Эпиграф к уроку:
«… Постепенно открылось мне, что линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между партиями, она проходит через каждое человеческое сердце и через все человеческие сердца. Линия эта подвижна, она колеблется в нас годами. Даже в сердце, объятом злом, она утверждает маленький плацдарм добра. Даже в наидобрейшем сердце – неиссякаемый уголок зла.
С тех пор я понял правду всех религий мира: они борются со злом в человеке (в каждом человеке). Нельзя изгнать вовсе зло из мира, но можно в каждом человеке его потеснить…»
А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛаг»
Работа по методу двойного дневника.
Вопрос | Ответ |
1. Что же хотел сказать Солженицын этими словами? | Люди не могут быть абсолютно злыми. Есть в них добро, которое надо увидеть и расширить. |
2. Как вы думаете, что такое милосердие? | Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, это добро. |
3. А что такое жестокость? | Жестокость – это жестокий поступок или обращение, это зло. |
4. Считаете ли вы себя милосердными? | Да, я милосердна, милосерден, потому что… |
5. Всегда ли нужно проявлять милосердие? | Христос учил быть милосердными, ибо, как ты поступишь с людьми, так и они поступят с тобой. Делая зло, умножишь зло, делая добро, умножишь добро.Таков закон жизни. |
6. Нужна ли жестокость? | Если хочешь быть жестоким, будь только с собой таким, чтобы устоять в некоторых тяжёлых жизненных ситуациях. |
Чтение отрывков и продолжение дневниковой работы.
Отрывок. Работа по средствам худ. выразительности по выделанным отрывкам. | Вывод |
• Орывок из Библии: 12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? •13 Они опять закричали: распни Его. •14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. •15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. •16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, •17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; •18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! •19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. •20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его | • Человек неблагодарное и жестокое существо. Христос пошел на Голгофу для того, чтобы искупить все грехи людей перед Богом, а те, ради кого Он страдал, с особой жестокостью распяли Его на кресте. Подумайте обо всем этом и не будьте не- благодарными. |
Сергей Есенин. •Шел Господь пытать людей в любови, Выходил он нищим на кулижку. Старый дед на пне сухом в дуброве, Жамкал деснами зачерствелую пышку. Увидал дед нищего дорогой, На тропинке, с клюшкою железной, И подумал: "Вишь, какой убогой,- Знать, от голода качается, болезный". Подошел Господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь... И сказал старик, протягивая руку: "На, пожуй... маленько крепче будешь". | • Человек нищий, живущий в холоде и голоде, проявляет милосердие к человеку, которому хуже, чем ему (он не знал, что Бог вышел на дорогу, переодевшись нищим), отдаёт ему свой последний кусок хлеба. И вы будьте добры к обездоленным |
Отрывок из к/ф «Хмель» •Раскольники сжигают молодую мать с ребенком из-за того, что ребенок родился 6-палым, считая что женщина родила от сатаны. | • Беспредельна человеческая жестокость, прикрывающаяся служением Богу. Нельзя быть фанатиком. Помните об этом. Не вступайте ни в какие секты. |
М.А.Шолохов «Судьба человека» И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день - опять вижу. Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нем, спешу из рейса поскорее его увидать. Около чайной он и кормился - кто что даст. На четвертый день прямо из совхоза, груженный хлебом, подворачиваю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: "Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем". Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: "А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?" И глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и все знаю. Зашел он с правой стороны, я дверцу открыл, посадил его рядом с собой, поехали. Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая птаха, а уже научилась вздыхать. Его ли это дело? Опрашиваю: "Где же твой отец, Ваня?" Шепчет: "Погиб на фронте". - "А мама?" - "Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали". - "А откуда вы ехали?" - "Не знаю, не помню..." - "И никого у тебя тут родных нету?" - "Никого". - "Где же ты ночуешь?" - "А где придется". Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети". И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: "Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?" Он и спросил, как выдохнул: "Кто?" Я ему и говорю так же тихо: "Я - твой отец". Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: "Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!" Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся... | • Человек по-настоящему добр, если может подарить тепло души после всех жестоких испытаний тому, кто более нуждается в любви и заботе. Если на вашем пути тоже встретится сирота, пригрейте его, проявите милосердие. |
М.А.Шолохов «Судьба человека» И слышу я рядом с собой такой тихий разговор. Один говорит: "Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! … Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя! Я же знаю, что ты коммунист и меня агитировал вступать в партию, вот и отвечай за свои дела". … чей-то молодой голос отвечает: "Я всегда подозревал, что ты, Крыжнев, нехороший человек. Особенно, когда ты отказался вступать в партию, ссылаясь на свою неграмотность. Но никогда я не думал, что ты сможешь стать предателем. Ведь ты же окончил семилетку?" Тот лениво так отвечает своему взводному: "Ну, окончил, и что из этого?" Долго они молчали, потом, по голосу, взводный тихо так говорит: "Не выдавай меня, товарищ Крыжнев". А тот засмеялся тихонько."Товарищи, - говорит, - остались за линией фронта, а я тебе не товарищ, и ты меня не проси, все равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе". Замолчали они, а меня озноб колотит от такой подлючности. "Нет, -думаю, - не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира! Ты у меня из этой церкви не выйдешь, а вытянут тебя, как падлу, за ноги!" Чуть-чуть рассвело - вижу: рядом со мной лежит на спине мордатый парень, руки за голову закинул, а около него сидит в одной исподней рубашке, колени обнял, худенький такой, курносенький парнишка, и очень собою бледный. "Ну, - думаю,- не справится этот парнишка с таким толстым мерином. Придется мне его кончать". Тронул я его рукою, спрашиваю шепотом: "Ты - взводный?" Он ничего не ответил, только головою кивнул. "Этот хочет тебя выдать?" - показываю я на лежачего парня. Он обратно головою кивнул. "Ну, - говорю, - держи ему ноги, чтобы не брыкался! Да поживей!" - а сам упал на этого парня, и замерли мои пальцы у него на глотке. Он и крикнуть не успел. Подержал его под собой минут несколько, приподнялся. Готов предатель, и язык на боку! До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил... Первый раз в жизни убил, и то своего... Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель. | • Можно ли Соколова, убившего человека, осудить? Хочется сказать, что нельзя, потому что он спас жизнь хорошего человека, убив предателя. |
Леонид Андреев «Предстояла кража» Предстояла крупная кража, а быть может, убийство. Нынче ночью предстояла она - и скоро нужно было идти к товарищу, а не ждать в бездействии дома и не оставаться одному… И человек, которому предстояла крупная кража, а быть может, убийство, вышел из старого покосившегося дома. (И он услышал какой-то звук) …то щенок визжал - самый обыкновенный и, должно быть, очень еще маленький щенок. Это видно было по его голосу - слабенькому, жалобному и полному той странной уверенности, что его должны услышать и пожалеть, какая звучит всегда в плаче очень маленьких и ничего не понимающих детей. Маленький щенок среди снежного простора ночи. Маленький, простой щенок, когда все было так необыкновенно и жутко, и весь мир тысячью открытых очей следил за человеком. И человек вернулся на тихий зов. (Он несколько раз пытался прогнать щенка домой, но щенок сидел на месте) - А, дурак, пробковая голова! - с отчаянием крикнул человек; как что-то противное, убийственно ненавидимое, подхватил маленькое тельце, дал ему два сильных шлепка и понес к дому. И диким хохотом разразились, встречая его, дома, заборы и сады. Глухо и темно гоготали застывшие сады, и огороды, сметливо и коварно хихикал и освещенные окна и всем холодом своих промерзших бревен, всем таинственным и грозным нутром своим сурово смеялись молчаливые и темные дома: - Смотрите! Смотрите! Вот идет человек, которому предстоит убийство, и несет щенка. Смотрите! Смотрите на него! И совестно и страшно стало человеку. Дымным облаком окутывали его злоба и страх, и что-то новое, странное, чего никогда еще не испытывал он в своей отверженной и мучительной жизни вора: какое-то удивительное бессилие, какая-то внутренняя слабость, когда крепки мышцы и злобой сводится сильная рука, а сердце мягко и бессильно. Он ненавидел щенка - и осторожно нес его злобными руками, так бережно и осторожно, как будто была это великая драгоценность, дарованная ему прихотливой судьбой. И сурово оправдывался он: - Что же я с ним поделаю, если он не идет. Ведь нельзя же, на самом деле! А безмолвный хохот все рос и сонмом озлобленных лиц окружал человека, которому нынче предстояло убийство и который нес паршивого черненького щенка. Теперь не одни дома и сады смеялись над ним, смеялись и все люди, каких он знал в жизни, смеялись все кражи и насилия, какие он совершал, все тюрьмы, побои и издевательства, какие претерпело его старое, жилистое тело. - Смотрите! Смотрите! Ему красть, а он несет щенка! Ему нынче красть, а он опоздает с паршивым маленьким щенком. Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Старый дурак! Смотрите! Смотрите на него! И все быстрее он шел. Подавшись вперед всем туловищем, наклонив голову, как бык, готовый бодаться, он точно пробивался сквозь невидимые ряды невидимых врагов и, как знамя, нес перед собой таинственные и могущественные слова: - Да ведь нельзя же, на самом деле! Нельзя! И все тише, все глуше становилсяпотаенный смех невидимых врагов, и реже стали их тесныеряды. Быть может, оттого случилось это, что пушистым снегом рассыпались тучи и белым колеблющимся мостом соединили небо с землей. И медленнее пошел успокоенный человек, а в злобных руках его оживал полузамерзший черненький щенок. Куда-то далеко, в самую глубину маленького тела загнал мороз нежную теплоту жизни - и теперь она выходила оттуда пробуждающаяся, яркая, странно-прекрасная в своей непостижимой тайне – такая же прекрасная, как зарождение света и огня среди глубокой тьмы и ненастья. | •Даже в самом плохом человеке, по словам Солженицына есть маленький плацдарм добра, который может расширить случай, когда этот человек встречает невинное существо, которое взывает к жалости. Значит, не надо отталкивать тех, кто стал на путь зла, а помочь им стать немного добрее. |
• Общий вывод. В человеческом сердце всегда должно быть больше добра, потому что на добре держится мир. Если бы злых людей было бы больше, люди уничтожили себя, свою планету и все живое вокруг… |