ХОЛОКОСТ В СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ




Серээдар С.В., студент 3 курса 2 группы ИФ

Научный руководитель: Оюн О.П., к.и.н., доцент кафедры Отечественной истории

 

ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», Кызыл, Россия

 

Аннотация: статье рассматриваетсяанализ историографии вопроса Холокоста в советский и постсоветский период нашей страны. Отмечаются причины замалчивания проблемы в исторической науке СССР, также повышения интереса к теме Холокоста в постсоветский период.

 

Ключевые слова: Холокост, историография, историческая наука, Великая отечественная война, СССР геноцид, фашизм.

 

Новая, я бы сказал, позорная веха в изучении самой кровопролитной и страшной мировой войны началась в исторической науке с принятием резолюции Европарламентом (инициированной странами НАТО в Европарламенте) об объявлении Советского Союза, наряду с фашисткой Германией, виновницей в развязывании Второй мировой войны, и несет ответственность также как и другие милитаристские государства, с этого момента, к сожалению, начинается переписывание истории во многих странах, кроме России, Белоруссии и Израиля. Владимир Путин, президент Российской Федерации, правопреемницы СССР, выступил категорически против резолюции, принятой Европарламентом, назвав ее “полной чушью”, и

будучи приглашенным на юбилейные торжества, посвященные освобождению узников Освенцима от фашистов, основываясь на документальных свидетельствах, доказал, что освободителем является именно советская армия.

В то время лидеры США, Польши и Украины, показали, как незнание истории, так и абсолютную безграмотность, заявив, что концлагерь освободили войска США и чуть ли не украинцы, раз в операции освобождения участвовали Первая Украинская армия, тем самым, позволив себе сфальсифицировать историю, что является неприемлемой не только для истории, но и сохранения памяти героев, советских солдат, предков, воевавших и отдавших жизни во имя спасения жизни и мира на земле.

Таким образом, в связи с вышеизложенным, и стремлением зафиксировать в Конституции страны о невозможности фальсифицировать историю, и самое главное с 75 летней годовщиной Победы в Великой Отечественной войне, тема статьи становиться особо актуальной.

Анализ историографии показал, что сразу же в послевоенное время тема войны не затрагивалась учеными. Мы предполагаем, что возможно это связано с тем, что, во-первых, нужно было самим пережить войну не только наяву, но внутри себя, уложить в голове, определиться, учитывая, что эта тема вызывала чувства боли и потери, ведь не было ни одной семьи в Советском Союзе, кто бы не потерял родных и близких. Во-вторых, надо было поднимать страну из руин, налаживать мирную жизнь, поэтому трудовой подвиг, наравне с боевым становятся средством пропаганды и мотивации для населения. Время требовало полной отдачи для восстановления мирной жизни. В- третьих, необходимо учесть, что до начала 90-х гг. ХХ века тема Холокоста была плохо изучена не только в Советском Союзе, но и на Западе.

В СССР разработкой проблемы Холокоста занимался Еврейский антифашистский комитет, их деятельность сводилась к сбору документального материала по теме сопротивления советских евреев фашистам. В результате, в 1945-1948 гг. на русском языке и идиш были изданы книги мемуарного характера о сопротивлении в Минске, Вильнюсе, Каунасе и сборник воспоминаний "Партизанская дружба". [Сборник воспоминаний, 1945]

В указанных трудах были приведены свидетельства очевидцев, тех, кто пережил эти страшные события, но и тех, кого уже не было в живых, их история восстанавливалась по их дневникам, письмам, запискам, вещам и воспоминаниям потомков, совсем еще юных. Впервые, по горячим следам была предпринята попытка восстановления хода событий и последствий. К сожалению, приходиться констатировать, что к концу 1948 г. их выпуск был приостановлен, в связи с закрытием Еврейского антифашистского комитета.

Анализ историографии показал, что во второй половине XX века тема Холокоста рассмотрена вскользь, отрывками, и то только в предисловиях и комментариях к сборникам документов, посвященных Великой отечественной войне, также фрагментарно в обобщающих работах о преступлениях нацистов. Так, авторы говорили о еврейских жертвах в Германии, в Польше, и других оккупированных нацистами странах, но не на территории СССР или в контексте убийства "советских мирных граждан", что можно объяснить политикой номенклатуры того периода, цензурой, в условиях нарастания «Холодной войны» и антисемитизмом. [Материалы III антифашистского митинга, 1945] в таких условиях выходит в печати труд Смоляра Г. Д. «Мстители гетто» переведенный на русский язык, о борьбе жителей захваченных территорий против фашистских захватчиков [Смоляр,1947].

При этом, необходимо отметить, что в энциклопедии "Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.", опубликованной в 1985 году подведены своего рода итоги "советского периода" историографии Холокоста: приводятся данные о преследовании евреев нацистами, уничтожении евреев в лагерях смерти, количестве жертв геноцида евреев в СССР, по тем данным, которые были доступны на тот период. [Энциклопедия, 1945].

На фоне всего сказанного своеобразным белым пятном выглядит «Черная книга: О злодейском повсеместном убийстве евреев немецко-фашистскими захватчиками во временно оккупированных районах Советского Союза и в лагерях Польши во время войны 1941–1945 гг.», составленная под редакцией В. Гроссмана, И. Эренбурга и опубликованная в Иерусалиме в 1980 году. Это был фундаментальный труд из 547 страниц, а в Советском Союзе был опубликован в городе Вильнюсе в 1993 году с изменениями и дополнениями [Черная книга,1980]. При этом хотелось бы рассказать предысторию выхода книги в свет, весной 1944 г. для подготовки «Чёрной книги» в СССР была создана Литературная комиссия, во главе с И.Г. Эренбургом, а впоследствии В.С. Гроссманом. В 1944-1945 гг. они составили два тома книги «Убийство народа» на идише. Но, работа не была опубликована по идеологическим соображениям, так как там упоминалось о деятельности коллаборационистов на территории СССР. Само название за себя говорит, здесь были собраны материалы о страшных зверствах фашистов против советских евреев.

Но при этом нам хотелось бы отметить, если рассматривать тему евреев, а не только Холокоста, то источников и трудов гораздо больше, есть сохраненные воспоминания о жизни евреев в Российской империи, а труды, которые касались, жизни евреев в Советском Союзе вышли в основном в Иерусалиме, к примеру, «дело врачей» [ Раппопорт, 1980]

Лишь в годы перестройки и гласности начинает появляться интерес к этой теме и публикуются статьи Д. Романовского об холокосте в Белоруссии [Романовский, 1993,1995,1998], Ю. Шульмейстера, где предпринята попытка раскрыть своеобразную правду о жизни и испытаниях, выпавших на долю евреев во время войны особенно на территории Украины [Шульмейстер,1990].

Таким образом, в советской историографии практически за весь период ее существования отсутствовали как специальные монографические исследования, так и публикации сборников документов, посвященные геноциду евреев СССР. В то время как в зарубежной историографии уже были предприняты первые попытки рассмотреть данный вопрос. [Шварц, 1966]

Лишь в годы перестройки и накануне распада СССР тема Холокоста стала только привлекать внимание советских исследователей, поэтому и фундаментальных трудов не было в исследуемый период. Как отметил особенность советской историографии профессор США Ц. Гительман: она не "замалчивала тему Холокоста", но отказывалась признать ее "уникальность", не выделяя сведения об уничтожении евреев нацистами в самостоятельную исследовательскую проблему. Ведь если констатировать истину, то уничтожение евреев СССР началось под лозунгами борьбы с "иудобольшевизмом": нацисты называли евреев носителями "коммунистической идеологии", на них "списывали" все преступления сталинского режима [Бабий Яр, 1992 ]. Этот политический аспект Холокоста (в отличие от расового) длительное время мало учитывался не только в СССР, но и на Западе. Именно по политическим мотивам занижалось и число советских жертв Холокоста. Лишь в период перестройки в западной, и даже израильской историографии наметилась тенденция рассматривать нацистскую политику в отношении всех евреев на оккупированных гитлеровцами и их союзниками советской территории как единый процесс, вытекающий из политических целей войны Германии против СССР. [Шейнис,1992]

В современный период у молодого поколения дисбаланс в сознании из-за огромного наплыва информации, и оно нуждается в «понятных, доходчивых и убедительных» свидетельствах цены, заплаченной народом Советского Союза и мира за победу во Второй мировой войне. [Альтшулер, Арад, Краковский, 1993]. Что требует от нас дальнейшего исследования, результаты которой будут представлены на научно-практической конференции осенью 2020 года, приуроченной к 25-летию Тувинского государственного университета и посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Литература

 

1. Партизанская дружба. Сборник воспоминаний. М.1945. 450 с.

2. Еврейский народ в борьбе против фашизма: Материалы III антифашистского митинга представителей еврейского народа и III пленума Еврейского антифашистского комитета в СССР. Москва, 1945. 150 с.

3. Смоляр Г. Д. Мстители гетто. / Перевод с еврейского Шамбадала. Минск, 1947. 128 с.

4. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. Москва, 1985

5. Черная книга: О злодейском повсеместном убийстве евреев немецко-фашистскими захватчиками во временно оккупированных районах Советского Союза и в лагерях Польши во время войны 1941–1945 гг. / Составлено под редакцией В. Гроссмана, И. Эренбурга. Иерусалим, 1980. 547 с.

6. Раппопорт Я. Л. На рубеже двух эпох: Дело врачей. 1953. Москва, 1988. 271 с.

7. Романовский Д., Зельцер А. Уничтожение евреев в Витебске в 1941 году: Краткий очерк с приложением свидетельств очевидцев // Вестник Еврейского университета в Москве, 1993. № 4. С. 198–228.

8. Романовский Д. Холокост в Восточной Белоруссии и Северо-Западной России глазами неевреев. // Вестник Еврейского университета в Москве, 1995, № 2(9). С. 56–92.

9. Романовский Д. Холокост на территории Беларуси в западной историографии. // Евреи Беларуси. История и культура: Сборник научных трудов. Минск, 1998, выпуск 2. С. 81–98.

10. Шульмейстер Ю. А. Гитлеризм в истории евреев. Киев, 1990. 253 с.

11. Шварц С. Евреи в Советском Союзе с начала Второй мировой войны (1939–1965). Нью-Йорк, 1966. 430 с.

12. Бабий Яр: К пятидесятилетию трагедии 29–30 сентября 1941 г. Сборник материалов. / Составители Ш. Спектор, М. Кипнис. Иерусалим, 1991. 184 с.

13. Шейнис З. Провокация века: Расстрелянный наркоминдел. Холодный погром на Путинках. Новое о «деле врачей». Москва, 1992. 221 с.

14. Советские евреи пишут Илье Эренбургу: 1943–1966. / Редакторы М. Альтшулер, И. Арад, Ш. Краковский. Иерусалим, 1993. 539 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: