Занятие 01.03.2016 Аскетика: практика Православия
Тема 10 «ВЕЛИКИЙ ПОСТ»
Беседа 1-я (10.1) «Молитва св. Ефрема Сирина: ее толкование и практическое значение»
ВОПРОСЫ: 1.Почему молитве прп. Ефрема Сирина уделяется столь большое место в богослужениях Великого Поста? 2. Суть этой молитвы и значение в духовной жизни?
________________________________________________________________________
Подготовительная неделя перед Великим Постом - о блудном сыне (Лк. 15:11-32) – «образ (т.е. образец, пример) покаяния».
Текст молитвы: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждать брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. (далее – «Боже, очисти мя, грешнаго»)
Эта молитва проникает в сердце и суть духовного устроения человека.
Страсти и добродетели в зеркале противоположностей
Чтобы понять сущность того или иного порока, надо прежде разобраться, на какой добродетели он паразитирует (как известно из святоотеческого наследия, зло не самобытно, и существует оно лишь как недостаток, оскудение, извращение добра).
Прошение об избавлении, защите от всего порочного(как вначале очищают место от духа порока, духа нечистого; = неприятный запах трудно устранить из сосуда, куда была влита зловонная жидкость) | Прошение о даровании важнейших добродетелей (чтобы наполнился сосуд заново духом божественным) |
Отрицательные черты (дух) покаяния | Положительные черты (дух) покаяния |
1. ПРАЗДНОСТЬ (корень грехов, бывает житейской, телесной, духовной;, это пассивность, растрата духовных сил, цинизм, избегание страданий, состояние незанятости, движение «вниз»; изломанность ценностей, невозможность видеть вещи целиков как они есть) Гораздо хуже то, что теряются дни духовного делания - краткие дни жизни, данные Богом для спасения | 1. ЦЕЛОМУДРИЕ (касается как плоти, так и духа, целостность, иерархия ценностей, чистота сердца, помыслов) |
2. УНЫНИЕ (плод праздности, черты - пессимизм, отсутствие радости, отрицание смысла жизни) Есть заблуждение, что христианство полно духом уныния. Наоборот, христианство - религия бодрости, энергии, силы воли, силы характера: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Дух уныния может увести с пути за Христом. Источники уныния – болезни (свои и близких), смерть, несчастья, саможаление, пресыщенность житейскими удовольствиями (потеря остроты) – имеет много общего с гордостью и самолюбием. | 2. СМИРЕННОМУДРИЕ (плод целомудрия, черты - смирение, принятие вещей такими, какие они есть, умение видеть Божие величие, доброту и любовь) Противоположно гордости. Смиренные - это нищие духом, помнящие о недостатках своих. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29) «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5) |
3. ЛЮБОНАЧАЛИЕ (любовь к власти; если душа не направлена к Богу, она станет эгоцентричной, все другие станут средствами для удовлетворения желаний и удовольствия; извращается отношение к людям. Это стремление первенствовать, властвовать над другими, занимать первое место. «Кто хочет быть первым, да будет последним, да будет всем слуга» (Мк. 9:35) | 3. ТЕРПЕНИЕ Это качество Бога - «долготерпелив и многомилостив». Бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу, нераздражительность «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19) «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф. 7:14) «С великой радостью принимайте, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:2-4) «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр.10:36) «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13) |
4. ПРАЗДНОСЛОВИЕ «За всякое праздное слово дадим мы ответ на Страшном Суде (Мф. 12:36) «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2) «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140:3) | 4. ЛЮБОВЬ «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (Ин. 13:35). «Тогда соблазнятся многие, и друг друга предадут, и возненавидят друг друга, и, по причине умножения беззаконий, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:10, 12) |
2. Из первых прошений следует заключительное прошение, «вывод» - просим «видеть свои прегрешения, и не осуждать брата своего». Недостаточно видеть свои прегрешения, эта добродетель может обратиться в гордость. Если целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда главный враг - гордость - уничтожается, мы «видим наши грехи» и «не осуждаем брата своего»
|
|
|
Дух осуждения - от гордости, от того, что многие считают себя выше и лучше других.
«Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: "Дай, я выну сучок из глаза твоего"; а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф., 7:3-5).
«А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим.14:10).
«Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?» (Рим. 2:3).
«Где твои обвинители? Никто не осудил тебя....И Я не осуждаю тебя. Иди и впредь не греши» (Ин. 8:4-11).