Пиаже выделяет 4 стадии интеллектуального развития ребёнка.




Периодизация интеллектуального развития ребенка

(по Ж. Пиаже).

Ж.Пиаже - швейцарский психолог. В 21 год стал доктором естественных наук. Позже стал изучать интеллектуальные особенности детей, онтогенез мышления. Считал, что интеллект – это продукт эволюции.

Всё познаваемое человеком можно рассматривать с 2-х основных точек зрения. Формальная - Объект внимания – состояние предметов и Динамическая (внимание на изменение, трансформацию предметов), которая является наиболее труднопостижимой. В ходе своего развития ребенок переходит с 1-ой на динамическую. Именно динамический аспект позволяет понять сущность.

 

В основе взглядов Пиаже – адаптивная модель. Интеллект всегда стремиться к установлению равновесия, устранению несоответствий между реальностью и её отображением в уме. Это процесс называется уравновешиванием, и лежит в основе любой адаптации.

Достижения состояния равновесия происходит с помощью процессов:

1) Аккомодации изменение своего поведения, приспособление к изменениям окружающей среды, изменение старых схем;

2) Ассимиляции изменение элементов окружения, которыми может управлять. Приспособление новой ситуации к уже имеющимся структурам.

Аналогия: Животное ест = 1 (приспособление организма к пище) + 2 (усваивание пищи).

Для обозначения ментальных структур Пиаже вводит понятие Схемы. Схема – это способы обработки информации. Эти способы изменяются по мере взросления и получения знаний.

Типы схем:

1. сенсомоторные (напоминают действия)

2. когнитивные (напоминают понятия)

Дети с рождения обладают готовыми схемами, с упорядоченными образцами поведения и с помощью этих схем упорядочивают информацию извне, управляют своей деятельностью. Самые первые схемы включают в себя рефлексы- сосания, хватания, глотания, плача. Умеет смотреть, слушать, ощущать. Эти готовые схемы со способностями восприятия образуют строительные блоки развития: сосание из бутылки – ложка- сосание из ложки (изменение поведения, отказ от сосания, перестройка схемы, рождение новой схемы). Постепенно в процессе жизни эти схемы усложняются, обогащаются, в них объединяется разный опыт и позволяют реагировать на многие ситуации автоматически.

Когнитивное развитие ребенка – развитие от состояния, когда мышление осуществляет незначительный контроль над деятельностью к состоянию, когда в деятельности используются сложные понятия и схемы.

 


Пиаже выделяет 4 стадии интеллектуального развития ребёнка.

1. Сенсомоторная (от 0 до 2х лет)

Овладение сенсорными и моторными способностями. Производит разнообразные действия. На основе врождённых механизмов первых двигательных навыков происходит связывание различных действий, и, таким образом происходит рождение новых средств для достижения определенных целей и задач.

Включает 6 подстадий, на каждой из которых происходит образование более сложного навыка.

1) Врожденные рефлексы( до 1 мес.) Первые действия вызываются внеш. Стимулами и в результате повторения становятся эффективными. Всё поведение направленно на освоение соприкасающихся предметов и основано на врождённых, жестко заданных рефлексов. Упражнение рефлексов.

2) Моторные навыки –(С 1 до 4 мес.).Моторные навыки формируются как словные рефлексы. Напр.: разделение всех вещей на «дающих» и «не дающих» молоко. И происходит формирование поведения по отношению к предметам.

3) Циркулярные реакции – 4 – 8 мес. Формируются благодаря развитию координации между перцептивными и моторными схемами. Напр.: слышит-тянется к предмету.

4) Координация средств и целей – 8 – 12 мес. Преднамеренно совершает свои действия (есть цель). Может соотнести несколько старых схем и получить новую схему поведения.

5) Открытие новых средств ( 12 - 18 мес.) В результате случайных сочетаний возникает связь между действиями и результатом. Ребенок становится любопытным исследователем.

6) Изобретение новых средств (18 – 24 мес.) Проявление инсайта. У ребенка появляется способность повторять действия, которые были успешны или приносили ему удовольствие. Появляется символическое мышление, и ребенок может вообразить предмет и символически производить действие с ним.

Проявление эгоцентризма в сенсомоторной стадии – ребенок не понимает, что является самостоятельной частью окружающего мира. Он не знает границ собственного тела. Думает, что он центр мира, считает себя причинной всякой активности, которая происходит вокруг него. Когда он начинает самостоятельно передвигаться, он осознает свою обособленность от людей и предметов. Начинает осознавать, что некоторые события происходят помимо его воли и желания. Он понимает, что потребности другого человека отличаются от его потребностей. Но очень долго уверен, что восприятие мира у других людей такое же как и у него.

 

2. Дооперациональная стадия (2- 7 гг.)

Ребенок начинает интенсивно говорить, он познает мир через собственные действия. Не делает обобщений о целом классе объектов или предметов. Ребенок не может продумать последствия цепи событий. Не понимает отличие между символом и объектом, который обозначен этим символом. К концу стадии ребенок начинает понимать, что одно слово может обозначать множество предметов.

2 подстадии:

1. Допонятийная (от 2 до 4 лет). Ребенку доступна символическая репрезентация, т.е. использование действий, образов, слов, событий для представления собственных переживаний и реальных событий. Дети на этой стадии могут имитировать действия, знакомые роли, прошедшие события. В играх им необходимы предметы, которые способны изображать что-то. После 3х лет дети уже используют совершенно оторванные от игровой ситуации предметы или вообще обходятся без них. Ребенку трудно разграничить ментальную, физическую и социальную реальность.

 

2. Интуитивная (5 - 7 лет). Ребенок уже отделяет ментальную реальность от физической (кукла движется потому что её завели, а не потому что она живая). Он признает наличие других сил кроме воли человека, понимает, что может существовать несколько точек зрения, а понятия относительны. Но ребенку не хватает последовательности и систематичности в размышлениях.

 

Особенности дооперационального мышления:

- Мышление конкретно (не способно иметь дело с абстракциями)

- Эгоцентрично. Не может взглянуть на предмет с позиции другого человека), эгоцентрическая речь – разговор вслух с самим собой без попытки передачи информации. Рассказывает с середины, предполагая, взрослый думает об этом же.

- Центрация – тенденции сосредоточить своё внимание на какой-либо стороне события. Считает своё мнение единственно правильным. Самоуверен.

- Неумение сосредоточиться на изменениях объекта, на том, что предмет переходит из одного состояния в другое. Хотя ребенок фиксирует начало и конец ситуации.

- Необратимость мышления – неспособность вернуться к исходному пункту своих раздумий. Логика замкнута сама на себе («потому»). Доказательства ему не нужны.

- Реализм – неспособность ребенка видеть явления, вещи объективно, он воспринимает их непосредственно.

- Анемизм – приписывание одушевлённости неодушевлённым предметам.

- Артефикализм – вера в возникновение явлений и вещей искусственным путем.

 

3 Стадия конкретных операций (8 – 12 лет)

Ребенок может думать о действиях, которые осуществлял на практике, оперирует такими категориями как вес, объём, число. Использует в мышлении логику, умеет классифицировать, обобщать, объединять предметы в группы и подгруппы. Ребенок может принимать точку зрения другого человека, признавать, что другой человек может прийти к другим выводам. Благодаря общению со сверстниками, восприятие себя «центром мира» постепенно убывает, но эгоцентризм проявляется в другой форме- не может продумывать одновременно несколько путей решения и их проверки. Выдвигая гипотезу ребенок скорее отвергнет противоречащие факты, нежели признает неправильность своей гипотезы.

Децентрация мышления – способность отвлекаться от какого-то одного признака и сосредоточиться на нескольких сразу. Способность мысленно прослеживать изменение объекта (улавливать моменты трансформации)

Обратимость мышления – способность менять направление мысли, возвращаясь к исходному состоянию объекта.

 

4 Стадия формальных операций (12 – 15)

Мыслительные операции могут осуществляться без какой-л. конкретной опоры, это Абстрактное мышление. Размышление о возможностях и сравнение реальности с гипотетическими ситуациями. Факт рассматривается как один из вариантов возможного. Подросток проверяет и оценивает свои гипотезы, оперирует даже противоречивыми фактами.

Появляется способность планировать и предвидеть.

Мышление подростков называют мышлением второго порядка (поиск связей между отношениями + мысли о мыслях + соотношение реальности и возможного). Способен задумываться над собств. мыслями и мыслями других людей. Представляет себе, как он выглядит в глазах других людей.

Увлечение научной фантастикой и различным экспериментированием с изменёнными состояниями сознания (культы, медитация и др.).

Сосредоточенность на себе – эгоцентризм подростка (подросток считает себя уникальным и неповторимым (чувство одиночества- никто меня не понимает), безрассудная храбрость (со мной никогда не случится того, что происходит с другими.

Воображаемая аудитория – новый тип эгоцентризма. Подросток анализирует себя. Пытается вычислить реакции людей на его действия.

 

По мнению Пиаже не все люди способны достигнуть уровня формальных операций. Даже если человек достиг этого уровня, он необязательно останется на нем.

Также Пиаже подчеркивал, что важно не ускорение смены стадий, а предоставление ребенку достаточного количества учебных материалов, соответствующих каждой стадии его роста, чтобы ни одна стадия не осталась недоразвитой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: