ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ. ПАМЯТКА
ü Работа над итоговым сочинением начинается с выбора темы. Чтобы не ошибиться в этом и не менять тему в середине экзаменационного времени, выпускнику нужно научиться обдумывать все пять предложенных ему тем и выбирать ту, которая наиболее ему созвучна. Обдумывание темы требует понимания значения каждого слова в формулировке темы. Важно уяснить, в чем суть вопроса, который заключен в формулировке темы, какой краткий ответ на него можно дать изначально, чтобы затем в сочинении развернуто обосновать этот ответ.
ü
Выпускник должен помнить, что нельзя отклоняться от темы, неоправданно расширяя ее до рамок тематического направления или уходя в высказывании от проблемы, заданной формулировкой темы сочинения. Несоответствие теме влечет за собой выставление за сочинение «незачета» по критерию №1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением некоего литературного материала.
ü
Следующий этап работы над сочинением требует определения проблемы будущего высказывания (=тезиса), то есть формулирования главного вопроса, ответом на который станет текст сочинения.
ПРИМЕРЫФОРМУЛИРОВКИ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ СОЧИНЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМЫ:
1. Тема: Какого человека можно назвать героем своего времени? (Направление 2015-2016 «Время») – тезис: Герой времени – это человек, жизнь которого может стать примером для других.
2. Тема: Что дом может рассказать о своём хозяине? (Направление 2015-2016 «Дом») – тезис: Дом – это зеркало внутреннего мира его хозяина.
3. Тема: Какие качества раскрывает в человеке любовь? (Направление 2015-2016 «Любовь») – тезис: Любовь раскрывает лучшие душевные качества человека: благородство, самоотверженность, силу духа.
|
4. Тема: Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? (Направление 2015-2016 «Год литературы») – тезис: Читательский опыт дает возможность овладеть ценнейшим опытом человечества, заключенным в книгах.
5. Тема: Каким может быть путь к познанию самого себя? (Направление 2015-2016 «Путь») – тезис: Познать самого себя – значит, понять свою нравственную сущность.
ОБЩАЯ СХЕМА КОМПОЗИЦИИ ИС
Вступление – ТЕЗИС – АРГУМЕНТАЦИЯ – ВЫВОД
Ресурсы:
https://4ege.ru/sochinenie/
https://sochinenie11.ru
С чего начать? ВИДЫВСТУПЛЕНИЙ
1. От первого лица («от Я»): Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, волнует/интересует меня как человека своего времени и своего поколения……..; Мне представляется важным рассуждать о том, что/как……; Я всегда неравнодушно относился к……
2. Аналитическое (объяснение понятия, входящего в формулировку темы, размышление над тем или иным словом из темы): Каждый человек по-своему ответит на вопрос, что такое дружба….; Трудно дать чёткое определение слову «любовь», но….; Какого человека можно назвать мудрым? Какие признаки/черты будут свидетельствовать о том, что он действительно мудр?; Время – описательная категория человеческого мышления….
3. Фактуальное («от жизни»):
а) Вводящие социально-исторический фон
Вспоминая подвиги наших предков, невольно задумаешься о том, что такое/как/почему…..; Начало книгопечатанья стало переломным моментом для всей культуры….
б) Вводящие реально-бытовой фон
Мы часто сталкиваемся с таким явлением, как….;
В повседневной жизни мы нередко слышим о….; Наблюдая.....в современном мире, я часто задумываюсь…
|
РАБОТА С ТЕМОЙ СОЧИНЕНИЯ
- Чтобы задать нужный ракурс в раскрытии темы сочинения, нужно выявить в ней ключевое слово (слова), которые позволяют сузить тему от тематического направления до заданного в теме аспекта рассуждения.
Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху? à существуют вопросы, которые не теряют своей актуальности вне зависимости от того, какое историческое время на дворе. Почему так происходит? Очевидно, есть вещи, затрагивающие любого человека в силу особенностей его природы, устройства внутреннего мира. Какие вопросы называют вечными? Что есть человек, мир, душа; в чём состоит смысл жизни? Что такое счастье? Всегда ли цель оправдывает средство? и др.
- Для уяснения смысла терминов и понятий в формулировках тем (судьба, память, принцип, личность, опыт, нравственные ценности, трагедия, счастье, ответственность, честь, выбор, самолюбие, благородство, познание, ориентир, актуальность, классика и др.) в процессе подготовки к сочинению следует обращаться к философскому или психологическому словарям.
- Если тема сформулирована в форме вопроса, наша задача – ответить на него; если в форме утверждения – доказать или опровергнуть; раскрыть понятие, заявленное в теме; сравнить что-либо
РАБОТА С ТЕМОЙ СОЧИНЕНИЯ (практика)
Выделите ключевые слова, объясните их, сформулируйте тезис (=главную мысль своего сочинения) и предложите вариант вступления
1. Когда родителям стоит поучиться у своих детей? (Направление: Отцы и дети, 2018-2019)
|
2. Что общего между великодушием и состраданием? (Направление: Месть и великодушие, 2018-2019)
3. Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»? (Направление: Искусство и ремесло, 2018-2019)
АЛГОРИТМ РАБОТЫНАД ИС
Выбор и обдумывание темы à определение ключевых слов и главной мысли сочинения à подбор примерного литературного материала à создание и выстраивание текста (структура сочинения)
РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМ МАТЕРИАЛОМ
! Обширный литературный контекст, привлеченный поверхностно, на уровне перечисления авторов и названий произведений, совершенно не нужен и может увести от темы.
- Не увлекаться пересказом содержания книги, забывая при этом об аргументации своих мыслей и комментировании литературных примеров. Примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам; не перегружать работу литературным материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Необходимо размышлять над прочитанными книгами в ракурсе темы, обращаясь к характеристике героев и сюжетов, проблематике произведения, его конфликту и т. д.
Критерии оценки ИС: https://sochinenie11.ru/novosti/528-kriterii-ocenivaniya-itogovogo-sochineniya-v-shkole.html
! ПРОДУМАЙ:
* какие проблемы, вытекающие из темы сочинения, нужно сформулировать во вступлении
* какая главная мысль будет доказана в основной части и как в ней будут рассмотрены проблемы, поставленные во вступлении
* какой ответ на вопрос темы будет дан в заключении и как оно будет перекликаться со вступлением и основной частью работы
- Содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы.
ü После того как черновик сочинения, в основном, написан, следует его отредактировать:
• обратить внимание на уместность логических переходов между смысловыми частями выказывания;
• обнаружить содержательные, смысловые повторы и откорректировать эти части сочинения;
• исключить все сомнительные случаи, которые могут привести к фактическим ошибкам;
• заметить и устранить все речевые ошибки и недочеты;
• проверить по орфографическому словарю слова с возможными орфографическими ошибками;
• выявить синтаксические особенности текста для предупреждения пунктуационных ошибок.
ТЕМЫДЛЯ ПРАКТИКИ
1. Что значит изменить самому себе? (Верность и измена)
2. Согласны ли вы с утверждением А. Чехова, что равнодушие – это паралич души? (Равнодушие и отзывчивость)
3. Можно ли построить собственное счастье на чужом несчастье? (Цели и средства)
4. Как соотносятся понятия смелости и ответственности? (Смелость и трусость)
5. Может ли один человек противостоять всему обществу? (Человек и общество)
6. Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»? (Человек и общество)
7. Когда человек может оказаться в обществе «лишним»? (Человек и общество)
8. Ценности, которым изменить нельзя. (Верность и измена)
9. Равнодушие как путь к одиночеству. (Равнодушие и отзывчивость)
10. Нужны ли в жизни человека недостижимые цели? (Цели и средства)
11. Можно ли проявить смелость в повседневной жизни? (Смелость и трусость)
12. Почему трусом быть стыдно? (Смелость и трусость)
13. Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений? (Отцы и дети)
14. В чем суть противоречия между мечтой и реальностью? (Мечта и реальность)
15. Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»? (Месть и великодушие)
16. В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства? (Искусство и ремесло)
СПИСКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К ТЕМАТИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ
(проблематика произведений)
Отцы и дети | «Капитанская дочка», «Недоросль», «Тарас Бульба», «Станционный смотритель», «Отцы и дети», «Горе от ума», «Война и мир» |
Мечта и реальность | |
Доброта и жестокость | |
Искусство и ремесло | |
Месть и великодушие | |
Смелость и трусость | |
Цели и средства | |
Человек и общество | |
Равнодушие и отзывчивость | |
Более полные списки литературы на ИС 2018-2019: https://4ege.ru/sochinenie/57009-spisok-literatury-k-novym-napravleniyam-itogovogo-sochineniya.html