Природа и состав функций управления.




Функция (дословно - действие) применительно к управлению характеризует виды управленческой деятельности, возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления.

Очевидно, что в любом виде управленческой деятельности (функции управления) можно выделить задачи управления и входящие в них процессы и операции. Принятие решений является первичной функцией менеджмента и в то же время это составная часть любой функции управления.

Функции управления можно условно разделить на общие и специальные. Количество и состав тех и других не определены.

Иногда все общие функции управления объединяют в следующие группы:

¨ планирование;

¨ организация;

¨ оперативное управление;

¨ мотивация;

¨ контроль;

¨ координация.

Общность этих функций управления подчеркивается их повторяемостью или цикличностью в процессах управления, поэтому общие функции можно назвать и типовыми элементами управленческого цикла.

Чаще всего управленческую деятельность подразделяют на четыре основные функции управления (1, с. 32 -- 38):

¨ планирование (выбор целей и план действий по их достижении);

¨ организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними);

¨ мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей);

¨ контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными).

Эти четыре основные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

Планирование является важной функцией управления. К главным принципам планирования относятся все научные подходы к менеджменту. Их соблюдение является обязательным условием разработки обоснованного плана.

К дополнительным принципам планирования относятся:

¨ ранжирование объектов по их важности;

¨ сбалансированность плана;

¨ согласованность плана с параметрами внешней среды;

¨ преемственность стратегического и текущего планов;

¨ социальная ориентация плана;

¨ автоматизация планирования;

¨ экономическая обоснованность показателей;

¨ обеспечение обратной связи системы планирования при управлении.

В целом функция планирования осуществляется в современных организациях на двух уровнях:

¨ стратегическом;

¨ оперативном.

Следующей функцией управления является организация управленческих процессов. Эти процессы подразделяются на:

¨ основные;

¨ вспомогательные;

¨ обслуживающие.

К обслуживающим управленческим процессам относятся:

¨ накопление;

¨ контроль;

¨ передача предмета труда.

К вспомогательным управленческим процессам относятся:

¨ операции, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов.

Основными условиями рациональной организации управленческих процессов являются:

¨ пропорциональность;

¨ непрерывность;

¨ параллельность;

¨ прямо точность;

¨ ритмичность;

¨ концентрация однородных предметов труда в одном месте;

¨ гибкость процесса.

Мотивация - процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей.

В теориях мотивации выявлены основные виды потребностей, побуждающих людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При разработки концепций наибольшее значение имели работы А.Маслоу, Ф.Герцберга и Д. МакКлелланда.

По теории американского психолога А.Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры (рис.3).

       
   
 
 


СОЦИАЛЬНЫЕ

БЕЗОПАСНОСТИ и ЗАЩИЩЕННОСТИ
Вторичные

потребности

 
 
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ


Первичные

потребности

Рис. 3. Иерархия потребностей по А.Маслоу.

Последняя функция управления -- контроль, который устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины.

Контроль можно классифицировать (2, с. 34):

¨ по объектам контроля;

¨ по исполнителям;

¨ по степени охвата объектов контроля;

¨ по режиму контроля;

¨ по времени контроля;

¨ по периодичности выполнения контрольных операций;

¨ по уровню механизации (автоматизации);

¨ по стадиям жизненного цикла объекта.

10. Управленческие решения.

Решение -- это социально – психологический акт выбора одного или нескольких вариантов из множества возможных.

Управленческие решения классифицируются по следующим признакам:

¨ стадия жизненного цикла товара;

¨ подсистема системы менеджмента;

¨ сфера действия;

¨ цель;

¨ масштабность;

¨ Организация выработки;

¨ продолжительность действия;

¨ объект воздействия;

¨ методы формализации;

¨ формы отражения;

¨ способ передачи;

¨ уровень управления.

Показателями качества управленческих решений являются:

¨ энтропия, то есть количественная определенность связей между элементами системы менеджмента и решения;

¨ вероятность риска достижения целей;

¨ количество задействованных при формировании решения уровней иерархии;

¨ применяемые при принятии решения современные методы;

¨ затраты на принятие и реализацию решения;

¨ эффективность решения.

11. Технология управления.

Технология управления -- это приемы, способы и порядок (последовательность, регламент) выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций. В процессе любой технологии предмет труда преобразуется в продукт труда.

Условие управляемости, учитывающее время цикла управления, можно выразить следующим неравенством (6, с. 23):

где -- время на сбор, передачу и обработку информации;

-- время на принятие решения;

-- время на подготовку исполнения управленческого решения;

-- время на исполнение решения;

-- время выполнения текущего производственного процесса.

Предприятие управляемое, если выработка и принятие всех управленческих решений осуществятся прежде, чем закончатся происходящие в данный момент процессы, реализующие ранее принятые управленческие решения.

Технология управления должна учитывать время управленческих циклов и их рациональное взаимодействие с производственными циклами и жизненными циклами товаров.

Технология управления должна соответствовать технологии производства и реализации товаров (услуг), обеспечивая непрерывность и управляемость их процессов.

Последовательность выполнения взаимосвязанных функций управления -- это суть, технология управленческого труда.

Заключение.

Эффективное становление рыночных отношений в России во многом определяется формированием современных управленческих отношений, повышением управляемости экономики. Именно менеджмент, управление обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации.

Менеджмент -- важнейшее понятие в рыночной экономике. Его изучают экономисты, предприниматели, финансисты, банкиры и все, кто имеет отношение к бизнесу.

“ Управлять -- значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможности из имеющихся ресурсов “. Специалистам нового времени необходимы глубокие знание по менеджменту, а для этого нужно четко представлять сущность и понятие менеджмента.

Литература.

1. Галькевич Р.С. Набоков В.И. Основы менеджмента. М. – 1998.

2. Менеджмент. Под редакцией Максимцова М.М. Игнатьевой А.В. М. – 1998.

3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М. – 1995.

4. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М. - -1997.

5. Лэнд П.Э. Менеджмент -- искусство управлять. М. -- 1995.

6. Розенберг Д.М. Бизнес, менеджмент. М. – 1997.

7. Ховард К. Коротков Э. Принципы менеджмента. М. – 1996.

8. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. М. – 1996.

9. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. М. – 1990.

10. Кабанов А.Я. Управление персоналом организации. М. – 1997.

11. Уткин Э.А. Управление фирмой. М. – 1996.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: