Социально-половое воспитание в ДОУ




Тотальные проблемы, происходящие в современном обществе, охватывают все области его жизни. На сегодняшний день развитие общественной жизни повысили интерес к проблемам социально-полового воспитания в образовательных учреждениях. Одной из социальных проблем воспитания в дошкольном учреждении является проблема системы воспитания. В свете последних лет задачи воспитания формулирует государство. Примером этому служат нововведения ФГТ и ФГОС. Государство ищет те задачи, которые необходимо поставить перед системой воспитания. Однако социально-половая проблема воспитания может быть решена только при участии всех сторон и индивидуальных ресурсов общества, а именно государственных структур, педагогов образовательных учреждений, родителей, воспитанников и т. д.

Социально-половое воспитание детей — процесс сложный и комплексный, включающий как воспитание интеллекта, так и нравственное, сенсорное, эстетическое воспитание. Но в современных программах дошкольного воспитания ещё недостаточно точно определены задачи социализации.

Ещё одним из важнейших факторов социальных проблем воспитания является деятельность семьи, где формируется особая атмосфера, в которой ребёнок усваивает нормы и правила поведения и культуры. Традиционный конфликт «отцов и детей» сохраняется и сегодня. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что дети нуждаются в любви взрослого как «питательной среде» своего психического развития. Наблюдая за родителями нашего детского сада, я отметила, что они теряют свою меру ответственности, уважения, а главное любви к своим детям. И это связано, прежде всего, с низким уровнем образования родителей и социальной напряжённостью. Родители вынуждены зарабатывать деньги, а времени на воспитание детей как всегда не хватает.

Взрослые всегда невольно сравнивают своих детей. Конечно, все они очень разные – не только внешне, но и по характеру.

Сравнивая развитие мальчиков и девочек, нужно учитывать, что природа ставит перед ними разные задачи.

Особи женского пола более стабильны и повторяемы, ведь только они могут воспроизводить себе подобных. Они закрепляют в себе полезные признаки, передают их по наследству, чтобы сделать потомков как можно более похожими на родителей.

На мужских особях природа приспосабливается к меняющимся условиям жизни, чаще экспериментирует, «апробирует» новые функции или даже органы.

В мальчиках реализуется необходимость развития человеческого рода. Такой поиск и изменения дают разнообразие потомков, среди которых когда-то появится тот, кто придаст эволюции новое, выгодное направление. Вот почему у мальчиков бывает больше полезных и вредных изменений (мутаций, генетических отклонений, а еще аномалий и пороков развития. Среди детей с отклонениями (грыжами, врожденными вывихами, глухотой, косоглазием, заиканием, другими речевыми дефектами и так далее) девочек намного меньше.

Особенности работы мозга у девочек и мальчиков определяют еще и разницу восприятия. Первые более чувствительны к звукам, шуму, у них выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, и при этом они максимально используют все предоставленное им пространство.

Позже эти особенности отразятся на развитии зрительной системы, и большую часть информации мальчики будут воспринимать зрением, а девочки – на слух. И то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать. Реакция на выговор у мальчика приходится на первые минуты разговора, и в отличие от женщин-собеседниц он не может долго поддерживать эмоциональное напряжение, он к этому просто не приспособлен. Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет вас слышать и слушать. Мамам, бабушкам, няням, воспитательницам трудно понять и принять поведение мальчика – сами-то они по сути другие. Вот и получается, что они долго ругают мальчика, сердятся и возмущаются тем, что он не переживает вместе с ними, остается отстраненным и безучастным к их словам. Несмотря на то что у мальчиков-дошкольников острота слуха в среднем выше, чем у девочек, защищаясь от перенапряжения, они просто «отключают» слуховой канал, информация блокируется и не доходит до сознания.

Родители не знают, как развивать речь детей в раннем возрасте. С детьми родители разговаривают мало, книги им не читают. Забыты детские традиционные народные игры, которые развивали моторику рук ребёнка и, следовательно, его речь. Это заменяется общением с телевизором и компьютером. Мы, взрослые, по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем различные методы в воспитании. Мальчиков за провинность чаще наказывают и отчитывают суровым голосом. Им не позволяют плакать. Девочек чаще жалеют, ласкают. А при обучении различие мальчиков и девочек используют не всегда. В учебных программах по дошкольному образованию есть такие фразы: «Ребёнок в три года должен…», «. к пяти годам он уже умеет…». Обучаем одинаково, несмотря на различие. Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, мальчики более подвижны, чем девочки. Трудновоспитуемые – чаще мальчики. Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом, бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, они осваивают его вертикально. Забираются на лестницу, тумбочку.

Придя в детский сад, ребёнок познаёт себе подобных так, как он это делал с игрушками дома. Он может укусить другого ребёнка, ткнуть пальцем в глаз, обнять, когда другой ребёнок плачет. Идёт процесс познания. Ребёнок начинает понимать, что он отличается от других. И это отличие видит, в частности, в туалетной комнате. Пример из жизни детского сада. Дети младшей группы в туалете, мальчик спрашивает девочку:

- Тебе делали опелацию?

- Нет.

– Он у тебя отолвался?

- Нет, у меня не было.

Мальчик делает вывод:

- Интелесная констлукция.

Так дети познают биологическое отличие полов.

Мальчик пытается подражать бабушке – лепит на голову бигуди. Проходящий мимо дедушка с возмущением говорит:

- Андрей, что ты делаешь? Ты же мужик! Положи на место бабушкины бигуди и больше их не бери!

Так начинается гендерное воспитание. И оно сопровождает подрастающего ребёнка постоянно.

– Андрюша, кто тебе ногти накрасил?

Ребёнок счастливо улыбается. Он попросил маму и она накрасила ему ногти.

– Ногти красят только девочки и тёти, а ты – мальчик. Больше к нам не приходи с накрашенными ногтями.

И маленький Андрей прячет свои ногти за спину, так как ему нравится приходить к дедушке в гости.

Когда биологический и социальный пол идентичны, наступает гармония внутри личности и гармония во взаимодействии с окружающими людьми.

Другой пример из жизни.

Ко мне однажды пришла мама 6-тилетней девочки. Девочка не хотела носить платья, а потом вообще заявила: «Хочу быть мальчиком!». Выяснилось, что папа очень хотел мальчика, а родилась девочка. И для того, чтобы родители жили в мире, девочка решила стать мальчиком. Несовпадение биологического и социального пола приводят к психологическим отклонениям.

Как же воспитывать детей, чтобы не возникало таких проблем? Какие условия для развития создать, чтобы из мальчиков выросли настоящие мужчины, а из девочек – настоящие женщины? Эти вопросы всегда возникали в обществе.

Воспитание дошколят не ставит целью сексуальное просвещение, речь идет о морально-половом воспитании как комплексной педагогической проблеме, осознанной, грамотной помощи ребенку в ее социальном, моральном и личностном развитии.

Работа с детьми по половому воспитанию должна быть направлена на решение таких воспитательно-образовательных задач:

умение дифференцировать себя от представителей другого пола, принятие своего физического облика;

формирование системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения;

усвоение моделей мужского/женского полоролевого поведения, форм этикета во взаимоотношениях полов;

развитие умений соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное;

развитие способности идентифицировать себя с представителями своего пола;

формирование представлений о "женских" и "мужских" видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности;

формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.

развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками и сверстницами;

развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности.

помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа "Я" мальчика/девочки, переживаний дошкольников;

Современный воспитательный процесс требует от педагога большого интеллекта, осознанного принятия решений и гибкого реагирования.

Поэтому в воспитательном процессе можно использовать такие методы и приемы:

• сюжетно-ролевые игры «Семья», «Семья на отдыхе», «Принимаем гостей», «Ребенок родился»;

• индивидуальные и подгрупповые беседы с использованием сюжетных картинок и художественных произведений. Сказки, рассказы, стихи очень помогают детям узнать, как положено и как не стоит вести себя девочке или мальчику. Слово – один из сильнейших раздражителей психики. Слушая сказки, дети идентифицируют себя с положительными героями, получая этические ориентиры полового поведения. Из художественных произведений дети узнают о таких мужских качествах, как отважность, смелость, ответственность, выдержка, и то, что эти черты могут быть присущи не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. Из литературных произведений дети узнают и о женских чертах: терпении, милосердии, нежности. Формировать все эти качества очень важно, но получается так, что мы воспитываем мальчиков только как мужественных людей, а не будущих отцов и мужей. А девочек в первую очередь готовим быть женами и матерями.

1. «Мальчики и девочки – будущие мужчины и женщины» - сказки «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Каша и топора», «Мужик и медведь»

2. «Маленькие умельцы и умелицы» - сказки «Крошечка - Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица», «Царевна Лягушка»

3. «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины» - сказки «Никита Кожемяка», «Русалочка», «Добрыня и змей»

4. «Мужской и женский этикет» - «Морозко», «Дюймовочка», «Спящая красавица»

5. «Мальчики и девочки – будущие мама и папа» - «Кукушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мальчик-с-пальчик»

• проблемные ситуации, близкие опыту детей, в том числе и театрализованные проблемные ситуации (из нескольких вариантов поведения дети выбирают правильную);

• изготовление подарков к женским и мужским праздникам;

• обучение умению делать комплименты, чувствовать и замечать, когда нужна помощь, сочувствие, понимание (когда мальчики открывают перед девочками двери, девочки должны поблагодарить их, чтобы был стимул и желание проявлять знаки внимания);

• дидактические игры (для того, чтобы ребенок мог сравнивать себя не только с противоположным полом, но и с представителем своего пола старшего возраста (юношей, мужчиной, стариком) – одежда для разных возрастов – «Одень куклу-мальчика как ребенка, юношу, взрослого человека».

Обязательное педагогическое условие оптимально организованного социально-полового воспитания – естественность поведения взрослого, готовность ответить на все вопросы ребенка без стыда и страха. Дети не понимают отличия между вопросами типа: «Как отличить домашних и диких животных?» и «Как отличить девочку от мальчика?», но они четко замечают отличие реакций взрослого на такие вопросы. Из-за низкой половой культуры взрослых допускаются грубые ошибки в отношении к вопросам детей. Им начинают доказывать, что они еще маленькие, чтобы этим интересоваться, тем самым провоцируя несвойственный для этого возраста интерес к взаимоотношениям между мужчиной и женщиной.

Если родители и педагоги спокойно, в минимальном объеме, правдиво удовлетворят интерес ребенка к функционированию половых органов человека и процессу рождения, им не придется искать ответы на естественные вопросы у посторонних людей, подсматривать и т. д. Именно отсутствие информации толкает ребенка к поиску важных для мировоззрения ответов.

Какими бы ни были наши ответы по содержанию, они должны быть правдивыми, объективными и научными. Сказки про аистов, про капусту не только не отвлекают от интимной стороны жизни взрослых, но и мешают нормальному развитию полового сознания ребенка. Все равно настанет время, когда все придуманное будет аннулировано «уличной информацией». И тогда у ребенка появляется разочарование, недоверие к взрослым. Замечено: чем старше дети, тем меньше вопросов они задают родителям и педагогам.

Литература:

1. Виноградова Н. А. Формирование гендерной идентичности//Библиотека журнала «Управление ДОУ-2008г.

2. Волошкина М. И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений// Начальная школа-2000г.

3. О национальном плане действий в интересах детей Российской Федерации// Педагогика- 2012г.

4. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М,1976г.

5. Фоломеева М. В. Современные проблемы социального воспитания в дошкольном учреждении // Молодой ученый. — 2014г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: