Преждевременная проповедь




 

Дорогой о Господе М.! А ведь так и быть должно. Весь мир ощетинится на того, кто дерзнет увидеть его истинное лицо, на того, кто начнет смотреть на все вокруг сквозь призму Закона Божия.

Я бы только предостерег Вас от показного проявления появившихся в Вас христианских взглядов - это будет расхищение того, чего ещё Вы не приобрели в свою собственность. И другим говорить о Боге, когда у них ещё нет склонности слышать о Нем, не надо. Вы спровоцируете их на богохульство.

А Вы не спешите, молитесь о том, кому хотели бы помочь, и предавайте их Богу.

У Него сила и власть - реальные, а наши - кажущиеся.

Умудри Вас Бог.

 

Прелесть

 

Раба Божия Е.!

То, что происходит с Вами,- прелесть, и в моем духовном опыте я наблюдал ныне таких явлений множество. И если Вы сейчас в самом начале этого пагубного пути стоите, то конец его - погибель.

Сначала "голос" приучит Вас повиноваться ему, ведь приманкой будет слово истины. Но когда Вы будете всецело парализованы духовно, тогда дается тем же сладким "голосом" приказ погибельный, и обольщенный человек выполняет и его. Прекратите немедленно слушаться обольщения. По-исповедайтесь и пособоруйтесь. И обо всем, что происходит с Вами, говорите священнику, которому исповедаетесь.

Храни Вас Господь!

 

Промысл Божий

 

Дорогие о Господе Е. и Е.! Письмо Ваше получили и все поручения выполнили. Молимся о Л. и сами. А как Бог даст, примем без смущения и рассуждений. Учитесь благодарить Бога. Он даровал Вам прозрение (возможно, ещё не полное), но свет Правды Бо-жией и Истины уже не чужды душе. А приняв этот великий дар, остаётся принять и всё, что ещё пошлёт Господь.

Ибо от Него - только лучшее, только благое, только жизнь и временная и, тем более, вечная. Не ослабевайте в вере. Миром правит только Промысл Божий, и в этом - спасение верующему человеку, и в этом - сила, чтобы перенести земные скорби.

Дорогой Е., "Добротолюбием" пока не увлекайтесь, да, время не пришло. А вот "Неизданный дневник" св. правед. батюшки Иоанна Кронштадтского найдите. Он Вам поможет узнать, как и отчего идут к святости. Не спешите и Вы увидеть себя безгрешным, лучше знать реальности своей внутренней жизни, то есть свою крайнюю немощь, и силу врага, и всесильную помощь Божию к смирившемуся от своей немощи человеку. Господь с Вами, укрепляет, умудряет Вас.

Молимся о вас и помним.

А брат сам будет решать свои проблемы без Вас и без меня.

Дорогие о Господе Л. и Н.!

Живите там, где Бог привёл, и ничего не затевайте другого. И в монастыре не все спасаются, и в миру не все погибают. Вот и живите втроем, сострадая друг другу и неся немощи свои и близких своих.

Дорогие мои, миром правит Промысл Божий, а не мы, смертные люди: я, отец К., отец Н.. Ходите в церковь, молитесь, по мере сил своих трудитесь дома, и хватит с вас. А болезни ваши будут громче всяких дел ходатайствовать за Вас пред Богом, только живите без ропота и не ищите себе никаких приключений. К отцу А. много не предъявляйте требований, он ведь человек, а воз-то везет непосильный, и не хватает у него сил, чтобы всех взять на руки и обнять любовью. Божие благословение вам.

Дорогой отец А.! Христос Воскресе!

Очень рад, что представилась нам возможность повидаться лицом к лицу, этого, конечно, ни в одном письме и самом пространном не воспроизвести, когда душа с душой лично встречаются.

Надо Бога благодарить, это теперь так редко бывает, ведь моя старость уж и на душу готова посягать, а не только на тело.

Дорогой батюшка, а хотим ли мы, не хотим ли соглашаться со своей участью и положением, все равно будет так, как даст Промысл Божий, предзря нас теперь и в нашем будущем и ведя нас к исполнению взятых добровольно на себя обетов.

И все это во благо нам, и во спасение, и в будущую радость. И по опыту скажу, что, чем скорее мы сердцем примем Богом данное, тем легче нам будет нести благое иго Божие и бремя Его легкое. Тяжелым оно становится от нашего противления внутреннего.

Людьми не смущайтесь. Один человек, когда он живет в келий под началом, и совсем непредсказуемо другим он становится, живя в покоях и начальствуя.

Я очень жалею и молюсь о всех начальствующих. Искус их тяжел: и снизу жмут недоброжелательством, и сверху тесно, и самые близкие становятся часто в этих ситуациях далече. А вокруг мельтешат, и трудно распознать, кто с чем пришел.

Да и внутренний враг не дремлет - распирает мнением о себе высоким. И если бы не Господь, мало кто прошел бы этот жизненный искус во спасение.

Молитесь об о. Г. А вот насчет лечения людей на меня ссылаться не стоит.

Считаю, что это дело только медиков, для священнослужителей же даны иные средства помощи людям.

Ваши внутренние силы подтачиваются Вашим немирствием в отношении ко всему окружающему. Вам теперь - оттого и трудно. Вы не приняли N-ый монастырь по сию пору как место своего спасения, и именно поэтому и наваливается на Вас враг.

Владыку Вениамина, конечно же, хорошо Вам издать на родном языке. Помоги Вам Бог в издательской деятельности.

А вот насчет болящей женщины, прилепившейся к Вам, - будьте поосторожнее, чтобы она не связывала Вашей внутренней свободы. Поосторожнее сокращайте её притязания на Ваше время, а телефонные разговоры исключите совсем. Она хочет к Вам на ручки, но у Вас нет сил носить, и должен Вам сказать, что такая опека монахов входит в программу монашеского искуса. Умудряйтесь вообще всех "матушек" и сильных духовно, и слабых держать на почтительном расстоянии, и чтобы не они нами руководили (на что они посягают всеми правдами и неправдами), но мы ради их же духовной пользы оставались бы теми, кем быть должны. А помолиться о Вас и о ней обещаю. Даже несколько обеспокоен таким Вашим искушением. Ноги Ваши видел и о лечении их будем молиться, даже и до операции. Если нет других средств привести их в относительный порядок, то и операцию надо будет сделать. Не спешите в мир иной, Вы ещё не все искушения прошли, не закалились ещё для Голгофы.

Молитесь о даровании живой веры Богу и несомненной надежды только на Него. Ведь только Он один и правит миром, и в этом - наша крепость и сила. Всё Им, всё от Него и всё к Нему.

Воистину! Воистину Воскресе Христос!

Только Господь, Он один должен быть Властителем Вашего сердца и ума.

Раб Божий Ю.!

А посоветовать мне Вам нечего. Вам уже всё сказали те, кто разговаривал с Вами о священстве. Да и какое священство, если Вы и свою-то жизнь устроить не можете, а при искушениях оставляете упование на Бога.

А сейчас такое время настало, когда только вера в то, что Промысл Божий устрояет жизнь, может все трудности жизни преодолеть.

Да и если цель в жизни определена - спасение души для вечности, то через все искушения пройдем с благодарением Богу и устоим в Истине.

Дорогая матушка Е.!

Духовная свобода покупается дорогой ценой страданий. Я не говорю о тех невидимых гонениях, когда мне вручали указы - "для пользы Церкви, для блага дела", а семь лет тюрьмы и ссылки, жизнь в обществе, самом разнузданном.

И не для нас ли написано, что "все желающие жить благочестиво, гонимы будут". И это гонение не от иерархии, не от людей - это наш спасительный жизненный крест, который надо мужественно донести до конца, чтобы не уничтожить плодов креста.

"Господи! Тебе все ведомо; сотвори со мной, как изволишь. Аминь".

Вот и вся программа Вашему батюшке. У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой.

А постригов женщин, у которых есть дети малолетние, я вообще никогда не благословлял, кто я такой, чтобы спорить с Богом. Он повелел ей быть матерью, а это такой труд, которого хватит на всю жизнь.

А нынче модно стало быть сразу всем одновременно: и монахиней, и матерью, и супругой. Но я очень сомневаюсь, что это столпотворение и смешение вавилонское приведёт ко спасению.

Выбор жизненного пути человек делает однажды, и только особым Божиим вмешательством переставляется человек на иной образ жизни. Если Господь Сам освобождает этого человека от тех обязанностей, которые взяты им при выборе жизненного пути,- умирает супруг, умирают дети,- вот это от Бога. А всё остальное - своеволие и произвол. Тут Вам ответ и о Т., которая ещё и христианкой-то осознанно не стала и хромает на оба колена, а Вы с отцом Е. прочите её в монахини.

Серьезно ли это? - пусть решает сам ваш батюшка. Да и Святейший издал своевременный указ,- запретив "домашние" постриги, но всем желающим поднять подвиг монашеской жизни подобает быть в монастыре.

Вот и Вы в своём ослеплении думаете, что являетесь спасителями и помощниками отцу Е., а с Вас спрос будет не за то, как Вы его спасали, а за то, какой инокиней Вы были. Но это Вам всё предлагается к размышлению.

Подумайте обо всём вместе с отцом Е. И это ваш общий экзамен пред Господом.

 

Путь к Богу

 

Дорогая о Господе Н.!

Читай-ка лучше Святое Евангелие, да молись Богу дома, и в церковь ходи на праздничные и воскресные службы.

Нам, дорогая моя, к Богу надо стремиться, и Его одного искать в жизни. Даст Бог духовного руководителя, так твое сердце в мире, тишине и радости примет его, а если такого нет, то и не смущайся, не ищи.

То, что Вы повенчались с супругом,- милость Божия. Ведь Вы живете семьей, и теперь получили на это Божие благословение, а до этого таинства и вы во грехе, и чада ваши - плод греха. Терпеть легче все семейные невзгоды, неся свой Богом благословенный крест. Крест-то нести все равно приходится, но теперь ваше терпение будет во спасение вам и чадам вашим. Почитайте 1-ое послание к Коринфянам, гл. 7. И станет ясно, какие благословения даются в Св. Писании на семейные отношения.

Помолиться о вас могу, да управит Господь помышления Ваши во благо.

Дорогой инок А!

К Богу путей не счесть. Но две дороги, которые образуются многими нашими тропами к Богу,- это путь пастухов-простецов и путь мудрецов,- очевидны.

И в Церкви нужны, и очень нужны и те, и другие.

А встать надо на тот путь, который созвучен нашему внутреннему человеку.

И высокая мудрость достигала глубин духовного озарения, и молитвенная простота не отставала от мудрости.

Дай Вам Бог по сердцу Вашему и уму труды и умственные, и духовные.

25 мая 2001 года.

 

Самость, своеволие

 

Дорогая Н.

Читай чаще и внимательнее Апостола и там ты найдешь аналогичный твоему нынешнему состоянию пример:

"Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю..."

Прочитай до конца Послание к Римлянам св. ап. Павла, гл. 7 от ст. 14. Почитай и утешься тем, что идешь общей стезей, и из этого научись надеяться не на себя, не на свои силы, не на свои труды, но на Бога и Его милосердие в помощи нам. Ибо без Него мы малейшего сделать не можем и понять это - очень важно. Понять не умом, но всем существом на деле. Вот и ты познаешь начатки. Дай Бог, чтобы они, эти знания, не ввергли тебя в безнадежие, но дали бы радость полной отдачи Богу себя и память, что всё доброе от Него и всё Им.

А мы все тайно на свою праведность уповаем, а её нет, и мы болеем отчаянием. Сокрушить же самость нашу и гордыню сами мы не можем, вот и помогает нам в этом Господь. Не унывай, но кайся и радуйся.

О будущем поговорим, когда приблизится срок окончания учебы, но ты-то в себе ищи, к чему же склоняется твое сердечко. Ничто не возбраняется нам, но выбор тебе придется делать самой и независимо ни от мамы, ни от меня, в этом обязательно должна быть свободная воля каждого. Прислушивайся к себе.

Божие благословение тебе.

Раба Божия Л.!

А ведь муж-то Вам правильно говорит. В одном только он ошибается: не на Бога Вы их променяли, а на свою самость. О каком монастыре Вы говорите - семейный человек, ответственный и за супруга, и за дочь. Был бы у Вас на руках младенец, разве стали бы Вы от него требовать то, что он дать не может. Вот и близкие - Ваши духовные младенцы, а у Вас ни терпения, ни любви настоящей нет. А где это написано, чтобы супруги жили так, как Вы придумали. Не буду Вам ничего советовать. Умудри Вас Бог.

Дорогая М. Е.!

Поспешил я заглянуть в труд Ваш, в Ваши воспоминания.

Насколько я помню, я был против написания их, когда Вы обращались ко мне за благословением перед началом дела.

И потому, что Вы не пожелали обратить внимание на мое мнение, не говорю уж "на благословение", я решил не откладывать полученную книгу, а узнать, что же Вы вспомнили и о ком вспомнили.

Огорчению моему, дорогая писательница, несть предела.

Кого ославить решили Вы?

- Старцев, которые ушли в вечность и уже не могут воспрепятствовать Вашему безумию;

- тех, кто еще жив и кому Ваше творчество в будущем, да и сейчас уже доставит много бед, горя и переживаний;

- себя, чтобы весь свет знал о знаменитой страстотерпице монахине М., и которая тем лишится всех плодов своего терпения пред Богом. Так вот именно потому, что от Вашей писанины никому не будет никакой пользы, а один только вред, и в первую очередь Вам самой, я запрещаю Вам распространять- Ваши_ воспоминания.

А все те экземпляры, которые были уже розданы, верните себе. М. Е., если я узнаю, что Вы опять ослушались меня, то не обижайтесь на меня, если я откажу Вамв общении со мной на будущее.

Как же Вы, пройдя суровую школу действительности, не сделали для себя никаких выводов, я не говорю уже о полнейшей бездуховности в отношении к себе, к своим близким, к дочери, к людям живым и усопшим.

Неужели у Вас нет нисколько чувства благодарности и к о. С., и ко многим другим, кто так или иначе Божиим Промыслом были посланы на пути жизни Вашей?!

Ваша книга - дело вражье, а потому соберите все экземпляры книги и уничтожьте их, не оставляя себе это искушение на посмеяние врагу. Вот и всё, что хотелось скорее сказать Вам по поводу Вашего своеволия. Простите.

Дорогая В. Н.!

Поздравляю Вас с праздником Успения Матери Божией. Спасибо за присланное, все сладости раздал на праздник обоим хорам и труженикам обители нашей.

Не удивляйтесь письму моему: необходимость написать его появилась после посещения меня М. Е. и ее разговора о создании в строящемся Вашем доме домовой церкви. Вы обращались ко мне с этим вопросом и ранее, но, очевидно, мой отрицательный ответ пришелся Вам всем не по душе, если опять М. Е. подняла этот вопрос, как вновь возникший. Я заметил, что это ее манера в достижении своей цели. Нынче, после моего повторного отказа благословить это начинание, М. Е. сослалалась на благословение, данное Вам архиепископом.

Так вот, не надеясь на добросовестное толкование моих слов, на понимание их, я хочу уведомить Вас саму: ко мне больше с этим вопросом не подходите ни справа, ни слева. Я ни права, ни власти, ни желания не имею участвовать в делах, не имеющих благословения Патриарха. Если Вы решаете этот вопрос с Владыкой, то это его дело.

Он - архиерей. Он и ответственность пред Богом и Св. Патриархом берет на себя. Я не благословлял ранее, не благословляю теперь, и не благословлю и в будущем такое начинание. Архиереи не все имеют домовые церкви, а чтобы их имели миряне - я и в старые времена о таком не слышал.

Вот это и хотел Вам сказать лично, так как строящийся дом принадлежит Вам. Простите.

 

Священство

 

Дорогая Н.!

Прости, что, имея возможность повидаться с тобой, всё же отвечаю тебе письменно. Для разговора требуется больше напряжения, а мне это теперь уже трудно, да и дни великие требуют нерассеянного внимания. Отвечаю кратко.

У Господа ни ошибки быть не может, ни неправды. Ты проходишь жизненный урок и пока, не делая для себя выводов правильных, буксуешь на одном и том же. Детка, склад твоего ума и сердца отвечают христианским требованиям, но.... А вот "но"-то в том, что в какой-то момент появляется в сердце привязанность к человеку. И картина взаимоотношений меняется, а раненное действительностью сердце изнывает от боли. Но ведь, Н., это Господь пресекает твою ошибку. Ему, одному Ему должно быть верным сердце наше. До ревности любит Дух, живущий в нас. Будь внимательна к своему сердцу. Да и обеты наши внутренние не стираются временем, и они корректируют жизнь. Так-то, Н. По-монашески это звучит так: "Всех люби и от всех беги". Ты сама не бежишь, так рука Промысла Божия властно вторгается в жизнь твою.

В отношении крестницы вопрос преждевременный, но я на будущее скажу тебе. У меня крестников много было, и жизнь складывалась по-разному, но ни одного из них не дал мне Господь на житейское попечение, но только на духовное. У тебя от Господа тоже свое послушание, и уже многие покушались на твою свободу, но иные планы Божий, а иные человеческие. От родительского послушания ты свободна. Оставайся крестной - и только. Молись, остальное предай Богу, иначе возьмешь на себя самодельный крест. Священнику лицедействовать не подобает - это для него грех тяжкий. У меня на памяти живой пример - здесь в монастыре был наместник (имени неназову) и был иеродиакон (о имени тоже умолчу), они только облачились в благословенные одежды и прошли перед кинокамерой. В наших очах всё это кажется безобидным, а гнев Божий преследовал обоих всю оставшуюся жизнь до трагической кончины. Так что нет и не может быть благословения на роль священника в кино тому, кто служит Богу в сане у престола.

Господь с тобою, Н. Дай Бог провести Страстную седмицу в здравии, умиротворении души и в глубокой благодарности Господу за то, что есть для нас эти Великие священные дни.

Раб Божий К.!

Вас следует помысл о принятии сана стереть в своём сознании. Прошлую жизнь изменить нельзя и стереть, как не сущую, тоже невозможно. А она-то и есть для Вас препятствие к служению Богу у Престола. Об искусственном оплодотворении тоже не может быть и речи - это Богоборчество.

Если же примете сан вопреки канонам, то вопрос о спасении души будет под большим сомнением. И, судя по вашему письму, Вы ещё совсем не во-церковлены, и сознание у Вас далеко от православного.

Дорогая Т.!

Грехи, в которых мы принесли покаяние, по милосердию Божию нам Господь прощает. А вот к служащему у Престола Божия Господь предъявляет особые требования: во-первых, сам он до венчания со своей избранницей должен быть девственником, и во-вторых, та, которая станет впоследствии матушкой, тоже должна быть девственницей. Вот по этим канонам и не может человек стать батюшкой или матушкой, имея в прошлом груз смертных грехов, хотя и прощаются они согрешившему в покаянии.

Дорогой о Господе А.!

Ваша просьба для меня невыполнима. Я не знаю духовника, который бы удовлетворил Ваши запросы. А в отношении принятия сана Вы и сами с супругой ответили на этот вопрос: нет ни внутренних предпосылок, ни внешних, нет желания идти на мученичество. Ведь настоящее священство и есть мученичество.

Так что успокойтесь, Ваша домашняя церковь - семья - требует от Вас много и забот, и сил. Вот и управляйтесь в семье.

Раб Божий С.!

Вопрос о возможности быть священником обычно окончательно решается на исповеди. Ведь есть такие грехи, которые навсегда ставят для человека, их совершившего, преграду к служению Богу у престола.

А я Вас не знаю и поэтому решать такой важный вопрос не могу. Но я знаю некоторых священников, которые перед хиротонией не раскрыли свою подноготную архиерею и, получив сан, стали впадать в такие состояния, что поняли: служить они не могут.

Вот и решайте свой вопрос с духовником, но сначала со своей совестью.

Дорогой о Господе О.!

Скажу Вам сразу - помысл о рукоположении изгоните от себя раз и навсегда. Даже, если Вас и будут соблазнять такими предложениями. Опыт показывает, что пришедшие к Престолу от рок-музыки служить во спасение не могут. Я получаю столько писем от таких несчастных людей, но помощь им приходит только после того, как они снимают с себя сан. Некоторые вообще не могут стоять у престола, а некоторые опускаются на дно ада беззакониями такими, которые они и до принятия сана не делали. Так что имейте это в виду.

А у вас с женой и так крест тяжёлый, надо его нести. Живите пока, ничего не меняя в своей жизни. Дочь-то ведь на руках носить надо. Укрепи Вас Господь нести свой крест во спасение.

Дорогой отец С.!

Прижать бы Вашу голову к груди, обнять, как ребенка, и нашептать Вам на ушко "сказку" о том прошлом счастье в жизни, когда спасительная сила Божьего касания преобразила для Вас мир и озарила его радостью. И память об этом должна была лечь прочным фундаментом в основание Вашего религиозного опыта.

Я не знаю, с каким чувством давали Вы священнические обеты и принимали в ответ на них благодать священства. А ведь и это не могло не породить реального чувства близости Божией и спасительной силы касания Божией благодати и тоже стать существенной зарубкой в духовной жизни. И дорогой мой, разве всё это получили мы по праву своей праведности? Нет и нет, но как любовь Бо-жию в ответ на Вашу первую любовь.

Да, Спаситель пришел спасти грешных, и, когда умножился грех, стала преизобиловать благодать. И сколько сейчас людей, уже, казалось бы, погрязших в пучине самого мерзопакостного греха, получают спасительный толчок от Господа к возрождению души (это я Вам из повседневного опыта духовника говорю). Толчок получили, а дальше должно быть осознание чуда Божией любви, преобразующей жизнь. Не гордостное самомнение о полученном даре, но осознание своей крайней греховности, своего полного бессилия снять с себя коросту проказы, поразившей всё существо, и вместе с тем бесконечной благодарности Богу и упование на Его силу и милость на будущее.

Свое же - только желание и посильный труд, не сверхсильный, ведь нельзя требовать и от себя того, чего в настоящий момент ты сделать не в силах.

Батюшка дорогой, безысходность у тех только, для кого не светит Свет Божией Истины и Правды. Ваша "безысходность" может быть от неправой внутренней установки. Не мы с Вами спасаем, не мы с Вами даем силу к жизни, всё - от Бога, мы же лишь посредники, свидетели, указатели. Тяжело выслушивать исповедь современного человека, но она же и порождает в душе духовника жалость к человеку - начало любви, зрение вражьих происков, а главное в том, что такой человек переступил порог Церкви, увидеть несомненную Божию любовь к самому заматоревшему во грехе грешнику. А Вы устали, а Вы поддались самости, а Вы забыли, что мы и учителя, и ученики одновременно. И уроки духовной жизни для нас сугубы и рассчитаны на всю жизнь. И чередуются духовные прозрения и взлеты со спадами, и всё надо пережить, и это - наука из наук, и, думаю, посложнее институтской.

Так что, батюшка, не унывайте, живым сердцем, изнывающим от недоумений, прильните ко Господу, до конца пройдя сквозь искушение и получив взамен страданий живое религиозное чувство, живой опыт жизни в Боге. Боже упаси следовать вражьим помыслам, которые уже проложили дорогу к Вашему сердцу. Стоять надо насмерть в вере!

7 октября 2000 года

Дорогой отец М.!

Если есть благословение Владыки на создание школы, то не смущайтесь. Время настало такое, что ради спасения погибающего в невежестве неверия человека надо и из пустынь выходить. 70 лет плена не могли не наложить отпечатка на людей. Плен-то миновал, да новая беда на пороге - свобода и вседозволенность всякому злу. У нас в монастыре есть и воскресная школа, и детский хор. А Вам надо руководствоваться архиерейским благословением. Умудри Вас Бог!

Дорогой отец Б.!

Простите за столь долгое молчание. Получил давно Ваше письмо, но болезнь обоих глаз не давала мне возможности Вам ответить вовремя.

Дорогой батюшка, уж если опыт Церкви для многих теперь - не авторитет, и даваемый священнику в руки служебник и требник - не закон, то вряд ли духовный опыт одного священника изменит настроение "новаторов". Да, общие исповеди введены, как требование жизни, святым праведным Батюшкой Иоанном Кронштадским. Но, какие это были исповеди, да и какой Батюшка их принимал! И сейчас во многих приходах общую исповедь практикуют, но, когда люди кающиеся, подходят под разрешительную молитву, они дополняют общую исповедь тем, что тяготит их сердце.

То же самое и в отношении только-только входящих в Церковь. Ведь формализм и равнодушие священника не даст им и войти в Церковь, и тем более в ней укорениться. А отвечать за это будет каждый священник.

Мне в свое время, когда я только начинал служение, а это было в 1945 году, пришлось столкнуться с подобными явлениями. И на мой вопрос об этом Св. Патриарху Алексию I (он меня рукополагал) он ответил:

- Что я дал тебе при рукоположении? - "Требник".

- Так вот всё, что там написано, выполняй, а всё, что за сим находит, терпи. И спасешься.

Спасайтесь же, дорогой батюшка, отец Б., священство - добровольное мученичество. Труд велик, а награда за него безмерна.

Дорогой о Господе П.!

Я благословить Вас на принятие сана не могу. Это властен сделать только Ваш духовник, рекомендуя Вас, и архиерей, который, зная Ваши препятствия, все же решит, что возможность к рукоположению есть.

Я же от себя только скажу Вам, что если препятствия серьезные, то в будущем с принятием сана человека, дерзнувшего на это, ждут очень многие скорби, вплоть до невозможности стоять у престола.

Поэтому хорошо всё обдумайте и посоветуйтесь с Владыкой.

Дорогой Ю. Г.!

Благодарю Вас за все знаки Вашего внимания ко мне. И сам поздравляю Вас с попразднством Успения.

Праздник нынче прошел благоволением Матери Божией одухотворенно, и множество людей уехали из Печор, увозя живое чувство и свидетельство о милости Пресвятой Владычицы к нам.

Не было еще времени у меня прочитать составленную Вами книгу - летопись о нашем монастыре и его подвижниках, но держать ее в руках приятно, и фотоматериал подан деликатно и со вкусом. Спасибо за труды и поты, как говаривал рязанский архиепископ Николай Чуфаровский.

О священстве скажу Вам словами апостола: "желающий священства, доброго дела желает..." Но всякий сам в первую очередь должен решить, по силам ли ему сие добровольное мученичество, сохранил ли он своей жизнью залог и возможности, чтобы приступить к сему великому таинству и служению.

Дорогой Ю. Г., и ведь это дело глубокой исповеди духовнику, который и будет Вашим поручителем пред Богом и архиереем. Прилагаю Вам образец для самоиспытания - слово митрополита Стефана Болгарского.

Ну а продвигать процесс рукоположения со своей стороны внешними хлопотами я бы Вам не советовал. У Бога всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать.

Молюсь о Вас и помню.

 

Семейная жизнь

 

Дорогая о Господе В.!

При Вашем заболевании кто же может Вам гарантировать благополучие. Семья сама по себе предполагает рождение детей, и при венчании об этом молятся и получают благословение Божие на деторождение, но родители-то предполагаются здравые.

А Вам что я могу сказать? Если бы Вы написали мне до замужества, то я бы не посоветовал Вам выходить замуж, но теперь я просто умолчу. Крест Ваш тяжел, и только. Всё входит в противоречие.

Брак - это полная семья с детьми, а в семьях христианских и не с одним ребенком, но сколько Бог даст. А детоубийство - смерти детей - обещает адские муки еще и на земле, а не только в будущем.

Молитесь Матери Божией Феодоровской и родителям Ее - святым праведным Иоакиму и Анне, и родителям Иоанна Предтечи - святым праведным Захарии и Елисавете. Молитесь Богу и предайте себя Его святой воле.

Дорогая о Господе А!

Вашу просьбу о молитве за семью Вашу я выполняю. Молитесь за супруга, он одержим тяжкой болезнью, и где бы он не обитал, он - Ваш супруг.

А если один член нашего тела болен, то болен и весь человек. Так и Вы. Будем молиться, чтобы Господь дал Вам крепость духа и веру несомненную, чтобы быть духовной опорой и мужу, и чадам. А уныние - вражье давление на Вас, и это надо знать, и молиться, и причащаться почаще.

Дорогие А. и Е!

Время Великого поста не очень подходящее для решения вашей проблемы. Но коль она возникла, будем молиться, чтобы на Красную Горку в вас обоих созрела решимость встать на избираемый в жизни путь.

Розы будут лишь в начале пути, а терния (их не избежать ни одной семье) проявятся позднее. Но количество их и болезненность будут зависеть от вашей мудрости, а главное - любви. Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви, то от счастья будете недалеко.

А благословение будете брать у родителей.

Дорогой о Господе о. В.!

Вот и пришло для Вас время дать качественный анализ Вашей веры и Вашего служения. В жизни кому не пришлось ошибаться. И сейчас и для Вашей матушки, и для Вас начался духовный экзамен, который, кстати, не без Ваших же усилий и возник. И Вы его не выдерживаете, на первом же этапе появилась утешительница. А ведь как по-Божьи-то надо - случился конфликт в семье, помолись, приложи все силы, чтобы сохранить семью. Ну а о монастыре речь уж только, когда супруга создаст свою другую семью. И ни о какой помощнице-утешительнице и помышлять нельзя. Грешно. Гибельно.

Дорогой батюшка, это ведь для Вас та самая печать, которой все боятся, и без устрашающих трех шестерок. А дети! Никому нет о них думы. Думы-то нет, а отвечать за них придется.

Дорогой о Господе М.!

Так жить нельзя. Любовь втроем - грех великий. А Вам надо приложить все усилия, чтобы сохранить семью. И самое важное в этих усилиях - молитва о супруге и частое причащение. Но пусть она делает выбор, всё хорошо обдумав. Вы с ней поговорите - ведь надежды, что она создаст семью новую, у нее нет совсем. Так что ей надо хорошо подумать, прежде чем зачеркивать всю свою земную жизнь и бросаться в омут погибели. Да и наказания за ее заблуждения от Бога последуют вскоре - это современные тяжкие болезни. Ведь когда это случится, ей некому будет воды подать. Покажите ей это письмо мое. А я буду о вас обоих молиться. Такое страшное помрачение в таком возрасте, ну, а смерть приступит. Куда пойдем? Ведь те муки, что сейчас нашли вас, есть уже преддверие ада. А что потом? Подумайте.

Дорогая о Господе Н.!

На Ваши вопросы Вам отвечает духовный отец. И другого пути выбраться из тупиков у Вас пока нет. Молитесь, просите милости Божией. Вот только об одном я бы Вам посоветовал подумать серьезно - это Ваши отношения с супругом бывшим.

Нет, дорогая моя, между мужем и женой отношений сестринских и быть не может. И Ваша близость - это ему совсем не помощь, а, наоборот, раздражитель, который толкает его на всякие беззаконные деяния.

А потому и надо Вам решить эту проблему в первую очередь: или Вы узакониваете с ним свои отношения и живете как положено супругам, или уходите и даете ему свободу устроить свою жизнь. Дорогая моя, это ведь проблема серьезная, и только о себе и своих хотениях здесь думать нельзя. А о маме, о детях молитесь. И благодарите Бога, что Он извел Вас из тьмы погибельной. А житейские невзгоды и бедность - ничего, по сравнению с духовным бедствием, в котором Вы пребывали.

Умудри Вас Бог и укрепи.

Дорогой И.!

По велению Божию первое и самое важное благословение на создание семьи вы должны оба получить от своих родителей. Им о чадах дается сакраментальное знание, граничащее с провидением.

Поэтому вопрос Ваш должен быть адресован не ко мне. А второе и тоже важное - благословение ваших духовников.

А я только посоветовал бы приступить Вам к Таинству перед самым Вашим выпускным актом по окончании семинарии. И учеба К. будет под большим вопросом. Семейный долг в корне меняет у человека образ жизни. И эти семейные обязанности - первостепенные.

Дорогие С. В. и Г. В.!

Моя память сохранила памятную дату Вашей жизни - день рождения С., и этот же день обещал стать благословенным днем Вашей семьи, когда Божие благословение почило на Ваших супружеских отношениях, и стал день этот и днем рождения христианской семьи, славой и честью венчая вас.

Очень хочу поздравить вас в этот день, так как нет для священника большей радости зреть, что свет Христовой любви и истины озаряет жизнь.

Многая, многая Вам лета в радости, любви и единодушии.

Р.S. Посылаю Вам к этому единственному в Вашей жизни знаменательному дню иконку-складенек. Она всегда с момента ее появления у меня была со мной, даже и в отъезды я брал ее с собой. Ну, а теперь да будет она при Вас - охраняя, освящая, вразумляя на всех путях жизни. Храните Господа, и Он сохранит Вас.

Дорогая о Господе В.!

Жизнь - это искусство. И нет общего рецепта на все случаи жизни. Одно только несомненно - взятые обеты надо выполнять. А Вы, приведя супруга к алтарю Господню и обещав ему пред Богом любовь, верность и послушание, нарушаете взятые на себя обязанности. Ведь надо терпеливо подождать, чтобы и у супруга появились начатки религиозных понятий.

А пока их нет, надо уступать ему. Когда Вы поженились, вы с ним одинаково воспринимали жизнь, не забегайте и теперь далеко вперед от него.

Карточки пока брать можно, ибо там не стоит вопрос о Вашем вероисповедании.

Учитесь сохранять семью. Любовью, сочувствием и пониманием верните себе расположение мужа. Умудри Вас Господь!

Дорогая о Господе А.!

Решать вопрос о замужестве тебе придется со своей мамой и с духовником. Познакомь с С. и маму, и отца В., и обоим им Господь дарует ведение, надо ли вам с С. создавать семью. И еще скажу тебе: в любом случае, с кем бы человек не начинал строить семейную жизнь, он пройдет периоды искуса, ведь готового счастья не бывает, и зависит оно не только от мужа, но и от жены в той же мере.

А потому учитесь и присматривайтесь друг к другу. Дружите, не переходя границ дозволенного. Ведь, если в основание семьи положить грех, то ожидать благоденствия уже не приходится.

На последнем курсе института будет самое время явить решимость в выборе дальнейшего жизненного пути.

Дорогая о Господе О.!

А ведь и правда, глаза-то Ваши разбежались, и ум - в смятении. Если бы Вы были одна и не были ответственны за супруга и сына, то такое можно было бы как-то понять и объяснить. Ну а сейчас хочется призвать Вас к трезвому восприятию жизни и чувству ответственности. Ведь спасение наше зависит от выполнения воли Божией, а не от своеволия.

Вы человек семейный, и все должно в Вас быть подчинено выполнению обетов семейного человека. А потому никакого скитского жительства, которое окончательно разрушит семью, Вам допускать нельзя. И супруга своим рвением Вы от Церкви и веры отвратили, значит, и здесь надо менять свое устроение. Умудри Вас Бог!

Дорогая О.!

Берегите ваши добрые отношения и не нарушайте их ни разрывом, ни недозволенными поступками. Берегите друг друга. Если в основу будущей семьи положен грех, то уже ничего хорошего ждать не приходится. А торопиться со свадьбой не надо.

Два года - это как раз тот испытательный срок, который сделает ваши чувства глубокими и проверенными. Умудряйтесь.

Выбор жизненного пути и создание семьи очень серьезный шаг.

Дорогая С.!

А ты не беги далеко вперед от супруга-то. Когда вы создавали семью, вы с А. были единодушны в своем неведении, а теперь ты уходишь от супруга, и он не в состоянии пока понять, ради кого и чего такие изменения в его жене.

И вид С, не должен пока резко отличаться от того, к которому привык супруг. Внешнее не спешите менять. А вот во внутреннем упор должен быть на молитву. Ведь любит же тебя А., ведь пошел же он в церковь венчаться. А теперь твоя, С., главнейшая задача - сохранить семью. Сердцу твоему будет тяжело делать уступки супругу, но это надо.

Господь-то видит твои страдания, и Он прощает нас легче и проще, чем даже близкие люди. Умудри тебя Бог!

Дорогой о Господе Ю.!

Желание создать семью благословлено Вам, а вот благословение конкретно на брак с А. первое и самое важное - родительское, второе взять надо у ваших духовников, которые вас исповедуют.

Помните только оба, чтобы в фундамент создания семьи не заложить грех сближения преждевременного, иначе трудно будет строить то, на что Вы простираетесь в своем желании. И еще помните, что счастье надо тоже выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон.

Только тогда, когда у обоих вас будет глубокое чувство ответственности пред Богом - будет созидаться семья.

Раба Божия Л.!

Вс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: