Запись в тетради темы урока «Иудаизм в России».




Иудаизм в России 8 КЛАСС.

Тема урока: Иудаизм в России.
Цель урока:

Задачи: 1. Обучающая: рассказать об истории возникновения иудаизма, обстоятельствах его появления и распространения: познакомить учащихся с ролью религии в истории;
2. Воспитывающая: познакомиться с
характерными особенностями психологии иудаизма, поставив при этом в
качестве конечной задачи воспитание терпимости и уважения к инакомыслящим; учить элементарным приемам этикета, принятого в общении с верующими и священнослужителями религии.
ХОД УРОКА

 

  1. Разминка-устно «Верно ли утверждение, что»

(Если ответ «да», рядом с утверждением ставится «+»; если «нет» - «-»).
Иудаизм – религия арабов.
Иудаизм как религиозная система возник в Х веке до нашей эры.
Знаменитый храм Соломона находится в Мекке.
Иудаизм – это языческая религия.
От Иерусалимского храма до наших дней сохранилась только Стена Плача.
Современное государство Израиль существует с 1948 года.
Источниками вероучения иудаизма являются Танах и Коран.
Евреи верят в богобоязность еврейского народа.
Синагога – это иудейский священник.
Евреям-иудеям нельзя есть баранину.

Постановка проблемы.
Вводное слово. 12 января 2006 года молодой человек 20 лет от роду ворвался в синагогу Москвы и ранил ножом 9 иудеев, совершавших в это время молитву в храме. В ответ на вопрос о причинах сего преступления он, находясь в здравом уме, признался в своей ненависти к евреям.
Неужели евреи-иудеи что-то сделали плохое этому человеку? Откуда эта ненависть? Почему до сих пор отношение к этой религии и к этому народу неоднозначно в нашей стране? Откуда взялся еврейский народ в России? Это тема нашего разговора сегодня.

Запись в тетради темы урока «Иудаизм в России».

Иудаизм в России имеют продолжительную историю. В конце VIII он становится государственной религией Хазарского каганата. Между хазарами и славянами существовали не всегда дружественные, но постоянные контакты.
После разгрома Хазарского каганата последователи иудаизма расселились по разным странам, часть из них оказалась в Киеве.
Иудаисты приходили в Киев не только с Востока, но и из западных стран – через западные славянские земли прибывали еврейские купцы, осуществлявшие торговлю между Европой и Азией.
Евреи жили не только в Киеве, но и в других городах Древней Руси, в Волынской и Галицкой землях.

В XV веке в России появилось новое религиозное направление – ересь жидовствующих, приверженцы которого не признавали Иисуса Христа, отвергали Святую Троицу, почитали единого Бога и праздновали еврейскую Пасху. Ересь активно распространялась в период правления Ивана III, однако встретила резкое сопротивление со стороны Русской православной церкви. В конце 1504 года был созван церковный Собор, на котором ересь была осуждена, а главные еретики приговорены к смертной казни через сожжение. Борьба с ересью жидовствующих резко изменила отношение к евреям и их религии среди представителей российской власти.
Иван Грозный (XVI в.) не разрешал въезд купцам-евреям в Москву даже временно, насильственно заставляя их креститься.
По Люблинской унии 1569 года Южная Русь была присоединена к Польше, активно шла колонизация Украины. Среди колонистов появились евреи.
В первой половине XVIII века среди еврейского населения Волыни, Подолии и Галиции возникло религиозное движение, которое оказало значительное влияние на всю религиозную жизнь евреев, - хасидизм («учение благочестия»). Это было движение средних и низших слоев еврейского населения, не обладавшего книжной мудростью и ученостью, и вначале оно формировалось как оппозиционное официальному иудаизму.
Исраэль Бешт, основатель хасидизма, учил, что простой человек, имеющий искреннюю веру в Бога, дороже Господу, чем ученый раввин, погруженный в изучение Талмуда.

Бешт учил, что весь мир создан из Божества, что Бог везде и во всем. Он присутствует даже в самых незначительных предметах, его вмешательство в человеческие дела непрерывно. Однако, согласно его учению, не только Бог оказывает воздействие на человеческие дела, но и человек способен силой молитвы повлиять на Бога,
а через Бога – на весь мир.
Цель человеческой жизни, согласно учению хасидов, состоит в единении с Богом с помощью искренней молитвы. Во время молитвы человек должен освободиться от своей телесной оболочки. Чтобы привести себя в экстатическое состояние, хасиды практиковали резкие телодвижения, раскачивались из стороны в сторону, вскрикивали и т.д. общение с Богом, согласно учению хасидов, происходит не только в молитве, но и в повседневных делах при условии, что человек постоянно ощущает присутствие Бога. Высшим духовным лицом в хасидизме является цадик – праведник, который полнее других осуществляет слияние с Богом и поэтому способен спасать людей своими заслугами.

Хасидизм впоследствии широко распространился на территории Российской империи.
По указу царя Алексея Михайловича (1652) иностранцам дозволялось проживать в Москве только в пределах слободы Кукуй на реке Яузе (Немецкая слобода). Известно, что в слободе жили и евреи, однако разрешение на проживание в Москве получали только те из них, кто принял крещение. Периодически в Немецкой слободе проводились облавы на евреев; не желающих креститься отправляли в Сибирь вместе с женами и детьми на вечное поселение.
Реформы Петра I широко открыли двери в Россию для всех иностранцев, кроме евреев. Евреи приезжали по торговым делам в Петербург, но имели право находиться там лишь непродолжительное время. Свободно могли жить только крещенные евреи. Некоторые из них занимали высокие государственные должности: так, Петр Шафиров (сын еврея Шафира) был пожалован Петром I в действительные статские советники и получил баронское звание.
В Российской империи в первой половине ХVIII века евреи жили постоянно только в Малороссии, на Смоленщине и в присоединенной незадолго до этого Лифляндии. Их было незначительное количество, так как прежде евреев уже выселяли и с этих территорий, в частности Екатерина I особым указом постановила выселить всех евреев за пределы государства. Для того чтобы остаться в России, нужно было принять христианство.

При Екатерине II проблемами расселения евреев в России занимался Сенат. Вскоре был издан Манифест 1762 года, который разрешал селиться в России любому иностранцу, за исключением евреев. Вместе с тем политика Екатерины II в этом вопросе была двойственной – стремясь заселить пустующие земли Новороссии, императрица решила привлечь к этому евреев. В столице стали появляться иудаисты, но в их документах вероисповедание дипломатично не указывалось.
В конце XVIII столетия социально-политическая ситуация в России изменилась. В 1772 году в результате раздела польских земель между Россией, Австрией и Пруссией к России отошли Латвия и восточная часть Белоруссии; около 200 тыс. евреев, проживавших в белорусских городах и селах, стали российскими подданными.
Евреи получили свободу вероисповедания и право на собственность. Значительная часть еврейского населения попала в мещанское и купеческое сословия и должна была платить высокие налоги. Формой еврейского общинного самоуправления являлся кагал (собрание) – выборный орган общины, который собирал деньги со всех ее членов и вносил их в провинциальную канцелярию.

Работа в тетради.(термины-написать)
Кагал (собрание) - форма еврейского общинного самоуправления.

Кагал выдавал членам общины особые паспорта, поэтому сменить место жительства или даже отлучиться по делу без его разрешения было невозможно. Он был узаконен в 1776 году как фискальное и судебное учреждение, удобное для российской администрации.
В 1791 году Екатерина II издала специальный указ о том, что евреи могут пользоваться правом гражданства лишь в Белоруссии и Новороссийском крае. Отсюда ведет свое начало печально известная «черта оседлости», установившая грань между евреями и другими народами, населявшими Россию.

Работа в тетради.-написать
«Черта оседлости» - установившая грань между евреями и другими народами, населявшими Россию.

В 1793 году (после второго раздела Польши) к России отошли новые земли, из которых были образованы Волынская, Подольская, Минская и ряд других губерний. В «черту оседлости» было включено еврейское население этих губерний и, кроме того, Малороссии (в том числе Киева). Евреи были не только ограничены в свободе передвижения, но и облагались налогами вдвое большими по сравнению с христианами.
В 1795 году после раздела Польши в «черту оседлости» евреев попали Литва, западная часть Белоруссии, Западная Волынь и Курляндия. К концу XVIII в России оказалось около трети всего еврейского населения мира – больше, чем в любой другой стране (700-800 тыс.).
При Павле I в 1799 Сенат принял решение, по которому евреи, принадлежавшие к купеческому и мещанскому сословиям, не могли считаться крепостными в помещичьих местечках и селениях.
В ноябре 1802 года Александр I учредил особый комитет по благоустройству евреев, который должен был пересмотреть и упорядочить законодательство о евреях Российской империи. В 1804 году император утвердил предложенное комитетом Положение об устройстве евреев, которое с небольшими изменениями просуществовало до 1917 года. Новый закон сохранил прежнюю «черту оседлости» в западных губерниях, установленную еще Екатериной II, добавив к ней Астраханскую и Кавказскую губернии для евреев-земледельцев, которые выразят желание там поселиться. Для владельцев

 

крупных фабрик и ремесел была отменена двойная подать, но она сохранилась для всего остального еврейского населения.
Политика государства в отношении евреев была направлена на обращение их в православие. В экономической жизни в западных землях их роль была весьма значима. В начале XIX столетия принимаются меры по активной интеграции евреев и в социально-политическую жизньРоссии.

В 1827 году Николай I подписал указ о рекрутской повинности еврейского населения (до этого в российской армии евреи не служили). Это привело к резкому изменению традиционного образа жизни евреев.
При Николае I был издан указ о специальном налоге на ношение еврейской одежды(1844). В том же году правительство издало указ об уничтожении кагалов (еврейских общин). Крещенных евреев освобождали на три года от уплаты податей, списывали с них недоимки; тем, кто принял православие, находясь под судом или следствием, наказание уменьшалось.
В середине 50-х годов XIХ века при Александре II начинают происходить некоторые изменения в жизни евреев «черты оседлости». Проводилась политика «слияния сего народа с коренными жителями». Для привлечения капитала во внутренние губернии разрешение селиться вне «черты оседлости» получили купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, отставные «николаевские» солдаты, фельдшеры, акушерки, дантисты и другие лица с медицинским образованием. Они могли учиться в училищах, гимназиях, университетах. Многие стали чувствовать себя гражданами России, изучали русский язык и литературу. Многие принимали активное участие в народовольческом движении, позднее – в социал-демократическом и большевистском. В этот же период евреи были допущены в суд, адвокатуру, земства, их стали принимать на государственную службу. В начале 80-х годов XIX века волна антисемитских настроений и еврейских погромов негативно сказалось на движение евреев за «ассимиляцию». В результате началась их миграция из России (в Палестину, США, Западную Европу).
При Александре III, после позорных погромов начала 1880-х годов, были приняты законы, еще более ущемлявшие права евреев как граждан Российской империи.
В конце XIX столетия возникает сионистское движение, которое в самом общем плане можно охарактеризовать как движение евреев за возвращение на свою исконную землю. В целом это было движение за восстановление государства Израиль, которое поддерживалось многими прогрессивными деятелями во всем мире как реакция на возраставший антисемитизм в странах Западной Европы и в России.
Особенно тяжело пришлось евреям в начале ХХ века, во время революции и Гражданской войны, - при том что еще Временное правительство приняло установление об отмене вероисповедальных и национальных ограничений. Население, исповедовавшее иудаизм, планомерно истреблялось и белыми и красными.
В конце 1920-1930-х годах иудаизм подвергся систематическим преследованиям: закрывались еще функционировавшие синагоги, все религиозные школы, большинство раввинов были расстреляны или отправлены в лагеря. «Чистке» подверглась не только верхушка партийного и военного руководства страны, в которой «лица еврейской национальности» составляли подавляющее большинство, но также служащие, студенчество и интеллигенция. Даже ношение бороды и пейсов рассматривалось как антисоветская акция.
Особенно заметными стали атисемитские тенденции в 1948-1952 годах, когда уничтожались очаги еврейской культуры и были репрессированы ее крупнейшие деятели, и во время хрущевских антирелигиозных кампаний 1957-1964 годов, когда были закрыты несколько сот синагог и наложен запрет даже на выпечку и продажи мацы.

Работа в тетради.написать
Маца – тонкие пасхальные коржи из пресного теста, которые выпекаются в память о странствовании евреев по пустыне.

Но и в таких условиях иудаизм сохранялся как национальная религия еврейского народа. Однако возникла устойчивая тенденция к уменьшению численности еврейского населения Советского Союза. С развалом СССР из России евреи эмигрировали в Израиль, США и ФРГ. Основными же причинами уменьшения еврейского населения можно считать массовое истребление его в годы Второй мировой войны (2 млн), депопуляцию, то есть превышение смертности над рождаемостью среди евреев, а также культурную и религиозную ассимиляцию евреев в русской среде (простейший пример – принятие русского имени) после разрушения этнической замкнутости.
Общепризнано, что евреи внесли в историю мировой культуры огромный вклад. Не случайно вероучение (особенно принцип монотеизма) и культ (в особенности принцип молитвенного богослужения, праздники Пасхи и Пятидесятницы) иудаизма стали источником для развития христианства и ислама – мировых религий, которые исповедуют 50% современного человечества.
Численность иудеев в мире сегодня примерно 17 млн человек, проживающих в 80 государствах, причем 95% их живут в США (до 6 млн), Израиле (до 5 млн), странах СНГ, Канаде, Аргентине, Бразилии, Великобритании, Южной Африке, Франции.

Вывод: на протяжении многих веков отношения с иудеями в нашей стране складывались непростые. С одной стороны, иудеям разрешалось селиться в России, заниматься своим делом, растить детей, но государственная политика была направлена на христианизацию евреев. Русская православная церковь при этом занимала антисемитскую позицию. Евреям всю свою историю приходилось выживать в этих условиях. А то, что Россия занимает III место в мире по численности евреев говорит о том, что мы многонациональная и многоконфессионная страна.

Мы начали урок с обсуждения события в синагоге в январе 2006 года, а сейчас хотелось бы рассказать еще об одном событии, отраженном в газетных публикациях весной 2002 года.
В конце мая 28-летняя москвичка Татьяна Сапунова, проезжая по Киевскому шоссе, увидала у обочины плакат с надписью: «Бей жидов!» русская женщина попыталась убрать позорный плакат с дороги, и в этот момент прогремел взрыв. Под бумагой было заложено взрывное устройство. Татьяна осталась в живых, но была серьезно ранена.
? - Как вы думаете, что заставило женщину остановить машину?
- А как бы вы поступили в данной ситуации и почему

Работа с документами.
ДОКУМЕНТ № 1
Первыми иудеями, с которыми познакомились славяне, были хазары. В конце VIII века иудаизм становится государственной ре­лигией Хазарского каганата. Контакты между хазарами и славяна­ми были давними, не всегда дружественными, но постоянными. С хазарами воевал еще киевский князь Святослав.
После разгрома хазарского каганата последователи иудаизма расселились по разным странам, часть из них оказалась в Киеве. Евреи-иудеи приходили в Киев не только с Востока, но и из за­падных стран: через славянские земли проезжали купцы-евреи, осу­ществлявшие торговлю между Европой и Азией. Евреи жили как в Киеве, так и в других городах Киевской Руси — в Волыни, Галиче. В 1113 году в Киеве началось городское восстание против евреев-ростовщиков, которые получали огромные прибыли — 100—200 %, а должников обращали в рабство. Владимир Мономах успокоил восставших, запретив брать свыше 50 % годовых и обращать долж­ников в холопы.
Вопросы к документу:

Каким было отношение к иудеям у славян?

В чем причина негативного отношения к иудеям на Руси?

ДОКУМЕНТ № 2
В XV веке появилось новое религиозное направление — ересь жидовствующих (новгородско-московская ересь). Последователи ереси не признавали Иисуса Христа, отвергали Святую Троицу, почитали единого Бога и праздновали еврейскую Пасху. Ересь до­вольно успешно распространялась в правление Ивана Третьего, однако встретила резкое сопротивление со стороны Русской пра­вославной церкви. В конце 1504 года был созван Церковный собор, на котором ересь была осуждена, а главные еретики приговорены к смертной казни через сожжение. Казни прошли в Москве и Нов­городе, многих приверженцев ереси отправили в заточение в мо­настыри и тюрьмы. С этого времени резко изменилось отношение к евреям и их религии со стороны российской власти. Иван Грозный не разрешал въезд купцам-евреям в Москву, заставляя их крес­титься насильно.
Вопросы к документу: В чем особенности ереси жидовствующих?
Как вы думаете, почему Русская православная церковь так относилась к этой ереси?

ДОКУМЕНТ № 3

В XVIII веке к России были присоединены западно-украинские земли. На них проживало
немало евреев. В Москве евреи селились в Немецкой слободе, но жить здесь разрешалось только крещеным евреям; тех же, кто отказывался креститься, высылали в Сибирь. Не жаловал евреев и Петр I. При Екатерине II евреям разрешили селиться на пустующих землях Новороссии. После разделов Польши около 200 тысяч евреев стали российскими подданными. Они по­лучили свободу вероисповедания и право на собственность. Значи­тельная часть еврейского населения попала в мещанское и купе­ческое сословия и должна была платить высокие налоги. Формой еврейского общинного самоуправления являлся кагал — выборный орган общины, который собирал деньги и вносил их в провинци­альную канцелярию. Без разрешения кагала невозможно было уез­жать, он выдавал членам общины паспорта. Кагал являлся и су­дебным органом. По указу Екатерины II от 1791 года евреям разре­шалось жить лишь в Белоруссии, Курляндии и Новороссийском крае. Позже в «черту оседлости» вошла еще Малороссия, Астрахан­ская губерния и Кавказский край. Евреи платили двойной налог, поэтому они отличались особым трудолюбием.
Вопросы: Какова была политика царей в отношении евреев? Что такое кагал, и чем он занимался? Где разрешено было жить евреям?

Документ № 4
Жизнью еврейской общины руководила особая автономная организация — кагал. Кагал был в каждом городе, где существова­ла община, и отвечал перед государственной властью за своих чле­нов. Он содержал кладбище, снабжал верующих религиозными книгами, наблюдал за нравственностью своих членов, устанавли­вал цены, решал все частные и общественные проблемы в общине. Духовным главой общины являлся раввин. Он выступал председа­телем на суде, венчал людей, следил за школьным обучением. При кагале находились аптекари, акушерки, цирюльники и т. д. Еврей­ские школы делились на два типа: хедеры и иешивы. Все еврейские мальчики учились в хедерах. За обучение родители вносили плату, за неимущих платил кагал. С тринадцати лет самые способные пе­реходили на более высокую степень обучения — в иешивы, обуче­ние в которых оплачивал кагал. Община заботилась об учениках, им поставлялись книги, свечи, дрова, обедали они у местных жи­телей.
Вопросы:
Какова была организация кагала?
Почему в еврейских общинах большое внимание уделя­лось образования?

ДОКУМЕНТ № 5
В XX веке в России евреям также жилось тяжело. Большинство евреев, занимавшихся торговлей и ремеслами, облагались чрез­мерными налогами. Прекратилось издание литературы на иврите. В 1926 году из страны уехал театр «Габима», который ставил свои спектакли на иврите.
В конце 20-х — 30-е годы были закрыты сотни синагог, все ре­лигиозные школы, большинство раввинов оказались расстреляны или отправлены в лагеря. Чистке подверглась не только верхушка партийного и военного руководства страны, где евреев было мно­го, но также служащие и интеллигенция.
В 1948—1952 годах особенно заметными стали антисемитские тенденции, когда громились любые очаги еврейской культуры. Ев­реев выселяли на Дальний Восток, где была образована Еврейская автономная область. Критике подверглись и надолго оказались за­прещены произведения драматурга Ад. Штейна, писателей Юр. Гер­мана и Эм. Казакевича; были расстреляны П. Маркиш и Л. Квитко. В 1948 году агентами госбезопасности был убит глава Еврейского антифашистского комитета актер Сергей Михоэлс; в 1952 году рас­стреляли и других лидеров этого комитета. В хрущевские времена продолжались антиеврейские кампании, закрывались синагоги, за­прещалась выпечка мацы.

Вопросы:
Какова была политика советского правительства в отношении евреев в XX веке?

Подведение итога урока.

Домашнее задание:

1. «Верно ли утверждение, что»

(Если ответ «да», рядом с утверждением ставится «+»; если «нет» - «-»).
Иудаизм – религия арабов.
Иудаизм как религиозная система возник в Х веке до нашей эры.
Знаменитый храм Соломона находится в Мекке.
Иудаизм – это языческая религия.
От Иерусалимского храма до наших дней сохранилась только Стена Плача.
Современное государство Израиль существует с 1948 года.
Источниками вероучения иудаизма являются Танах и Коран.
Евреи верят в богобоязность еврейского народа.
Синагога – это иудейский священник.
Евреям-иудеям нельзя есть баранину.

2.Вопросы:ПИСЬМЕННО
- Так откуда пришла ненависть к евреям-иудеям?
- Почему до сих пор отношение к этой религии и к этому народу неоднозначно в нашей стране?
- Когда среди восточных славян появились люди, проповедовавшие иудаизм?
- Что послужило причиной резкого изменения к евреям на Руси и когда это произошло?
- Что такое черта оседлости?
- Чем стал иудаизм для христианства и ислама?
- Какой вывод мы можем сделать из того, что мы сегодня узнали на уроке?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: