А) Программный принцип работы компьютера
Главной особенностью работы ЭВМ является программный принцип работы. Принцип программы, хранимой в памяти компьютера, считается важнейшей идеей современной компьютерной архитектуры. Суть идеи заключается в том, что:
1) программа вычислений вводится в память ЭВМ и хранится в ней наравне с исходными числами;
команды, составляющие программу, представлены в числовом коде по форме ничем не отличающемся от чисел.
В основу работы компьютеров положен программный принцип управления, состоящий в том, что компьютер выполняет действия по заранее заданной программе. Этот принцип обеспечивает универсальность использования компьютера: в определенный момент времени решается задача соответственно выбранной программе. После ее завершения в память загружается другая программа и т.д.
Программа состоит из набора команд, выполняющихся процессором автоматически в определенной последовательности. Конечной целью любой компьютерной программы является управление аппаратными средствами.
Для нормального решения задач на компьютере нужно, чтобы программа была отлажена, не требовала доработок и имела соответствующую документацию. Поэтому, относительно работы на компьютере часто используют термин программное обеспечение (software), под которым понимают совокупность программ, процедур и правил, а также документации, касающихся функционирования системы обработки данных.
Программное и аппаратное обеспечение в компьютере работают в неразрывной связи и взаимодействии. Состав программного обеспечения вычислительной системы называется программной конфигурацией.
Информация, представленная в цифровой форме и обрабатываемая на компьютере, называется данными.
|
Уровни программной конфигурации компьютера:
Прикладные программы |
Служебные программы |
Системные программы |
BIOS |
На самом нижнем уровне находятся программы базовой системы ввода-вывода (BIOS). Их код записан в одной из микросхем компьютера. В момент включения компьютера эти программы выполняют проверку оборудования и обеспечивают простейшее взаимодействие с клавиатурой и монитором — клавиатура способна реагировать на нажатие некоторых клавиш, а на мониторе отображается информация о ходе запуска компьютера. Взаимодействие с человеком у программ этого уровня крайне ограниченно и возможно только в первые секунды после запуска компьютера.
Системные программы предназначены для работы со всеми устройствами компьютера. Они принадлежат к промежуточному уровню. Одни системные программы управляют работой устройств и используют программы нижнего уровня, а другие отвечают на запросы программ более высоких уровней. Те системные программы, которые непосредственно управляют устройствами, еще называют драйверами устройств. Люди работают с программами этого уровня только в тех сравнительно редких случаях, когда требуется настроить оборудование.
Служебные программы — это следующий уровень, программы которого предназначены для обслуживания компьютера, проверки его устройств, а также для настройки устройств и программ. Одни программы общаются с программами нижних уровней, другие передают данные программам верхнего уровня по их запросу. Степень взаимодействия с человеком определяется необходимостью. Например, мастера по наладке и настройке оборудования активно работают со служебными программами. Обычные пользователи используют их сравнительно редко.
|
Уровень прикладных программ — самый верхний. Здесь находятся программы, обслуживающие человека и удовлетворяющие его потребности. С их помощью выполняется набор и редактирование текстов, создание чертежей и иллюстраций, коммуникация между людьми, воспроизведение музыки и
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ТаТЖ Т- филиал РГУПС23.02.06. Информатика ПР.5-6 |
Первая вычислительная машина, способная хранить программу в своей памяти, разрабатывалась в 1943—1948 гг. в США под руководством Джона Мочли и Преснера Экерта.
В 1945 г. к работе был привлечен знаменитый математик Джон фон Нейман, который сформулировал общие принципы функционирования универсальных вычислительных устройств.
Первый компьютер, в котором были полностью реализованы эти принципы, был построен в 1949 г. английским исследователем Морисом Уилксом.
Б) Компьютерные модели
Человек в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной и т.д.) постоянно использует модели окружающего мира. Моделирование он использует для исследования объектов, процессов и явлений, что помогает человеку принимать обоснованные и продуманные решения, предвидеть последствия своей деятельности. Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия. Понятие "модель" в обыденной жизни чаще ассоциируется с "макетом", имеющим внешнее и функциональное сходство с определённым объектом. Всё многообразие моделей отличает нечто общее, а именно - моделью может быть искусственно созданный человеком абстрактный или материальный объект.
|
Исходя из этого, предложим следующее определение модели:
Модель - это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.
Выделим существенные черты понятия:
модель-это, в свою очередь, тоже объект;
модель может быть как материальной, так и мысленной;
модель сохраняет существенные для данной модели черты моделируемого объекта. Иначе это модель другого объекта;
модель может сохранять только некоторые черты моделируемого объекта, важные для данного исследования. Некоторые упрощения, огрубление неизбежно.
Анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реально существующего, более сложного объекта, процесса, явления, называемого прототипом или оригиналом.
Моделирование – это процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.
Моделировать можно:
1. Объекты Примеры моделей объектов:
· копии архитектурных сооружений;
· копии художественные произведения;
· наглядные пособия;
· модель атома водорода или солнечной системы;
· глобус;
· модель, демонстрирующая одежду ит.д.
2. Явления Примеры моделей явлений:
· модели физических явлений: грозового разряда, магнитных и электрических сил...;
· геофизические модели: модель селевого потока, модель землетрясения, модель оползней...
3. Процессы Примеры моделей процессов:
· модель развития вселенной;
· модели экономических процессов;
· модели экологических процессов...
Поведение
При выполнении человеком какого-либо действия ему обычно предшествует возникновение в его сознании модели будущего поведения. Собирается ли он строить дом или решать задачу, переходит улицу или отправляется в поход – он непременно сначала представляет себе все это в уме. Это главное отличие человека мыслящего от всех других живых существ на земле.
Один и тот же объект в разных ситуациях, в разных науках может описываться различными моделями. Например, рассмотрим объект “человек” с точки зрения различных наук:
· в механике человек – это материальная точка;
· в химии – это объект, состоящий из различных химических веществ;
· в биологии – это система, стремящаяся к самосохранению и т.д.
Вследствие того, что компьютер стал мощнейшим помощником человека в его деятельности, более подробно остановимся на компьютерном моделировании.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ТаТЖ Т- филиал РГУПС23.02.06. Информатика Пр.5-6 |
в кино и на телевидении (там, где необходимо создать фантастику, претендующую на реальность);
в дизайнерских и издательских фирмах (чтобы показать, каким образом будут выглядеть предметы бытовой техники, одежды и т.д.);
в рекламной деятельности (для создания различного рода рекламных роликов);
в промышленности для представления заказчику разработки, ещё несуществующей в реальности, но существующей в документации;
для создания игровых персонажей.
Моделирование- процесс создания модели, точнее, это исследование какого-либо объекта путём построения и изучения его модели.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при компьютерном моделировании необходимо иметь представление о программных средствах, их назначении, инструментарии и технологических приёмах работы. В этом случае можно легко преобразовать исходную информационную модель в компьютерную. В дальнейшем из всего многообразия компьютерных моделей выделим только компьютерные модели трёхмерных объектов.
Трёхмерные объекты - это объекты, которые имеют ширину, длину и высоту, т.е. при их построении необходимо оперировать с тремя осями координат. Выделим основные этапы моделирования трёхмерных объектов.
Практические задания
Задание № 1. Дать определение программы.Запишите: в чём заключается суть программного принципа работы компьютера.
Задание № 2. Выписать определение модели, моделирования. Выписать примеры моделей процессов.
Задание № 3. В таблицу внесите существующие модели для указанных объектов:
Объект | Человек | Земля | Автомобиль | Стол |
Модели | ||||
Задание № 4.
Рассмотреть интерактивные модели в сети Интернет:
1. Математическая модель:
2. Астрономическая модель:
3. Физическая модель:
Задание № 5. Создать модели различных жизненных ситуаций:
Жизненная ситуация | Моделируемый объект | Цель моделирования | Моделируемые характеристики | Модель |
Чтобы объяснить сестренке движение Земли вокруг своей оси, девочка принесла глобус | Земной шар | Объяснение Изучение | Форма земли и ее движение вокруг своей оси | Глобус |
Мальчик рисует своему приятелю схему дороги к его дому | ||||
Объясняя движение Земли вокруг солнца, девочка носит глобус по комнате вокруг настольной лампы | ||||
На конкурс по благоустройству центральной улицы города архитекторы сдают свои рисунки | ||||
Для подготовки организма к перегрузкам в полете пилоты тренируются на центрифуге | ||||
Готовя к игре футбольную команду, тренер на макете футбольного поля передвигает фигурки, обозначающие игроков |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ТаТЖ Т- филиал РГУПС23.02.06. Информатика ПР5-6 |
Жизненная ситуация | Цель моделирования | Моделируемые характеристики | Модель | Природа объекта-модели |
В магазине игрушек продается действующая модель водяной мельницы | Досуг Познание | Внешний вид Действие | Игрушка | Материальный предмет |
Перед постройкой водяной мельницы средневековый строитель рисует ее чертеж | ||||
Изобретатель представляет, как погруженное в воду колесо начинает вращаться и вращать ось | Проектирование | Мысленный образ | ||
Путешественник записывает в записную книжку точное описание водяной мельницы и фотографирует ее, чтобы построить похожую у себя на даче | ||||
Мастер-виртуоз по водяным мельницам по одной магнитофонной записи скрипа колеса определяет характер неисправности | Диагностика | Магнитофонная запись скрипа | Звуковая информация |
Задание № 7. Создать информационные модели пяти студентов вашей группы:
Фамилия | Имя | Рост | Вес | Любимый учебный предмет | Хобби | Фоторобот |
Задание № 8. Ответить на вопросы:
1. Определение модели
2. Определение моделирования
3. Приведите примеры моделирования объектов
4. Приведите примеры моделирования явлений
5. Приведите примеры моделирования процессов
6. Приведите примеры моделирования поведения объектов
Задание № 9. Сделать вывод о проделанной практической работе: