Функция (дословно - действие) применительно к управлению характеризует виды управленческой деятельности, возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления.
Очевидно, что в любом виде управленческой деятельности (функции управления) можно выделить задачи управления и входящие в них процессы и операции. Принятие решений является первичной функцией менеджмента и в то же время это составная часть любой функции управления.
Функции управления можно условно разделить на общие и специальные. Количество и состав тех и других не определены.
Иногда все общие функции управления объединяют в следующие группы:
¨ планирование;
¨ организация;
¨ оперативное управление;
¨ мотивация;
¨ контроль;
¨ координация.
Общность этих функций управления подчеркивается их повторяемостью или цикличностью в процессах управления, поэтому общие функции можно назвать и типовыми элементами управленческого цикла.
Чаще всего управленческую деятельность подразделяют на четыре основные функции управления (1, с. 32 -- 38):
¨ планирование (выбор целей и план действий по их достижении);
¨ организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними);
¨ мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей);
¨ контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными).
Эти четыре основные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.
Планирование является важной функцией управления. К главным принципам планирования относятся все научные подходы к менеджменту. Их соблюдение является обязательным условием разработки обоснованного плана.
|
К дополнительным принципам планирования относятся:
¨ ранжирование объектов по их важности;
¨ сбалансированность плана;
¨ согласованность плана с параметрами внешней среды;
¨ преемственность стратегического и текущего планов;
¨ социальная ориентация плана;
¨ автоматизация планирования;
¨ экономическая обоснованность показателей;
¨ обеспечение обратной связи системы планирования при управлении.
В целом функция планирования осуществляется в современных организациях на двух уровнях:
¨ стратегическом;
¨ оперативном.
Следующей функцией управления является организация управленческих процессов. Эти процессы подразделяются на:
¨ основные;
¨ вспомогательные;
¨ обслуживающие.
К обслуживающим управленческим процессам относятся:
¨ накопление;
¨ контроль;
¨ передача предмета труда.
К вспомогательным управленческим процессам относятся:
¨ операции, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов.
Основными условиями рациональной организации управленческих процессов являются:
¨ пропорциональность;
¨ непрерывность;
¨ параллельность;
¨ прямо точность;
¨ ритмичность;
¨ концентрация однородных предметов труда в одном месте;
¨ гибкость процесса.
Мотивация - процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей.
|
В теориях мотивации выявлены основные виды потребностей, побуждающих людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При разработки концепций наибольшее значение имели работы А.Маслоу, Ф.Герцберга и Д. МакКлелланда.
По теории американского психолога А.Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры (рис.3).
|
|
потребности
|
Первичные
потребности
Рис. 3. Иерархия потребностей по А.Маслоу.
Последняя функция управления -- контроль, который устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины.
Контроль можно классифицировать (2, с. 34):
¨ по объектам контроля;
¨ по исполнителям;
¨ по степени охвата объектов контроля;
¨ по режиму контроля;
¨ по времени контроля;
¨ по периодичности выполнения контрольных операций;
¨ по уровню механизации (автоматизации);
¨ по стадиям жизненного цикла объекта.
10. Управленческие решения.
Решение -- это социально – психологический акт выбора одного или нескольких вариантов из множества возможных.
Управленческие решения классифицируются по следующим признакам:
¨ стадия жизненного цикла товара;
¨ подсистема системы менеджмента;
¨ сфера действия;
¨ цель;
¨ масштабность;
¨ Организация выработки;
|
¨ продолжительность действия;
¨ объект воздействия;
¨ методы формализации;
¨ формы отражения;
¨ способ передачи;
¨ уровень управления.
Показателями качества управленческих решений являются:
¨ энтропия, то есть количественная определенность связей между элементами системы менеджмента и решения;
¨ вероятность риска достижения целей;
¨ количество задействованных при формировании решения уровней иерархии;
¨ применяемые при принятии решения современные методы;
¨ затраты на принятие и реализацию решения;
¨ эффективность решения.
11. Технология управления.
Технология управления -- это приемы, способы и порядок (последовательность, регламент) выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций. В процессе любой технологии предмет труда преобразуется в продукт труда.
Условие управляемости, учитывающее время цикла управления, можно выразить следующим неравенством (6, с. 23):
где -- время на сбор, передачу и обработку информации;
-- время на принятие решения;
-- время на подготовку исполнения управленческого решения;
-- время на исполнение решения;
-- время выполнения текущего производственного процесса.
Предприятие управляемое, если выработка и принятие всех управленческих решений осуществятся прежде, чем закончатся происходящие в данный момент процессы, реализующие ранее принятые управленческие решения.
Технология управления должна учитывать время управленческих циклов и их рациональное взаимодействие с производственными циклами и жизненными циклами товаров.
Технология управления должна соответствовать технологии производства и реализации товаров (услуг), обеспечивая непрерывность и управляемость их процессов.
Последовательность выполнения взаимосвязанных функций управления -- это суть, технология управленческого труда.
Заключение.
Эффективное становление рыночных отношений в России во многом определяется формированием современных управленческих отношений, повышением управляемости экономики. Именно менеджмент, управление обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации.
Менеджмент -- важнейшее понятие в рыночной экономике. Его изучают экономисты, предприниматели, финансисты, банкиры и все, кто имеет отношение к бизнесу.
“ Управлять -- значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможности из имеющихся ресурсов “. Специалистам нового времени необходимы глубокие знание по менеджменту, а для этого нужно четко представлять сущность и понятие менеджмента.
Литература.
1. Галькевич Р.С. Набоков В.И. Основы менеджмента. М. – 1998.
2. Менеджмент. Под редакцией Максимцова М.М. Игнатьевой А.В. М. – 1998.
3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М. – 1995.
4. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М. - -1997.
5. Лэнд П.Э. Менеджмент -- искусство управлять. М. -- 1995.
6. Розенберг Д.М. Бизнес, менеджмент. М. – 1997.
7. Ховард К. Коротков Э. Принципы менеджмента. М. – 1996.
8. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. М. – 1996.
9. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. М. – 1990.
10. Кабанов А.Я. Управление персоналом организации. М. – 1997.
11. Уткин Э.А. Управление фирмой. М. – 1996.