Гражданственность позволяет человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.
Гражданин – человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства пользующийся его защитой, обладающий определенными правами и обязанностями.
Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, правовыми и политическими отношениями между его членами, в котором сознательные и свободные граждане способны создавать рациональные формы человеческого общения, основополагающим условием которых является признание права индивидуальной личной свободы, права на самореализацию.
Особое внимание заслуживает утверждение академика РАО Г.Н. Филонова о том, что без комплексного общенационального программирования воспитания и функционирующих технологий «трудно разрешаются проблемы нездорового прагматизма, стяжательства и другие деструктивные тенденции, тормозящие нравственное оздоровление общества». Успешный педагогический опыт 20–30-х гг. прошлого столетия по борьбе с детской преступностью и беспризорностью как никогда ранее полезен для изучения и применения сегодня. В этой связи чрезвычайно актуально педагогическая деятельность А.С. Макаренко.
А.Ф. Никитин и Я.В. Соколов справедливо отмечают, что «в теории и практике А.С. Макаренко весь педагогический процесс подчинялся единой цели – воспитание достойного гражданина»; что особое внимание педагог уделял «самочувствию человека в коллективе, характеру его коллективных связей и реакций», а среди качеств личности им «выделялись дисциплинированность, готовность к действию и торможению, принципиальность и др.». Причем «все эти черты, по мнению Макаренко, синтезируются в качествах политически деятельного и ответственного человека».
|
Исследование позволило выявить, что общая цель и лейтмотив педагогического творчества А.С. Макаренко – воспитать наиболее полноценного гражданина, достойного своей эпохи. Намеченная цель – воспитание гражданина – требовала конкретизации.
Прежде всего, Антон Семенович выделял такие качества целостной личности, как коллективизма, дисциплинированность, ответственность, трудовая активность, развитое чувство долга и т.д. Он считал, что правовое чувство (правосознание) и связанные с ним эмоции (правовая эмоция, этическая эмоция) тесно сочетаются с идеей (осознанием) долга и с идеей общественной солидарности; сознательное поведение (т.е. следующее правам) – необходимое условие правового государства.
Свою концепцию воспитания А.С. Макаренко создавал в процессе педагогического опыта. Опыт показал, что, во-первых, методы воспитания должны выводиться из простой и практической цели (воспитание гражданина), что, во-вторых, «знание психологии, знание души, знание каждого отдельного человека только поможет приложить методом наиболее удобно в одном случае, несколько отлично – в другом». Жизнь доказала, что результаты воспитания были в высшей степени положительными. Все воспитанники А.С. Макаренко стали достойными гражданами своего отечества, проявили чудеса героизма во время Великой отечественной войны. Среди воспитанников Антона Семеновича были квалифицированные рабочие, инженеры, летчики, военные, педагоги, юристы, художники, артисты, но всех их действительно можно назвать гражданами в самом высоком смысле этого слова… Почти все они героически сражались на фронтах, и многие погибли, защищая Родину.
|
Работа с несовершеннолетними правонарушителями и беспризорниками заставила А.С. Макаренко глубоко задуматься над философско-социологической проблемой «личность и общество». Почему общество выбрасывает детей и подростков на задворки жизни и порождает такое явление, как детская преступность? Сегодня общество позволило «возродиться» такому явлению, как детская преступность и беспризорность. «Преступность – раковая опухоль общества, – писал профессор И.А. Невский. Чем в более раннем возрасте она его порождает, тем она опаснее. Надежды на то, что ребенок подросток, совершившие преступление и направленные на перевоспитание, исправление в специальные воспитательные учреждения, действительно в них исправиться и покинут их правопослушными гражданами, далеко не всегда оправдываются. Опыт пребывания в этих учреждениях может быть и отрицательным. В них завершается криминализация личности. В основной своей массе преступность взрослых вырастает из преступности несовершеннолетних». Предупреждения ученого о быстро нарастающем усилении процесса криминализации российского общества оправдались.
Академик РАО Б.Т. Лихачев отмечал, что А.С. Макаренко, своей новаторской педагогикой показал пример, как сделать достойными гражданами бывших несовершеннолетних правонарушителей. Ученый писал: «Макаренко не просто с нами. Особенно в связи с совершающимся социальным кризисом, социальной заброшенностью современных детей, он не просто с нами, он впереди нас, подает руку по мощи в трудный для родины час, показывает педагогические пути спасения детства». Академик РАО Г.Н. Волков, высоко оценивая народный, демократический пласт теории и практики А.С. Макаренко, высказал мысль, что «главным достоинством, главным качеством гражданина многонациональной страны Макаренко считает единство, из которого возникает духовная общность людей… Макаренко народен и человечен, общечеловечен. Всемирный интерес к нему неслучаен. Он один из тех педагогов-гуманистов, которые указывают путь к единому человечеству».
|
И.А. Невский, также высоко оценивая творчество А.С. Макаренко, подчеркивал, что в педагогическом опыте и в творческом наследии этого педагога нашли в отражении и «основы теории управления и системного анализа явлений; влияние психологических и информационных полей на психологический микроклимат коллектива», а также «экономика и практика организация полноценной жизнедеятельности коллектива как педагогической системы и другие составные части его педагогического опыта, каждая из которых ждет своего исследователя.
С этих позиций приходиться признать правильным утверждение некоторых ученых-макаренковедов о том, что педагогом – исследователям еще нужно дорасти до полного адекватного понимания наследия, оставленного нам великим педагогом».