Стратегия и тактика экстренного вмешательства в ситуации конфронтации




Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика.

Начинать свою работу следует с аккуратного и конкретного описания плохого поведения учеников. Делайте описание поведения без его оценки. Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля. Объясняя ребенку, почему его поступки так огорчают вас, избегайте таких слов, как "плохо", "неправильно", "глупо", "по-хамски". Субъективные, оценочные слова только вызывают раздражение ученика, "заводят" нас самих и в итоге уводят от решения проблемы.

Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Обсуждая с учеником его поведение или выбирая способ вмешаться, говорите только о том, что происходит прямо здесь в данный момент. Обращение к прошлому или к будущему и ученика, и вас наводит на мысль, что его поступок - что-то неизбежное и неисправимое. Какой-то тупик. В самом деле, если Ваня или Таня "всегда" так ведут себя или "всегда будут" это делать, то как можно педагогу требовать, чтобы они попробовали вести себя по-другому? Девиз "здесь и сейчас" - точка опоры для педагога!

Мы должны быть твердыми в отношении конкретного проступка, чтобы прекратить его. И в то же время мы должны быть доброжелательными в отношении ученика, совершившего проступок, чтобы у него не возникло желание защищаться и не пропал интерес к самому общению с вами. Это правило может быть выражено таким девизом: "То, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я все еще с симпатией отношусь к тебе!" Эта установка как бы декларирует вашу веру в то, что ваши ученики могут вести себя как следует. Ваша вера в них - самый мощный импульс измениться, ибо она повышает самоуважение.

Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями.

Когда ученик демонстрирует "плохое" поведение - властное или мстительное - наши собственные эмоции очень неприятны. Это может быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, - нормально. В самом деле, ведь ученик разрушает учебный процесс, мешает работать вам и классу.

Но! Контролируйте отрицательные эмоции. Когда нас душат гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того, мы демонстрируем эти отрицательные эмоции нашим ученикам тоном, мимикой, всем своим видом. И этим как бы подтверждаем решение ученика вести себя плохо, даем ему очевидное оправдание. Наш гнев - это то, чего добивается ученик, жаждущий власти. Если мы демонстрируем свои отрицательные эмоции - мы заставляем такого ученика продолжать свое поведение. Ведь маленький человек, который способен так потрясать взрослого, в самом деле обладает силой!

Когда педагог управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы учеников потоки "благородного гнева", он дает классу очень много: а) он просто лишает желаемой реакции властолюбца и б) что еще важнее, готовит почву для успешного взаимодействия.

Накрученные общением, педагоги просто переполнены отрицательными эмоциями и нуждаются в установлении равновесия, иначе головной боли к концу дня не избежать. Для разрядки кто-то выбирает физические упражнения, кто-то - домашнюю работу или общение с друзьями.

Можно разряжаться в ванной комнате, включив на полную мощность воду, чтобы вас не слышали. Затем представьте, что перед вами сидит ваш юный обидчик, и выговаривайте ему все, что не сказали на работе. На время забудьте про все: про акцент на поведении, про принцип "не оценивать", про вежливость и т.д.

Кричите все, что хотите, оценивайте, обвиняйте, можете использовать непечатные слова. Кричите как можно громче. В конце концов вы почувствуете себя гораздо легче, чем до этого.

Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации.

Это правило тесно связано с предыдущими. Никогда не делайте и не говорите того, что может усилить напряжение ситуации как для ученика, так и для вас. Это очень трудно - научиться не увеличивать, а снижать напряженность ситуации. Предвосхищая вопросы учителей, желающих точно знать, чего же нельзя делать, перечисляем типичные ошибки в реагировании на выходки.

Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:

  • повышаем голос,
  • произносим фразу типа: " Учитель здесь пока еще я",
  • оставляем последнее слово за собой,
  • начинаем кричать,
  • используем такие позы и жесты, которые "давят": напряженные позы, сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор "сквозь зубы",
  • используем уничижительные, оскорбительные, унижающие выражения,
  • используем сарказм,
  • обращаемся к оценке характера ученика,
  • действуем как начальник (с превосходством),
  • используем физическую силу,
  • втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,
  • настаиваем на своей правоте,
  • читаем проповеди,
  • ставим учеников в угол,
  • оправдываемся, защищаемся или "даем взятку",
  • делаем обобщения типа: "Вы все одинаковы",
  • делаем необоснованные изобличения,
  • изображаем негодование,
  • придираемся, изводим кого-то придирками,
  • передразниваем учеников,
  • сравниваем одного ученика с другим,
  • командуем, требуем, давим,
  • поощряем ученика, награждая его.

Некоторые из этих реакций могут остановить проступок на короткое время. Но плата за столь короткое спокойствие оказывается слишком высокой. Отрицательный эффект от такого поведения педагога приносит куда больше неприятностей, чем сама его причина. Зачем же использовать столь рискованные методы, когда можно выбрать более эффективные?

Вы, скорее всего, удивились, обнаружив в списке ошибок "награждаем учеников". Слишком часто некоторые награды, которые получают ученики, напоминают взятки и поддерживают их намерения вновь и вновь возобновлять плохое поведение, чтобы вновь получить что-то подобное. Если вы скажете Пете: "Если ты не будешь списывать сейчас и сделаешь сегодняшнюю самостоятельную работу на самом деле самостоятельно, я не спрошу тебя завтра на геометрии", в следующий раз он у вас поинтересуется: "Мне списывать или вы не будете спрашивать меня завтра на геометрии?" Представляете, в какой ситуации вы окажетесь? Любой из ваших выборов будет очень неудачным. Если вы выбрали первое - тем самым разрешаете списывать. Если выбрали второе - в следующий раз тот же ученик попросит за честную работу большую плату: например, не спрашивать его ни на геометрии, ни на алгебре.

Правило 4. Обсудите проступок позже.

Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба - и учитель, и ученик - возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ученик, а он не услышит вас, так как вы оба будете взвинчены. Особенно, когда работают "сильные отрицательные эмоции" в случаях властного и мстительного поведения.

Когда же проводить обсуждение? Возможно, через час, а может быть, завтра. Когда каждый успокоится и сможет разумно рассуждать, тогда можно обсудить инцидент с учеником. Когда педагог будет в состоянии дать описание нарушения поведения объективно, причем именно того, что произошло, а не того, кто виноват в этом, то есть описать действия, а не действующего.

Вы спросите, как же ученик узнает, что его поведение неправильное, если мы не укажем ему на это в момент, когда он плохо себя ведет? Большинство ваших учеников прекрасно знают, когда они себя плохо ведут и какой эффект имеет такое поведение.

Вот Саша, семиклассник, матерится на физкультуре. Ну разве ему не известно, что он "делает что-то нехорошее"? Конечно, известно. Он получит большое удовлетворение, просто подарок от вас, если перед классом вы начнете читать пятьсот двадцать седьмую лекцию о чистоте русского языка. Лучше всего в этом случае отреагировать немедленно, но совсем не так, как ожидает ваш ученик. А вот серьезное обсуждение отложить на то время, когда Саша не сможет извлечь из него свою выгоду.

Ученики будут уверены, что вы не попустительствуете выходкам их одноклассников, если вы время от времени организуете общие дискуссии о нарушениях поведения. На этих дискуссиях вы можете объяснить им, что является приемлемым, а что нет в определенных ситуациях. Кроме того, они будут знать, что вы всегда готовы вмешаться.

Правило 5. Позвольте ученику "сохранить лицо".

Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Вместе с тем, они знают, что учитель сильнее и имеет свои "козыри", чтобы вынудить их поступить правильно. В результате такие ученики все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать "По-своему". В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой: "Я сделаю это - но по-своему, а не вашим способом". Почему-то именно это больше всего возмущает нетерпеливого раздраженного учителя. Согласие подчиниться он воспринимает как демонстрацию слабости, требует полного подчинения себе - и вызывает новую волну конфронтации. Мудрый учитель умеет играть в игру "По-своему", потому что он знает - если мы играем в эту игру вместе с учеником, мы позволяем ему "сохранить лицо" и вместе с тем получаем то, что нам нужно. Оба игрока тем самым выигрывают.

Вы просите Марину прекратить ходить по классу и занять свое место. Она соглашается, но, направляясь к своей парте, бормочет что-то невнятно и сердито. Бормочет негромко, понять ничего нельзя. Что делает обычно учитель? В конце концов, она же села, то есть вы своего добились. Но нет! Большинство учителей допускают типичную ошибку - требуют полного подчинения, не используя игру "По-своему".

Учитель: Марина, что ты бормочешь?

Марина (сухо): Ничего.

Учитель: Я же слышу. Повтори, что ты сказала!

Марина (громко, с сарказмом): Я только высказываю свои мысли вслух. Думаю. Вы что, против того, чтобы ученики думали?

Настаивая на полном подчинении, то есть на том, чтобы ученик не только делал то, что вы хотите, но и вашим способом, вы рискуете спровоцировать новый виток конфронтации, еще худший, чем первый. Не так ли?

Заметим, что вообще подобная реакция (ворчание) - нормальная для человека. Вспомните свою собственную реакцию, когда вам приходилось подчиняться, делать что-то, не входящее в ваши планы.

Недовольное ворчание - не единственная реакция в игре "По-своему". Ученики также используют другие "свои способы":

  • "тянут" несколько секунд, прежде чем согласиться,
  • строят гримасы, выполняя вашу просьбу,
  • исполняют какой-то жест, свидетельствующий о неуважении,
  • еще раз-другой повторяют то, что вы просите прекратить делать, и только потом перестают,
  • перед тем как подчиниться, говорят что-то типа "не буду, не хочу", чтобы последнее слово осталось за ними.

Но они подчиняются после этого! Если вы позволите им исполнить эту безвредную игру "По-своему", инцидент будет исчерпан скорее. При этом вы как учитель, воспитатель получите то, что хотели, и не заденете чести и достоинства ученика. Оба - в выигрыше!

Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

Конфронтация выбивает из колеи обоих участников конфликта, эмоции легко выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижение, ругань - все это черты агрессивного общения.

Чаще всего такое наблюдается при мстительном поведении. Педагог всего лишь человек и имеет право быть агрессивным. Имеет право быть агрессивным, но... только в своем воображении. С учениками мы должны вести себя по-другому.

Даже если мы научились контролировать свои эмоции (например, с помощью аутотренинга), в момент конфликта они все же могут захлестнуть нас. Поэтому придерживайтесь золотого правила:

1. Отложите на потом дисциплинарные меры.

2. Примените в момент конфронтации одну из миротворческих, разряжающих атмосферу акций. А воспитание учеников отложите на то время, когда вы будете абсолютно спокойны.

Наибольшая польза этого правила в том, что дети довольно быстро перенимают эту неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, эмоциям брать верх над разумом, то и они позволяют себе это.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: