Понятия: художественный метод, направление, течение, школа.




Термины возникали в литературоведении XIX–XX вв. для обозначения совершенно разных явлений. Все они имеют отношение к писателям и их произведениям (то есть к истории литературы и литературному процессу).

Художники разных эпох могут быть близки друг другу по миропониманию, идейной направленности творчества и принципам изображения жизни. Идейно-эстетическая общность, свойственная ряду писателей и выражающаяся в их творчестве, называется художественным (творческим) методом. Метод определяет и содержание, и форму в искусстве. Он получает воплощение в идее произведения, в принципах построения образов, в сюжете, в композиции, в языке. Метод – это понимание и воспроизведение художником действительности в соответствии с особенностями его мышления.

Художественный метод — это система принципов отбора, оценки и воспроизведения действительности. В его основе лежат определенная концепция мира, человека и искусства (то есть логически осмысленная и сформулированная позиция писателя, заявленная им в произведении) и нравственно-эстетический идеал (то есть образ той жизни, которая должна быть, с точки зрения писателя). О художественных методах начинают говорить с литературы периода 17-18 веков, когда они потеснили жанровый способ развития литературного процесса и начали оказывать большое, все более и более определяющее влияние на становление жанров и жанровых систем.

Метод определяется тремя факторами:

1. действительностью,

2..мировоззрением писателя,

3. художественным мышлением писателя.

Творческий метод имеет четыре грани:

1. познание жизни,

2. ее оценка,

3. преображение жизни в образную ткань искусства,

4. язык.

Творческий метод выступает как система принципов, которые формируют определенные направления или течения в искусстве и литературе.

Художественные методы: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм. Это традиционная классификация.

Направление — наиболее общее типологическое объединение писателей определенной эпохи на основе общности художественного метода. Направления называются так же, как и методы (смотри выше).

Понятие направление характеризуют следующие признаки:

-общие духовно-эстетические принципы,

-однотипность миропонимания писателей и стоящих перед ними жизненных проблем,

- сходство эпохи, в которой они живут.

При этом, все художники, писатели – разные, их отношение к поставленным проблемам, пути их решения и прочее могут не совпадать, хотя они относятся к одному направлению. Например, Л.Н. Толстой – реалист, Ф.М. Достоевский – тоже реалист. Но их взгляды, точки зрения на многие проблемы современности – совершенно разные.

Внутри направления возможно существование течений.

Течения — более тонкая или узкая дифференциация группировки писателей в рамках одного направления или (в переходные периоды) не сформировавшиеся в направления литературные явления из-за размытости системы художественных принципов. Например, в России в конце 19 – начале 20 веков существовал модернизм как литературное направление. Внутри модернизма выделились течения модернистские: символизм, акмеизм, футуризм. Если направление – это «река», то течение – «ручеек», впадающий в эту реку (выражаясь метафорически).

Литературная школа — объединение писателей, осознанное ими самими. Например, «натуральная школа» в русской литературе, которая объединила сторонников творчества Н.В. Гоголя. Они боролись за демократизацию литературы, изображение человека как часть социума.

В борьбе и смене направлений и течений происходит литературный процесс.

Стиль - термин, в равной степени относящийся к поэтике (система художественных приемов, по которым определяется авторство, индивидуальность писателя), и к истории литературы (тогда говорят о литературном процессе как о смене стилей эпохи).

Стиль — это характеристика формы, того, что непосредственно представлено глазам читателя (композиция, язык, способы создания характера и т. д.), а также аспект единичного и особенного, в отличие от аспекта общего, что представлено в содержании понятия художественного метода.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Выучить и хорошо разобраться в терминах: метод, направление, течение, школа, стиль.

2. К следующему занятию выписать из учебника (любого), определение классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма и модернизма.

3. Написать и выучить: а) каковы принципы художественного изображения классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма и модернизма.

б) что нового вносит каждое направление; в) основные черты; г) представители.

Срок выполнения: 18.06. 2020 – до 15.00, прислать ВК ответы. Файлы называем своей фамилией и именем. Отвечаем емко, сжато и по существу. Мне нужно понять, сумели ли вы запомнить и понять самое основное и важное в этом материале.

 

Например: Классицизм.

Это метод и направление литературное эпохи Просвещения. Термин был придуман И. Кантом в статье «Что такое Просвещение?» (1784). Главное – вера в разум, в безграничные возможности человеческого разума. Приходит на смену эпохе Возрождения. В переводе с латинского, Классицизм – значит, образцовый. Образцом стало античное искусство с культом ясности и гармоничности.

Историческая основа. К. возник в 17 веке во Франции как идейное и художественное обоснование становящегося в Европе абсолютизма. Весь 17 век в Европе был веком классицизма.

Идейная основа. Философия Рене Декарта. Разум объявляется более высоким и значимым, чем чувство.

Типология героя. Герой либо «+»: он вообще идеальный, либо «-», тут вообще злодей страшный. В связи с этим появляется такая категория как «истинность». С точки зрения классицистов, истинно то, что соответствует идеалу, а не то, что мы видим в жизни. Искусство поэтому должно воспитывать, просвещать публику. Герой целен, у него есть одна, главная черта и он своим поведением, поступками и словами соответствует этой черте. Посмотрите типологию героев в комедии Фонвизина «Недоросль». Перечитайте текст и отметьте, носителями каких черт являются герои комедии.

Конфликт классицистических текстов – это конфликт между страстью и долгом. Долг всегда побеждает. Все это проследите в комедии Фонвизина.

Жанры.

Высокие (норма) и низкие (отступление от нормы):

/ / \ / / \

Эпопея, ода, трагедия. Сатира, басня, комедия.

Закон «Трех единств»:

1. Единство места (действие происходит в одном месте)

2. Единство времени (24 часа, не больше)

3. Единство действия (одна сюжетная линия).

Это общие принципы, характерные для классицизма как метода. Перечислить основных представителей русского классицизма. Это - пример. Вам нужно в учебнике все прочитать и добавить к этому конспекту то, что посчитаете нужным и то, что я упустила. Понятно? И так работаем над всеми литературными направлениями.

Уважаемые студенты! К экзамену все задания должны быть сданы преподавателю. От этого будет зависеть (в том числе) итоговая оценка по дисциплине «Теория литературы».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: