Теоретические модели коммуникации
Вопросы (повторение):
1. Классическая модель Г. Лассуэлла;
2. Шумовая модель К. Шеннона и У. Уивера;
3. Интеракционнистская модель Т. Ньюкомбо;
4. Замкнутая модель Р. Осгуда и В. Шрамма;
5. Речевая модель Р. Якобсона;
6. Текстовая модель А. Пятигорского;
7. Модель коммуникационной ситуации Д. Хаймса.
Задание: презентация и сравнительный анализ моделей коммуникации.
Практика: Особенности моделирования коммуникативных ситуаций.
1) Обучение. Статья Бортникова Т.Г. Моделирование ситуаций общения как одна из форм обучения межкультурной коммуникации в ВУЗе//Вестник ТГУ, выпуск 8(148), 2015.
Реферирование статьи. Обсуждение моделирования ситуаций в обучении МКК. Отыгрывание смоделированных студентами ситуаций.
2) Обучающие модели в изучении иностранного языка. Создать несколько моделей, объяснить их значимость. Отыграть. Показать, какие «формулы» общения используются.
2) Моделирование ситуаций в зависимости от типа дискурса. Резюме. Мотивационное письмо. Обоснование научной (магистерской) работы. Подготовка к заседанию кафедры 02/10 с защитой тем магистерских работ.
Теории коммуникации
Вопросы:
1. Психологические теории коммуникации. Обзор.
2. Социологические и социально-психологические теории. Обзор.
3. Языковые и лингвистические теории. Семиотика и структурализм. Обзор.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М 1975.
Т. Ван Дейк Язык. Познание. Коммуникация. М 1989
Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. М. 1984.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. 2005
Задание: подготовить презентацию по теориям коммуникации. Показать их отличия, сходства, проблемные зоны.
Практика. Понятие и структура потребностей. Потребности явные и скрытые. Как распознаить истинную потребность? Подготовить кейсы из литературы, кино, рекламы. Проанализировать скрытую потребность. Дискуссия.
Подготовить мини-тренинг по распознаванию потребностей.
Понятие и структура контакта. Коммуникационные навыки
Вопросы:
1. Определение контакта, структура и функции контакта. Теории контакта. Механизмы прерывания контакта. Межличностная, деловая, межкультурная коммуникация.
2. Понятие и структура конфликта. Конфликт и сотрудничество. Способы разрешения конфликтов.
3. Эффективная коммуникация. Коммуникативная компетентность. Законы и принципы общения. Национально-культурная специфика речевого и невербального общения. Стереотипы в коммуникации.
4. Академическая коммуникация в разных культурах. Обзор разных систем образования. Различия в академичсеком стиле общения. Различие научных стилей. Различие научных парадигм.
5. Юмор в коммуникации: над чем смеетесь и для чего смеетесь? Юмор в разных культурах. Английский юмор. Американский юмор. Немецкий и французский юмор. Над чем смеются на Востоке. Психологическая роль юмора и смеха.
Практика. Отработка коммуникационных навыков
Задание: Подготовить кейсы по прерыванию контакта из фильмов. Показать, объяснить. Дискуссия.
Задание: Подготовить кейсы по коммуникационыым навыкам, конфликтам и преодолению конфликтов, сотрудничеству. Показать, объяснить. Дискуссия.
Коммуникация в информационном обществе
Вопросы:
1. Эволюция социальной коммуникации. Теории Л. Мамфорда, Г. Инниса, Г.-М. Маклюэна, Д. Белла, Э. Тоффлера. Обзор.
2. Теории информационного общества: М. Кастельс, Й. Масуда, Э. Тоффлер, Г.-М. Маклюэн, Р. Робертсон, Э. Гидденс, Ф. Уэбстер, Дж. Ваттимо и др. Обзор.
Презентация по книге Ваттимо Дж. Призрачное общество.
3. Трансформация коммуникационного пространства и времени. Изобретение телеграфа и система государственных монопольных средств связи. Телефон и его роль в изменении системы персональных коммуникаций. Презентация по книге Феррарис М. Ты где? Онтология мобильного телефона.
Практика. Метод анализа коммуникационных каналов и сообщений
· Анализ визуальных сообщений в рекламе, подобрать примеры, провести анализ. Использовать как фото-рекламу, так и видео. Дискуссия.
· Кинотекст как репрезентация коммуникативных проблем. Подготовить примеры (кусочки из фильмов), обсуждение, анализ, дискуссия.
Новые медиа в коммуникационном процессе
Вопросы:
1. Понятие «новых медиа». Л. Манович, Т. О’Рэйли, Б. Петерс, Г. Рейнхольд о новых медиа. Язык новых медиа. Реферирование и презентация статьи Л. Мановича или нескольких по выбору.
2. «Интернет меняет все» или «Интернет ничего не меняет»: две парадигмы коммуникации. Подготовить научный доклад.
3. Потребление в информационную эпоху: от потребителя к пользователю. Реферирование статьи и презентация. Scolari, C. Transmedia Storytelling: Implicit Consumers, Narrative Worlds and Branding in Contemporary Media Production [Text] / C. Scolari // International Journ. of Communication. - 2009. -Vol. 3. - Pp. 586-606.
4. Новые технологии и коммуникативные теории инноваций. Диффузия инноваций Э. Роджерс. Понятие и процесс инновации по Б. Латуру и М. Каллон. П. Флиши о процессе внедрения и разработки социотехнических инноваций. Реферирование Б. Латур Дайте мне лабораторию и я переверну мир// Логос 2002 № 5-6.
5. Г. Дженкинс о конвергентной культуре. Особенности информационной культуры. Понятие медиаконвергенции. Transmedia 202: Further Reflections [Electronical resource] // The official weblog of Henry Jenkins. Copyright Genesis WordPress. - URL: https://henryjenkins.org/2011/08/defining_transmedia_fur-ther_re.html#sthash.nBqOh
6. Новая чувственность (М. Фезерстоун). Культура участия (М. Диз). Специфика восприятия и особенности коммуникации.
7. Сетевая коммуникация. Дигитекстуализация и кликовая стратегия в коммуникации (А. Эверетт).
8. Блоггинг, троллинг, лайкинг: сетевые стратегии взаимодействия и сетевые стратгеии самопрезентации.
9. Гипертекст. Новые способы организации контента. Производство гипертекста. СМИ в цифровую эпоху. Социальные медиа.
10. Интерактивное взаимодействие, производство и потребление контента. Кликовая стратегия удовольствия и современный потребитель контента
11. Web2.0, web 3.0, web 4.0 и прогнозирование дальнейшего изменения коммуникации
ЛИТЕРАТУРА
Конецкая В.П. Социология коммуникации. 1997
Мечковская Н.Б. История языка и коммуникации. От клинописи до Интернета. М. 2009
Вацлавик П. Прагматика человеческих коммуникаций. М. 2000
Норт Д., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. М. 2011.
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М. 2004