Вместо введения. Что мы будем изучать?




Департамент образования города Москвы

Педагогический колледж № 1 имени К.Д. Ушинского

 

 

А. М. ЗЕЙБЕРТ

 

 

Программирование

На VBA в среде MS Excel

 

 

Пособие для преподавателей и студентов

 

 

Москва

2006–2009

 

Предисловие

Предлагаемое пособие отражает содержание двух дисциплин в том виде, в котором они преподаются автором (и его коллегами) в Педагогическом колледже №1 им. К.Д.Ушинского. Дадим адрес этих дисциплин в стиле «сверху-вниз»:

· Специальность 050709 «Преподавание в начальных классах», дополнительная подготовка в области информатики, дисциплина «Программирование»

· Специальность 050711 «Социальная педагогика», дополнительная подготовка в области информационных технологий, дисциплина «Информатика и программирование», раздел «Программирование».

В качестве языка программирования выбран Visual Basic for Applications в версии Microsoft Excel Visual Basic. Выбор языка, а также задачи его изучения подробно объяснены в рабочих программах по упомянутым выше дисциплинам. Здесь укажем лишь соображения, по которым была избрана среда Microsoft Excel:

· Во-первых, студенты колледжа получают достаточные знания табличного процессора Excel на других предметах информационного цикла, и есть смысл довести эту линию до логического завершения.

· Во-вторых, большим преимуществом VBA for Excel является легкая связь программы с данными, размещенными в электронной таблице, что позволяет обходиться без сложной работы с внешними файлами, необходимой для автономной версии Visual Basic. Особенно ярко это проявляется в теме «Обработка последовательностей», когда мы имеем возможность располагать данные (как исходные, так и являющиеся результатом обработки) не в «виртуальном» массиве, а в реальных ячейках электронной таблицы.

· В третьих, визуальное программирование, реализованное в VBA for Excel, позволяет получать удовлетворительные по интерфейсу решения диалоговых программ.

Изложение материала стремится отразить особенности версий Excel от Microsoft Office-97 до Microsoft Office 2007, благо реализация VBA в этих версиях не сильно отличается.

 

Чтобы осознать стиль пособия «Для учителя и ученика», полезно понимать, как создаются такие пособия. Сначала пишется методичка «для себя». В ней фиксируется прежде всего материал, который будет продиктован ученикам, а также основные мысли для изложения «без диктовки», основные моменты планирования урока и т.п.. Затем материал редактируется и обрабатывается так, чтобы с ним могли работать другие преподаватели. На последней стадии производится еще одна литературная обработка: методические указания формулируются так, чтобы их адекватно воспринимал студент, читающий пособие. В результате получается что-то среднее между методичкой и учебником: пособие может использоваться как преподавателями – для организации уроков или согласования теоретического материала предмета, так и студентами – для самостоятельного изучения пропущенных тем, домашнего закрепления и т.п. В самом деле – не писать же для каждого из этих случаев отдельную книгу.

 

Основная задача предисловия – отметить особенности изложения материала, которые отличают пособие:

1. Пособие не является полным справочником по языку VBA. Материал минимизирован с позиций прагматизма. Из альтернативных возможностей как правило предлагается одно решение. Вместо полного теоретического изложения темы могут рассматриваться лишь основные частные случаи.

2. Материал условно разбит на уроки. При этом урок понимается как содержательная, а не как астрономическая единица. Практика показывает, что типичный «урок» – это двухчасовая лекция и двухчасовой компьютерный практикум по решению задач. Однако эти объемы и соотношение могут соблюдаться далеко не всегда.

3. Материал изложен в задачном стиле. Объяснение новой возможности языка всегда ведется на конкретном примере. Автор старался комментировать актуальность данных примеров.

4. К пособию прилагается сборник задач. Задач в нем не очень много, однако однотипные практически отсутствуют. При желании преподаватель без труда увеличит их количество «по образу и подобию».

5. Начальные темы пособия рассчитаны на применение вспомогательного программного обеспечения – имитатора «Почта», разработанного в Педколледже №1. При использовании пособия за пределами Педколледжа придется либо слегка изменить планирование уроков, либо обратится в Педколледж №1 за данным продуктом.

6. При преподавании дисциплины «Программирование» в колледже разумно рассчитывать на некоторую подготовку студентов в излагаемых вопросах. Наиболее вероятные случаи подобного рода снабжены методическими комментариями. Тем не менее, основной материал все равно излагается «с нуля», может быть чуть более конспективно. Безусловно «с нуля» изложены все вопросы практического программирования.

Аннотация

Предлагаемое пособие отражает содержание двух дисциплин дополнительной подготовки в том виде, в котором они преподаются в Педколледже №1 имени К.Д.Ушинского. Может быть использовано как преподавателями – для организации уроков или согласования теоретического материала предмета, так и студентами – для самостоятельного изучения пропущенных тем, домашнего закрепления и т.п. Имеет приложение в виде сборника задач и справочных материалов.

Вместо введения. Что мы будем изучать?

Мы будем изучать:

· программирование (общие идеи, стиль деятельности и т.п.)

· на языке Basic (в варианте Visual Basic)

· в системе VBA

· в среде MS Excel

Будем надеяться, что слово «программирование» понятно. Разберемся с остальными терминами.

Basic – один из языков программирования высокого уровня. Создан в 1965 в Дартмуртском колледже для обучения. Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code (универсальный /«на все случаи жизни»/ символьный код /компьютерных/ инструкций для начинающих). Развивался, имел много версий. Версии отличаются:

· «технической» реализацией (для какой ОС, компилятор или интерпретатор), конкретную реализацию в виде компьютерной программы называют «система программирования»;

· возможностями;

· особенностями языка (набор команд, детали правил и т.п.); конкретную версию с точки зрения особенностей языка принято называть словом «диалект».

Visual Basic – версия Бейсика для Windows.

· Возможности: Очень большие. «Изюминка» – работа с готовыми объектами в «визуальном» стиле.

· Особенности языка: Диалект, отвечающий требованиям структурного программирования.

· Реализации: Разные. В «чистом» варианте есть режимы и компилятора, и интерпретатора.

Visual Basic for Applications (VBA) (for Applications – «для приложений») – система программирования, встроенная в приложения MS Office (Word, Excel, Access, PowerPoint).

· Реализация: Интерпретатор.

· Язык: сокращенный диалект Visual Basic.

· Возможности: С одной стороны скромнее чистого Visual Basic, с другой – мощнее, т.к. использует возможности приложения.

Visual Basic for Excel или Excel-Basic – один из вариантов VBA.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: