Государственный образовательный стандарт.




Лекция 6.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

План:

Сущность содержания образования и его компоненты.

Теории формирования содержания образования.

Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

Государственный образовательный стандарт.

5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.

6. Учебные программы и учебная литература.

1. Сущность содержания образования и его компоненты

Когда ребенка отправляют в школу, родители считают, что он идет туда за знаниями. Если хотят школу похвалить, говорят, что она дает глубокие и прочные знания. В этих определениях содер­жится доля истины, но это далеко не вся истина. Ребенок должен овладеть не только знаниями, но и способами деятельности, уме­нием общаться, обрести самостоятельность, выработать собствен­ное отношение к миру, к другим людям, понять самого себя, иными словами, войти в контекст культуры, освоить ее богат­ство, развить свои способности. Все это не дано человеку от рож­дения — он усваивает необходимые знания, умения, навыки на базе генетически заложенных программ в процессе общения, тру­да, познания и в значительной степени в ходе организованного обучения.

Содержанием образования поэтому является, вся культура человечества: и система научных знаний, и эмоционально-образный мир искусства, и исторические тради­ции, и система деятельности, в том числе творческой, и отноше­ния, и ценностные ориентации. Это очень разные компоненты, и овладение ими требует не только восприятия, понимания, запо­минания, воспроизведения, действий по образцам, но и эмоцио­нального отклика, собственного поиска, оценочной деятельно­сти и многого другого.

В национальной доктрине образования в Российской Федера­ции были сформулирова­ны стратегические цели образования, тесно связанные с пробле­мами развития российского общества:

—преодоление социально-экономического и духовного кри­зиса, обеспечение высокого качества жизни народа и националь­ной безопасности;

—восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высо­ких технологий и экономики;

—создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

 

Система образования призвана обеспечить:

• историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

• воспитание патриотов России, граждан правового, демокра­тического социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

• разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации лич­ности;

• формирование у детей и молодежи целостного миропонима­ния и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

• систематическое обновление всех аспектов образования, от­ражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

• непрерывность образования в течение всей жизни человека;

• многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих ин­дивидуализацию образования;

• преемственность уровней и ступеней образования;

• развитие дистанционного обучения, создание программ, реа­лизующих информационные технологии в образовании;

• академическую мобильность обучающихся;

• развитие отечественных традиций в работе с одаренными деть­ми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

• подготовку высокообразованных людей и высококвалифици­рованных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

• экологическое воспитание, формирующее бережное отноше­ние населения к природе.

 

Вдидактике существуют различные трактовки понятия содержания образования. Так, Ю.К. Бабанский определяет его следующим образом: «Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведе­ния, подготовку к общественной жизни и труду». Здесь в содержание образования включаются все элементы со­циального опыта, накопленного человечеством. При этом содер­жание образования рассматривается как один из компонентов про­цесса обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: