Лекция 6.
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
План:
Сущность содержания образования и его компоненты.
Теории формирования содержания образования.
Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
Государственный образовательный стандарт.
5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
6. Учебные программы и учебная литература.
1. Сущность содержания образования и его компоненты
Когда ребенка отправляют в школу, родители считают, что он идет туда за знаниями. Если хотят школу похвалить, говорят, что она дает глубокие и прочные знания. В этих определениях содержится доля истины, но это далеко не вся истина. Ребенок должен овладеть не только знаниями, но и способами деятельности, умением общаться, обрести самостоятельность, выработать собственное отношение к миру, к другим людям, понять самого себя, иными словами, войти в контекст культуры, освоить ее богатство, развить свои способности. Все это не дано человеку от рождения — он усваивает необходимые знания, умения, навыки на базе генетически заложенных программ в процессе общения, труда, познания и в значительной степени в ходе организованного обучения.
Содержанием образования поэтому является, вся культура человечества: и система научных знаний, и эмоционально-образный мир искусства, и исторические традиции, и система деятельности, в том числе творческой, и отношения, и ценностные ориентации. Это очень разные компоненты, и овладение ими требует не только восприятия, понимания, запоминания, воспроизведения, действий по образцам, но и эмоционального отклика, собственного поиска, оценочной деятельности и многого другого.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации были сформулированы стратегические цели образования, тесно связанные с проблемами развития российского общества:
—преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
—восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
—создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.
Система образования призвана обеспечить:
• историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
• разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
• формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
• систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
• непрерывность образования в течение всей жизни человека;
• многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;
• преемственность уровней и ступеней образования;
• развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;
• академическую мобильность обучающихся;
• развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
• подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
• экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.
Вдидактике существуют различные трактовки понятия содержания образования. Так, Ю.К. Бабанский определяет его следующим образом: «Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду». Здесь в содержание образования включаются все элементы социального опыта, накопленного человечеством. При этом содержание образования рассматривается как один из компонентов процесса обучения.