Виды социальных конфликтов.




Тема: «Социальный конфликт.

Пути разрешения социальных конфликтов».

1) Внимательно посмотрите видеоурок «Социальный конфликт» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=tAnkeELpuII.

Прочитайте лекцию, сделайте опорный конспект и выполните задания, выделенные красным цветом.

3) Д/з. Составьте по теме тест из 10 заданий (используйте при составления заданий информацию из лекции про социологов и их теории!).

ЛЕКЦИЯ

Социальный конфликт.

Латинское слово «conflictus» переводится как столкновение. Конфликт – это столкновение людей, взгляды, мнения, интересы, цели которых противоположны. Участники социальных конфликтов (индивиды и группы) преследуют социально значимые цели.

Если три девушки спорят о том, кто из них красивее, то это ещё не социальный конфликт. Но если победительница спора получит что-то важное для каждой из них… Например, яблоко с надписью: «Прекраснейшей».

Вы поняли, конечно, что речь идёт о Гере, Афине, Афродите и вредной Эриде, которая подбросила им «яблоко раздора». Собственно, яблоко тут, вообще, на последнем месте. Никто так и не узнал, было ли оно хотя бы сладким. Главное – общественное признание, социальный престиж. Борьба за него и спровоцировала, по версии Гомера, Троянскую войну.

Троянская война. Рисунок на древнегреческой вазе

Причины социальных конфликтов можно свести в две группы. Во-первых, это социальное неравенство: в обладании богатством или властью. И, во-вторых, культурная разнородность. Даже в самом монолитном обществе могут существовать разные представления об иерархии ценностей (в смысле, что в жизни самое важное), о приемлемом и неприемлемом поведении и так далее. Но и в конфликтах второй группы, если как следует разобраться, часто можно обнаружить борьбу за распределение ресурсов.

Говоря о социальной дифференциации, вы уже отделяли неравенство, порождаемое естественными и социальными причинами. Социальное неравенство – такое положение вещей в обществе или внутри отдельной социальной общности, когда индивиды и социальные группы обладают неравными жизненными шансами. Неравны их возможности удовлетворять свои потребности. Они имеют неравный доступ к таким социальным благам, как богатство, власть, престиж. И связано это с тем, что они располагаются на разных ступенях социальной лестницы.

Возможна ли в человеческом обществе ситуация полного социального равенства? Большинство социологов отрицательно отвечают на этот вопрос. Его нет ни в одном из современных нам обществ. Такие примеры не встречаются в письменной истории человечества. И по свидетельству этнографов, нет и не было равенства в самых примитивных общинах, с которыми их приходилось сталкиваться.

Каковы причины социального неравенства? Познакомимся с несколькими вариантами ответа на этот вопрос.

Французский социолог Давид Эмиль Дюркгейм в конце XIX века сформулировал теорию функционализма.

Эмиль Дюркгейм (1858–1917)

«Причина неравенства, – писал он, – в необходимости для общества поощрять самых лучших». Всегда одни профессии считались более важными, чем другие. И занятие ими поощрялось большим доходом и максимальным престижем. В первобытных общинах это были охотники, воины, целители. Сейчас – бизнесмены, банкиры, инженеры (в последнее время, пожалуй, всё больше – программисты), врачи. И во все времена крайне важной была профессия управленцев.

Вторая причина неравенства, по мнению функционалистов, – разный уровень развития способностей у людей. Чтобы поощрить наиболее талантливых к борьбе за занятие самых значимых для общества позиций, надо эти позиции сделать максимально привлекательными с точки зрения обеспеченности ресурсами.

Сторонников этой теории часто и обоснованно критикуют. «Если телеведущая Опра Уинфри за два дня зарабатывает больше, чем президент США Джордж Уокер Буш за год выполнения своих обязанностей, значит ли это, что вести ток-шоу важнее, чем руководить государством?» – спрашивал американский социолог Джон Масионис.

Другое объяснение существованию социального неравенства предложил Карл Маркс.

Карл Маркс (1818–1883)

Отношение к собственности на средства производства определят размер общественного богатства. И те социальные группы, которые владеют собственностью и получают максимальные доходы, стремятся сохранить такое положение вещей, не допуская представителей низших сословий до власти. Отсюда следует, что, ликвидировав частную собственность, можно ликвидировать социальное неравенство. Но попытка осуществить эту идею на практике завершилась неудачей.

А так ли уж необходимо его ликвидировать?

Может быть, социальное неравенство – благо для общества? Можно ли осуществлять управленческие функции (в государстве, трудовом коллективе, семье), если управленец не имеет больше прав, чем те, кем он управляет? Какие аргументы «за» и «против» вы могли бы привести?

Виды социальных конфликтов.

Льюис Альфред Козер, один из основоположников социологии конфликта, писал, что конфликт – один из видов социального взаимодействия.

Льюис Альфред Козер (1913–2003)

Его характеризует острая борьба: «за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников». Конфликт может привести общество к анархии, последствия которой придётся долго преодолевать. Но в тоже время – это один из действенных способов выявить и разрешить самые разные проблемы.

Главный источник социальных конфликтов – неоднородность общества.

Чем сложнее его структура, чем больше в нём групп и слоёв с разными, часто противоположными интересами и системами ценностей, тем чаще возникают конфликты.

Англо-германский социолог Ральф Дарендорф выделил восемнадцать критериев для классификации социальных конфликтов.

Ральф Дарендорф (1929–2009)

Назовём некоторые из них.

В конфликте могут участвовать отдельные индивиды (два или более) или группы. Межличностный конфликт может перерасти в межгрупповой. Вспомним о «яблоке раздора». Дело началось со спора трёх богинь, а закончилось войной между греками и троянцами. Спор о правах на трон привёл к началу Столетней войны.

Столетняя война (1337–1453)

По крайней мере, именно претензии Эдуарда Третьего Плантагенета на то, чтобы стать французским королём после пресечения династии Капетингов, стали поводом для неё.

Возможен также конфликт между отдельной личностью и группой. Обычно его причиной становится стремление внести какие-то изменения в жизнь группы. Или нежелание индивида подчиняться общим правилам.

Если человека раздирают внутренние противоречия или он не удовлетворён обстоятельствами своей жизни или своими действиями, мы говорим о наличии внутриличностного конфликта. Достаточно часто он принимает форму ролевого. Индивид выполняет несколько социальных ролей, а их требования противоположны друг другу.

По направленности конфликты бывают вертикальные, горизонтальные и смешанные. Первые происходят между людьми, занимающими неравное социальное положение.

Горизонтальные происходят между людьми, не находящимися в подчинении друг у друга.

Социологи говорят, что 70-80 % от всех конфликтов – вертикальные и смешанные (где элемент подчинения тоже присутствует).

Разной бывает длительность конфликтов. Некоторые разрешаются достаточно быстро, иные затягиваются на длительный период. Уже упоминаемая нами Столетняя война длилась (с перерывами, конечно) сто шестнадцать лет. А разногласия с другом по поводу, хотя бы выбора варианта проведения свободного времени, вы можете разрешить за несколько минут.

Конфликты бывают насильственные и ненасильственные, преднамеренные и спонтанные, рациональные и эмоциональные.

Различают их и по объёму. Личные – между отдельными индивидами, например, родителями и детьми.

Примером группового конфликта может служить трудовой коллективный спор: наёмные работники требуют от владельцев предприятия и администрации повышения оплаты труда.

К локальным конфликтам относятся действия сепаратистов: события в Чечне, Ольстере, борьба за независимость Каталонии от Испании.

Демонстрация в поддержку независимости Каталонии

Региональные конфликты втягивают в себя целые группы стран, как в арабо-израильском противостоянии.

Арабо-израильская война 1973 года

Ну, а глобальный конфликт оказывает влияние на весь мир, как мировые войны, особенно Вторая мировая.

Вторая мировая война (1939–1945)

Конфликты могут происходить в разных сферах общественной жизни. Политические связаны с распределением власти и влияния. Социально-экономические – конфликты по поводу уровня заработной платы, цен, доступа к распределению материальных и духовных благ. Национально-этнические конфликты возникают в ходе борьбы за самоопределение народов. Всплеск её, например, пришёлся на вторую половину девятнадцатого–начало двадцатого века. В Европе в этот период завершился процесс формирования наций. К середине прошлого века независимости добилось большинство колоний.

Окончание Первой Индокитайской войны. Провозглашение независимости Вьетнама. 1954 г.

Примеры семейно-бытовых конфликтов, наверняка, каждый из вас может без труда назвать, опираясь на личный жизненный опыт.

Любой из названных конфликтов по функции может быть конструктивным и деструктивным.

Конструктивный (созидательный) направлен на решение выявившегося противоречия, основан на уважении интересов обеих сторон. Именно такой конфликт полезен для общества, так как ведёт к обновлению, отказу от старого, отжившего, выдвижению новых лидеров. Научные дискуссии чаще всего имеют именно такой характер. Участники деструктивного конфликта не стремятся к согласию. Они видят свою цель в разрушении того, что их не устраивает.

В наших общих интересах, чтобы социальные конфликты были конструктивными.

Но как этого добиться?

Составьте схему «Виды социальных конфликтов»

Попробуйте проиллюстрировать примерами каждый из видов социальных конфликтов?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: