Популяризация офтальмологических знаний».




Слайд - «Ребёнок с нарушением зрения в условиях инклюзии.

 

В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения и, к сожалению, с каждым годом это число увеличивается. Большинство детей с нарушениями зрения посещают обычные детские сады или учатся в общеобразовательных учреждениях.

Для сохранения здоровья школьников, имеющих нарушения зрения, необходима правильная организация здоровьесберегающей среды в целом и коррекционно-педагогического процесса, как её составляющей.

Для того, чтобы грамотно построить этот процесс, педагогам необходимы знания не только санитарно-гигиенических требований к процессу зрительной работы ребёнка, но и знание факторов, способствующих ухудшению или улучшению зрения, а также знание физического и функционального состояния нарушенного зрительного анализатора.

Что должен предпринять педагог, если в его группе или классе появился ребёнок с нарушением зрения?

В первую очередь, необходимо узнать зрительный диагноз и остроту зрения учащегося. Дальнейшие действия будут напрямую зависеть от этой информации.

Далее, в зависимости от полученных данных, необходимо определить специфику коррекционно-педагогической работы.

Далее представлены зрительные нарушения у детей, наиболее часто встречающиеся в педагогической практике; трудности восприятия, которые возникают у детей с тем или иным зрительным диагнозом и рекомендации педагогам, на что обратить внимание в процессе обучения детей с данным заболеванием.

2 - МИОПИЯ (близорукость)

- заболевание, при котором человек плохо видит отдалённые предметы.

3 - При высокой степени близорукости человек видит размыто даже те предметы, которые находятся вблизи.

 

Трудности восприятия:

Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно расплывчатое восприятие предметов в пространстве. Снижается точность, полнота и скорость при восприятии настенных карт, таблиц, при наблюдении за предметами и процессами, находящимися на расстоянии во время экскурсий. Возникают трудности при чтении, письме, выполнении трудовых операций, восприятии художественных изображений. Возможно снижение цветоощущения. Дети, имеющие миопию, быстро утомляются.

 

4 - Что делать педагогу:

- необходимо следить за использованием индивидуальных средств оптической коррекции (по назначению окулиста);

- дублировать мелкие натуральные объекты увеличенными изобразительными пособиями без мелкой деталировки; по возможности заменять изобразительные пособия на работу с аналогичным раздаточным материалом на рабочем столе учащегося;

- использовать пособия с высокой контрастностью изображения;

5 - полностью исключить работу с мелкими деталями;

- контролировать, чтобы дети работали на расстоянии не менее 30 см от глаз, а при чтении использовали подставку;

- избегать зрительной работы с переведением взгляда вблизи-вдали;

- каждые 10-15 минут необходимо делать отдых (например, чередовать с работой на слух).

 

6 - ГИПЕРМЕТРОПИЯ (дальнозоркость)

- заболевание, при котором человек плохо видит вблизи.

При небольшой дальнозоркости зрение вдаль и вблизи хорошее, но могут быть жалобы на быструю утомляемость, головную боль при работе; при средней степени зрение вдаль остается хорошим, а вблизи затруднено,

7 - при высокой – плохое зрение и вдаль, и вблизи.

 

8 - Трудности восприятия:

Так же, как и при миопии, снижается точность, полнота и скорость восприятии. Дети с гиперметропией испытывают трудности во время занятий, предполагающих длительное рассматривание мелких объектов и поэтому им нужно больше времени на формирование целостного образа объекта. Такие трудности возникают, например, при чтении, письме, восприятии раздаточного материала (текстовых карточек, картинок, чертежей, географических и исторических карт), изображения могут быть расплывчатыми.

 

9 - Действия педагога:

- необходимо контролировать использование очк О вой коррекции даже при небольшой степени гиперметропии, для предупреждения развития косоглазия и амблиопии;

- при средней и слабой степени гиперметропии предлагать фронтальные наглядные пособия;

- дозированно использовать индивидуальный раздаточный материал,

- предлагать выполнять задания на горизонтальной плоскости, без подставки,

10 - обводить чёткий контур, соблюдая высокий контраст;

- увеличивать время восприятия для формирования целостного образа

- чередовать зрительную работу вблизи с переведением взгляда вдаль.

 

11 - АСТИГМАТИЗМ

– это сочетание разных рефракций в одном глазу. Т.е. сочетании нормы и миопии, или нормы и гиперметропии, или миопии и гиперметропии в одном глазу. Исправляется с помощью оптической коррекции.

 

Трудности восприятия:

При астигматизме ребёнок видит предметы нерезкими или искаженными, при этом нарушены: форма, величина, размеры предмета.

12 - При той или иной форме астигматизма дети испытывают те же трудности, что и при миопии и гиперметропии соответственно. Также детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как плохо видят границы плоскостей.

 

13 - Что делать педагогу:

- следить за использованием индивидуальных средств оптической коррекции;

- использовать яркие краски в наглядном материале, это стимулирует цветовоспринимающий аппарат и снимает часть нагрузки с аккомодационных мышц;

- наглядное пособие всем детям с диагнозом «астигматизм» надо давать в руки,

- на стол или парту приклеить полоску для обозначения положения тетради, либо использовать бортики;

14 - подбирать (или адаптировать) пособия, чтобы у них был чётко выделенный контур

- при гиперметропическом астигматизме дозированно использовать мелкие предметы, мелкие рисунки; плоскость рабочей поверхности – горизонтальная

- при миопическом астигматизме – показания, что и при миопии, плоскость рабочей поверхности – вертикальная.

 

15 - Ещё два распространённых заболевания, проявляющиеся у детей с самого раннего детства – амблиопия и косоглазие.

 

16 - АМБЛИОПИЯ

- различные формы понижения зрения, причиной которого преимущественно являются функциональные расстройства зрительного анализатора, не поддающиеся коррекции с помощью очков.

17 - Амблиопия может быть различной степени выраженности - от незначительного снижения зрения до светоощущения.

 

Трудности восприятия:

При амблиопии затрудняется процесс рассматривания мелких предметов, нарушается фиксация взора, восприятие формы и величины предметов. Нарушено бинокулярное зрение, затруднена ориентировка в пространстве.

18 - Что делать педагогу:

- следить за исполнением предписаний офтальмолога;

- предлагать лаконичный и понятный дидактический материал; крупные предметы.

- увеличивать время рассматривания;

19 - обращать внимание на целенаправленное восприятие характерных деталей и особенностей предмета;

- следить, чтобы на столе не было глубоких теней, слепящего света.

- сопровождать рассматривание и обследование объектов на уроке словесным объяснением.

20 - КОСОГЛАЗИЕ

- заболевание, характеризующееся отклонением глаз от совместной точки фиксации и нарушением глазодвигательных функций. Этот недостаток выражается в снижении остроты зрения косящего глаза и нарушении бинокулярного зрения.

 

21 - Трудности восприятия:

- отсутствие чёткого видения предметов;

- ограничение восприятия окружающего мира;

- снижение скорости восприятия;

- затруднение динамического восприятия;

- осложнение направления и фокусирования взгляда на объекте;

У детей, имеющих косоглазие, возникают трудности в ровном написании букв, цифр, рисовании по контуру, чтении, попадании предметом в цель. Снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения, отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

 

22 - Что делать, если у ребёнка косоглазие:

- следить за использованием индивидуальных средств оптической коррекции;

- проводить активные мероприятия по тренировке глазодвигательной мышцы.

- нельзя использовать движущуюся наглядность

- необходимо увеличивать время на восприятие

23 – также, нужно учитывать, что при расходящемся косоглазии – плоскость рабочей поверхности должна быть горизонтальной, а при сходящемся косоглазии – вертикальной.

24 - НИСТАГМ

- спонтанное колебание движения глаз.

При нистагме возникают трудности в длительной работе с предметами на близком расстоянии, при чтении, письме.

 

25 - Действия педагога:

1) Нельзя давать задания на списывание с доски, задания даются на карточках.

2) При чтении и письме необходимо использовать следящую линейку.

3) На уроках чтения не читать первым.

4) Использовать наглядные пособия с небольшим количеством элементов.

5) Проводить гимнастику на тренировку глазодвигательных мышц.

 

 

26 Нами были рассмотрены только наиболее часто встречающиеся зрительные нарушения, на их примере видно, что педагогические действия ОТЛИЧАЮТСЯ при разных зрительных заболеваниях, поэтому очень ВАЖНО знать состояние органа зрения ребёнка, чтобы построить педагогический процесс в соответствии с принципами здоровьесбережения.

 

Но, при любой зрительной патологии большое значение для сохранения зрения имеет зрительная гимнастика - комплекс офтальмологических упражнений, способствующих снятию зрительного напряжения, укреплению глазных мышц и улучшению кровоснабжения и обменных процессов в глазах.

 

Также необходимым является проведение физкульминуток. Значение физкультминуток и динамических пауз в том, чтобы помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять утомление и повысить работоспособность.

 

Ниже представлены рекомендации, которые могут помочь педагогам организовать эффективный процесс обучения ребенка с нарушениями зрения. Источник: https://infourok.ru/rekomendacii-dlya-pedagogov-po-obucheniyu-detey-s-narusheniyami-zreniya-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya-2444323-page2.html

31 Спасибо за внимание!

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

1. Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения школьника. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, но, если очки прописаны, педагогу необходимо контролировать их ношение.

2. Следовать рекомендациям офтальмолога по рассаживанию и освещённости рабочего места. Так, например, детей с низкой остротой зрения офтальмологи рекомендуют сажать за передние парты; при светобоязни - ребёнка сажают так, чтобы не было прямого раздражающего попадания света в глаза и т.д. Более точные рекомендации по каждому учащемуся, в том числе, если имеется несколько нарушений, может дать только офтальмолог.

3. Педагогу, работающему с ребенком, имеющим нарушение зрения, рекоменду­ется не стоять в помещении против света, на фоне окна.

4. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, име­ющим зрительные нарушения.

5. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

6. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует также давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных).

7. Педагог должен говорить более медленно, ставить воп­росы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осоз­нать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1-2 мин на обдумывание.

8. Рекомендуется смена видов деятельности с использова­нием упражнений для снятия зрительного утомления, включение в учебно-воспита­тельный процесс динамических пауз.

9. При проведении занятий с детьми, имеющими наруше­ние зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, раз­мещения на фоне других объектов, удаленности.

10. Материал должен быть крупным, хорошо видимым по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естес­твенным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор — меньше кочана капусты и т. п.

11. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

12. Следует чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть). Указки должны быть с ярким наконечником, предпочтительнее жёлтого цвета.

13. При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их с учетом возраста детей: дети младшего дошкольного: возраста - 2-3 объекта, старшего дошкольного - 4-5 объектов, младшего школьного - 6-7 объектов.

И последнее,

14. Нужно давать ребенку, имеющему зрительные наруше­ния, возможность подходить к классной доске и рас­сматривать представленный на ней материал.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: