ТЕМА15. Качество продукции, система управления качеством




1. Понятие качества. Методы и показатели измерения качества.

2. Основы комплексной системы управления качеством.

3. Стандартизация и сертификация.

 

=1=

Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять потребности в соответствии с ее назначением. Качество является важнейшим показателем деятельности предприятия. Его повышение в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка.

В условиях действия закона спроса и предложения покупатель отдает предпочтение продукту, который в полной мере отвечает его потребностям, предполагая при этом, что качество продукции находит отражение в ценах.

Следовательно, качество в отличие от потребительской стоимости располагается не на высшей или низшей ступени, а на уровне сравнения. Всегда существует приемлемый, предельный и идеальный уровень качества.

Массовое производство в условиях конкуренции требует относиться к качеству, как к категории экономической. Субъекты хозяйствования в республике пришли к пониманию, что без качественного соответствия недостижима конкурентоспособность и устойчивость предприятий, а без системы качества в условиях рискованного земледелия республики и экологических проблем невозможно обеспечить эффективное экономическое функционирование.

Поэтому важнейшей задачей общего менеджмента предприятия является управление качеством.

В настоящее время применяют 3 основных метода определения качества продукции:

1. Органолептический (цвет, запах, вкус и т. д.).

2. Лабораторный.

3. Экономико-статистический.

Для всесторонней оценки экономической эффективности производства высококачественной продукции и управления им используется следующая система показателей:

1. Показатели назначения продукта. Характеризуют эффект от использования продукта по назначению и обуславливают область применения продукта (содержание жира, белка, крахмала, клетчатки и др. веществ).

2. Показатели сохраняемости продукции (срок или процент сохранности питательных и других достоинств продукта).

3. Показатели надежности:

· безотказность

· ремонтопригодность

· долговечность

4. Эргонометрические показатели: гигиенические и физиологические свойства продукции (токсичность, содержание нитратов, удобство в использовании и т.д.).

5. Показатели технологичности. Характеризуют эффективность конструкторско-технологического решения для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении продукции.

6. Показатели транспортабельности. Возможность перевозки в рассыпном виде, контейнерах, мешках и т.д.

7. Показатели унификации: насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями.

8. Экологические показатели – уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при производстве продукции, эксплуатации и потреблении.

9. Показатели безопасности. Соответствие изделия правилам и нормам по технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, предусмотренные государственными стандартами и регламентами, а также стандартами международных организаций.

10. Патентно-правовые показатели. Характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции, являются существенным фактором при определении конкурентоспособности продукции на международном рынке.

11. Показатели эффективности производства и применения продукции.

=2=

Управление качеством – это действия, осуществляемые при создании, эксплуатации и потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Сущность всякого управления заключается в выработке управленческих решений с последующей реализацией предусмотренных этими решениями воздействий на объект управления.

При управлении качеством продукции объектами управления являются процессы от которых зависит качество продукции. Эти процессы организуются и протекают на стадиях подготовки производства, самого производства и эксплуатации продукции.

Система управления качеством разрабатывается с учетом следующих принципов:

1. Ориентация на потребителя – понимание качества продукции как основы удовлетворения требований потребителя.

2. Продуктовый подход – предполагает, что система управления качеством разрабатывается применительно к конкретным видам продукции, а не в целом по предприятию.

3. Принцип петли качества или жизненного цикла товара (ЖЦТ) – предполагает, что система качества охватывает все стадии ЖЦТ.

Петля качества – схематическая модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество продукции на различных стадиях ЖЦТ.

Петля качества включает следующие этапы:

1) Стратегический маркетинг.

2) Проектирование и разработка продукции.

3) Материальное и техническое снабжение.

4) Подготовка и разработка производственных процессов для изготовления продукции.

5) Производство продукции.

6) Контроль качества и проведение испытаний.

7) Упаковка и хранение.

8) Реализация продукции.

9) Монтаж и эксплуатация.

10) Техническое обслуживание.

11) Утилизация после использования.

Принцип петли качества воздействует на стадии ЖЦТ по следующим направлениям:

а) обеспечение качества – совокупность планируемых и систематически-проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества.

б) управление качеством – методы и виды деятельности, направленные одновременно на управление процессами и устранение причин неудовлетворительного функционирования системы управления качеством на определенных стадиях петли качества.

в) улучшение качества – деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и т.д.

4. Принцип предупреждения проблем – система управления качеством работает так, чтобы проблемы предупреждались, а не решались после возникновения.

Если несоответствия все-таки существуют, система управления качеством должна обеспечить их обнаружение и гарантировать порядок, при котором дефектная продукция не будет поставлена потребителю.

Организация системы управления качеством на предприятии представляет собой распределение прав, обязанностей и функций руководства по обеспечению поддержания и улучшения качества продукции.

=3=

Стандартизация — это деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления правил для всеобщего и многократного примене­ния в отношении реально существующих и потенциальных задач.

Стандарт — нормативный документ, в котором устанавливаются правила, общие принципы, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Объектом стандартизации выступают продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного повторения и использования.

Нормативно-техническая документация (стандарт) устанавливает потребительские свойства продукции — ее параметры, размеры, мощность, надежность, ремонтоспособностъ, грузоподъемность, химический состав, питательные свойства и др.

В РБ нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

· национальные (ГОСТ, ОСТ);

· региональные: наряду с национальными применяются стандарты предприятий и объединений (СТП) и технические условия (ТУ);

· международные стандарты: ИСО, МЭК.

По своему статусу стандарты делятся на обязательные и добровольные. В качестве обязательных в стандарты включаются показатели, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды, методы контроля за соответствием обязательных требований и т.д.

В условиях рыночных отношений большая часть стандартов должна иметь рекомендательный (добровольный) характер. Однако именно их соблюдение в условиях конкуренции дает возможность товаропроизводителям обеспечить высокую конкурентоспособность продукции.

Сертификация — средство гарантии производителя продукции полного соответствия ее качества требованиям норматив­но-технической документации (стандартам).

Сертификация включает в себя два вида деятельности:

1. Аттестацию продукции и производства.

2. Технический надзор за соблюдением установленных требований и правил.

В Республике Беларусь сертификация как обязательная процедура защиты прав потребителя законодательно введена в 1992 году.

Основными функциями сертификации являются:

- создание современных условий для деятельности хозяйствующих субъектов;

- контроль безопасности продукции и услуг для окружаю­щей среды, жизни, здоровья людей и имущества;

- защита потребителя от недобросовестности изготовителя;

- подтверждение показателей качества продукции и услуг, заявленных изготовителем.

Сертификация может иметь обязательный (в законодательно регулируемой сфере) и добровольный (в законодательно нерегулируемой сфере) характер.

Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами, при подтверждении соответствия продукции и услуг обязательным требованиям стандартов.

Обязательной сертификации подлежат продукты для детей, все готовые продукты, алкогольные и безалкогольные напитки.

Добровольная сертификация вводится в инициативном порядке и проводится по требованию изготовителя. Она дает возможность продемонстрировать на добровольной основе и доказать соответствие своей продукции требованиям современных стандартов.

В зависимости от того кто проводит сертификацию, она бывает трех видов:

1) самосертификация (проводимая самим изготовителем);

2) сертификация, осуществляемая потребителем;

3) сертификация, проводимая третьей стороной. Это как правило, специализированная организация, независимая ни от изготовителя, ни от потребителя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: