ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ: РОЖДЕНИЕ - ОДИН - ДВА - ТРИ ГОДА




МАЛЫШОК

(для детей 2-3 лет)

САМЫЕ МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ

Все больше людей понимает, как важно рассказывать маленьким детям о любви и покровительстве Божием. Работа с двух трехлетними детьми требует специального подхода. Слушание рассказов – это только частица предназначенной для них программы занятий.

МЛАДШИЕ ДЕТИ ( 3-5 лет)

Конечно, существует огромная разница между самыми маленькими и старшими детьми. Общей чертой трех-пятилетних детей является то, что их возможность сосредоточения не превышает время от 5 до 10 минут. Через такие вот промежутки времени следует менять род занятий. Детям требуется движение. Поэтому программа, кроме краткой проповеди, должна содержать другие формы активности.

Маленькие дети также должны получить весть спасения, но не всякая библейская история для них подходит из-за ограниченных интеллектуальных возможностей.

Планируя программу на следующие месяцы, мы должны заранее выбрать истории, которые дети лучше всего поймут. Некоторые основополагающие лекции или притчи для них слишком трудны. Дети еще не умеют абстрактно мыслить или понимать символы.

Например:

Рассказывая детям притчу о сеятеле, хорошо было бы показать им камни и зерно. Но как увязать детям тот факт, что зерно обозначает Слово Божие? Они еще не в состоянии понять это. Они поймут, что зерно не сможет углубиться в каменистый грунт, но, конечно, не поймут, что такая земля обозначает сердце человека. Даже взрослые люди, слушавшие Христа, не понимали эту науку. Детям трех-пятилетнего возраста невозможно разъяснить эту притчу, или пришлось бы разъяснять ее таким сложным путем, что внимание детей скоро бы рассеялось. Если мы теперь расскажем им всю притчу, которую они не в состоянии понять во всем необходимом объеме, то это приведет к тому, что услышав эту притчу в более старшем возрасте, они скажут: «А-а, я это уже слышал когда-то» и закроют свое сердце для восприятия самого главного.

ПОДБОР ПРОПОВЕДЕЙ

Выбирая данный рассказ, следует помнить, что:

1. весть должна быть представлена правдиво;

2. наша цель – познакомить детей с планами, делами и волей Бога;

3. сказание должно увязываться с уже известными для детей сведениями;

4. детям не нужно узнавать много историй, но они должны хорошо знать те, которые мы им рассказываем;

5. мы должны осторожно подходить к святым делам Божиим. Нельзя позволить, чтобы дети бестактно или ошибочно интерпретировали наши слова.

Например:

Прочитай Лук. 19, 1-10. Это рассказ о Закхее. Перед началом поставь детей в ряд, один за другим, от самого высокого до самого маленького. Потом покажи им какой-либо предмет. Что сделает самый маленький? Будет выглядывать из-за других, подниматься на носочки, подойдет к тебе или попросит поднять повыше показываемый предмет. Короче говоря, сделает все, чтобы увидеть, что ты делаешь. Или можешь положить что-то на шкаф и попросить ребенка снять это. Что он сделает? Скажет: «Я не могу достать» или «Прошу, поднимите меня». Быть может, возьмет стул и влезет на него. Все увидят, сколько труда это ему стоило.

То же случилось и с Закхеем, ибо он был ростом мал.

Рассказывая детям, можно напомнить этот пример (Ваня сказал: «Я ничего не вижу»). Многие детали этой притчи помогут удержать внимание детей.

Нужно показать им фон, где происходит действие, улица, дерево, группа прохожих. Происходит многое. Иисус ищет потерянных людей. Любит даже вора и избирает одного из них Своим учеником. Закхей, встретив Иисуса, изменяется. Перестает красть.

Маленькому ребенку достаточно и столько информации. Это хороший рассказ, хотя и не полный. В следующий раз расскажи остальное. Такие понятия, как мытарь – сбор пошлин для Рима – лицемерный фарисей – справедливость – для них еще слишком трудны. Опуская эти слова, мы упрощаем рассказ, не изменяя, однако же, его содержания. Когда ребенок подрастет, безусловно, узнает и поймет полный смысл притчи.

ЗАМЕТКИ

Хорошо вести заметки, записывая повествования, которые уже рассказаны, разные замечания, например, песни, которые дети уже запомнили, а также реакцию детей и т.п.

Такие замечания незаменимы, если работает несколько сотрудников, ибо задание должно быть выполнено точно. Это привилегия быть орудием в руке Господа, и поэтому свою работу нужно выполнять хорошо.

Пример:

Много происшествий связано с праздником Пасхи. Нельзя их ежегодно повторять с самого начала. Вечеря Господня, умывание ног, въезд в Иерусалим, Гефсиманский сад, Пилат, Симон Киринеянин, отречение Петра, распятие, слова, сказанные на кресте, смерть Иисуса и погребение, воскресение, Мария Магдалина и другая Мария, Петр и Иоанн, встреча по дороге в Еммаус, прощение Петра, Фома и т.д.

Очень мало времени, чтобы напоминать детям обо всем случившемся. Однако, благодаря заметкам, известно точно, что дети уже узнали в прошлом году. В течение ряда лет можно все эти события поочередно и точно представить.

Пример:

Маленьким детям очень нравится история сотворения мира. Но разве они не должны иметь представления о падении человека, чтобы понять Божий план любви и спасения? Как мы должны поступить с историей о Каине и Авеле? Это трудный рассказ. Даже если по телевизору дети видят худшие сцены, мы все же в ответе за то, что им передаем. (Касается это также родителей, которых мы можем не знать.) Можно разобрать эту историю по частям и немного по-иному.

Посмотрите. Кто это? Это мать Ева. Она держит на коленях маленького мальчика. Она играет с ним и поет ему песенку. Мальчик прыгает у нее на коленях. Ева очень счастлива. Этого малыша зовут Сиф. Посмотрите, подходит отец Адам. Он также очень любит своего сына. Мужчина и женщина очень счастливы, ибо Бог дал им маленького Сифа. Когда-то у них уже были дети. Двое братьев. Одного звали Каин, а другого Авель. Но однажды они поссорились. Их теперь с ними нет. Но Адам и Ева очень счастливы, что имеют Сифа.

В этом месте рассказа дети почувствуют, что в жизни первых людей существовал грех и печаль, но понимают также, что Бог хотел, чтобы они были счастливы. Очень знаменательно то, что история Сифа помещена в начале Библии. Вот это и нужно осознать детям. Когда они будут старше, расскажешь им, к чему приводит зависть и полностью ознакомишь их с историей об Авеле и Каине.

Пример:

На следующих страницах Библии рассказано о Ное. Будет ли ето понятно для 4-х и 5-летних? Большинству из них будет нравиться рассказ, в котором действует так много животных. Содержание рассказа позволяет провести различные формы занятий с детьми. Но зто повествование все же трудное. Надеемся, что оно не будет рассказано таким образом: «Дождь шел и шел. Все люди в городах утонули, также и птицы и все маленькие дети...»

Нельзя так рассказывать, а особенно маленьким детям. Не лучше ли так: «Бог спас Ноя, его семью, отдельных зверей, потому что очень их любил. Пусть они быстрее покидают ковчег, так как опять светит солнышко».

ТЕМАТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ

Темы повествований должны быть связаны между собой. Нельзя выбирать интересные рассказы с одной, а потом с другой части Библии, особенно, когда события происходят в разное время и действуют в них разные герои. Если, к примеру, желаешь осенью представить серию рассказов из Ветхого Завета, то должен увязать их тематически и логически с рассказами, связанными с приближающимся праздником Рождества.

Известен пример учителя, который в одно воскресенье рассказывал детям об Иосифе и его прекрасной разноцветной одежде, а на следующей неделе об Иосифе и Марии, путешествующих в Вифлеем. Никакой ребенок не поймет, что это два Иосифа, разделенные между собой сотнями лет истории.

ПАСИ ОВЕЦ МОИХ

Следует быть очень осторожным, рассказывая библейские истории.

Пример:

Во время утренней встречи учитель рассказал детям об Иисусе, Который умер на кресте. Когда отец перед обедом предложил: «Помолимся», Аня запротестовала: «Нет не нужно, Иисус уже умер». Вечером учитель расскажет детям о воскресении, но Аня не захочет об этом слушать, ибо очень прониклась смертью Иисуса.

Этот пример учит, как важно, чтобы дети возвращались домой с Доброю Вестью. Когда ты рассказал детям о крестной смерти, пропой также песнь о воскресении. Безусловно, им об этом расскажешь, говоря, к примеру: «Завтра будем встречать великий праздник» или «На следующей неделе у нас будет праздник Пасхи». Ведь мы знаем, что у нас тогда произошло, не правда ли? (Дети могут об этом уже знать, благодаря объяснениям, связанным с пропетой песней).

Нельзя позволить детям вернуться домой с известием, что Иисус мертв. Им всегда следует напоминать о воскресении из мертвых. История о распятии Христа и Его воскресении из мертвых произведет на детей очень большое впечатление и потому еще, что они почувствуют, какое большое значение это имеет для нас.

Может быть, ты сам хранишь в памяти еще со времен детства образ Голгофы. Это может быть гора с огромным деревом.

Пример:

Накануне Пасхи мама говорит Яне: «Если завтра будет хорошая погода, выйдем на улицу». Но на следующий день идет дождь. Яна беспокоится. Часто спрашивает маму: Почему мы не можем выйти? Ведь не сильно льет». Мама спрашивает: «Почему ты обязательно хочешь выйти?» На это Яна отвечает: «Нам нужно идти на гору и снять с креста Иисуса».

Еще пример:

Двое братьев в возрасте пяти и семи лет думают о воскресении из мертвых. Когда мама входит в спальню к детям, видит, что младший мальчик лежит на полу с раскинутыми руками. Второй держит молоток и хочет прибить его руки к полу. «Что вы делаете?» – вскрикнула мама. Мальчик отвечает: «Я хотел посмотреть, это действительно так сильно болит, как говорил нам учитель».

Этот второй пример показывает нам, каким нужно быть осторожным, рассказывая о святых делах Божиих. Учитель должен был обращать внимание детей не на боль, а на план Божий, благодаря которому Иисус спасает от грехов тебя и меня.

ПОВТОРЕНИЕ

В работе с младшими детьми очень важную роль имеет повторение материала. Чем чаще они слышат данный рассказ, тем больше он им нравится. Они любят, чтобы им читали известное сказание много раз, без труда замечают опущенные фрагменты текста, ибо знают его уже наизусть. Это же касается и Библии. Дети быстро вспоминают библейские сказания, также смогут подсказывать рассказывающему. В программе занятий необходимо отводить время на повторение и вопросы. Младшие дети еще не много знают, но должны иметь время для запоминания и повторения.

Материал учебника «Воскресная школа» том 1

(учебное пособие для преподавателей воскресных школ)

Международный Славянский Христианский Институт

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ: РОЖДЕНИЕ - ОДИН - ДВА - ТРИ ГОДА

Христианская педагогика. К.О. Генкель (сборник статей, издание «Библия для всех»)

  Характеристики Потребности
Ф И З И Ч Е С К И Е 1.Постоянно активен 2.Жаждет проявления 3.Спонтанен, импульсивная реакция 4.Чувствительная нервная система 5.Здоровье хрупкое, выносливость ограничена 6.Разница в зрелости. 7.Слабые мышцы, нет координации. 8.Укороченные ноги в пропорции к телу - около 0,6 м 1.Свобода и место для активных действий 2.Использование материалов, которые ребенок может видеть, слышать и трогать, обонять, ощущать на вкус 3.Концентрация интереса - использование всех пяти чувств. 4.Избегать любой спешки и напряжения - спокойствия и затянувшихся программ. 5.Хорошее состояние здоровья, время для отдыха и восстановления. 6.Программы, приспособленные к индивидууму. 7.Использование крупных мышц - рисовать, лепить и т.д. 8.Стулья определенного размера - играть в игрушки и т.д. в пределах досягаемости
У М С Т В Е Н Н Ы Е 1.Любит повторение и порядок 2.Богатое воображение, поддаются внушению 3.Узкий опыт, конкретное восприятие, буквальное мышление. 4.Ограниченное знание, словарный запас 5.Неразвитые музыкальные способности 6.Невозможность сосредоточиться надолго (не более 2,5 - 3 минут) 7. «Короткая память» 8.Любопытство 9.Задает бесчисленное количество вопросов 1.Использовать хорошо знакомое 2.Использовать истории, говорить о том, что они означают 3.Расширение опыта, избегать абстракций и символов 4.Использовать предметы, рисунки, «детский язык» 5.Использовать музыкальные программы 6.Разнообразные виды деятельности. 7.Часто повторять самое основное - простые предложения или указания. 8.Подготавливать материал, вызывающий интерес. 9.Отвечать на вопросы просто - избегать детальных ответов
С О Ц И А Л Ь Н Ы Е 1.Индивидуализм и эгоцентризм 2.Зависимый и требующий внимания. 3.Подражание 4.Негативизм, желание удовольствий. «Нет» - первое, чему учатся. 5.Усиленный интерес к игре 1.Проявлять индивидуальную заботу, планировать время для свободной игры, развивать социальную сознательность. 2.Ребенок нуждается в постоянном присмотре. Осознайте, что он безответствен. 3.Должный образец поведения, важность позиции, согласие слова и дела. 4.Положительное приятие его действий, некоторая твердость, осознание сотрудничества (Не спрашивай - но ГОВОРИ!) 5.Оборудовать комнату пособиями для содержательных игр.
Э М О Ц И О Н А Л Ь Н Ы Е   И   Д У Х О В Н Ы Е 1.Робкий, эмоционально чувствительный   2.Любящий, нежный   3.Пробуждающаяся духовность, естествен- ное доверие   4. Способен к поклонению   5.Полон трепета и удивления   6.Робкий.   7.Чувствительный к духовной атмосфере.   8.Пластичный, чувствительный, поддающийся обучению   9.Растущее чувство правильного и неправильного. 1.Создать свободную, теплую атмосферу 2.Обратить к Господу, развить осознание Бога и Его любви к ребенку. 3.Личная поддержка, доверие к Личности 4.Обращая к Господу, нельзя недооценивать способности 5.Возбуждение сенсорных ощущений, ценить цвет, красоту, радость молитвы. 6.Противодействовать при помощи рассказа о заботливом Боге, историях о детях, которые преодолели страх. 7.Спокойствие, христианская атмосфера, чувствительность к нуждам и реакциям ребенка. 8.Говорить истину, не учить тому, чему ребенок не должен быть научен. 9.Различать правильное и неправильное, поощрять правильное, заповеди, установленные Богом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: