от равнодушия современников до туристического паломничества потомков. Или наоборот. И это, конечно, экономическая проблема. Как заметил в XVII в. Шарль Перро: «Версаль не древен и не отдален, к чему же торопиться увидеть его?»
Пожалуй, самым щекотливым моментом остается все же сравнительная оценка сооружений. Описывая пирамиду Хеопса, Геродот указал, что на пирамиде было обозначено, сколько редьки, лука и чеснока съели рабочие, и добавил: «...Как я очень хорошо помню, переводчик, который читал мне надпись, объяснил, что на все это было израсходовано 1600 талантов серебра».
|
В аттической и эгинской системах, самых распространенных в то время, талант весил от 35,9 до 37,6 кг. Значит, отмечает чехословацкий историк Войтех Замаровский, 1600 талантов серебра — это от 40 300 до 60 100 наших килограммов, что при тогдашней стоимости драгоценных металлов представляло собой 4000—6000 кг золота. Конечно, не представляет труда привести эту сумму в современные доллары, рубли, чехословацкие кроны. Но какой это имеет практический смысл? Ведь покупательная способность золота и серебра немыслимо изменилась. Во времена Геродота, т. е. спустя тысячелетия после постройки пирамиды Хеопса, за талант серебра можно было купить в Афинах 3000 поросят, или 36 000 литров ячменя, или же построить военный корабль.
Строительство Парфенона обошлось в 700 талантов, причем надо было покупать мрамор, оплачивать доставку материалов, платить рабочим и художникам (всего лишь треть строителей составляли рабы), не считая прочих затрат. Здесь же только редька, чеснок и лук, съеденные строителями пирамиды, стоили вдвое дороже, чем весь Парфенон!
Можно также пересчитать древние «региональные» единицы измерения в современные. Но при этом надо помнить, что, например, греческие меры при «одинаковом наименовании в разные времена и в различных городах были неодинаковы: расхождение достигает 10% и более». Когда речь идет о сооружениях, сохранившихся в первозданном виде или вообще сохранившихся, то это сделать не сложно. Но когда мы пользуемся литературными источниками, надо еще знать, а порой предполагать, что имел в виду автор. Например, Геродот. Если, допустим, он пользовался преобладавшей тогда аттическо-эвбейской системой (современные исследователи склоняются к этому), то стадий равен 177,6 м, плефр — 29,6 м, оргия — 1,8 м. Тогда у Геродота дорога, проложенная в течение 10 лет к подножию будущей пирамиды, равнялась «5 стадий длины, а шириной 10 оргий, в самом высоком месте 8 оргий высоты...», что в современных единицах измерения означает: почти 900 м длиной и почти 18 м шириной. Но, как отмечают исследователи, проверить эти данные мы не можем.
|
Несмотря на сохранившиеся трактаты по архитектуре, в которых находим сведения и об экономике строительного дела, основную массу знаний мы почерпнули все же из архитектурных примеров. Да и сами трактаты минувших эпох изобилуют примерами. К тому же многие теоретические труды по архитектуре и строительству не дошли до нас. Рукописи не горят, но горят тиражи. Сегодня возведены такие сооружения, что, казалось бы, наука знает все, а практика все может. Между тем, по словам архитектора Пьера Луиджи Нерви, «...и сейчас есть много статистически неопределимых конструкций, которые создаются интуитивно и не могут быть рассчитаны математически, несмотря на их высокую техническую, архитектурную и экономическую целесообразность».
Однако расчет на интуицию в строительном деле может дорого обойтись. Полагаться следует на науку, цель которой, по словам Д. И. Менделеева,— предвидение и польза. Кстати, английский физик и историк науки Джон Бернал утверждал, что в науке «больше чем в каком-либо другом институте человечества, необходимо изучать прошлое». Об экономической эффективности науки свидетельствуют хотя бы такие данные американских экономистов. Исправление ошибки в 1 долл., допущенной на стадии исследования, обходится в 10 долл. на стадии разработки, в 100 — при создании опытного образца и в 1000 долл.— при освоении серийного производства новой машины. Даже если цифры понимать как художественный образ, они впечатляют и по отношению к современному строительному производству справедливы. Сегодня не вызывает сомнения, что затраты, вложенные в науку, дают во много раз больше прибыли, чем вложение в любые другие, прибыльные отрасли производства.
Между тем многие, в том числе и не такие уж древние, архитектурно-строительные шедевры, которые известны всем, кто даже никогда не прошел под их стенами, были сооружены интуитивно. Как писал Пабло Нерудо о Парфеноне: «Здесь выработал норму разум». Казалось бы, в этом случае гениальный архитектор мог бы обойтись без «сдерживающей» экономики. Но предположим обратное. Именно интуитивное чувство прекрасного одновременно является и чувством меры, которое, как мы уже видели, и есть синоним рациональности, экономичности, как бы ни морщили нос некоторые творцы, опасаясь, чтобы «математикой не запятнали искусство».
Без экономики не обходятся даже «безумные проекты». Мы уже описывали грандиозный проект, поразивший в свое время Александра Македонского. Речь шла о преобразовании горы Афон в гигантскую скульптуру с городом на ладони. Великий полководец справедливо полагал, что осуществление проекта невозможно по... экономическим соображениям: пришлось бы продовольствие для жителей города возить издалека.
Английский историк Уильям Роско, опубликовавший в 1805 г. в Леверпуле книгу «Жизнь Льва X», писал о своем герое: «...Не найдя применения редким талантам, которыми он был одарен, увлекался тем, что рисовал воображаемые здания, громоздил строения на строения и изображал архитектурные массы, для возведения которых были недостаточны труды многих веков и доходы нескольких царств». История помнит реальные проекты, на осуществление которых действительно потребовались и труды многих веков и доходы нескольких царств.
В. Ф. Одоевский, описывая некоего безумца, вообразившего, что он великий Д. Пиранези — итальянский архитектор и художник XVIII в.,— приводит следующий диалог:
«— На первый случай мне нужно безделицу — сущую безделицу — сто миллионов.
— На что так много?— спросил я с удивлением.
— Чтобы соединить сводом Этну с Визувием, для триумфальных ворот, которыми начнется парк проектированного мною замка — отвечал он как будто ни в чем не бывало...»
Так неужели все дело в «безделице», в каких-то «ста миллионах», в экономике? И мир заполнили бы шедевры?
Нет, конечно. Никто ведь не опроверг постулата: «Полезность, прочность и красота». А грандиозность — дело возможное. Асуанская плотина, например, весьма грандиозное сооружение: объем только земляных работ при возведении этой плотины равен семнадцати пирамидам Хеопса.
Самые дорогостоящие современные проекты отличаются фантастической смелостью инженерной мысли и как бы подытоживают всю историю строительного дела. К таким сооружениям следует прежде всего отнести тоннель «Сэйкан», соединивший острова Хонсю и Хоккайдо, пройдя через толщу гор, прибрежный шельф, зарывшись под морское дно Сангарского пролива на невиданную доселе глубину — 100 м, а с учетом глубины самого пролива (140 м) на целых 240 м.
Торжественная церемония открытия супертоннеля состоялась 13 марта 1988 г., но идея родилась в Японии еще в 1939 г. и выглядела тогда как фантастика. Тогда предлагалось связать подземными магистралями не только Хонсю и Хоккайдо, но и протянуть бетонную нитку до Сахалина и даже Сибири. Предложение инженеров не было осуществлено. Снова о нем заговорили после войны, в 1946 г. В 1953 г. целесообразность этого проекта была признана парламентом страны, а в 1964 г. были пробурены первые скважины «Сэйкана».
Проложено сразу три тоннеля: один основной железнодорожный, диаметром 11,1 м и два служебных диаметром 5 м. Они связаны между собой системой переходов и коридоров. Тоннель выходит на поверхность двумя «парадными» воротами, а также несколькими вертикальными и наклонными шахтами, выходящими на оба берега пролива и оснащенными мощными грузовыми лифтами, способными спустить в тоннель одновременно несколько нагруженных грузовиков. Под водой построены две просторные станции на «чрезвычайный случай». Контроль за работой тоннеля полностью компьютеризирован, и все ключи находятся в главном контрольном центре, размещенном в Хакодате. Строительство продолжалось двадцать лет, столько же, сколько пирамида Хеопса.
Из-за финансовых трудностей проект был несколько раз на стадии краха. По последней калькуляции, стоимость строительства 700 млрд иен (почти 3 млрд долл) плюс 150 млрд иен на оборудование и значительная сумма на поддержание «рабочего состояния».
По расчетам японских экономистов, это чудо современной техники полностью убыточно и никогда не вернет вложенных в него затрат. Тем не менее японцы, которым не свойственна расточительность, убеждены, что при всех затратах тоннель все-таки полезен. По нему будут ходить не только обычные поезда, но и сверхскоростные: это займет 50 мин из Аомори в Хакодате и 5 ч 40 мин из Токио в Саппоро — столицу Хоккайдо. Экономия по сравнению с нынешними темпами составит соответственно 3 ч и 8 ч 20 мин. Это позволит конкурировать даже с воздушным сообщением. Действующая сегодня паромная переправа будет ликвидирована за ненадобностью.
В Японии разработан проект плавающего города (его название Ясима, так в древности называлась Япония) площадью 25 км2 и населением от 500 тыс. до 1 млн чел. Город предполагается расположить в Тихом океане в 100 км к востоку от Токио. Искусственный остров, на котором расположится город, будет сооружен на десяти тысячах стальных опор. Предусмотрена также система поддерживающих его огромных буев. Состояние конструкций, а также состояние моря и его дна будут контролироваться электронными машинами. Город будет состоять из нескольких палуб: на верхней разместится аэропорт, на других — жилые дома, гостиницы, предприятия, вспомогательные службы, установки по опреснению морской воды и разведению рыбы. Строительство города ориентировочно обойдется в 12,5 млрд долл. И, по-видимому, это будет «рентабельно».
В пустынной местности у подножья холмов Санта-Каталина в американском штате Аризона строятся необычные сооружения — куполообразные бункеры из огнеупорного стекла и стали. На случай ядерной войны. Внутри сооружений будут размещены крохотные домики, водоемы, миниатюрные рощи, кустарники, огороды. По словам журналиста, осмотревшего постройку, там возникает рукотворный микромирок с замкнутой циркуляцией всех компонентов существования. Первый экспериментальный бункер запланировано опробовать в 1989 г. Архитектор этого наисовременнейшего проекта Джон Аллен рекламирует свое изобретение: «Сотня подобных убежищ, сохранивших земную жизнь, даст возможность воспроизвести ее на опустошенной планете после войны, когда небеса начнут расчищаться». Остается добавить существенную деталь: каждый бункер, рассчитанный на 8 жильцов, обойдется в 30 млн. долл.
Замкнутую экологическую систему предложил для космического города О Нейл. Система полностью обеспечивает себя энергией и почти полностью технологическими и сельскохозяйственными материалами. Конструкция, предложенная американским ученым, должна выдержать атмосферное давление и центробежные силы, что и определяет не только требования к прочности, но и к количеству материала и его стоимости. По мнению автора, здесь очень упрощается решение многих технологических и транспортных проблем, и поэтому жизнь оказывается более экономичной и в то же время более комфортабельной.
Определить стоимость строительства любого сооружения, как ни странно, не просто, тем более не имеющего аналога, и особенно предназначенного для осуществления в космосе. Создание первой космической колонии, по расчетам О Нейла, потребует около 30 млрд долл. (в уровне цен 1972 г.). Это примерно равно всей программе Аполлон. Из них только 8,5 млрд долл, понадобится для того, чтобы перевозить свыше 400 тыс. т материала с поверхности Луны в место нахождения станции. Доставка людей с Земли потребует 2,2 млрд долл, их зарплата (из расчета 20 тыс. на человека в год для работающих на Земле и 50 тыс. на человека в год для работающих на орбите) составит 7,8 млрд долл.
Последующие оценки стоимости проекта первой модели были повышены до 100 млрд долл, в действительности же осуществление проекта типа предложенного О Нейлом, как полагают, будет стоить сотни миллиардов долларов.
Стоимость сооружения второй модели, по расчетам автора, будет всего на 10% больше первой, несмотря на десятикратное увеличение полезной площади. Существование первой модели, на которой будет проведена большая часть подготовительных работ, даст ощутимую экономию при сооружении второй. Для постройки второй модели также можно использовать лунный материал, но дальше, для третьей и четвертой модели, удобнее использовать вещество астероидов, тем более, что их, как утверждает О Нейл, разбирать легче, чем планеты.
Автор этого проекта отмечает существенную выгоду как строительства колоний, так и жизни в них, связанную с тем, что транспортные расходы при перемещении в пространстве вне планет будут очень дешевыми, а распределение энергии в каждой колонии не потребует сложных и длинных коммуникаций.
Совершенно ясно, что проекты космических городов будут создаваться по земным правилам экономики строительства.
Однако и на Земле еще много работы. Поэтому напомним слова Ф. Райта: «Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора».
Кстати, о курятниках. В последние годы в ряде городов Японии появились так называемые «капсульные отели». По сути дела, это многоярусные норы для ночлега, разгороженные стенками. Открыв дверцу в капсулу, гость ползком заползает на широкую кровать, устанавливает у изголовья будильник на нужное время и засыпает. Кроме будильника, в таком «номере» имеются маленький цветной телевизор и радиоприемник — вот и все оборудование. Обычно «капсульные отели» имеют четыре этажа, три заняты ячейками для постояльцев, а в четвертом — холл для отдыха, буфет, торговые и игровые автоматы, душевая.
Основным направлением коммерческого развития так называемого стиля «хай-тек» явилось использование стандартных, сборных, сугубо утилитарных элементов оборудования промышленных сооружений для строительства и оборудования жилищ (от загородных особняков до так называемого «минимального жилища»).
Ф. Райт говорил: «Величина проекта мало значит в искусстве, если отвлечься от финансовых вопросов. В действительный расчет принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом».
Конечно, выразительность! Но можно ли отвлечься от финансовых вопросов? И нужно ли? Вся история архитектурного проектирования и строительного дела свидетельствует — повторяюсь — о неразрывной связи их с экономикой. В будущем же важнейшим ресурсом экономики станет время. Пуще всего придется беречь этот невосполнимый ресурс.
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО
(Заключение)
Хвала тебе, язык иных времен!
Арсений Тарковский
Никогда ни на одно мгновение
мы не должны забывать экономическую сторону дела.
Томас Эдисон
Строительство — один из самых древних видов деятельности человека, традиции которого уходят глубоко в историю. Вместе с тем это один из самых «современных» видов деятельности, отвечающих социальным задачам сегодняшнего дня, базирующийся на «сегодняшних» теоретических знаниях и практических методах. В то же время современное строительство предназначено будущим векам и при этом не только и не столько в качестве материального воплощения замыслов архитектора и строительства, сколько в качестве идеи и эксперимента, которые в будущем могут стать нормой, открывая пути новым техническим и художественным идеям.
Масштабы, характер и темпы строительства всегда находятся в «экономической зависимости» у своего времени. Время диктует формы собственности на средства производства, определяет социальные отношения в обществе, распределение финансовых, материальных и трудовых ресурсов и наряду с массовыми постройками создает сооружения, отражающие архитектурный стиль данной эпохи. Социально-экономические условия предопределяют те или иные задачи экономики строительства и способы их решения.
Функциональные, конструктивные, художественные и экономические особенности архитектуры являются историческими категориями. В ходе исторического процесса они меняются и остаются лишь зафиксированными в памятниках архитектуры и строительства того или иного периода развития человечества. История показывает, что многие виды архитектурных сооружений, вобравших в себя колоссальные трудовые, материальные, денежные ресурсы своего времени, в дальнейшем оказывались ненужными ни как объекты определенного функционального назначения, ни как данный тип сооружения вообще. Это естественно и закономерно. Но архитектурные и строительные идеи и тенденции продолжали существовать, воплощенные в новых видах сооружений.
Легче всего теперь, владея современными знаниями, увидеть экономические просчеты строителей прошлых эпох, например, ненужный перерасход материалов, а значит, напрасные физические усилия и потраченное зря время. Но было бы полезнее, очевидно, воспринимать те уроки прошлого, в которых присутствует стремление зодчих к реализации своих проектов экономическими средствами.
Рассмотрение истории строительного дела с точки зрения его экономики позволяет установить неразрывные связи строительства как сложной и благородной области человеческой деятельности с материально-техническими условиями различных исторических эпох, с особенностями профессиональных методов зодчих, которые с самого возникновения строительства решали вопросы экономики. По мере развития архитектуры, инженерного и проектного дела развивались и усложнялись проблемы экономики строительства. Методы решения экономических вопросов вначале были интуитивными, потом основывались на опыте и, наконец, приобрели научное обоснование.
Многообразны решения проблемы синтеза строительного дела и его экономики в разных исторических эпохах, в различных странах и регионах. В то время как в мелких государствах средневековой Европы строительство готических соборов затягивалось на десятилетия, вызывая огромные затраты, в странах мусульманского Востока темпы строительства были довольно быстрыми.
Принято считать, что красота в архитектуре стоит больших затрат, а выдающиеся достижения архитектуры связаны с прогрессом в строительной технике. И это подтверждается многочисленными примерами. Но, как мы видели, история знает и другие поучительные примеры, когда красота в архитектуре достигалась чрезвычайно простыми средствами, без каких-либо дополнительных затрат и зависела исключительно от таланта зодчего. Например, в Древней Греции. Известны также удивительные по своему замыслу и воплощению сооружения, которые возводились с помощью простой строительной техники. Например, в Древнем Риме.
Развитие экономики строительства шло в таких направлениях, как уменьшение расхода дорогостоящих и трудоемких материалов, массы построек, затрат труда на возведение зданий и сооружений, сокращение продолжительности строительства и т. п.
Известно, что экономические показатели, какими бы они ни были, прежде всего отражают уровень архитектурно-строительных замыслов и их воплощения в постройках. Но в то же время экономические проблемы оказывали влияние на формирование тех или иных архитектурно-строительных направлений. В эпоху готики из-за трудностей транспортировки материалов и дефицита квалифицированной рабочей силы строили соборы с минимальным расходом камней, а уже в наше время, в 60-х годах, повышение стоимости рабочей силы в западноевропейских странах и Северной Америки стало фактором, сдерживающим распространение криволинейных бетонных конструкций, применение которых требует относительно больших затрат времени и труда.
На протяжении истории в неразрывном единстве «строительство — экономика» можно выделить два пути развития идей: путь медленный, когда происходило постепенное накапливание знаний, способов, приемов, и путь сверхзадач, которые стимулировали поиск, заставляли решать технические задачи в короткие сроки. Сверхзадачи исходили из идей, которые коренились в особенностях современной культуры, идеологии, целей.
История строительства — это история открытий. На каждом этапе строительного развития присутствуют свои открытия. Например, обойтись в строительстве без лестницы, как это было в Древнем Египте — это выдающееся открытие, хитрость ума.
Методы строительства проходят долгий эволюционный путь. То, что для нас привычно, было в свое время открытием. До сих пор живут измененные до неузнаваемости многие древние способы строительства, хотя мы этого не замечаем.
История строительного дела в нашей стране также изобилует примерами решения сложных экономических задач при возведении различных сооружений. Об этом рассказано в книге «Строительные уроки русских мастеров».
Рассматривая историю строительного дела с точки зрения экономики, мы открываем новые, подчас неожиданные стороны этого древнего вида человеческой деятельности. И новые уроки старых мастеров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Маркс К., Энгельс Ф. Соч.—2-е изд.,—тт. 2—4, 12, 20, 21, 27.
Альберти Леон-Баттиста. Десять книг о зодчестве.—М.: Изд-во Всес. акад. архитектуры, 1935.—Т. 1.—392 с.
Барбаро Даниеле. Комментарий к Десяти книгам об архитектуре Витрувия.—М.: Изд-во Всес. акад. архитектуры, 1938.—490 с.
Белявский А. В. Вавилон легендарный и Вавилон исторический.—М.: Мысль, 1971.—160 с.
Блаватская Т. В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени.—М.: Наука, 1983.—328 с.
Борисовский П. И. Древнейшее прошлое человечества.—М.: Наука, 1980.—240 с.
Бернхардт К.-Х. Древний Ливан.—М.: Наука, 1982.—224 с.
Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное.—М.: Прогресс.—1986.—624 с.
Бунин А. В., Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства.—М.: Стройиздат, 1979, т. 1.—496 с., т. 2.—412 с.
Брюнтер Т. История Африки с древнейших времен до наших дней.—М.: Наука, 1981.—254 с.
Велев П. Города будущего.—М.: Стройиздат.—1985.—160 с.
Витрувий Марк Поллион. Об архитектуре. Десять книг.—Л.: Госуд. социально-экономическое изд-во, 1936.—344 с.
Геродот. История в девяти книгах.—Л.: Наука, 1972.—600 с.
Гидион З. Пространство, время, архитектура.—М.: Стройиздат,—1977.—568 с.
Грановский Т. Н. Лекции по истории средневековья.—М.: Наука.—1986.—432 с.
Замаровский В. Их величества пирамиды.—2-е изд.—М.: Наука,—1986.—432 с.
Кинк X. А. Древнеегипетский храм.—М.: Наука, 1979.—200 с.
Корбюзье Ле. Модулор.—М.: Стройиздат, 1978.—240 с.
Коуэн Г. Дж. Мастера строительного искусства.—М.: Стройиздат.—1982.—240 с.
Коуэн Г. Дж. Строительная наука XIX—XX вв.—М.: Стройиздат.—1982.—360 с.
Леврон Ж. Лучшие произведения французских архитекторов прошлого.—М.: Стройиздат.—1986.—174 с.
Лозинский С. Г. История папства. 3-е изд., М.: Политиздат.—1986.—382 с.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм.—М.: Искусство, 1980.—768 с.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм.—М.: Искусство.—1979.—815 с.
Марков Г. Е. История хозяйства и материальной культуры.—Изд-во Московского университета, 1979.—304 с.
Массон В. М. Экономика и социальный строй древних общин.—Л.: Наука, 1976.—192 с.
Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации.—М.: Наука, 1980.—408 с.
Палладио Андреа. Четыре книги об архитектуре.—М.: Изд-во Всес. акад. архитектуры, 1936.—328 с.
Пачоли Лука. Трактат о счетах и записях.—М.: Финансы и статистика, 1983.—288 с.
Петрович Д. Теоретики пропорций.—М.: Стройиздат, 1979.—220 с.
Струве В. В. История Древнего Востока.—М.: Госполитиздат, 1941.—484 с.
Хокинс Д., Уайт Д. Разгадка тайны Стоунхенджа.—М.: Мир, 1973.—208 с.
Черняк В. З. Семь чудес и другие.—М.: Знание, 1983.—208 с.
Черняк В. З. Строительные уроки русских мастеров.—М.: Стройиздат, 1987.—192 с.
Штаерман Е. М. Древний Рим. Проблемы экономического развития.—М.: Наука, 1978.—220 с.
Шуази Огюст. История архитектуры.—М.: Изд-во Всес. акад. архитектуры, 1937, т. 1.—576 с., т. 2.—694.
Экономическая история СССР и зарубежных стран / Под ред. И. Н. Шемякина и др.—М.: Высшая школа, 1978.—552 с.
Научно-популярное издание
Черняк Виктор Захарович
УРОКИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ.
Из истории экономики строительного дела
Редактор М. А. Цветкова
Мл. редактор Н. Г. Денисова
Технический редактор Е. Л. Сангурова
Корректоры Е. А. Степанова, И. В. Медведь
ИБ № 5274
Сдано в набор 16.09.88. Подписано в печать 19.05.89. Т09776. Формат 60x88/16. Бумага книжно-журнальная. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная. Усл. печ. л. 14,70. Усл. кр.-отт. 15,32. Уч.-изд. л. 16,28. Тираж 50 000 экз. Изд. № AXV—3148. Заказ № 1645. Цена 75 коп.
Стройиздат, 101442 Москва, Каляевская, 23а
Московская типография № 4 Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР
по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.
129041, Москва, Б. Переяславская, 46.
АВТОР ЭТОЙ КНИГИ, КАНДИДАТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ЗАНИМАЕТСЯ ПРОБЛЕМАМИ ЭКОНОМИКИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ИМ ОПУБЛИКОВАНЫМОНОГРАФИИ ПО ВОПРОСАМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ КНИГИ "СЕМЬ ЧУДЕС И ДРУГИЕ", "СТРОИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ РУССКИХ МАСТЕРОВ", ОКОЛО 150 СТАТЕЙ И БРОШЮР ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИКИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
ВЫСТУПАЕТ С ДОКЛАДАМИ ПО ЭТОЙ ТЕМАТИКЕ НА ВСЕСОЮЗНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ.