Метод с ориентацией на издержки (затратный метод).




ТЕМА 12. Ценообразование

 

1. Цена: сущность, функции, виды.

2. Методы ценообразования.

3. Государственное регулирование ценообразования

 

=1=

Цена это важнейшая экономическая категория, в которой пересекаются практически все основные отношения в обществе: производство и реализация товаров, формирование их стоимости, создание, распределение и использование денежных средств.

Цена – это денежное выражение стоимости изделия. Цена состоит из отдельных элементов, которые представляют собой отдельные части стоимости. К ним относятся себестоимость, прибыль, акцизный и другие виды налогов, сбытовые и торговые скидки (наценки). Конкретный набор названных элементов и их величина зависят от вида продукции (услуг) и цен.

Цена выступает важнейшим экономическим рычагом, с помощью которого государство может воздействовать на развитие экономики в целом, отдельного производства и его структуры, конкуренции товаропроизводителя и конкурентоспособность товара, НТП.

Цены выполняют ряд функций:

Учётная – отражая в цене изделия стоимость сырья, материалов, труда и т.д., имеется возможность определить сколько стоит обществу производство продукции.

Стимулирующая – цена может заинтересовать предприятие в выпуске продукции, либо, наоборот, подталкивают к снятию ее с производства.

Регулирующая – выражается в том, что на основе уровня цен регулируется спрос по отдельным видам товаров.

Распределительная – заключается в перераспределении части валового дохода между предприятием, бюджетом, внебюджетными фондами.

В условиях рыночной экономики в зависимости от объектов обслуживания различают:

- отпускную цену предприятия;

- оптовую цену сбытовых организаций;

- розничные цены.

Отпускная цена предприятия применяется для определения объема реализованной продукции, прибыли и других показателей, при ана­лизе экономической деятельности, планировании и составлении от­четности. Отпускная цена предприятия включает полную себестоимость продукции, налоги и отчисления, увеличивающие эту цену, и прибыль предприятия. К налогам и отчисления, увеличивающим цену, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный и отчисления в республиканские целевые фонды (РЦФ). Акцизный налог установлен только на определенный круг товаров, не являющихся первой необходимостью (алкогольные напитки, табачные изделия, изделия из меха, драгоценных металлов и др.).

Оптовая цена состоит из отпускной цены предприятия и сбытовых наценок (надбавок), используемых оптовыми организациями на покрытие собственных издержек и образование прибыли.

Розничная цена включает оптовую цену и торговую наценку, которая используется торговыми организациями на покрытие собственных издержек и образование прибыли. Уровень торговых наценок устанавливается в зависимости от вида продаваемой продукции. По розничным ценам торгующие организации реализуют товары населению.

 

Схема состава цены представлена на рисунке.

 

Издержки Прибыль Налоги Оптовая надбавка Торговая надбавка
Отпускная цена предприятия Издержки сбытовых организаций Прибыль сбытовых организаций Издержки торговых организаций Прибыль торговых организаций
Оптовая цена сбытовых организаций
Розничная цена
             

 

=2=

Существует три основных метода ценообразования:

Метод с ориентацией на издержки (затратный метод).

Это один из наиболее распространенных методов. Суть затратного метода состоит в том, что к рассчитанной величине себестоимости продукции добавляется желаемый для предприятия размер прибыли и косвенные налоги и неналоговые платежи в соответствии с действующим законодательством.

Цена = себестоимость +прибыль + косвенные налоги.

Затратный метод популярен как в отечественной, так и зарубежной практике.

Преимущества данного метода:

- производители всегда лучше осведомлены о своих затратах, чем о потребительском спросе;

- этот метод прост в расчете.

Основным недостатком затратного метода является невозможность учесть в цене потребительские свойства товара и изменение рыночной конъюнктуры.

Обычно затратный метод применяется при обосновании цен на новую продукцию, продукцию, выпускаемую по разовым и индивидуальным заказам, на потребительские товары и услуги, на продукцию предприятий монополистов (уровень рентабельности установлен в соответствии с законодательством), а также при формировании цен на товары иностранного производства.

 

Пример расчёта отпускной цены предприятия (прямой счет)

 

Статьи издержек Ед. изм. Исходные данные для расчёта Расчёт Сумма издержек для включения в цену
  Полная себестоимость тыс.руб.     57800,00
  Прибыль %   57800*20/100 11560,00
  РЦФ (республиканские целевые фонды) %   (57800+11560)*3/(100-3) 2145,15
  Отпускная цена предприятия без НДС тыс.руб.   57800+11560+2145,15 71505,15
  НДС %   71505,15*18/100 12870,92
  Отпускная цена предприятия     71505,15+12870,92 84376,07

 

Пример расчёта суммы прибыли по изделию на основе

действующей на рынке цены на него (обратный счет)

 

Статьи издержек Ед. изм. Исходные данные для расчёта Расчёт Сумма издержек, прибыли
  Отпускная цена на продукцию, действующую на рынке тыс.руб. 84376,07    
  НДС %   84376,07*18/118 12870,92
  РЦФ %   (84376,07-12870,92)*3/100 2145,15
  Прибыль тыс.руб.   84376,07-12870,92-2145,15—57800(полная с/с) 11560,00


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: